Виды форм прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления.




ТЕМА 5. ФОРМЫПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Виды форм прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ». То есть народ России обладает всей полнотой власти на территории страны, а также на территории отдельных административно-территориальных единиц, в том числе муниципальных образований. Власть народа всеобъемлюща. Выраженная в различных формах, она охватывает все сферы общественной жизни, что же касается власти граждан того или иного муниципального образования, то она ограничена как территориальными пределами, так и характером функций МСУ. Власть граждан муниципального образования действует только в пределах данной территории. Власть народа распространяется в равной степени по всей территории страны.

В соответствии с ч.2 ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ. В ч.2 ст.130 Конституции определены основные формы непосредственной демократии применительно к МСУ. МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие ОМС. Таким образом, Конституция устанавливает открытый перечень форм непосредственной демократии при осуществлении МС, называя лишь важнейшие из них.

Федеральное законодательство, законы субъектов федерации, а также муниципальные нормативные акты детализируют и развивают формы непосредственной демократии в муниципальных образованиях. В этот перечень входят:

1. местный референдум

2. муниципальные выборы

3. собрания и сходы граждан

4. индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностным лицам МСУ

5. правотворческая инициатива граждан

6. территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС).

Законом предусматриваются также иные формы прямого волеизъявления граждан в системе МСУ. Так, ст. 28 ФЗ РФ 2003г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ» предусматривает такую форму непосредственной демократии как публичные слушания. Понятие и форму проведения публичных слушаний законодатель не раскрывает, предоставляя эту возможность самим муниципальным органам власти, однако указывает цель проведения таких слушаний - обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Кроме того, закон устанавливает перечень вопросов, которые в обязательном порядке должны выноситься на публичные слушания:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

 

Кроме того, в ст. 31 того же закона предусмотрена возможность проведения опроса граждан с целью выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Опрос граждан может проводиться по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Закон также не запрещает гражданам участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. Основные принципы, которые должны при этом соблюдаться это законность и добровольность.

 

Местный референдум.

 

Понятие «референдум» (от лат.) – прямое волеизъявление граждан, осуществляемое путем голосования по различным важнейшим вопросам общественной жизни. Референдумы по своим масштабам бывают всенародные, которые охватывают территорию всей страны, и локальные, имеющие распространение на определенную часть территории.

Законодательное определение понятия «местный референдум» дано в ст. 2 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (от 12.06.2002г.) (далее – Закон «Об основных гарантиях»), где местный референдум определяется как - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Иными словами, местный референдум – голосование граждан по вопросам местного значения. Однако законом установлен перечень вопросов, по которым референдум не может назначаться. Этот перечень устанавливается ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях»:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

Понятие местного референдума имеет свои отличительные признаки:

Местный референдум – это непосредственное осуществление гражданами муниципальных образований власти, источником которой в соответствии с Конституцией РФ является народ всей страны. Власть реализуется в данном случае путем прямого волеизъявления посредством голосования.

В референдуме принимают участие только те граждане, которые проживают на территории данного муниципального образования.

Локальность территории, где проводится референдум.

На референдуме решаются только вопросы местного значения.

Учитывая отличительные признаки местного референдума, как одного из институтов реализации принципа народовластия, можно дать следующее определение местного референдума (Постовой Н.В.):

Местный референдум – это осуществляемое в пределах муниципального образования, посредством голосования, прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муниципального образования, направленное на решение (обязательный референдум) или обсуждение (консультативный референдум) вопросов местного значения, отнесенных к компетенции МСУ, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъектов федерации, уставами муниципальных образований.

Принципы проведения референдума (в полной мере относятся и к выборам):

1. принцип всеобщего волеизъявления означает, что гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в границах муниципального образования имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. принцип равного волеизъявления означает, что участники выборов или референдума голосуют на равных основаниях и имеют при голосовании равное число голосов.

принцип прямого волеизъявления означает, что каждому гражданину предоставлено право участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению местного референдума и выборов лично. Каждый участник выражает свою волю самостоятельно.

принцип тайного голосования означает, что голосование на выборах и референдуме должно исключать возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Для обеспечения тайного голосования в помещении для голосования размещаются кабинки или иные специально оборудованные места.

принцип добровольного участия граждан в местном референдуме, т.е. никто не вправе оказывать принудительное воздействие на избирателя и принуждать его к участию (либо препятствовать) в референдуме.

Принцип свободного волеизъявления означает, что каждый гражданин, обладающий правом на участие в местном референдуме, голосует по своему собственному усмотрению, руководствуясь внутренним убеждением. Никто не вправе принуждать граждан голосовать вопреки их воле.

принцип законности означает, что местный референдум проводится в строгом соответствии с действующим законодательством. Это означает:

  • подготовка и проведение референдума должны осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов федерации, уставами МО;
  • нормативно-правовые и другие акты, издаваемые в связи с проведением референдума органами МСУ, комиссиями по проведению референдума, органами государственной власти, должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов федерации, уставам МО;
  • требованиям закона должны быть подчинены действия всех субъектов, принимающих участие в подготовке и проведении референдума, в том числе и действия граждан.

Контроль за реализацией принципа законности осуществляют органы МСУ, органы государственной власти, прокуратура и сами граждане МО, представители общественных организаций и движений, инициативных групп по проведению местного референдума, депутаты представительных органов различных уровней.

В местном референдуме (а также в муниципальных выборах) имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Порядок проведения местного референдума.

Согласно ст. 22 ФЗ РФ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (2003г.) решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума, состоящая из лиц, обладающих правом участвовать в референдуме, в количестве не менее 10 человек. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. Комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям законодательства - о направлении их в представительный орган МСУ;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Представительный орган МСУ обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям законодательства. Если представительный орган МСУ признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям законодательства, комиссия осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Далее инициативная группа занимается сбором подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума. Количество подписей должно составлять не менее 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом. Установленный законом субъекта Российской Федерации период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума должен составлять не менее 20 дней.

Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, является основанием для назначения референдума представительным органом МСУ в порядке, предусмотренном законом. В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта федерации или прокурора.

Финансирование местного референдума производится из двух источников:

1. за счет средств местного бюджета (составляются списки участников, формируются комиссии по проведению референдума, оборудуются всем необходимым участки для проведения голосования и т.д.)

2. за счет фонда инициативной группы, который создается для финансирования деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

Законом запрещается вносить пожертвования в фонды референдума иностранным государствам и иностранным юридическим лицам; лицам без гражданства; гражданам России, не достигшим возраста 18 лет на день голосования; международным организациям и международным общественным движениям; органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям и организациям; воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациям; анонимным жертвователям (гражданин рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства или если им указаны недостоверные сведения о себе; юридическое лицо рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты или если указаны недостоверные сведения); юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, референдуме и т.п.

Средства фондов референдума имеют целевое назначение и могут использоваться инициативной группой по проведению референдума только для деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, а иными группами участников референдума - только для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. Инициативная группа по проведению референдума обязана представить в комиссию по проведению референдума не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них - не позднее чем за 10 дней до дня голосования на референдуме, а итоговый - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов референдума) о размерах своего фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств фонда. Отчеты публикуются в средствах массовой информации.

Агитация. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, вправе в допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против участия в референдуме, за или против вопросов, выносимых на референдум. Агитация при проведении референдума может осуществляться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.

Порядок голосования. Время начала и окончания голосования на референдуме устанавливается законом, продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Каждый участник референдума голосует лично, голосование за других участников референдума не допускается. Бюллетени выдаются участникам референдума, включенным в список участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Голосование проводится путем нанесения участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор. Бюллетень заполняется участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Заполненные бюллетени опускаются участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

Законом «Об основных гарантиях» предусмотрен также порядок досрочного голосования и голосования вне помещения для голосования (ст.65, 66).

Референдум признается комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума.

Комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

Результаты местного референдума признаются недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;

б) в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума в соответствующем округе референдума;

в) по решению суда.

Официальное опубликование результатов референдума, а также данных о количестве голосов участников референдума, поданных за позиции "да" и "нет", осуществляется в средствах массовой информации комиссией местного референдума муниципального образования не позднее чем через один месяц после определения результатов референдума.

Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования. является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание нормативного правового акта, орган МСУ, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать один год.

Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления права граждан на участие в местном референдуме является гарантированность этого права со стороны государства. Действующее законодательство устанавливает систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав граждан на участие в референдуме, так и на предупреждение подобных нарушений. Особая роль в системе таких гарантий принадлежит конституционному праву на судебную защиту.

 

Муниципальные выборы.

 

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «Об основных гарантиях» выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Цитируемым законом установлено, что демократические, свободные и периодические выборы в органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Муниципальные выборы проводятся на основе тех же принципов, что и местный референдум, т.к. законодатель считает указанные формы прямого волеизъявления граждан равными, не подменяющими одна другую. Нормы, регулирующие порядок организации и проведения выборов, закреплены в нормативно-правовых актах трех разных уровней: федерального уровня, уровня субъекта федерации и уровня МСУ.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом МСУ в сроки, предусмотренные уставом МО.

Порядок проведения выборов, агитации и финансирования в целом схож с указанными процедурами местного референдума. Существенные отличия можно отыскать лишь в порядке выдвижения кандидатов на выборные должности в системе МСУ.

Согласно ФЗ РФ «Об основных гарантиях» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.

О выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление. Форма письменного уведомления и порядок его представления устанавливаются законом. В подаваемом заявлении указываются сведения биографического характера, адрес места жительства, паспортные данные, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства, и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Кроме того, в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные документы представляются кандидатом лично либо по его просьбе иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в иных случаях, установленных федеральным законом. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении.

Далее в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается. Вместо сбора подписей законом предусмотрена возможность внесения кандидатом избирательного залога. Избирательный залог – это определенная законом денежная сумма, вносимая из средств избирательного фонда кандидата, и являющаяся основанием (в случае соблюдения всех остальных условий) для регистрации кандидата. Избирательный залог является альтернативой сбору подписей. В случае регистрации кандидата на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от устанавливаемого законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.

При наличии заявления о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей, или внесенного избирательного залога соответствующая избирательная комиссия регистрирует кандидата.

Активным избирательным правом обладает гражданин России, достигший 18 лет, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Пассивным избирательным правом (правом быть избранным в органы местного самоуправления) обладает гражданин Российской Федерации, достигший возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год на выборах в органы МСУ). Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

Результаты выборов определяются избирательной комиссией после окончания голосования.

Итоги голосования признаются недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей, на момент окончания голосования;

в) по решению суда.

Официальное опубликование (обнародование) общих результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: