Предмет макроэкономической теории: ее общая характеристика.
Макроэкономика – наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей.
1933-впервые применяется термин макроэкономика в статье норвежского ученого Рагнар Фриш.
Основная особенность данного подхода заключается в том, что функционирование национальной экономики характеризуется с позиций, отметающих детализацию, связанную с характеристикой специфики различных секторов экономики, поведения отдельных фирм и до-мохозяйств. В данном разделе экономики рассматриваются главным образом глобальные проблемы функционирования и развития национальной экономики.
К ключевым проблемам макроэкономики относятся:
– формирование объема и структуры общественного продукта;
– факторы и механизм экономического роста;
– причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
– взаимодействие денежного и реального секторов экономики;
– природа и социально-экономические последствия инфляция;
– факторы, регулирующие занятость в масштабах национальной экономики и определяющие уровень безработицы;
– воздействие государственной политики на результаты функционирования национальной экономики и тенденции их изменения;
– влияние на состояние и развитие национальной экономики международных экономических связей.
Основоположником современной макроэкономической теории стал британский экономист Дж. М. Кейнс в 1936г., который разработал научную концепцию, объясняющую возникновение конъюнктурных колебаний в экономике, а также предложил специальную программу действий правительства по преодолению депрессии и сглаживанию экономического цикла.
Центральными звеньями теории Кейнса являются следующие положения. Во-первых, отказ от классической доктрины о плавном саморегулировании рыночной экономики. Кейнс доказывал, что рыночная экономика такой способностью не обладает и, следовательно, не гарантирует полную занятость, стабильность цен и высокий уровень выпуска. Отсюда логически вытекал вывод о необходимости проведения стабилизационной макроэкономической политики государства. Во-вторых, признание определяющей роли спроса в формировании экономической конъюнктуры. В-третьих, понимание национальной экономики как целостной системы, обладающей свойством эмерджентности, т. е. несводимости характерных черт ее функционирования к свойствам образующих ее элементов.
Явления и процессы, изучаемые макроэкономикой, так или иначе затрагивают жизнь каждого человека. И производителей, и потребителей интересует динамика общего уровня цен, влияющая на изменение их благосостояния. Людей, ищущих работу, интересуют перспективы расширения деловой активности фирм; а менеджеров фирм, прогнозирующих динамику спроса на свои товары, – изменение доходов потребителей. Не менее важна роль макроэкономических проблем в международных отношениях.
Это определяется тем, что паритеты национальных валют, состояние общей экономической конъюнктуры и платежного баланса различных стран являются основными факторами, влияющими на возможность взаимовыгодного международного сотрудничества.
Важность изучения макроэкономики - выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи.
Различают 2 вида макроэконом. анализа:
1. ex post– национальное счетоводство, т.е. анализ статистических данных
2. ex ante – прогнозирование и моделирование экономических процессов на основе определенных теоретических концепций.
Социальная защита населения: принципы и источники.
Социальная защита населения- система мер, защищающих любого гражданина страны о экономической и социальной деградации в результате безработицы, потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости, а также предоставление мед. услуг и пособия семьям с детьми.
Финансирование соц.защиты может быть централизованным и государственным, а также может осуществляться работодателем и потенциальным получателем.
Социальная политика государства имеет проблему минимальных и максимальных границ. Минимальные границы соц. вмешательства гос-ва зависит от множества факторов: историч, полит, экономич..
Максимал.соц. вмешательство определяется из следующих принципов:
1) размеры соц. выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями гос-ва
2) не должно происходить снижение мотиваций к труду и инвестированию.
3) бюрократический аппарат, обслуживающий процесс перераспределения не должен быть чрезмерно большим и дорогим.
Гос-во непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхней предел увеличения номинальной з/п, а ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Устанавливает прожиточный минимум, исходя из этого ведутся переговоры между руков-ми компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров. Основная задача соц. экономики является формирование эффективной соц.защиты.
Сущность соц. политики состоит в необходимости поддержки того слоя населения, кот. само не может изменить материальное благосостояние. Соц.политика направлена на возможность сглаживания и ликвидацию соц. конфликтов в об-ве, которые могут вызвать разрушение эконом. взаимосвязей.
Направления соц. политики связано с ее адресностью и обратной связью. Об-во должно иметь контроль над представлением соц.помощи с точки зрения соц. справедливости
Социальная политика финансируется за счет гос. бюджета.
В России право граждан на социальную защиту ГАРАНТИРОВАНО Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.
В России ОТВЕЧАЕТ ЗА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которым, в свою очередь, управляет Правительство Российской Федерации.
Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.
ОБЕСПЕЧИВАЮТ СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ государственные ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ:
· Пенсионный фонд Российской Федерации
· Фонд социального страхования Российской Федерации
· Фонд обязательного медицинского страхования
ВИДЫСОЦ.ЗАЩИТЫ:
Государственные формы:
· Доступное здравоохранение
· Льготы
· Доступное образование
· Пенсионное обеспечение (Пенсия)
· Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг
· Меры социальной поддержки
Негосударственные формы:
· Добровольное социальное страхование
· Благотворительность
· Частные системы здравоохранения и др.
Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.
Экономические ИСТОЧНИКИ социальной защиты
- средства налогоплательщиков (государственный бюджет);
- страховые средства работодателей и работников;
- общественная и частная благотворительность.
ПРИНЦИПЫсоциальной защиты:
· Принцип солидарности - принцип распределения социальной помощи только в зависимости от нуждаемости, без учета размеров уплачиваемых гражданами налогов и страховых взносов.
· Принцип субсидиарности - принцип распределения социальной помощи в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, что размеры страховых взносов и выплат определяются страхователями и страховщиками самостоятельно и что устанавливаются границы доходов, с которых страхователи обязаны платить взносы.