Общие правила подготовки юридических документов:
Семь ступеней подготовки:
1. Понять, кому адресован документ; Адресат документа - широкое понятие. Для того чтобы представить себе адресата, мы должны установить, кто будет его читать и в каких целях. К адресатам документа относятся все лица, которые когда-либо будут с ним знакомиться. Это может быть широкий круг читателей. Значит, юрист должн выявить специфические особенности различных категорий адресатов с тем, чтобы подготовленный документ был доступен всем читателям.
Здесь надо понять:
а. Отношение адресата: дружественное/враждебное;
b. Образовательный уровень и жизненный опыт адресата;
с. Как будет использован документ.
2. Собрать фактический материал; Сбор всех относящихся к делу фактов также является решающим предварительным шагом для успешной подготовки документа.
3. Знать закон; На всех стадиях работы над документом мы должны знать закон. До начала процесса подготовки документа следует ознакомиться с незнакомыми областями права, имеющими отношение к документу. Сбор фактического материала практически невозможен, если не известны факты, имеющие юридическое значение, которые необходимо установить. В ходе сбора фактического материала можно обнаружить, что требуется обратиться к разделу закона, с которым мы не знакомы. Знание закона имеет важное значение на всех стадиях подготовки документа, поскольку позволит избежать таких негативных последствий как судебные споры или налоговые проблемы.
4. Систематизировать, организовать материал и подготовить общую структуру; Теперь нужно систематизировать, организовать материал и подготовить общую структуру документа на основании полученной информации, прежде чем облекать документ в текстовую форму. Тем самым мы избежим непреднамеренных пропусков и обеспечим логическую последовательность изложения. При этом должна быть обеспечена не только логическая связь между разделами документа, но и логическое развитие мысли в каждом разделе.
а. Перечислить факты.
b. Перечислить категории.
с. Упорядочить категории и тд.
5. Тщательно изложить; Даже хорошо организованный документ не всегда достигает своей цели, если он плохо написан. Более того, небрежно подготовленный документ может породить тяжбу. Поэтому пятая ступень процесса подготовки юридического документа - "тщательно изложить" - имеет исключительно важное значение.
Перед нами стоят три основные задачи:
а. Соблюдать ясность изложения
b. Использовать соответствующую тональность
с. Соблюдать краткость изложения.
6. Предусмотреть возможные последствия;
а. Еще раз рассмотреть адресатов документа и собранные факты, варьируя их один за другим, чтобы предсказать возможные последствия.
b. Мысленно пройтись через все операции или события, чтобы убедиться, сохранит ли документ юридическое действие:
(i) безупречен ли он с точки зрения материального и процессуального права и интерпретационных и этических норм?
(ii) соблюдена ли внутренняя последовательность с точки зрения существа документа?
с. Проверить организацию документа, чтобы убедиться в его логическом построении.
d. Проверить язык документа с точки зрения точности, тональности и краткости.
е. Проверить визуальную привлекательность документа.
7. Отредактировать и переписать.
а. Переписать и пересмотреть расположение материала и формулировки.
b. Провести корректуру, исправить ошибки.
с. Рассмотреть документ в целом, несколько раз перечитав его для выявления и исправления ошибок, допущенных на различных этапах процесса подготовки.
Общие требования к юридическому документу:
Документ, составленный квалифицированным юристом должен отвечать следующим требованиям:
1) Должен быть ясным, не нести двусмысленности, содержащиеся в документе предписание должно являться социально адекватным и выполнимым, тест должен быть юридически грамотным.
2) Общеэстетический вид документа: особая предметная и графическая структура или архитектура правового текста, правовая символика, юридические конструкции, существующие стандарты оформления тех или иных правовых документов, разнообразные реквизитные правила, а так же разработанные процедуры подготовки и принятия тех или иных юридических документов. (Художественное оформление и размещение реквизитов. Текст красный или чёрный; гриф – секретно или нет; место, время, дата составления документа; печать; лицо, составившее его. Требования, касающиеся бланков: гербовая специальная бумага, с водяными или какими-либо другими знаками.)
3) Обязательное условие составления юридически действительных документов – знание и права, и законодательства соответствующего государства или государств.
Невыполнение требований – юридическая ничтожность документа.