ГЛОССАРИЙ ПО курсУ ДИСЦИПЛИНЫ




Требования к устному ответу по курсу «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ»

 

Студент в своем ответе должен:

· Показать понимание богословской и церковно-исторической проблематики.

· Обосновать заявляемые тезисы.

· Владеть необходимой фактологией: знать значимые лица и важные события в церковной истории каждого периода.

· Уметь проследить причинно-следственные связи церковно-исторических событий.

· Иметь представление о современном состоянии научно-богословской и церковно-исторической разработки вопроса.

Вопросы к экзамену

1. История Церкви - понятие о науке, источники церковной истории, отношение церковной истории к другим наукам. Периодизация истории Древней Христианской Церкви.

2. Начало истории Церкви, предпосылки распространения христианской проповеди. Политическое состояние Иудеи. Эллинистическое мировоззрение.

3. Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме. Устройство жизни в первой христианской общине. Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников.

4. Церковная иерархия первого века. История установления. Значение и служение епископов, пресвитеров и диаконов. Отличие от современного.

5. Первый Иерусалимский Апостольский Собор.

6. Ненависть к христианам в I - IV вв. Ее причины, психологические и религиозные. Состояние языческой религии. Отличие язычества от христианства.

7. Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Причины государственные и религиозные.

8. Гностицизм. Истоки и общая характеристика. Докетизм. Модализм.

9. Субординационизм. Ересь Маркиона.

10. Монтанизм. Содержание учения. Современные аналоги.

11. Покаянная дисциплина первых веков. Споры о допустимости второго покаяния.

12. История обращения в христианство императора Константина Великого. Миланский эдикт.

13. Арий, его учение. I Вселенский собор. Принятие Символа веры. Понятие единосущия Сына Отцу.

14. Борьба за Никейский Символ Веры в период между I и II Вселенскими соборами. Свт. Афанасий Великий.

15. Борьба за Никейский Символ веры. Великие Каппадокийцы: свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.

16. Разные направления в арианстве. Аномеи. Омиусиане. Смысл термина "подобосущие".

17. Юлиан Отступник. Проблема отношения христианства к языческой культуре. Попытка низвержения христианства.

18. Император Феодосии Великий. II Вселенский собор. Ересь духоборцев. Никео-Цареградский Символ веры. Возвышение Константинопольской кафедры.

19. Притязания Римских пап на первенство.

20. Монашество. Св. Антоний Великий. Отшельничество. Св. Пахомий Великий. Общежительное монашество.

21. Ересь Нестория. Позиция свт. Кирилла Александрийского. III Вселенский собор.

22. Ересь Евтихия. "Разбойнический" Эфесский собор.

23. IV Вселенский собор. Томас папы Льва. Христологическое вероопределение Халкидонского Собора. 28 правило Собора. Отношения Константинопольской и Римской кафедр.

24. Ересь монофизитства. Попытки компромисса. "Энциклика" императора Василиска, "Энотикон" императора Зинона.

25. Император Юстиниан Великий. Правление. Законодательство. Теория симфонии священства и царства. Церковная политика императора, участие в ней императрицы Феодоры.

26. V Вселенский Собор. Осуждение "трех глав". Осуждение Оригена.

27. Патриарх Сергий. Попытка компромисса православия и монофизитства. Моноэнергетизм. Монофелитство. "Экфесис" императора Ираклия.

28. Свт. Софроний Иерусалимский. Его жизнь, участие в богословских спорах.

29. Преп. Максим Исповедник. Борьба против монофелитства.

30. Римский папа св. Мартин Исповедник. Латеранский собор 649 г.

31. VI Вселенский собор. Вероопределение о двух энергиях и волях. Осуждение еретиков.

32. Пятошестой Трулльский собор. Корпус канонов.

33. Причины возникновения иконоборчества. Первые проявления.

34. Догматические основания и аргументы против иконопочитания.

35. Указ Льва Исавра. Первый эпизод гонения на св. иконы. Реакция христиан Эллады. Отношение римских пап: Григория II и Григория III.

36. Преп. Иоанн Дамаскин. Сочинения, догматическое учение. Выступление в защиту почитания св. икон.

37. Иконоборческий собор 754г. Его орос, анафематствование иконопочитания. Догматические основания.

38. Императрица Ирина. Патриарх Тарасий. История созыва VII Вселенского собора. Определение собора об иконопочитании.

39. Причины возобновления иконоборчества после VII Вселенского собора. Император Лев Армянин.

40. Преп. Феодор Студит. Ответ на возобновление гонений св. икон. Творения Феодора Студита. Учение о догматических основах иконопочитания.

41. Иконоборческие гонения при императоре Феофиле. Постиконоборческий период. Первое празднование торжества Православия. Отношение Римской Церкви к VII Вселенскому собору, ее позиция в вопросе об иконопочитании.

42. Монашество в Византии. Его роль в истории догматических споров. Главные монастыри. Монашество в Палестине и Сирии V - VIII вв.

43. История разногласий между римскими папами и константинопольскими патриархами. Их причины: политические, канонические, догматические, литургические.

44. Патриархи свт. Игнатий и свт. Фотий. Собор 860 - 861 гг.

45. Свт. Фотий и его противостояние Риму. Формулировка догматических и канонических расхождений Восточной и Западной Церквей, Собор 879 г. - 880 г. Его акты. Реакция римского папы.

46. События 1054 г. Патриарх Михаил Керруларий. Великий раскол.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПО курсУ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ (ДРЕВНЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ)»

Основная литература

1. Болотов, В. В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т.: Т. 1: Введение в церковную историю /Болотов В.В.; Под ред. А.Бриллиантов. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. – 234 с.

2. Болотов, В. В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т.: Т. 2: История церкви в период до Константина Великого /Болотов В.В.; Под ред. А.Бриллиантов. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. – 474 с.

3. Болотов, В. В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т.: Т. 3: История церкви в период вселенских соборов /Болотов В.В.; Под ред. А.Бриллиантов. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. – 340 с.

4. Болотов, В. В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т.: Т. 3: История церкви в период вселенских соборов /Болотов В.В.; Под ред. А.Бриллиантов. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. – 340 с.

5. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (До разделения Церквей – 1054 г.) /Поснов М.Э. Киев: Христиан. благотвор.-просвет. ассоц. "Путь к истине", 1991. – 614 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Агишев С.Ю. Гонорий I// Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 74-75.

2. Афиногенов, Д. Е. "Повесть о прощении императора Феофила" и Торжество Православия /Д. Е. Афиногенов.Москва: Индрик, 2004.- 191 с.

3. Баранов В.А. Иконоборчество // Православная энциклопедия. Том XXII. М., 2009. С. 31-44.

4. Безрогов, В. Раннехристианская школа в Александрии во II в. н.э. /Безрогов В. Вестник Университета Российской академии образования научно-теоретический журнал 2002. - № 4. С. 110 - 137.

5. Библия. Деяния святых Апостолов.

6. Бриллиантов, А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника /А. И. Бриллиантов. Сант-Петербург: Изд-во Олега Абышко, 2006. – 331 с.

7. Васильев, А. А. Лекции по истории Византии. Т.1. Время до эпохи крестовых походов (до 1081 года) /Васильев А.А. Петроград: Тип. Башмаков и К, 1917. – 355 с.

8. Герасименко, Н.В. Антоний Великий // Православная энциклопедия. Т.2. М., 2000. С. 659-664.

9. Деяния Вселенских Соборов. «Правила пято-шестаго собора». [Электронный ресурс]. Место хранения: кафедра теологии и религиоведения.

10. Деяния Вселенских Соборов. В 4-х т. Репринтное издание: Казанская духовная академия, 1908 г. Т. 1.

11. Деяния Вселенских Соборов. В 4-х т. Репринтное издание: Казанская духовная академия, 1908 г. Т. 2.

12. Деяния Вселенских Соборов. В 4-х т. Репринтное издание: Казанская духовная академия, 1908 г. Т.3.

13. Деяния Вселенских Соборов. В 4-х т. Репринтное издание: Казанская духовная академия, 1908 г. Т.4.

14. Диль, Шарль. Византийские портреты: пер. с фр. /Ш. Диль. Москва: Искусство, 1994. – 446 с.

15. Евсевий Памфил.Церковная история /Евсевий Памфил. Санкт-Петербург: Амфора, 2005. – 492 с.

16. Зайцев Д.В. Ива // Православная энциклопедия. Т. 20. М. 2009. С. 634-637.

17. Иларион (Алфеев), еп. Григорий Богослов // Православная энциклопедия. Т. 12. М. 2006. С. 668-712.

18. Карташев, А. В. Вселенские соборы /Карташев А. В. Клин: Христианская жизнь, 2002. – 683 с.

19. Кассиан (Безобразов), eп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт; Русский путь, 2001. – 560 с.

20. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется? М.: Издательство Олега Абышко. Серия: Библиотека христианской мысли, 2010 г. – 288 с.

21. Лебедев, А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до ХХ в. /А. П. Лебедев; под ред. М. А. Морозова. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. – 476 с.

22. Лебедев, А. П.Церковная история в свете предания: Исследования по истории древней Церкви /А. П. Лебедев. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005. – 318 с.

23. Лебедев, А.П. Духовенство Древней Вселенской Церкви от времен апостольских до IX века / Лебедев А.П. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. – 448 с.

24. Лебедев, А.П. История разделения церквей /А. П. Лебедев. Москва: Изд. Совет Русской Православной Церкви: Даръ, 2005. – 526 с.

25. Лебедев, А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, Х и XI веках: От конца иконобор. споров в 842 г., до начала Крестовых пох. /А. П.Лебедев. СПб: Алетейя, 1998. – 308 с.

26. Лебедев, А.П. Христианский мир и эллино-римская цивилизация. Исследования по истории древней Церкви /А. П. Лебедев. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005. – 352 с.: ил.

27. Лебедев, А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом /Лебедев А.П. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994 – 398 с.

28. Литвинова, Л.В. Василий Великий // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2006. С. 131-191.

29. Мухин В.С., Турилов А.А. Афон // Православная энциклопедия. Том IV. М., 2008. С. 103-181.

30. Никифоров М.В. Диодор Тарсийский. // Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2007. С. 228-234.

31. Никифоров, М.В. Апологеты раннехристианские // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 91-93.

32. Польсков К., свящ. Апостолы // Православная энциклопедия. Т. 3. М. 2001. С. 103-112.

33. Пономарёв, А.В. Гностицизм // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 627-638.

34. Раннехристианские апологеты II - IV веков: сборник статей: пер. и исслед. М.: Ладомир, 2000. – 189 с.

35. Сидоров, А.И. Богословские школы древней Церкви // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 525-530.

36. Сидоров, А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / Сидоров А.И. М.: «Православный паломник», 1998. – 528 с.

37. Сидоров, А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / Сидоров А.И. М.: «Православный паломник», 1998. – 528 с.

38. Скворцев, К. Философия отцов и учителей церкви (период апологетов): Сочинение /Скворцев К. Киев: Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – 472 с.

39. Тальберг, Н. История Русской Церкви /Н. Тальберг. Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. – 925 с.: ил.

40. Турилов, А.А.Венедикт Нурсийский // Православная энциклопедия. Т.7. М., 2000. С. 584-592.

41. Турилов, А.А. Григорий (Нисский) // Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 480-526.

42. Тюленев, В. М. Лактанций: Христианский историк на перекрестке эпох: с приложением перевода трактата "Божественные установления" / В. М. Тюленев. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. – 319 с.

43. Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета /Филон Александрийский. Москва: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2000. – 451 с.

44. Флоровский, Георгий. (Протоиерей). Восточные отцы церкви / Г. Флоровский; под ред. А. Н. Гопаченко. Москва: АСТ, 2002. – 637 с.

45. Храпов, А.В., Князький И.О. Гонения на христиан в Римской империи // Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 50-69.

46. Чекалова, А.А. Константинополь в VI веке: Восстание Ника /Чекалова А.А.; М.: Наука, 1986. – 176 с.

47. Читти, Д.Д. Град Пустыня: введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. – Пер. с англ. – СПб.,: Библиополис, 2007. – 320 с.: ил.

48. Чупрасов А.В. Вигилий папа Римский // Православная энциклопедия. Т. 8. М. 2004., С. 117.

49. Шмалий В., свящ. Аполлинарианство. // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 58-59.

50. Шмалий В., свящ. Аполлинарий. // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 61-62.

51. Шмалий В., свящ. Арианство // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 221-225.

52. Шмалий В., свящ. Арий // Православная энциклопедия. Т. 3. М,. 2001. С. 226-227.

53. Шмеман, А. Д. Исторический путь Православия /протоиерей Александр Шмеман; [ред. Е. Дорман]. Москва: Паломник, 2007. – 399 с.

54. Ястребов, А., свящ. Евсевий, еп. Кесарии Палестинской // Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 252 – 267.

 

 

ГЛОССАРИЙ ПО курсУ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ (ДРЕВНЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ)»

1. Александрийская богословская школа – основанная в 180 г. Пантеном в Александрии (Египет). Основное направление богословия – мистико-философское. Александрийская богословская школа признавала необходимость и пользу для христианского мировоззрения философии, которая в деятельности всех представителей александрийской богословской школы занимала почетное и важное место. Наиболее видные ее представители – Климент Александрийский (150 – 215 г.г.), Ориген (185 – 253), Афанасий Великий (293 – 373), Кирилл Александрийский (376 – 444).

2. Анахорет – отшельник, пустынник.

3. Аномеи (евномиане) – крайние ариане, настаивавшие на неравенстве по существу между Отцом и Сыном и учившие, что Сын произошел из ничего. Во главе их стоял Евномий каппадокийский, последовательнее других ариан опровергавший как омоусию, так и омиусию (единосущие и подобосущие).

4. Антиохийская богословская школа возникла раньше (до 180 г.) аналогичной школы в Александрии. Ее начало христианское предание относит к апостолу Павлу. Именно в Антиохии последователи Иисуса Христа «впервые начали называться христианами» (Деян. 11:19-30). Одним из первых преподавателей и руководителей школы был Лукиан. Характерной особенностью философской и богословской мысли представителей антиохийской школы был реализм и рационализм. Антиохийцы стремились к ясности и четкости своих выражений, при помощи диалектики и логики Аристотеля они стремились приблизить все представления и понятия, даже о сверхъестественном, к человеческому познанию. Крупнейшие представители - Кирилл Иерусалимский (315-386), Диодор Тарский (ок. 330-ок. 394), Иоанн Златоуст (ок. 347-14 сентября 407) и Феодорит Кирский (387 - ок. 458). Учениками антиохийской школы были знаменитые ересиархи Несторий (381 - 451) и Феодор Мопсуетский (ок. 350 - 428).

5. Апологеты – раннехристианские писатели II-III вв., создавшие особый жанр богословско-полемических сочинений - апологии, которые были посвящены рациональной защите истинности христианского вероучения от внешних нападок, как языческих, так и иудейских. Наиболее видные представители: восточные (писавшие на греческом языке) - Аристид, Иустин Мученик, Татиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, Ориген; Ириней Лионский, западные (писавшие на латинском языке) - Тертуллиан, Минуций Феликс.

6. Апостолы - (греч. ἀπόστολος - посол, посланник, от глаг. посылать греч. ἀποστέλλω) - ученики и последователи Иисуса Христа. В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа (Мф.10:2-4; Лк.6:13-15); в более широком - и к 70 ближайшим сподвижникам Церкви, называемым также апостолами от семидесяти.

7. Арианство – одна из древнейших ересей в христианстве, учившая о тварности Иисуса Христа и отвергнутая Церковью. Возникло в начале IV в. и в первое время получало официальную поддержку со стороны правителей Римской империи. Александрийский пресвитер Арий (256-336) учил, что было время, когда не было Сына. Он утверждал, что только Бог (Отец) безначален, и, следовательно, Христос был тварным человеком и не совечен Богу. Осуждение арианства стало мощным импульсом к формулированию ортодоксального учения о Троице, утверждающего полноту божественности во Христе как Сыне Божьем. Тем самым арианские споры сыграли решающую роль в развитии христианского понятия Бога.

8. Воскизм – строгая монашеская аскеза (жизнь под открытым небом и сырая пища), возник в Сирийской пустыне в V в. Широкого распространения не получил.

9. Гностицизм (др.-греч. γνῶσις «познающий») совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые появились в течение двух первых веков и в которых основные факты и учение христианства разработаны в смысле языческой (как восточной, так и эллинской) мудрости. От сродных явлений религиозно-философского синкретизма, каковы неоплатонизм, герметизм, гностицизм отличается признанием христианских данных, а от настоящего христианства – языческим пониманием и обработкой этих данных и отрицательным отношением к корням христианства в еврейской религии.

10. Дóгмат (греч. δόγμα — мнение, решение, постановление) – отдельная вероучительная истина, конкретное положение в целостной системе вероучения, явленной в Божественном Откровении и определенном Церковью.

11. Диакон (др.-греч. διάκονος — служитель) – в Древней Церкви близкие помощники епископов, имевшие свои литургические функции. Они проповедовали, и, кроме того, в древней Церкви диаконы очень часто становились преемниками епископов. «Апостольское предание» предписывало диакону доносить епископу обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн. Начиная с IV века прежнее служение диаконов отходит на дальний план в связи с выдвижением их богослужебной функции. В VII веке, согласно 16 правилу Трулльского собора, служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся».

12. Докетизм – раннехристианская гностическая ересь, утверждавшая о призрачности тела и телесной жизни Христа. Прямым следствием этого было утверждение, что ввиду нематериальности Христос не мог страдать и умереть на Кресте, а, следовательно, не мог и воскреснуть.

13. Духоборчество (македонианство) – христианская христологическая ересь. Основные идеи духоборчества основаны на арианских взглядах.Приверженцы духоборчества отрицали единосущие Святого Духа Богу-Отцу и Богу-Сыну, умаляя тем самым достоинства Святого Духа. Согласно духоборцам, Святой Дух не был Божеством, а в переносном смысле по своему действию был сотворен таким и является тварью.Одно из названий духоборчества происходит от имени архиепископа Константинопольского Македония, который не был причастен к ереси, но его именем после его смерти в 360 г. прикрывались еретики.

14. Единосущие (омоусия) – (греч. ομοούσιος)— богословское понятие, выражающее единство божественной природы (сущности) в Лицах Отца, Сына и Святого Духа. Слово “омоусиос”, прежде всего в смысле тождества Сына Отцу по признаку вечности, использовал уже Ориген. Идея единосущия активно вошла в патристику после I Вселенского Собора в Никее (325), в вероопределение которого “омоусиос” было включено Осием Кордубским и Александром Александрийским при участии Афанасия Александрийского в целях опровержения доктрины Ария (арианства).

15. Епископ – (греч. επίσκοπος надзиратель, блюститель) в христианском мире это название третьей, высшей степени церковной иерархии, совмещающей в себе всю полноту апостольской власти.

16. Ересь Евтихия (монофизитство) – христологическая ересь, исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) - Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу, в отличие от православного вероучения о двух природах Иисуса Христа — Божественной и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно. Монофизитство было основано константинопольским архимандритом Евтихием (Евтихом), поддержано Александрийским патриархом Диоскором и осуждено Православной Церковью на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в 451 году.

17. Иудаизм – самими иудеямисчитается продолжением ветхозаветной религии евреев, однако в христианском понимании это новая религия, возникшая приблизительно в одно время с христианством и как реакция на непризнание Иисуса Христа Мессией.

18. Канон – (греч. κανών, буквально прямой шест всякая мера, определяющая прямое направление). Во времена христианства это название еще в эпоху апостолов было усвоено тем церковным правилам, которые происходили от Христа и апостолов, или были установлены Церковью в пределах данных ей от Христа и апостолов полномочий, или, наконец, были установлены хотя и государством, но применительно к основанной на Божественных заповедях компетенции собственно церковной.

19. Каппадокийский синтез – терминологические нововведения, предпринятые великими каппадокийцами Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским для того чтобы внести ясность в образ единосущия Отца и Сына. Отсутствовал единый язык, на котором можно было бы обсуждать триадологический догмат. Термины были, но разные Поместные Церкви вкладывали в них свой смысл, отличный от других. Слово "единосущный" понималось всеми по-разному. В греческой философии, в частности, у Аристотеля, термины "сущность" и "ипостась" были практически синонимами, отличались лишь оттенками смысла и относились к сфере бытия. Они означали природу предмета. Каппадокийцы разграничили два термина, изменив их смысл. "Сущность" стала означать общее в предмете, а "ипостась" – частное в предмете. "Сущность" стала природой, а "ипостась" – личностью. Согласно этим изменениям сущность Божества и отличительные её свойства, т.е. неначинаемость бытия и Божественное достоинство, принадлежат одинаково Отцу, Сыну и Святому Духу. В то же время Отец, Сын и Святой Дух есть проявления Божественной природы в Лицах или Ипостасях, каждая из Которых обладает всей полнотой Божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой лишь личными (или ипостасными) свойствами. Кроме того, каппадокийцы отождествили понятия "ипостась" и "лицо". "Лицо" в греческой философии было термином описательного характера. Например, "лицом" называлась маска актера или юридическая роль на суде. Отождествив "ипостась" и "лицо", каппадокийцы перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого стало возникновение нового понятия, которого не знал античный мир. Это – термин "личность", и он стал означать нечто неповторимое, не сводимое к природе в индивидууме. Гениальность каппадокийского синтеза заключается в том, что с его помощью Церковь смогла выразить единство и различие Святой Троицы, одновременность монады и триады. Каппадокийцам удалось, базируясь на общедоступных философских терминах, укоренить личность в сущности и персонифицировать природу. При этом за основу были взяты синонимичные термины, относящиеся к абстрактному бытию. Таким образом, святые отцы смогли преодолеть абстрактную греческую идею Божества и перейти к личности Ипостасей.

20. Кинóвия - (от греч. κοινός — общий, и βιός — жизнь) — монастырь общежительного устава, одна из двух (наряду с отшельничеством) форм организации монашества на начальном историческом этапе.

21. Манихейство – составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса (216 — ок. 273 или 276). Учение Мани — это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Беря свои истоки из гностицизма, оно требовало от определённого круга последователей строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Поскольку Мани, считавший себя последним и главным из пророков Бога добра (до него пророками были Авраам, Моисей, Заратуштра, Иисус, Будда) стремился совместить все основные вероучения и заменить их, он стал преследуем всеми ими, в частности зороастрийскими священниками, от рук которых и умер.

22. Модализм – тринитарная ересь, в которой рассматриваются три личности Троицы как различные "формы", или "маски" Божества.

23. Монах – (греч. μοναχός — одиночный, единичный), жен. мона́хиня - член христианской общины, в соответствии с обетами (клятвами) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве.

24. Монофелитство – (от греч. μόνος - одна, единственная и θέλημα - воля) - христологическая доктрина, искусственно созданная в VII веке в Византии с целью объединить на основе общей веры противоборствующие во Вселенской церкви партии миафизитов (антихалкидонитов) и диофизитов (халкидонитов). Монофелитство исповедовало во Христе единую волю при двух природах. Было осуждено Церковью в 680-681 гг. на VI Вселенском Соборе.

25. Монофизитство – христологическая ересь, возникшая в Vв., котораяучит, что Христос хотя рожден из двух природ (естеств), но не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью Его Божества, утратила всякую собственную действительность. Отвергая возможность смешения двух природ, монофизиты трактовали соединение как поглощение человеческого начала в Христе Божественным. Таким образом, пострадал за человечество, по учению монофизитов, не Богочеловек (как утверждает православное учение), а Бог.

26. Моноэнергизм – доктрина VII в., котораясоединила диофизитскую формулу «две природы Слова воплощенного» с промонофизитской формулой «одно лицо и одна энергия».

27. Монтанизм – христианская секта, возникшая во II веке; основатель ее бывший языческий жрец Монтан из Фригии, выдавал себя за Параклета (Духа-Утешителя, обещанного Христом) и проповедовал живое общение с Божеством помимо иерархии и обрядов; монтанизм осужден на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.).

28. Мужи апостольские – раннехристианские писатели I-II вв., большинство из которых апостолов знали лично. Творения их представляют собой звено, связующее апостольскую эпоху с периодом святоотеческим (патристическим). К числу апостольских мужей относят: Климента Римского; Тимофея Эфесского; Игнатия Антиохийского (Богоносца); Поликарпа Смирнского.

29. Несторианство – христианская ересь. Возникла в начале V века. Основатель - монах Несторий, ставший на некоторое время в 428-431 гг. Константинопольским патриархом. Основным догматическим отличием несторианства от православия является умаление божественной природы Иисуса Христа. Христос по нему был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга. В связи с таким взглядом, Матерь Христа, считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания. На III Вселенском Соборе (в г. Эфес, в 431 г.) вероучение Нестория было осуждено как ересь, сам он сослан, а книги его сожжены.

30. Новацианский раскол зародился в спорах о том, как Церковь должна обходиться с христианами, отрекшимися во времена гонений. Новациан и его сторонники настаивали, что нельзя осквернять чистоту Церкви, принимая тех, кто оказался недостаточно стоек. Позже новациане стали отрицать возможность отпускать любые тяжкие грехи (такие, как любодеяние или идолопоклонство), совершенные после крещения, кроме случаев, когда грешнику угрожала смерть. После того как собор епископов в Риме отлучил новациан от Церкви, они, чтобы не попустительствовать греху и не идти на компромиссы, образовали отдельную церковь, с особым управлением и священством и со своими епископами.

31. Ойкумена (др.-греч. οἰκουμένη, от слова др.-греч. οἰκέω, «населяю, обитаю») – термин, употребляемый для обозначения населённой человеком части земли. Впервые описание встречается у Гекатея Милетского (прим. 550 — 490 до н. э.), включавшего в понятие ойкумены Европу (кроме Северной), Малую и Переднюю Азию, Индию и Северную Африку.

32. Отшельничество – аскетическое отречение от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей.

33. Подобосущие – (' ομοιούσιος) — важный в церковной истории IV века богословский термин. Во время борьбы между православием и арианством, особенно обострившейся при покровителе ариан императоре Констанции (сыне Константина Великого), явилась средняя партия; которая, соглашаясь в прочих пунктах с никейским символом, предлагала вместо термина единосущный (όμοούσιοί) для 2-го лица Св. Троицы близкий по звукам, хотя весьма различный по содержанию термин подобосущие (όμοιούσιος — от όμοιος — подобный и ουσία — сущность). На это могли согласиться умеренные ариане, но православные находили, что признание Сына Божия только подобным Отцу не отличает Его принципиально от прочих людей, которые также имеют образ и подобие Божие.

34. Пресвитер – (греч. πρεσβύτερος - «старейшина, глава общины») - древнейшее каноническое (то есть усвоенное древним церковным законодательством - правилами апостолов, Вселенских и Поместных соборов) название второй степени христианского таинства священства. В современном понимании – священник, иерей.

35. Прозелит (Деян. 2:10 и др.) (пришлец, чужеземец) - название, данное иудеями лицам, обращенным из язычества к иудейской вере. Соответствующее ему еврейское слово переведено в Ветхом Завете словом: чужеземец, странник, пришелец. Иудейские раввины различают, по крайней мере, два разряда прозелитов, именно: прозелитов правды, которые вполне принимали иудейскую религию и были допускаемы к исполнению всех обрядов и установлений, и прозелитов врат, которые, отказавшись от язычества, согласовались только в некоторых отношениях с еврейской религией и потому пользовались ограниченными привилегиями.

36. Симфония властей – доктрина императора Юстиниана Великого (правил с 527 г. по 565 г.) о гармонических отношениях между священством и государством. Юстиниан подытожил формально процесс перерождения Римской империи из языческой в христианскую, найдя подходящий термин, с помощью которого он выразил идеал этого нового положения. Больше того, он придал четкую юридическую форму определению этого идеала как союза достойной государственной власти и беспорочной церковной иерархии.

37. Столпничество - одна из форм христианского подвижничества, возникшая в IV веке в Сирии, представляла собой аскетическое молитвенное стояние на столпе – скале, большом камне или возвышенности.

38. Экфесис императора Ираклия – "Изложение веры", в 638 году составленный в христологической части патриархом Сергием указ, который, как полагал император, мог бы примирить православных с монофизитами. "Экфесис" признавал в Иисусе Христе при двух природах одну волю. Однако, эта императорская мера не достигла желаемых результатов.

39. Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных - в первую очередь, персидской, - культур.

40. Энотикон (греч. ἑνωτικόν — букв. «знак дефиса», символ объединения, союза) — догматический документ, изданный византийским императором Зеноном в 482 году, явился безуспешной попыткой примирения сторонников Халкидонского собора и монофизитов. Указ содержал весьма расплывчатое вероопределение и бросал тень на Халкидонский Вселенский собор. Документ объявлял осуждение тем, кто в Халкидоне или в других местах мыслил и говорил противное тому, что утверждалось в «Энотиконе». Надежды Зенона, однако, провалились, потому что документ не был признан и теми, кто твердо держался Православия, то есть решений Халкидонского собора, и теми, кто твердо стоял на позициях «монофизитства».

41. Энциклика Василиска – окружное послание византийского императора Василиска (475 г.) к «митрополитам и мирянам по всей вселенной», в котором от имени самого императора и его сына кесаря Марка были сформулированы вероучительные основы в духе монофизитства, как обязательные для подданных империи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: