Специфика объектов искусства.




Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что:

— во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание;

— во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы;

— в-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой познания окружающей действительности.


Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой — в процессе создания нового духовного богатства.

Основные этапы процесса художественного творчества.

Готовность к работе.

Предпосылки творческой деятельности появляются тогда, когда возникает потребность эмоционального отклика на какие-то явления действительности.

 

2. Появление замысла.

Часто толчком к появлению замысла служит нечто, необычно притягивающее внимание и потому мобилизующее и концентрирующее силы на одной задаче. Рождение замысла субъективно воспринимается как большое событие.

Разработка замысла.

«Стратегия творчества» с одной стороны, определяется художественным методом, а с другой — индивидуальным стилем деятельности.

Состояние вдохновения.

Вдохновение– это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники.

В момент достижения вершины вдохновения происходит согласование трех основных базисных сторон психики: образного чувственного отражения; понятийного логического мышления и эмоций.

Идентификация.

Отождествление себя с рожденным воображением персонажем — единственный путь постижения иной психологии, и на этом пути художника ждут неожиданные открытия. Сопереживание рождает эмоциональный мир произведения

Поиск формы произведения.

Иногда форма возникает непроизвольно, в порыве творческого вдохновения. Если замысел выношен, внутренняя модель произведения создана, она может достаточно легко вылиться в единственно возможную для данного содержания форму. Однако чаще поиск формы произведения достаточно мучителен. Важной психологической особенностью этого периода является раздвоение внимания художника в процессе работы. Воображение рождает художественный образ, который эмоционально переживается, увлекает мастера, а интеллект критикует, выверяет, выстраивает, отвергая находки воображения. Весь этот труд подчинен творческому замыслу.

Доработка произведения.

Иногда для завершения работы необходима опора на реальную модель. Реализация замысла, удовлетворяя долго мучившую художника потребность, дает ему особое эстетическое наслаждение. Иногда стремление к совершенству заставляет переделывать уже законченное произведение.

Проверяется воздействие произведения на первых слушателей, читателей, зрителей, и порою их реакция вносит существенные поправки в созданное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: