Организация управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования




Организация управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования представлена на следующих уровнях: федеральном, региональном и местном уровне.

На рисунке 2 отобразим органы управления жилищно-коммунальным комплексом.

 

Федеральный уровень
Региональный уровень
- Региональные министерства и службы  
Местный уровень
- Структурные подразделения местной администрации муниципального образования
- Министерство строительства и ЖКХ РФ; - Министерство энергетики РФ; - Федеральная служба по тарифам.  

 


Рис.2. Органы управления жилищно-коммунальным комплексом

Система органов управления ЖКХ включает:

Во-первых, федеральный уровень. На федеральном уровне управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляется исполнительной властью, к которой относятся:

1) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

2)Министерство энергетики Российской Федерации;

3) Федеральная служба по тарифам.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации участвует в разработке проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти в области государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере. В полномочия ведомства также входит мониторинг и анализ состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет нормативно – правовое регулирование в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.

Федеральной службы по тарифам осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике [26].

Управление жилищно-коммунальным комплексом на федеральном уровне производится, как правило, на решении следующих вопросов:

- формирование нормативной законодательной базы;

- финансирование крупных инвестиционных проектов;

- государственное регулирование тарифов;

- методическое обеспечение деятельности отрасли;

- повышение эффективности деятельности предприятий ресурсосбережения, энергосбережения и.т.д.

Во-вторых, региональный уровень. На региональном уровне управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляется региональными министерствами и службами.

На региональном уровне принимаются конкретные решения, разрабатываются программы, а так же инвестиционные проекты. В виду комплексных задач, которые стоят перед предприятиями жилищно- коммунального комплекса региона, при стратегическом планировании развития отрасли рассматриваются в увязке с муниципальным уровнем, с функциональными программами, а так же с деятельностью смежных отраслей.

В-третьих, муниципальный уровень, который представлен структурными подразделениями местной администрации муниципального образования.

Например:

1) Комитетом ЖКХ администрации муниципального образования. К функциям комитета, как правило, относится:

- регулирование функционирования муниципального жилищного фонда коммунальной инженерной инфраструктуры;

- регулирование функционирования муниципальных объектов коммунальной инженерной инфраструктуры;

- регулирование функционирования муниципальных сооружений коммунальной инженерной инфраструктуры;

- регулирование функционирования муниципальных сетей коммунальной инженерной инфраструктуры.

2)Управление жилищно-коммунального хозяйства, в чьи функции входит:

- взаимодействие с предприятиями и организациями сферы ЖКХ муниципального образования;

- принимать участие по приему законченных капитальным ремонтом объектов, которые находятся в муниципальной собственности;

- принимать участие в разработке концепций, программ, прогнозов развития муниципального образования в сфере ЖКХ;

- формировать муниципальный заказ на выполнение работ, а так же оказания услуг по эксплуатации, содержанию и ремонту объектов жилищного фонда, которые находятся в муниципальной собственности;

- осуществлять контроль качества предоставления жилищных и коммунальных услуг населению муниципального жилищного фонда;

- осуществлять контроль за соблюдением правил и норм санитарного состояния придомовых территорий жилищного фонда муниципального образования;

- создавать условия, которые являются необходимыми для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

- осуществлять контроль за соответствием жилых помещений муниципального жилищного фонда;

- осуществлять обследование жилых помещений, которые находятся в муниципальной собственности;

- осуществлять контроль за сохранностью жилых помещений муниципального жилищного фонда;

- и др.

3) Управление ЖКХ и энергетики, которое организовывает в границах муниципального образования электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение населения, водоотведения, снабжение населения топливом. Также Управление вправе:

- организовывать содержание и ремонт муниципального жилищного фонда; организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; содержать места захоронения муниципального образования;

- создавать условия для управления многоквартирными домами и выполнение полномочий собственника муниципального жилищного фонда;

- подготавливать документы на перевод жилых помещений в нежилые;

- подготавливать документы на переустройство и перепланировку жилых помещений;

- ведение реестра управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов;

- организовывает сбор и вывоз твердых бытовых отходов, утилизацию, а так же переработку отходов производства и потребления;

- принимают участие в организации благоустройства и озеленения муниципального образования;

- организовывает конкурсы на право управления многоквартирынми домами;

- и др.

4)Профильные комитеты ЖКХ территориальных администраций городского округа, осуществляющие государственную политику в сфере ЖКХ на муниципальном уровне и обеспечивающие функционирование систем обеспечения жизнедеятельности населения на территории муниципального образования.

К профильным комитетам ЖКХ относят:

- Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства муниципального образования;

- комитет жилищно-коммунального хозяйства;

- отдел капитального строительства и эксплуатации жилых сооружений;

- управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства;

- комитет по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству;

- управление администрации по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и благоустройству.

В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Управление муниципальным жилищно-коммунальным комплексом относится к компетенции поселений. Так, на муниципальные районы возлагаются следующие межпоселенческие функции:

- организация электроснабжения в границах муниципального района;

- организация газоснабжения в границах муниципального района;

- содержание автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями;

- строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями;

- организация утилизации бытовых и промышленных отходов;

- организация переработки бытовых и промышленных отходов;

- содержание межпоселенческих мест захоронения;

- оказание ритуальных услуг [34, с.83].

Рассмотрение организации управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования целесообразно начать с отображения структуры управления ЖКХ. Для большей наглядности представим ее на рисунке 3.

Принципы муниципального управления ЖКХ
Специфика муниципа-льного управления ЖКХ
Особеннос-ти муниципа-льного управления ЖКХ
Потребности
Объекты управления

 

 


Субъекты управления

Интересы
Методы муниципального управления ЖКХ
Функции муниципального управления ЖКХ
Задачи муниципального управления ЖКХ

 


Рис.3. Структура механизма управления ЖКХ [30, с.96]

Следует заметить, что к структуре механизма управления в ЖКХ на муниципальном уровне можно отнести:

1) формирование эффективных взаимосвязей в сфере жилищно-коммунального комплекса между субъектами и объектами на уровне муниципалитета, понимание сущности экономических отношений участников в сфере жилищно-коммунального комплекса сквозь призму взаимодействия и реализации экономических потребностей и интересов человека;

2) определение принципов муниципального управления жидищно-коммунального комплекса.

К ним можно отнести:

- принцип инициативы и самостоятельности;

- принцип административной централизации;

- принцип структурности и взаимосвязи;

- принцип приоритетных задач и направлений;

- принцип инвестиционной привлекательности;

- принцип равной социальной защиты и справедливости;

- принцип взаимного доверия и ответственности;

- принцип инновации и модернизации;

- принцип научности.

3) определение специфики муниципального управления жилищно-коммунального комплекса, которые базируются на количественных и качественных показателях;

4) определение особенностей муниципального управления жилищно-коммунального комплекса, формирующиеся под воздействием факторов:

- эндогенного;

- экзогенного;

5) определение методов муниципального управления жилищно- коммунального комплекса.

К общим относятся следующие методы:

- административно – распорядительные;

- экономические;

- социально – психологические;

- инновационные;

6) формирование функции муниципального управления жилищно-коммунального комплекса.

Общими функциями являются:

- планирование;

- организация;

- мотивация координации;

- контроль.

Частными функциями считают:

- непосредственное согласованное управление конкретным предприятием;

- непосредственное согласованное управление группой предприятий однородной направленности.

В свою очередь, специфика частных функций определяет набор следующих факторов:

- экономических;

- производственных;

- социальных;

- географических;

- демографических;

- экологических;

7) формирование задач механизма муниципального управления жилищно-коммунального хозяйства.

К общим относятся:

- формирование стратегии и тактики управления объектами жилищно-коммунального хозяйства муниципалитета;

- внедрение новых форм и методов хозяйствования;

- совершенствование организации управления;

- развитие конкурентных отношений;

- управление обеспечением надлежащего состояния предприятий жилищно-коммунального комплекса и эффективным предоставлением необходимого уровня и качества услуг населению;

- решение вопросов муниципального благоустройства и дорожного строительства;

- осуществление, в соответствии с законодательством, контроля над деятельностью системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования [30, с.96].

Таким образом, механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне представляет собой проводник любых управленческих решений.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: