Социальная защита населения: принципы и источники.




Предмет макроэкономической теории: ее общая характеристика.

Макроэкономика – наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей.

1933-впервые применяется термин макроэкономика в статье норвежского ученого Рагнар Фриш.

Основная особенность данного подхода заключается в том, что функционирование национальной экономики характеризуется с позиций, отметающих детализацию, связанную с характеристикой специфики различных секторов экономики, поведения отдельных фирм и до-мохозяйств. В данном разделе экономики рассматриваются главным образом глобальные проблемы функционирования и развития национальной экономики.

К ключевым проблемам макроэкономики относятся:

– формирование объема и структуры общественного продукта;

– факторы и механизм экономического роста;

– причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

– взаимодействие денежного и реального секторов экономики;

– природа и социально-экономические последствия инфляция;

– факторы, регулирующие занятость в масштабах национальной экономики и определяющие уровень безработицы;

– воздействие государственной политики на результаты функционирования национальной экономики и тенденции их изменения;

– влияние на состояние и развитие национальной экономики международных экономических связей.

Основоположником современной макроэкономической теории стал британский экономист Дж. М. Кейнс в 1936г., который разработал научную концепцию, объясняющую возникновение конъюнктурных колебаний в экономике, а также предложил специальную программу действий правительства по преодолению депрессии и сглаживанию экономического цикла.

Центральными звеньями теории Кейнса являются следующие положения. Во-первых, отказ от классической доктрины о плавном саморегулировании рыночной экономики. Кейнс доказывал, что рыночная экономика такой способностью не обладает и, следовательно, не гарантирует полную занятость, стабильность цен и высокий уровень выпуска. Отсюда логически вытекал вывод о необходимости проведения стабилизационной макроэкономической политики государства. Во-вторых, признание определяющей роли спроса в формировании экономической конъюнктуры. В-третьих, понимание национальной экономики как целостной системы, обладающей свойством эмерджентности, т. е. несводимости характерных черт ее функционирования к свойствам образующих ее элементов.

Явления и процессы, изучаемые макроэкономикой, так или иначе затрагивают жизнь каждого человека. И производителей, и потребителей интересует динамика общего уровня цен, влияющая на изменение их благосостояния. Людей, ищущих работу, интересуют перспективы расширения деловой активности фирм; а менеджеров фирм, прогнозирующих динамику спроса на свои товары, – изменение доходов потребителей. Не менее важна роль макроэкономических проблем в международных отношениях.

Это определяется тем, что паритеты национальных валют, состояние общей экономической конъюнктуры и платежного баланса различных стран являются основными факторами, влияющими на возможность взаимовыгодного международного сотрудничества.

Важность изучения макроэкономики - выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи.

Различают 2 вида макроэконом. анализа:

1. ex post– национальное счетоводство, т.е. анализ статистических данных

2. ex ante – прогнозирование и моделирование экономических процессов на основе определенных теоретических концепций.

Социальная защита населения: принципы и источники.

Социальная защита населения- система мер, защищающих любого гражданина страны о экономической и социальной деградации в результате безработицы, потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости, а также предоставление мед. услуг и пособия семьям с детьми.

Финансирование соц.защиты может быть централизованным и государственным, а также может осуществляться работодателем и потенциальным получателем.

Социальная политика государства имеет проблему минимальных и максимальных границ. Минимальные границы соц. вмешательства гос-ва зависит от множества факторов: историч, полит, экономич..

Максимал.соц. вмешательство определяется из следующих принципов:

1) размеры соц. выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями гос-ва

2) не должно происходить снижение мотиваций к труду и инвестированию.

3) бюрократический аппарат, обслуживающий процесс перераспределения не должен быть чрезмерно большим и дорогим.

Гос-во непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхней предел увеличения номинальной з/п, а ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Устанавливает прожиточный минимум, исходя из этого ведутся переговоры между руков-ми компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров. Основная задача соц. экономики является формирование эффективной соц.защиты.

Сущность соц. политики состоит в необходимости поддержки того слоя населения, кот. само не может изменить материальное благосостояние. Соц.политика направлена на возможность сглаживания и ликвидацию соц. конфликтов в об-ве, которые могут вызвать разрушение эконом. взаимосвязей.

Направления соц. политики связано с ее адресностью и обратной связью. Об-во должно иметь контроль над представлением соц.помощи с точки зрения соц. справедливости

Социальная политика финансируется за счет гос. бюджета.

В России право граждан на социальную защиту ГАРАНТИРОВАНО Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.

В России ОТВЕЧАЕТ ЗА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которым, в свою очередь, управляет Правительство Российской Федерации.

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.

ОБЕСПЕЧИВАЮТ СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ государственные ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ:

· Пенсионный фонд Российской Федерации

· Фонд социального страхования Российской Федерации

· Фонд обязательного медицинского страхования

ВИДЫСОЦ.ЗАЩИТЫ:

Государственные формы:

· Доступное здравоохранение

· Льготы

· Доступное образование

· Пенсионное обеспечение (Пенсия)

· Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг

· Меры социальной поддержки

Негосударственные формы:

· Добровольное социальное страхование

· Благотворительность

· Частные системы здравоохранения и др.

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Экономические ИСТОЧНИКИ социальной защиты
- средства налогоплательщиков (государственный бюджет);
- страховые средства работодателей и работников;
- общественная и частная благотворительность.

ПРИНЦИПЫсоциальной защиты:

· Принцип солидарности - принцип распределения социальной помощи только в зависимости от нуждаемости, без учета размеров уплачиваемых гражданами налогов и страховых взносов.

· Принцип субсидиарности - принцип распределения социальной помощи в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, что размеры страховых взносов и выплат определяются страхователями и страховщиками самостоятельно и что устанавливаются границы доходов, с которых страхователи обязаны платить взносы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: