Сюжетные линии
Сюжет и герои произведений сопоставим сюжетные линии двух произведений. Как в „Рассказе моей бабушки“, так и в „Капитанской дочке“ события разворачиваются в заброшенной крепости Оренбургской линии — Нижне-Озерной в „Рассказе“,
Белогорской в „Капитанской дочке» Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. «Вид меловых гор на берегу Урала, который Пушкин наблюдал по дороге из Оренбурга в Уральск, дал название Белогорской крепости в «Капитанской
дочке», исторически не известной, но соответствующей по положению Татищевой». В гарнизонном быте Белогорской крепости Пушкин обобщил свои впечатления от уральских крепостей, полученные им во время поездки осенью 1833 года по местам, которые в XVIII веке были охвачены пугачевским восстанием. Личные наблюдения Пушкин дополнял материалами, использованными во второй главе «Истории Пугачева». Также с описанием Нижнеозерной крепости в повести А. П. Крюкова «Рассказ моей бабушки»: «...крепость наша с трех сторон была обнесена бревенчатым тыном, с двумя воротами и с востренькими башенками по углам, а четвертая сторона плотно примыкала к Уральскому берегу, крутому, как стена, и высокому, как здешний собор. Мало того, что Нижнеозерная была так хорошо обгорожена: в ней находились две или три старые чугунные пушки, да около полусотни таких же старых и закоптелых солдат, которые хотя и были немножко дряхленьки, но всетаки держались на своих ногах, имели длинные ружья и тесаки, и после всякой вечерней зари бодро кричали: с богом ночь начинается. Хотя нашим инвалидам
редко удавалось показывать свою храбрость, однако ж нельзя было обойтись и без них; потому что тамошняя сторона была в старину весьма беспокойна: в ней то бунтовали башкирцы, то разбойничали киргизцы — все неверные бусурманы, лютые как волки и страшные как нечистые духи. Они не только что захватывали в свой поганый плен христианских людей и отгоняли христианские табуны; но
даже подступали иногда к самому тыну нашей крепости, грозя всех нас порубить и пожечь. В таких случаях солдатушкам нашим было довольно работы: по целым дням отстреливались они от супостатов с маленьких башенок и сквозьщели старого тына» («Невский альманах на 1832 год». Защита Нижне-Озерной от „пугачевцев“ капитаном Харламовым и защита Белогорской — капитаном Мироновым. Далее, у Крюкова, в крепость на службу приезжает молодой офицер Бравин. Капитанская дочка Настя и Бравинвлюбляются друг в друга, но, благодаря движению на Оренбург Пугачева, Бравин отзывается в Оренбург и брак откладывается до конца ликвидации „пугачевского“ восстания. Аналогичная ситуация и у Пушкина. У Пушкина капитанская дочка Маша во время захвата крепости скрывается за перегородкой в доме попадьи Акулины Памфиловны („первой вестовщицы по всему околодку“), где происходит пиршество Пугачева. В «Рассказе» капитанская дочка Настя во время захвата крепости пугачевцами также скрывается за перегородкою в доме мельничихи, „первой вестовщицы“, в доме которой останавливаются „пугачевцы“ для победного пира. Изображение этой картины в „Капитанской дочке“ и в «Рассказе» близки. Так в „Капитанской дочке“ читаем: „Ради бога! где Марья Ивановна?“ — спросил я с неизъяснимым волнением.
„Лежит, моя голубушка, у меня на кровати, там за перегородкою“ — отвечала попадья. „Ну, Петр Андреич, чуть было не стряслась беда, да слава богу, все прошло благополучно; злодей только что уселся обедать, как она моя бедняжка очнется, да застонет!... Я так и обмерла. Он услышал: «А кто это у тебя охает, старуха?» Я вору в пояс: племянница моя, государь, захворала, лежит, вот уж другая неделя. — «А молода твоя племянница?» — Молода, государь. — «А покажика мне, старуха, свою племянницу». — У меня сердце так и иокнуло, да нечего было делать. — Изволь, государь, только девка то не сможет встать и придти к твоей милости. — «Ничего, старуха, я и сам пойду погляжу». И ведь пошел окаянный за перегородку, как ты думаешь, ведь отдернул занавес,
взглянул ястребиными своими глазами — и ничего... бог вынес. В „Рассказе моей бабушки“: „Громко, громко завыла я, повалившись на пол, за перегородкою. «Что это?» — вскричали разбойники, вскочив из-за стола и схватив свои сабли и пистолеты. «Эк вы перепугались, родимые», — сказала бабушкамельничиха насмешливо. — «А еще говорите: мыста хваты. Не бойтесь, сударики, садитесько на свое место. Это плачет моя девчонкавнучка.С ней бедной случается падучая». «Тото же», сказал Хлопуша, мрачно... «Однакож, сказал развеселившийсяХлопуша, за то, что твоя внучка нас перепугала, должна она выйти и попотчивать нас винцом». — «Ведь я говорю тебе, батькасвет, что она нездорова» — отвечала хозяйка. «Вздор! Заревел разбойник, я сам ее выведу» — и с этими словами шагнул за перегородку, вытащил оттуда меня полумертвую“. В романе Пугачев без агрессии воспринимает Машу, в «Рассказе»Хлопушавыводит Настю, довольный находкой. В романе А. Пушкина эта линия разворачивается и переходит к взаимоотношениям Маши и Швабрина, который будет держать Машу в заточениии,в «Рассказе»Хлопуша настойчиводобивается любви Насти, и спасает Настю только хитрость бабушкимельничихи. Таким образом, мы приходим к выводу: сюжетные линии в „Капитанской дочке“ и в „Рассказе моей бабушки“ имеют ряд совпадений: время действия времена Пугачева;
развертывание событий через взаимоотношения в «треугольнике»:
Гринев МашаШвабрин; Бравин НастяХлопуша;
Мотив спасения главной героини
Счастливое завершение любовных взаимоотношений главных героев произведений.
В „Капитанской дочке“ в центре пиршества Пугачев, а в „Рассказе моей бабушки“ — его первый помощник Хлопуша. В романе Маша скрывается в доме попадьи, в «Рассказе» Настя у знахарки мельничихи. И здесь и там события развертываются с момента осады крепости Пугачевым.
Капитан Миронов и комендант Шпагин
Капитан Миронов и комендант Шпагин. Формированию образа
капитана Миронова также способствовало знакомство Пушкина с «Невским альманахом на 1832 год», в котором была напечатана повесть А. П. Крюкова «Рассказ моей бабушки». А. П. Крюков воспользовался в повести воспоминаниями дочери коменданта Нижне-Озерной крепости Харлова, который описан следующим образом: «Покойный мой батюшка (получивший капитанский чин еще при блаженной памяти императрице Елисавете Петровне) был он командовал как этими заслуженными стариками, так и прочими жителями Нижне-озерной — отставными солдатами, казаками и разночинцами; короче сказать, постаринному Командиром крепости. Батюшка мой (помяни господи душу его в царстве небесном) был человек старого века: справедлив, весел, разговорчив, называл службу матерью, а шпагу сестрою — и во всяком деле любил настоять на своем.понынешнемукомендантом.
Настя Шпагина и Маша Миронова
Главные героини произведений Настя и Маша, были дочерями комендантов крепости. Обе девушки отличались хорошим домашним воспитанием и сильным характером. Характер Насти был чувствителен, но не слишком робок. Маша же в отличие от Насти была трусихой и боялась даже «выстрела из ружья», но, хотя Маша и была трусихою, она оказалась мужественной девушкой во время осады крепости. Ради любимого человека не побоялась отправиться к императрице Екатерине II, чтобы просить о помиловании Гринёва. Описывая внешность, авторы создают образы красивых девушек. «Маша была девушкой лет восемнадцати, со светлорусыми волосами, гладко зачёсанными за уши». Настя,как и Маша, тоже была девушкой красивой: «Мать природа щедро наградила её умственными и телесными качествами: была она румяна,как ночью пущенная бомба, бела, как солдатская перевязь, стройна, как флигельман, сладкогласна, как походная флейта, весела, как бивачный огонь». Настя жила с отцом, который её очень любил. Мать её умерла, прежде чем Настя научилась выговаривать её имя. Воспитывала её бабушка мельничиха, которую она очень любила. Маша же, в отличие он Насти, жила в семье с отцом и матерью, которые ее очень любили. В произведениях показываются взаимоотношения
девушек с их молодыми людьми. У Насти офицер Бравин, нравившийся ей более других. Никому она не хотела говорить о нём, и даже бабушке –
мельничихе. Это говорит о скрытности, робости Насти. Возможно, она боялась непонимания. У Маши тоже был любимый человек, хотя она сильно полюбила его, но не согласилась выйти за него замуж, так как, в отличие от Насти, Маша не получает благословение со стороны родителей, потому что родители Петра Гринева считают, что он должен, в первую очередь, нести службу.Таким образом, обе любовные линии развиваются так, что обе героини, остаются верными своему чувству, остаются любимыми своими молодыми людьми. «Капитанская дочка» по жанру роман, большая эпическая форма, и образ Маши Мироновой раскрывается полно и разносторонне. Маша представляется молодой девушкой скромной, умной, хозяйственной. Характер же Насти Шпагиной раскрывается несколько схематично, это обусловлено малым эпическим жанром рассказа. Но жанр рассказа не суживает возможности раскрыть характер Насти. О Насте мы можем судить, как о девушке хозяйственной, немного замкнутой, скромной, но храброй. Делая выводы по образам Насти и Маши, можно сказать, что обе героини играют в произведении ключевую роль, их судьбы развиваются параллельно, но индивидуально.
Швабрин и Хлопуша
Швабрин и Хлопуша. Чрезвычайно интересны отрицательные типажи двух произведений, они тоже сопоставимы. Хлопуша был есаулом Пугачева, он имел устрашающий внешний вид: «…высокий сутуловатый рост, широкие плечи, на длинной свинцовой роже страшные налитые кровью глаза, сверкающие из под густых, черных бровей, борода закрывала половину лица и доставала до пояса.На голове всклоченные и чёрные как смоль волосы».Швабринв романе А.С.Пушкина имел более привлекательную внешность: «…молодой, невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».Хлопуше очень нравилась Настя Шпагина, и он пытался понравиться ей любым способом. Однажды ночью он пришёл к ней в комнату и сказал ей: «Не бойся моя красавица, не бойся. Любовь не даёт мне покоя! Люби меня, будь моею, золотом засыплю тебя, в бархате, в парче ходить будешь только полюбименя». «Скорей умру!» закричала Настя. «Если так, я с тобой сделаюсь, упрямая». Из этого эпизода мы понимаем, что Хлопуша готов не только подкупом, но и силой добиваться любви Насти. Хлопуша напоминает сказочного персонажа своим описанием внешности и поединком с «нечистой силой». Автор подытоживает его образ словами: «Видел, дитя моё, картину страшного суда, которая поставлена на паперти здешнего собора. Видел на ней врага рода человеческого, притягивающего к себе большой цепью бедных грешников: ну вот таков был Хлопуша». Швабрин показывается человеком противоречивым. О его скверном характере мы узнаем не сразу. «Швабрин был очень не глуп. Разговор был остер и занимателен». Он ходил к Гринёву и Мироновым, и, казалось, был всем хорошим другом. Скверный характер Швабрина мы замечаем, когда он, будучи влюблен в Машу, описывает ее Гриневу «совершенной дурочкой» и выдумывает, будто Иван Игнатьевич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной. Это говорит о том, что Алексей Иванович склонен к подлости. Когда пугачевцыпришли в крепость, Швабрин сразу принял присягу перед Пугачевым, обстригся в кружок и надел казацкий кафтан. Следовательно, Швабрин был человеком – хамелеоном, предателем, ищущим выгоду в любой жизненной ситуации. Став временно главным в крепости, он шантажом выманил Машу из дома попадьи и запер ее в комнате, требуя, чтобы она вышла за него замуж. Доказательством зверств служит письмо Маши: «Он обходился со мною очень жестоко и грозился, что, если не одумаюсь и не соглашусь, привезет в лагерь к злодею и будет со мною то же, что с Лизаветой Харловой». Из анализа эпизодов можно сделать вывод о том, что Швабрин, как и Хлопуша, был человеком жестоким, готовым добиваться своего любым путем. Сопоставив Хлопушу и Швабрина, проведем между ними параллель как между людьми одинаково непорядочными и жестокими, готовыми переступить через все нормы человеческого общения.
Попадья и Бабушка-мельничиха
Образы «спасительниц» «Спасительницами» мы называем два женских образа, которые сыграли ключевую роль в жизни главных героинь: попадья и бабушкамельничиха. Общность характеров «спасительниц» проявляется: в спасении девушек от Пугачева и Хлопуши(обе выдают их за родственниц); обе имеют самоотверженный характер и смекалку.
Попадья и бабушкамельничиха сыграли «спасительную» роль в жизни Маши и Насти. Они привели их к себе в дом, чтобы спасти, выдали за своихродственниц. Это говорит о том, что они их очень любили и считали их самыми близкими людьми. Подвергая опасности свою жизнь, они думают о жизни дорогих им девушек.Попадья самая первая узнала о приближении Пугачева к крепости, и во время бунта привела к себе Машу в дом и выдала за свою племянницу. Если бы Пугачев узнал об обмане, он бы казнил и попадью,и Машу. Это говорит о том, что попадья была женщиной умной, смелой, способной на самопожертвование.Бабушкамельничиха так же, как и попадья, спрятала Настю у себя в доме, ведь она была ей почти матерью и вырастила ее на руках своих. В отличие от попадьи, бабушка – мельничиха выдала Настю за свою внучку, что спасло ее от Хлопуши. Этим бабушка мельничиха близка по духу попадье. Подытоживая сказанное по образам бабушки мельничихи и попадьи, можно сказать, что авторы создали смелых, мудрых героинь, готовых пожертвовать своей жизнью ради жизни дорогих им людей.
Савельич
В произведении «Капитанская дочка» есть еще один персонаж, который сыграл большую роль в жизни героев, это Савельич, ему нет мужской параллели в произведении А. П.Крюкова.
Гринев и Бравин
Гринев и Бравин. Литературные параллели можно провести не только между Машей и Настей, но и их молодыми людьми, людьми достойными и порядочными. Бравин, как и Гринев, был офицером, сильно любил Настю Шпагину. После согласия отца на свадьбу Бравин был при ней неотлучно. Когда пришел строгий командирский приказ поручику Бравину срочно отправится в Оренбург, нельзя представить, как всех их эта новость опечалила: «При прощании с ним я рыдала»; он утешал меня, но в его черных глазах тоже блистали крупные слезы». Судя по тому, что «Рассказ моей бабушки» по жанру рассказ, образ Бравина показывается схематично, о его «бравых» поступках мы можем только догадываться, о его делах и чувствах мы судим, по словам Насти и бабушки – мельничихи. Петр Гринев тоже военный, служил в Белогорской крепости. Там он впервыеувидел Машу. Гринев считал, что будет служить в Петербурге, но вместо вольной петербургской жизни «осужден» он был проводить свою молодость в Белгородской крепости. Мы не знаем о том, насколько образован был Бравин, а вот Гринев занимался самообразованием. Гринев стал читать, и в нем пробудилась охота к литературе: «По утрам я читал, упражнялся в переводах, аиногда и в сочинении стихов». Гринев полюбил Машу, и когда она ответила ему взаимностью, он был очень рад: «Эта мысль наполняла все мое существование». Но в отличие от Бравина, Гринев не получает родительского благословения и согласия на свадьбу, но так как для Маши родительское благословение было важно, она не согласилась выйти за него замуж. Это было препятствием счастью Маши и Гринева. Сюжетные линии двух произведений развиваются таким образом, что отношения Гринева и Маши, Бравина и Насти получают свое счастливое завершение. Делая выводы о характере Гринева и Бравина, можно сказать, что они оба были храбрыми, порядочными людьми, которые защищали и любили свою родину, своих любимых девушек. Оба этих молодых человека живут по напутствию Гринева старшего: «Береги платье снову, а честь смолоду», параллель между героями существует.
Вывод
В результате проведенного исследования образной системы и сюжетной организации произведений «Капитанская дочка» А.С.Пушкина и «Рассказа моейбабушки» А П. Крюкова я делаю вывод о том, что рассказ оренбургского писателя А.П. Крюкова является одним из источников повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Данные выводы значимы для нас с литературно краеведческой точки зрения. Они позволяют доказать важность поездки А. С Пушкина в край, подчеркивая самобытность и значимость произведения оренбургского писателя А. П. Крюкова.