Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 23»
Творческий проект
«Мы – друзья природы»
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов и содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.
Краткая аннотация проекта
Данный проект реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 23» и раскрывает организацию работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Целью данного проекта является создание и совершенствование оптимальных условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
· Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
· Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
· Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
· Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
· Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
· Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
· Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
· Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Выше перечисленные задачи решаются в различных видах детской деятельности:
· во время непосредственной образовательной деятельности,
· в играх,
· на целевых прогулках,
· на экскурсиях,
· в совместной деятельности взрослого с детьми в режимные моменты,
· во взаимодействии с социумом.
В реализации проекта принимают участие:
- заведующий, старший воспитатель, учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Длительность реализации проекта – 1 год.
1 этап – подготовительный
август – сентябрь 2016 г.
· составление плана деятельности
· сотрудничество с родителями
· подбор литературных произведений
· подбор музыкальных произведений
· подготовка цикла бесед
2 этап – основной, организационно-практический
октябрь 2016 г. - апрель 2017 г.
Формы работы с детьми:
· Цикл занятий по познавательному блоку
· Занятие по художественной литературе.
· Занятие по изобразительной деятельности.
· Занятие по художественному труду
· Чтение рассказов и стихов
· Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен.
· Сюжетно-ролевые игры.
· Выставка рисунков-плакатов.
· Рассматривание плакатов, открыток, иллюстраций.
· Пополнение экологического уголка в группе.
Формы работы с родителями:
· Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом экологического воспитания детей.
· Просмотр фильмов о природе вместе с детьми.
· Привлечение родителей к книжной выставке произведений о природе.
· Совместные развлечения
· Участие в выставке совместных рисунков
· Участие в оформлении экологического уголка в группе.
Формы работы с педагогами:
· Изготовление атрибутов для сюжетных игр;
· Разработка конспектов занятий, сценариев развлечений;
· Оформление альбомов «Природа родного края» и др.;
· Посещение парков;
· Посадка деревьев и цветов на территории детского сада;
· Педагогический час на тему «2017 год – год экологии»;
· Консультации;
· Викторины;
· Деловая игра.
3 этап – заключительный май 2017 г.
· Выставка рисунков «Будем беречь природу»
· Праздник «Зеленые друзья»
· Конкурс экологических уголков на группах
План
работы по реализации проекта
Мероприятия с педагогами | Срок проведения | |
Подбор книг с экологическим содержанием | В течение года | |
Изготовление атрибутов для экологического уголка | В течение года | |
Оформление тематических папок | В течение года | |
Мероприятия с детьми | ||
· Беседы · Просмотр иллюстраций · Чтение художественной литературы | В течение года | |
Занятие познавательного цикла | В течение года | |
Интегрированное занятие | В течение года | |
Развлечения | Один раз в месяц по плану | |
Подборка наглядного и демонстрационного материала: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); | В течение года | |
Участие в дистанционных конкурсах по экологии | В течение года | |
Выставка детской литературы | Март-апрель 2017 | |
Оформление выставки детских рисунков «Красота родной природы» | Май 2017 г. | |
Просмотр презентаций на заданную тематику | В течение года | |
Праздник «Экологическая почемучка» | Май 2017 г. | |
Работа в экологических уголках | В течение года | |
Мероприятия с родителями | ||
Оформление тематических папок и рекомендаций для родителей | В течение года | |
Благоустройство территории ДОУ | Март – май 2017 г. |
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
· У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
· Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
· У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
· Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
· Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
· Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
· Пополнится развивающая среда в группе.
· Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
· Обогащение уровня экологических знаний родителей.
· Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
· Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
· Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Вывод
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
2. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
3. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
4. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
5. Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
6. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
7. Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
8. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
9. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
11. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
12. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
13. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
14. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
15. Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.
16. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
17. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
18. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
19. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
20. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва «Просвещение» 2002.
21. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011
3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009
4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011
6. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.
Часть 2, - М., Издательство: Баласс, 2006