Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.
Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды.
Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Использую эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.
Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов.
Различают следующие виды ставок:
– твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода;
– пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном соотношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;
– прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы;
– регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.
Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.
Типы налогообложения:
1. пропорциональный налог- не зависит от уровня дохода (прямые, коствен, подоход –не входят)
Прогрессивный
Регрессивный
В макроэкономике выделяют:
-автономные (аккордные налоги)- не зависят от уровня дохода
-подоходный налог- зависит от уровня налога
Функции налогов:
Различаю предельную и среднюю ставку налога
Мультипликатор налогов:
-мульт. автономных налогов
-мульт. подоходного налога
Мультиплик. сбалансированного бюджета: бюджет назыв. сбалансиров., если гос.закупки и налоги изменяются на одну и туже величину
Если госуд. закупки и автономные налоги на одну и туже величину, то это ведет к изменению совокупного дохода. причем равно на туже самую величину, что измен гос. закупок и налогов
- мультипликатор трансфертов
предельной склонностью к потреблению (mрс)
предельной склонностью к сбережению (mps
Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80-х гг. XX в. в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А.Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.
Согласно рассуждениям Лаффера чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера.
Нарисунке по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс – поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения Vувеличивается. Оптимальный размер ставки R1 обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V 1. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100 %-ном налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода. Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие и на динамику инвестиций.