Виды экономической деятельности | Их сущность |
¾ | Процесс движения товаров и услуг от одного участника экономической деятельности к другому. |
Распределение | Процесс распределения доли, в которой участники хозяйственной деятельности участвуют в произведённом продукте. |
|
|
|
|
10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте пропущенные слова.
Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место _______________(1) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(2) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(3) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(4) философии. В качестве _______________(5) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(6), общественного класса. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) предметы
Б) субъект
В) социальная группа
Г) жизненные позиции
Д) человек
Е) рассудок
Ж) способности
З) представления
И) основной вопрос
11. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) знания
2) мировоззрение
3) ценности 4) установки 5) убеждения
12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об ответственности личности, и одно предложение, раскрывающее его социальные черты.
13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах мировоззрений, и одно предложение, раскрывающее особенности формирования мировоззрений.
14. Назовите три отличия человека от животного.
15. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести её из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?
1) информация
2) капитал
3) земля и природные ресурсы
4) предпринимательские способности
16. Гражданин К. основал компанию по развитию Интернет-сервисов, набрал персонал программистов, формирует клиентскую базу. Какой фактор производства иллюстрирует данный пример?
1) технологию
2) капитал
3) предпринимательство
4) информацию
17. Общество с ограниченной ответственностью организовало добычу и разлив артезианской воды. К какому фактору производства можно отнести воду?
1) земля
2) капитал
3) труд
4) предпринимательство
18. Трактор, приобретённый фермерским хозяйством для сельскохозяйственных работ, относится к такому фактору производства, как
1) земля
2) капитал
3) труд
4) предпринимательство
19. Фирма «Модница» занимается пошивом стильной женской одежды. Модели, разработанные фирмой, демонстрировались на неделе мод в Москве и были отмечены дипломами жюри. Что (кто) на примере фирмы соответствует такому фактору производства, как труд?
1) ткани, закупленные на аукционе
2) оборудование пошивочного цеха
3) закройщики, швеи, модельеры
4) арендованное фирмой здание
20. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Самосознание личности включает в себя элементы самопознания и самоотношения. (Б) В качестве основных методов самопознания выступают самонаблюдение и самоисследование. (В) Человек, по– видимому, и становится человеком, постигая себя, свою сущность. (Г) Со всей очевидностью можно утверждать, что человек понимает, какой он есть, сравнивая себя с другими людьми, изучая отношение к себе других людей.
Определите, какие положения текста носят: 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
21. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Думается, уклонение многих граждан от участия в голосовании представляет серьезную угрозу для демократии. (Б) Демократия предполагает обязательное влияние народа на власть, на принятие политических решений. (В) Если люди не ходят на выборы, тем самым, они, порой сами не осознавая этого, самоустраняются от политики. (Г) Усомнимся в том, что развитие демократических ценностей возможно при высоком уровне аполитичности в обществе. Определите, какие положения текста носят: 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
22. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется
1) критерием истины
2) объективной истиной
3) относительной истиной
4) абсолютной истиной
23. Мышление образами — обязательная составляющая познания
1) художественного
2) научного
3) мифологического
4) житейского
24. Какой вид знания включает в себя законы, принципы, понятия, концепции?
1) повседневный опыт
2) теоретические знания
3) народная мудрость
4) художественный образ
25. Относительная истина — это знание
1) ложное
2) неполное
3) непроверенное
4) необоснованное
26. Абсолютная истина, в отличие от относительной
1) добывается только научным путем
2) является исчерпывающим знанием о предмете
3) требует усилий для своего понимания
4) содержит объективное знание о предмете
27. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно
1) опирается на здравый смысл
2) использует понятия и суждения
3) создается в результате познавательной деятельности
4) соответствует предмету познания
28. Несомненное, раз и навсегда установленное знание — это
1) научное понятие
2) относительная истина
3) народная мудрость
4) абсолютная истина
29. И абсолютная, и относительная истина
1) содержит объективное знание о предмете
2) добывается только научным путем
3) никогда не может быть опровергнута
4) является исчерпывающим знанием о предмете
30. Относительная истина, в отличие от абсолютной
1) содержит объективное знание о предмете
2) всегда опирается на здравый смысл
3) может быть со временем опровергнута
4) является результатом чувственного и рационального познания
31. Практика как критерий истины включает
1) научный эксперимент
2) научные понятия
3) теоретические обобщения
4) статистические методы
32. Рационально-логическое познание выступает в качестве высшего этапа процесса познания человеком окружающего мира. Для него характерно
1) постижение на основе ощущений некоторых внешних признаков и свойств предметов и явлений
2) формирование представлений о сходных и различных внешних признаках предметов и явлений
3) проникновение в суть познаваемых предметов и явлений, установление общих закономерностей их развития
4) восприятие целостного внешнего облика предмета объективного мира и его удержание в памяти
33. Истинным можно считать лишь то знание, которое
1) очевидно и его нельзя представить иначе
2) достаточно для успешного ведения дел
3) основано на доверии к авторитету великих учёных
4) соответствует объекту познания
34. Что из перечисленного относится к формам рационального познания?
1) суждение
2) память
3) представление
4) ощущение
35. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) знание, выраженное в доступной форме
2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом
3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека
4) знание, соответствующее интересам субъекта
5) знание, имеющее широкие возможности для распространения
6) знание, которое разделяет большинство людей
36. Примером несостоятельности рыночной системы может быть
1) высокая инфляция
2) низкая прибыль корпораций
3) менее эффективное, чем в других экономических системах, использование ресурсов
4) слабое материальное стимулирование хорошо работающих сотрудников
37. Государство в рыночной экономике
1) устанавливает равновесие на рынке товаров и услуг
2) стимулирует сбалансированный экономический рост
3) планирует, что и в каком количестве производить
4) определяет количество работающих на предприятиях
38. Государство в рыночной экономике
1) берет на себя организацию производства большинства товаров и услуг
2) осуществляет распределение экономических ресурсов
3) устанавливает цены на производимые на предприятиях товары
4) законодательно закрепляет многообразие форм собственности
39. отличительной чертой традиционной экономической системы является
1) постоянное расширение объемов производства
2) монополизация и бюрократизация экономики
3) преобладание ручного труда
4) государственное руководство хозяйственной деятельностью
40. Отличительной чертой административно-командной экономической системы является
1) сочетание государственного предпринимательства с частным
2) централизованное, директивное экономическое планирование
3) решение ключевых экономических проблем в соответствии с обычаями
4) быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции
41. Отличительной чертой рыночной экономической системы является(ются)
1) преобладание инфляции открытого типа
2) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра
3) наличие государственной собственности почти на все экономические ресурсы
4) незначительные темпы экономического роста
42. Командная экономика, в отличие от рыночной
1) порождает товарный дефицит
2) подвержена циклическим колебаниям
3) обеспечивает пропорции между производством и потреблением
4) создает условия для внедрения в производство технических достижений
43. Государство в условиях рыночной экономики
1) обеспечивает правовую защиту частной собственности
2) устанавливает цены на товары первой необходимости
3) централизованно распределяет ресурсы
4) определяет размеры ставок и окладов рабочих на предприятиях
44. Найдите в приведенном списке последствия рыночного регулирования экономики. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имущественное расслоение товаропроизводителей | 2) товарный дефицит |
3) заинтересованность в технических новинках | 4) полная занятость трудоспособных |
5) преодоление цикличности развития экономики |
45. Найдите понятие, которое является обобщаю щим для всех остальных понятий представленного ни же ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) земля | 2) трудовые ресурсы | 3) фактор производства |
4) капитал | 5) информация |
46. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) знания | 2) мировоззрение | 3) ценности |
4) установки | 5) убеждения |
47. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) ощущение | 2) представление | 3) суждение |
4) восприятие | 5) форма познания |
48. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют факторы производства.
1) предпринимательство | 2) труд | 3) ценные бумаги |
4) курс валют | 5) капитал | 6) земля |
49. (А) Нормальным называется товар, спрос на который увеличивается по мере роста дохода покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.
50. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Основная проблема для экономики — это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными ___________ (А) для их удовлетворения.
Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво. Это ___________ (Б) того, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные потребности, производя товары и услуги, т. е. экономические блага. При этом количество и качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического ___________ (В), расширения кругозора людей, моды, рекламы и т. д. Таким образом, потребности все время растут. А для того, чтобы их удовлетворить, нужны ___________ (Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ, называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для производства благ. Сначала считалось, что главный ресурс, главный фактор — это ___________ (Д), что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага. Позднее, в качестве непременного фактора признали ___________ (Е) в любой сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. С именем К. Маркса связано признание ___________ (Ж) как важнейшего фактора экономического развития.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) капитал | 2) производство | 3) возможности |
4) ресурсы | 5) прогресс | 6) нехватка |
7) информация | 8) земля | 9) труд |
51. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.
52. В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики.
«Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет — пара ботинок, раз в 50 лет — по одному костюму», — писал Л. Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».
О какой экономической системе пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще одну черту, присущую этой системе.