В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализации компетентностного подхода в учебном курсе «Финансы организаций (предприятий)» должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.
Таким образом, согласно утвержденному учебному плану удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 18 часов.
Интерактивные образовательные технологии,
Используемые в аудиторных занятиях
Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии |
Лекция | 1. Проблемная лекция- знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Тема № 2 «Особенности финансов организаций (предприятий) различных организационно-правовых форм» Сценарий проведения занятия: Лекция проводится с заранее запланированными ошибками, которые студенты должны обнаружить в ходе дискуссия с преподавателем. 2. Лекция-дискуссия с разбором конкретной ситуации, изложенной в виде учебного фильма на тему №4 «Финансовые ресурсы организаций (предприятий) и источники их формирования». Сценарий проведения занятия: Просмотр видеофильма сопровождается необходимыми комментариями преподавателя. По окончанию просмотра фильма студента вовлекаются в дискуссию по наиболее проблемным вопросам просмотренного материала. |
СЗ (в рамках СПЗ Т.6) | Обсуждение докладов слушателей на тему № 6 «Формирование финансовых результатов деятельности организаций (предприятий)», Сценарий проведения занятия: Студенты выступают с докладами по данной теме, после выступления студенты вместе с преподавателем разбирают достоинства и недостатки того или иного инвестиционного проекта. |
ПЗ (в рамках Т. 8) | Занятия с применением затрудняющих условий на тему № 8 «Финансовая несостоятельность организаций (предприятий)» Сценарий проведения занятия: Студенты формируются в группы (4-5 групп). Преподаватель выдают исходный материал для принятия оценочного суждения. По окончании решения группы выявляют финансово-неустойчивое предприятие |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
Промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций
Согласно реализуемой в Университете рейтинговой системы, учет и оценка знаний, умений и уровня приобретенных компетенций у студентов осуществляется в два этапа.
Наименования этапов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, позволяющих оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций, представлены в таблице ниже.
Наименование этапа контроля | Коды оцениваемых компетенций |
1 ЭТАП: «Текущий контроль успеваемости», который включает: | |
- Текущий рейтинг | ОК-1, ПК-8 |
- Выполнение домашней письменной работы1 | ОК-5, ПК-7 |
- Контрольный рубеж в виде решения тестовых заданий2 | ОК-13, ПК-13 |
2 ЭТАП: «Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины», который включает: | |
- Самостоятельная подготовка к экзамену | ОК-5, ОК-13 |
- Письменный контроль (экзамен) | ПК-7,ПК-13 |
1 – Кейс-задание в виде расчетно-аналитической задачи
2 – компьютерное тестирование
Содержание и технология применения оценочных средств
Первый этап «Текущий контроль успеваемости» включает:
1. Текущий рейтинг – оценка текущей учебной деятельности студента на протяжении семестра (активности на занятиях, отношения к учебе, посещаемости).
2. Выполнение домашней письменной работы в виде решения комплексной задачи (данная часть оценки отражает уровень самостоятельной проработки материала дисциплины и качество внеаудиторной самостоятельной работы). Условия заданий формируются преподавателем по результатам освоения пройденных тем с учетом формы обучения студентов.
Пример содержательной части домашней
Письменной работы (кейс-задания)
Текст задания
Задача 1
Определите показатели финансовой устойчивости, при следующих данных:
Актив | Сумма средств (тыс. руб) | Пассив | Сумма средств (тыс. руб) |
Внеоборотные активы | Капитал | ||
Оборотные активы: | Долгосрочные пассивы | ||
Запасы | Краткосрочная кредиторская задолженность | ||
Краткосрочные финансовые вложения | Краткосрочные займы | ||
Касса | Кредиторская задолженность | ||
Расчетный счет | |||
Дебиторская задолженность | |||
Прочие оборотные активы | |||
Баланс |
Задача 2
Дайте оценку деловой активности предприятия, если выручка от продаж составила 159500(тыс. руб)
Актив | Сумма средств (тыс. руб) | Пассив | Сумма средств (тыс. руб) |
Внеоборотные активы | Капитал и резервы | ||
Оборотные активы: | Долгосрочные пассивы | ||
Запасы | Краткосрочная кредиторская задолженность | ||
Денежные средства | Доходы будущих периодов | ||
Краткосрочные финансовые вложения | Кредиторская задолженность | ||
Дебиторская задолженность | |||
Баланс |
3. Пройти контрольные рубежи в виде решения тестовых заданий в центре тестирования и мониторинга образовательного процесса (наличие данного этапа определяется учебным планом для конкретных форм обучения в рамках реализуемой ООП);