Реализация социальных ролей.




Антоненков Валерий Анатольевич

Теория ГОРГ: инстинкт социального самосохранения против социальной энтропии

Аннотация.

В настоящей публикации автор излагает суть своей оригинальной гипотезы, названной им «Теория ГОРГ», о врожденной идеологической ориентации каждого человека по одному из четырех типов, получивших в политологии названия консерватизм, демократизм, социализм, либерализм. Идеологические разногласия и борьба приверженцев различных идеологий за первенство своей идеологии, по мнению автора, которое он обосновывает в своей теории, являются заложенным природой механизмом развития общества и регулятором самосохранения социума.

Ключевые слова: общество, сознание, подсознание, психология, психологический тип, психологические функции, мировоззрение, идеология, политика, социальная энтропия, социальная роль, инстинкт социального самосохранения, генетически ориентированные ролевые группы, социосфера, ГОРГ.

Theory GORG: the social instinct of self-preservation against social entropy

Abstract.

In this publication the author presents the essence of his original hypothesis, which he called "Theory GORG", about the inherent ideological orientation of each person is one of the four types, which received in science the name conservatism, democracy, socialism, liberalism. Ideological differences and the struggle between adherents of different ideologies for supremacy of their ideology, in the author's opinion, are the inherent nature of the mechanism of development of society and regulator of self-preservation of society.

Key words: society, consciousness, subconsciousness, psychology, psychological type, psychological functions, worldview, ideology, politics, social entropy, social role, social instinct of self-preservation, genetically oriented role-playing group, the sociosphere, GORG.


Введение.

Энтропия и энергия – взаимосвязанные природные факторы, от которых зависит не только существование и развитие материального мира, эволюция живого мира и человека, но и существование и развитие человеческого сообщества. Законом природы является неотъемлемое свойства энтропии – возрастать, а энергии – расходоваться в замкнутых нестабильных системах, что является угрозой для существования любой подобной системы. Человеческое сообщество можно считать условно замкнутой динамической системой, что требует от людей постоянных усилий по поддержанию на оптимальном уровне социальной энтропии и восполнению затрачиваемой энергии в целях стабилизации, а в конечном итоге сохранению социосистемы.

Для выживания человека, как существа биологического, природой предусмотрены регуляторы индивидуального поведения в виде животных инстинктов. Уместно предположить, что природой, для обеспечения самосохранения человека как существа социального, также предусмотрены некие внутренние регуляторы социального поведения человека, которые выполняют функцию «инстинкта социального самосохранения». Вероятно, этим регулятором должна быть внутренняя потребность человека к действиям, направленным на оптимизацию уровня энтропии в социальной среде и перераспределению социальной энергии.

Судя по тому, что животные инстинкты заложены на генетическом уровне и проявляются бессознательно, начинать поиск «инстинкта социального самосохранения», по всей видимости, необходимо с того же уровня.

Исходя из этих предположений, допустимо утверждение, что для выполнения человеком «миссии социального самосохранения», в него, на генетическом уровне, заложена некая программа, представляющая собой механизм преобразования генетической информации в некую подсознательную «социальную роль», которую человек должен выполнять в социуме для реализации этой миссии. Алгоритм этого преобразования, как «формулу миссии социального самосохранения» можно представить в виде последовательности прохождения программной информации: геном – психика – сознание – мировоззрение – идеология - социальная роль - реализация роли.

Рассмотрим подробнее этот алгоритм в предложенной последовательности на каждом этапе его реализации.

Геном.

Судя по косвенным данным, допустимо предположение, что алгоритм имеет четыре варианта реализации и заложен в геном каждого человека, в виде одной из четырех программ, реализуемых в виде одной из четырех возможных моделей поведения человека – двух повышающих энтропию (хаотических) и двух понижающих социальную энтропию (упорядочивающих).

Каждая из программ имеет две разновидности по энергопотенциалам – энергозатратную и энергосберегающую, то есть, всего программ-регуляторов поведения, с учетом обоих факторов, энтропийного и энергетического, соответственно восемь.

Очевидно, что программы парны и их действие, в соответствии с диалектическими законами, должно быть симметрично разнонаправлено как между парами, так и внутри пар, а выполнение миссии, для обеспечения динамического баланса социальных процессов, обусловлено одновременной реализацией всех четырех (восьми) программ одновременно.

Программы, вероятно, заложены в геном и распределены среди людей в соответствии с принципами, аналогичными принципам распределения по группам крови, которых также четыре, а с учетом резус фактора – восемь.

Идеальным состоянием для обеспечения максимальной эффективности действия регуляторов, можно считать такое, когда программы, распределены среди людей равномерно, их соотношение и взаимодействие в социуме сбалансированы. Реальная действительность, судя даже по распределению по группам крови, далека от идеала, но задача регуляторов и заключается в побуждении людей в любых условиях к действиям, являющимися проявлением «инстинкта социального самосохранения» и направленными на достижение, в большей или меньшей степени, сбалансированности между процессами хаоса и порядка, интеграции и дезинтеграции, гармонии и дисгармонии, рационального и иррационального в социуме.

Основываясь на вышеизложенном, всех людей, по заложенным в геном четырем базовым программам, можно условно разделить на четыре базовые группы – две «энтропийные» (иррациональные) и две «антиэнтропийные» (рациональные). А с учетом видов энергопотенциалов, очевидно деление соответственно на восемь групп - четыре энергозатратные и четыре энергосберегающие.

В моей гипотезе о существовании подобных групп, опубликованной впервые около десяти лет назад, эти группы названы генетически ориентированными ролевыми группами (ГОРГ).

Программные роли антиэнтропийных (или сокращенно антропийных) ГОРГ – внедрять и развивать процессы интеграции, структуризации, систематизации и упорядочения во всех социальных сферах – обществе и государстве, экономике и культуре. Роли энтропийных ГОРГ диалектически противоположны – препятствовать процессам структуризации и упорядочивания, не допуская их преобладания в социуме. Несмотря на то, что роли каждой из групп различны и противоположны, миссия, которую им предназначено выполнять, одна для всех - сохранение и стабильность социума, а выполнена она может быть только при сбалансированном совместном исполнении каждой из ГОРГ своих ролевых программ. Очевидно, что наиболее эффективно миссия может быть выполнена только при оптимальном соотношении исполнителей ролей.

 

Психика.

По всей видимости, одна из четырех (восьми) генетических ролевых программ начинает реализовываться с рождением ребенка, трансформируясь из генетического кода в подсознательную составляющую психики homo sapiens, так называемую психологическую основу. Психологическая основа человека – это врожденный психический базис, состоящий (по К.Г.Юнгу) из четырех психологических функций - интуиция, ощущение, чувствование, мышление и двух установок для каждой из функций – экстраверсия и интроверсия, заложенных в подсознание каждого человека в индивидуальном иерархическом, качественном и количественном соотношении.

В психике каждого конкретного человека присутствуют все четыре психологические функции, однако, наиболее сильно проявляется одна из четырёх, психологи-аналитики называют ее «программной». По проявлению и названию программной функции К.Г.Юнг условно разделил людей на четыре базовые группы психологических типов. Современные психологи называют эти группы соответственно: интуиты и сенсорики (иррационалы), этики и логики (рационалы). Установки психологических функций, по мнению психологов, противоположны по энергопроявлению: экстравертная - энергозатратная, интровертная – энергосберегающяя. То есть, с учетом энергопроявления, психологических типов восемь.

Четыре психологические функции врожденной психологической основы человека, являются, судя по совпадению основных признаков, проявлением соответствующих четырех базовых, а с учетом установок, восьми генетических ролевых программ.

Сознание.

Сознание человека, условно, можно разделить на две составляющие – врождённую и приобретённую.

Врождённая часть (подсознание) – часть внутреннего мира (психики) человека, заложенная в него на генетическом уровне с рождения, не формируемая разумом, но, в определённой степени, постигаемая и контролируемая им, являющаяся защитным механизмом для самосохранения и служащая основой для формирования полноценного сознания.

Состоит врождённая часть сознания из биологической основы – животных инстинктов и психологической основы – психологических функций и установок.

Инстинкт продолжения рода, инстинкт самосохранения - это врождённые защитные регуляторы поведения для обеспечения выживаемости человека как биологического вида.

Психологическая основа - это врождённая система ориентировки, определяющая индивидуальные особенности мировосприятия и миропонимания человека и обеспечивающая его существование и развитие как социального вида.

Психологическая основа, как было отмечено ранее, состоит из четырёх базовых психологических функций: двух рациональных – «логика», «этика» и двух иррациональных – «сенсорика», «интуиция», а также двух установок – экстравертной и интравертной для каждой из функций, находящихся в подсознании каждого человека в некотором индивидуальном иерархическом, качественном и количественном соотношении. Совокупность и взаимосоотношение функций и установок определяют направленность важнейшей из характеристик сознания человека – его мировоззрения.

Приобретённая часть сознания – это вторая составляющая сознания человека, формируемая по мере накопления жизненного опыта и наполнения сознания представлениями и знаниями об окружающем мире, посредством чувств и разума, в соответствии и с помощью врождённой системы ориентировки (психологической основы).

В совокупности, врождённая и приобретённая части сознания, являясь элементами общей внутренней психологической структуры человека называемой личностью, по мере его взросления формируют целостное сознание, индивидуальное мировоззрение, делают осмысленным, мотивированным и целенаправленным поведение человека.

Гармония между элементами структуры личности, существенный уровень самопознания врождённой и объема наполнения приобретённой частей сознания, делают человека развитой, гармонической, устойчивой личностью. В противном случае – вырастает психически неполноценная личность или, в особых случаях, психически больной человек.

Таким образом, исходя из изложенного, перефразируя известное выражение, можно сделать вывод о том, что бытие наполняет сознание, а подсознание ориентирует и направляет.

А если вспомнить исторический опыт развития человеческого общества, ориентирует и направляет волю, то есть практические действия активной личности на стремление к достижению её мировоззренческих представлений об идеалах и жизненно важных ценностях, как смыслу существования человека.

В этом, по всей видимости, и есть причина и назначение рождения вместе с «человеком разумным» части сознания (подсознания) – обеспечить самосохранение, дать ориентировку о жизненно важных ценностях, придать смысл существованию человеческой личности.

И в зависимости от уровня осознанности подсознания и наполнения сознания, поднимаясь по ступенькам внутреннего роста от уровня инстинктов к уровню гармонической личности, растёт и уровень жизненных целей человека. От того, какого уровня развития достигает личность, таковы и жизненные цели, таковы волевые устремления, таков и смысл жизни этой личности.

А в чём заключается наивысшая цель и высший смысл существования гармонической личности, каковы идеалы и высшие ценности, спрятанные, судя по приведённым ранее соображениям, глубоко в человеческое подсознание и доступные лишь личностям высочайшего уровня самопознания и развития?

Ответ на этот вопрос можно получить, изучая историю человечества, обобщив представления о наивысших идейно-духовных ценностях, которые формулировали выдающиеся личности, проникшие в глубины подсознания до уровня своих антропийных или энтропийных программ, передавая их в своих трудах и заветах из поколения в поколение, к которым лучшие представители человечества, стремились на протяжении тысячелетий.

 

Мировоззрение.

По мере роста человека как личности и наполнения его сознания знаниями и ощущениями об окружающем мире, формируется и его мировоззрение, ориентированное, в соответствии с программной функцией психологической основы, которых, если верить К.Г.Юнгу, как и базовых психологических типов - четыре. Соответственно и основы мировоззрения психологического типа формируется по одному из четырех вариантов ориентации личности. Мировоззренческая суть каждого из вариантов, со своими представлениями о смысле существования и основных ценностях в жизни человека, сформулированы и обобщены в идейных установках каждой из групп психологических типов, описание которых, по результатам многолетней психотерапевтической практики и психоаналитических исследований подробно и детально приведено К.Г.Юнгом в его фундаментальной работе «Психологические типы».

 

Идеология.

Сравнив идейные установки психологических типов и их мировоззренческие взгляды на идеальные принципы сосуществования людей, с одной стороны, и описание системных принципов и идей построения и существования человеческого сообщества, изложенных в трудах мыслителей и философов прошлого и обобщенных в известных современным социологам и политологам базовых идеологиях - либерализме, социализме, демократизме и консерватизме, с другой стороны, можно заметить их некоторое совпадение. («Демократизм» рассматривается автором как идеология, а не производное от названия формы правления, к чему привыкли многие.) Детальный анализ и сопоставление идейных установок психологических типов и основных положений четырех базовых идеологий, приводит к выводу об их идентичности и позволяет сделать неожиданное заключение о том, что либерализм – идеология интуитов, социализм – идеология сенсориков, демократизм – идеология этиков, консерватизм – идеология логиков.

Базовые идеологии, как мы помним из истории, формировались веками и формулировались по крупицам, по всей видимости, как озарения из подсознания лучших представителей соответствующих психологических типов.

Таким образом, можно заключить, что четыре базовые генетически ориентированные ролевые группы – это четыре базовые группы психологических типов, а четыре варианта базовых ролевых программ – это, заложенные в геном и сформулированные из подсознания соответствующих психологических типов, четыре базовые идеологии.

 

Социальная роль.

На сегодняшний день, если сформулировать основные идейно-духовные ценности и социально значимую направленность внутренних побудительных мотивов к действиям по их достижению последователей каждой из базовых идеологий, то коротко это можно представить так:

либерализм – свобода и независимость личности, подсознательная мотивация действий либералов – создание условий для достижения личного успеха каждого человека;

социализм – равенство и социальная справедливость, подсознательная мотивация действий социалистов – обеспечение условий для индивидуального благополучия каждого человека;

демократизм – гражданские права и свободы, нравственные отношения, подсознательная мотивация действий демократов – организация общества на основе общепризнанных принципов сосуществования;

консерватизм – законность и порядок, традиции и стабильность, подсознательная мотивация действий консерваторов – построение системы управления обществом на основе соблюдаемых всеми норм и правил поведения.

Анализируя ценностные ориентиры идеологий и направленность внутренних мотивов их сторонников (психологических типов) с точки зрения влияния на социальную энтропию, не трудно заметить, что идеологии иррациональных типов – интуитов и сенсориков (либералов и социалистов), это идеологии, призывающие к действиям, направленным на индивидуализацию и расслоение в обществе, центробежность и ослабление государственности, то есть направлены на повышение социальной энтропии. Идеологии рациональных типов – этиков и логиков (демократов и консерваторов), напротив, призывают к действиям, способствующим обобществлению и структуризации в обществе, центростремительности и усилению государственного устройства, таким образом направлены на понижение социальной энтропии.

Доминирование в обществе иррациональных психологических типов (ролевых групп) – социалистов и либералов (т.н. «левых»), особенно леворадикальных - коммунистов или анархистов, приводит к повышению социальной энтропии, ослаблению государства, нестабильности в обществе вплоть до революционной ситуации, гражданских беспорядков и даже войн.

Понижение энтропии в обществе и усиление государственного устройства происходит тогда, когда в нем доминируют рациональные ролевые группы, т.е. консерваторы и демократы (т.н. «правые»), но это чревато застоем, усилением бюрократии, авторитаризмом и даже тоталитаризмом, особенно если у власти правые радикалы – националисты или фундаменталисты.

Присутствие во власти «на равных» представителей всех четырех идеологий, т.е. желание найти «золотую» середину путем создания «центристских» - социал-демократических, консервативно-либеральных (право-левых) коалиций, приводит рано или поздно к «разброду и шатаниям» в обществе, недостаточной устойчивости и эффективности государственной власти.

Оптимальным вариантом политической организации социума, обеспечивающим движение и развитие общества, устойчивость и стабильность государственного устройства, можно считать активную политическую конкуренцию и чередование у власти (в условиях гарантированного выбора каждым членом общества) консерваторов и демократов (рационалов) при серьезной системной оппозиции социалистов и либералов (иррационалов). Подобная ситуация объективно соответствует оптимальному взаимодействию исполнителей социальных ролей, обеспечивающему приемлемый уровень социальной энтропии, баланс интересов и социальную гармонию в обществе, эффективное государственное управление по использованию ресурсов и социальной энергии общества.

 

Реализация социальных ролей.

Противоречивость базовых идеологий, с одной стороны, и внутренняя убеждённость в приоритете своей идеологии членов каждой из ГОРГ - с другой, порождают неизбежное противостояние, соперничество и борьбу между представителями различных ГОРГ за верховенство и господство своих идеалов и принципов в социуме. Каждая из ГОРГ считает свою идеологию и свои принципы (ролевую программу) наиболее правильными и именно на них должно ориентироваться общество, строиться и функционировать государство. Активные сторонники различных ГОРГ в той или иной форме, во все времена, пропагандировали в обществе свои идеи, пытались их внедрять в различных сферах деятельности, вступали в обществе в полемику и идеологическую конфронтацию. На определенном этапе исторического развития возникли предпосылки к тому, что внедрять в обществе свои идеи стало возможно не путем принуждения по праву сильнейшего, а через контролируемую систему назначаемой или выборной государственной власти. С этих пор, идеологическая конфронтация в обществе перешла в стадию политической борьбы за государственную власть.

Политика, как способ достижения идеологических целей (а зачастую просто меркантильных интересов и властных амбиций) через овладение государственными структурами, на ранних этапах принимала различные, в том числе насильственные формы борьбы – заговоры, бунты, путчи, перевороты, революции, гражданские войны. В прошлом веке, с развитием идей демократии и всеобщего выборного права, формы этой борьбы в развитых странах стали принимать цивилизованный облик. Активные сторонники каждой из базовых идеологий (члены соответствующих ГОРГ) объединяются в политические партии, в программах которых изложено, в виде целей и задач, приход к власти демократическим путем и внедрение, с помощью властных полномочий, желаемых принципов развития общества и государственного устройства.

В некоторых развитых государствах, в настоящее время, наблюдается нечто похожее на оптимальную политическую организацию общества произошедшее эволюционно, методом проб и ошибок, под действием заложенного природой регулятора, что подтверждает его наличие и действие. Но процесс эволюции, как известно, длителен и извилист. Несколько тысячелетий человеческой истории понадобилось для того, чтобы в настоящее время в отдельных национальных обществах прийти к формам правления, обеспечивающим оптимальное соотношение социальной энтропии и антропии, отдельным примерам стабильной государственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: