Управление запасами организации




Лекция 1

1.02.2017

1 Тема. Теоретические основы корпоративной финансовой политики

Вопросы:

1.Понятие корпорации

2.Сущность финансовой политики и её развитие в компании

3.Организация информационного обеспечения финансовой политики

Вопрос:

Согласно ГК РФ (статья 65.1) корпоративные юридические лица(корпорации) это юридические лица, учредители, которые обладают правом участия(членства в них) и формируют их высший орган.

Согласно современным экономическим словарям, корпорация это совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществление совместной деятельности и образующий самостоятельный субъект права, юридическое лицо.

Корпорация обладает определенными характерными признаками:

1.Крупный бизнес

2.Холдинг со сложной финансовой и оргструктурой, объединяющий компании разной функциональной направленности

3.Бизнес, имеющий единое(централизованное управление)

4.Сообщество стейкхолдеров, созданное для генерации выгод в интересах разнообразных заинтересованных групп.

В зависимости от принципов построения корпорации могут быть 3 видов:

1.Имущественный холдинг это группа компаний, связанных между собой, отношениями собственности с четкой иерархической структурой. В нем формируются центры прибыли, доходов, расходов и инвестиций. Информацию о холдинге в целом можно увидеть в консолидированной отчетности. Корпоративная финансовая политика строится с учетом как стратегических, так и тактических целей.

2.Договорный или контрактный холдинг это группа компаний, объединенных не юридической структурой, а общим бизнесом в котором предприятия связаны между собой различного рода договорами. Все компании холдинга являются центрами прибыли и инвестиций. Финансовую информацию о деятельности такого холдинга содержит комбинированная отчетность. Корпоративная финансовая политика включает стратегические и тактические вопросы управления общим бизнесом.

3.Смешанный вариант холдинга соединяет в себе черты имущественного и договорного.

Корпоративная финансовая политика зависит от организационно управленческой модели корпораций. В зависимости от уровня концентрации функций в корпоративном центре различают следующие виды корпораций:

1.Финансовый холдинг это максимальная степень автономии компании холдинга, при которой взаимодействие происходит на уровне руководства компании. Корпоративная финансовая политика затрагивает только стратегические вопросы инвестирования, распределения прибыли и определения целевых индикаторов в создании стоимости.

В России примером может быть фонд инвестиций.

2.Стратегический архитектор это высокая степень автономии компании. Корпоративный центр устанавливает стратегические цели, пути их достижения и распространяет лучшие практики.

3.Стратегический контролер это невысокая степень автономии холдинга. Корпоративный центр переходит от стратегического управления к операционному.

Функции корпоративного центра:

1.Определение стратегии компании по бизнес направлению

2.Обеспечение функциональной координации компании

3.Управление и контроль в части финансов, рисков, персонала и информационных технологий

4.Операционный контроль за реализацией крупных проектов в рамках компании

4.Оператор это минимальная степень автономии компании. Корпоративный центр обеспечивает максимальную степень централизации и интеграции процессов управления всеми компаниями.

В зависимости от того, на каких принципах строится управление бизнесом дочерних компаний различают следующие модели корпораций:

1.Географическая модель: основную ответственность несут руководители региональных дочерних компаний, которые обладают высокой степени автономии.

2.Дивезиональная модель в ней основным объектом является продукт или клиентский сегмент.

3.Гибридная модель это баланс приоритетов клиентских продуктов и регионов. Руководитель клиентского направления дочерней компании одновременно подчиняется руководству дочерней компании и руководителю управления клиентской материнской компании.

В зависимости от производственных взаимосвязей корпорации бывают 2 видов:

1.Интегрированный холдинг это когда компании холдинга связаны технологической цепочкой.

2.Конгломерантный или диверсифицированный в нем объединяются разнородные компании не связанные технологической цепочкой.

 

2 вопрос:

Корпоративна финансовая политика это совокупность целенаправленных действий по формированию и использованию финансовых ресурсов, ориентированных на достижение стратегических и тактических целей корпорации.

Основа финансовой политики это четкое определение единой концепции развития компании в долгосрочной и краткосрочной перспективе; выбор из всего однообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а так же разработка эффективных механизмов контроля.

Основная стратегическая цель корпорации это максимизация стоимости в интересах стейкхолдеров.

Тактические цели корпорации:

1.Максимизация прибили и рентабельности инвестируемого капитала

2.Оптимизация структуры капитала

3.Обеспечение финансовой устойчивости

4.Эффективное инвестирование в реальные финансовые активы и обеспечение устойчивого темпа роста бизнеса.

5.Достижение баланса между доходностью и рискованностью

6.Обеспечение кредитоспособности инвестиционной привлекательности корпораций

Финансовая тактика это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде

 

Лекция 2

8.02.2017

 

Финансовая политика реализуется в 2 периодах: краткосрочном и долгосрочном. Целью краткосрочной фин политики будет достижение тактических целей, а целью долгосрочной - достижение стратегических целей.

Ключевым финансовым решением в области краткосрочной фин политики относится:

1.Отношение относительно фин аспектов маркетингового комплекса (продуктовая и ценовая политика, политика распределения продукции, стимулирование сбыта)

2.Решение в области управления оборотными активами

3.Решение в области управления доходами, расходами и прибылью

4.Решение относительно налоговой нагрузки

5.Финансовые аспекты

6.Управление персоналом

Ключевые финансовые решения в области долгосрочной фин политики:

1.Решение относительно формирования структуры инвестируемого капитала

2.Решение о политике распределения дивидендов

3.Решение относительно объема и структуры инвестиций в разрезе реальных и финансовых инвестиций

Этапы финансовой политики:

1.Определение стратегических направлений развития

2.Планирование (стратегическое, оперативное и бюджетное)

3.Разработка оптимальной концепции управления: капиталом, активами, денежными потоками, издержками, ценами, персоналом

4.Контроль: проверка выполнения планов, аудит

 

Вопрос

Информационное обеспечение финансовой политики делят на 2 категории:

формируемая из внешних источников и внутренних

Ресурсы получаемые из внешних источников:

1.Показатели характеризующие общее экономическое развитие страны (инфляция)

2.Показатели характеризующие конъюнктуру финансового рынка(курсы валют, ставки)

3.Показатели характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов(официальная публикация отчетности, официальные рейтинги, СМИ)

4.Нормативно регулирующие показатели

Ресурсы получаемые из внутренних источников:

1.Первичная учетная документация

2.Информация полученная при финансовом анализе

Для формирования стратегии на начальном этапе анализируется деятельность корпорации, при этом более подробному анализу подвергаются характеристики влияющие на возможность компании создавать стоимость:

1.Экономический потенциал и бизнес модель корпорации

2.Динамика основных показателей деятельности

3.Показатели рыночной деятельности

4.Показатели операционной деятельности:

общая ресурсоемкость продукции= расходы по обычным видам деятельности / выручка

5.Показатели инвестиционной деятельности

6.Показатели финансовой деятельности:

Показатель характеризующий дивидендную политику = НРП / стоимость активов

 

Раздел:Краткосрочная финансовая политика

Краткосрочное финансовое решение компании:

1.Управление маркетинговым комплексом

Влияет на рост бизнеса

2.Управление оборотным капиталом

Влияет на уровень риска

3.Управление расходами, доходами и прибылью

Влияет на эффективность

(1+2+3) - влияет на стоимость бизнеса

Тема 1: Управление оборотным капиталом

Оборотный капитал это денежные средства авансированные в запасы

Эффективность управления оборотными активами и оборотным капиталом влияет на стоимость бизнеса

Управление оборотным капиталом включает в себя:

1.Управление запасами

Влияет на период оборота запасов

2.Политика управления ДЗ

Влияет на период ДЗ

3.Политика управления высоколиквидными активами

Влияет на период высоколиквидных активов

4.Политика управления КЗ

Влияет на период оборачиваемости КЗ

 

Лекция 3

22.02.2017

Потребность компании в оборотном капитале зависит от следующих основных факторов:

1.Объем производства и продаж

2.От вида бизнеса

3.Масштаб бизнеса

4.Длительность производственного цикла

5.Условия и практика кредитования хозяйственной деятельности

6.Уровень материально-технического снижения

7.Квалификация менеджеров и другие

Задача управления оборотным капиталом связана с управлением финансовой устойчивостью и текущей ликвидностью.

Процесс разработки краткосрочной финансовой политики оборотным капиталом состоит из следующих этапов:

1.Анализ оборотных активов компании за предыдущий период

2.Определение подхода к формированию оборотных активов

3.Расчет оптимального размера оборотных средств

4.Определение оптимального соотношения между постоянной и переменной частями оборотных активов

5.Обеспечение необходимого уровня ликвидности оборотных активов

6.Определение мер по повышению рентабельности оборотных активов

7.Минимизация потерь оборотных активов

8.Определение источников финансирования и оптимизации их структуры

Для разработки стратегии финансирования оборотных средств оборотные активы группируют в 2 группы: постоянная или системная часть оборотных активов и варьирующая или не системная часть

Источники финансирования делят на 2 группы: устойчивые и не устойчивые источники

В зависимости от соотношения этих групп активов и пассивов выделяют 3 вида политики финансирования оборотных активов:

1.Консервативная - предполагает финансирование всех постоянных оборотных активов и часть оборотных активов чистым оборотным капиталом. За счёт неустойчивых источников финансирования оплачивается часть варьирующих оборотных активов. Такая стратегия сопровождается минимальным риском и высокой стоимостью.

2.Агрессивная - чистый оборотный капитал финансирует только часть постоянных оборотных активов, оставшаяся часть оборотных активов финансируется неустойчивыми источниками. Уровень риска увеличивается, а стоимость уменьшается.

3.Компромиссная - баланс между постоянными оборотными активами и чистым оборотным капиталом и между варьирующими оборотными активами и неустойчивыми источниками финансирования.

При обосновании политики финансирования необходимо учитывать определенные факторы:

1.Компании с сильной рыночной позицией и высоким уровнем кредитоспособности могут использовать агрессивную политику.

2.Компании со слабой рыночной позицией и низким уровнем кредитоспособности могут использовать консервативную политику.

При выборе оптимального источника краткосрочного финансирования необходимо анализировать следующие характеристики источников:

1.Стоимость

2.Простота привлечения

3.Необходимость предоставления обеспечения

4.Лимит кредитования

Управление запасами организации

Создание запасов связано с дополнительными финансовыми расходами:

1.Отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов

2.Расходы на содержание специально оборудованных помещений

3.Оплата труда специального персонала

4.Потери связанные с порчей, хищениями, расходы связанные с невозможностью реализацией просроченных товаров или неиспользуемых запасов

Отсутсвие необходимого объема запасов так же приводит к расходам:

1.Потери от простоя производства

2.Потери от упущенной прибыли из за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса

3.Потеря потенциальных покупателей

4.Потеря от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам

Целью управления запасами является ускорение их оборачиваемости

Эффективная форма управления запасами это единая система управления складами и координация связей между ними позволяющая оптимизировать запасы, снижать расходы по их хранению и ускорять обслуживание покупателей

В крупных компаниях управление запасами осуществляется централизованно, т.е система будет включать: центральный склад, региональный склад, склады компаний

Централизованная система позволяет эффективно управлять запасами в зависимости от стабильности и прогнозируемости спроса на них

Корпоративная политика управления запасами включает:

1.Определение территориальной схемы размещения различных складов

2.Определение номенклатуры для хранения на этих складах

3.Определение оптимального объема запасов

4.Разработка методов запасов в сети

 

Лекция 4

01.03.2017

Важное значение в системе управления запасами имеет поведение тендеров на закупку, различных ресурсов в целях оптимизации их цены и качества. Организация тендеров включает следующие этапы:

1.Определения критерия выбора поставщиков

2.Анализ информации о состоянии рынка

3.Формирование пулов поставщиков

4.Направление технического задания поставщикам

5.Получение предложения от поставщиков

6.Рассмотрение предложений и выбор победителя на основе ранее согласованных критериев

Для определения оптимального размера запасов в компаниях могут использоваться следующие алгоритмы:

1.Управление запасами на основе АБС модели и XYZ

2.Определение оптимального остатка запасов сырья и материалов на основе EOQ модели

3.Контроль оборачиваемости запасов

В рамах названных моделей структура запасов включает:

1.Запасы сырья и материалов

2.Запасы НЗП(оптимизация этих запасов осуществляется с помощью нормирования)

3.Запасы готовой продукции

Запасы сырья и материалов включают в себя:

1.Транспортные запасы

2.Технологические запасы

3.Текущий или складской запас

4.Страховой или гарантийный запас

АБС модель она предполагает выявление наиболее значимых запасов (группа А) их доля в номенклатуре примерно 20% а в стоимости 80%, группа В 30% к 15%, группа С 50% к 5%

Эта группировка определяет периодичность контроля, для группы А - постоянный контроль, для группы В ежемесячный, для группы С ежеквартальный.

Эта модель может использоваться не только по стоимости, но и по количеству запросов: группа А это запасы на которые приходится 80% запросов, В 15% и С 5%. Группа Д это запасы, на которые нет запросов в течении определенного времени, т.е это не ликвидные запасы

XYZ модель, группа Х это устойчивое потребление, Y потребление колеблется, но закономерности колебания прогнозируемые, группа Z это когда потребление не стабильно и закономерности не прогнозируемые. В зависимости от этой группировки определяют страховые запасы. Запасы группы X - максимальный объем страхового запаса, Y - средний или умеренный страховой запас, Z - низкий или нулевой запас.

Ассортиментная матрица

  А B С
X 1АХ 1BX 2CX
Y 1АY 2BY 3CY
Z 2AZ 3BZ 3CZ

На основе этой матрицы можно про ранжировать запасы

Запас с рангом 1: самые значимые по стоимости и потреблению, высокая периодичность контроля

Запас с рангом 2: существенная стоимость, потребление не регулярное; либо запасы не существенные по стоимости

Запасы с рангом 3: не существенные по стоимости и потребление не регулярное

На основании EOQ модели можно определить оптимальный заказ. Эта модель имеет следующие допущения(используется для запасов ех и вх:

1.Расход ресурсов не прерывный и равномерный

2.Период между поставками одинаковый

3.Емкость складов не ограничена

4.Затраты на хранение в процентах к стоимости запасов постоянны и не зависят от сроков пребывания на складе и от суммы вложенных в них средств

5.Затраты на размещение и выполнение одного заказа не зависят от размера заказа и постоянны в течении расчетного периода

Затраты на хранение считаются по формуле:

Сн= Q*P/2*rn

Q-Величина заказа

P-Цена единицы

Rn-Затраты на хранения в процентах

C0=А*со/q

A-Объем потребления ресурсов за год

cо- расходы на осуществление 1 заказа

EOQ=2*A*co/rn*p

Количество поставок в течении года

N=a/EOQ

Управление ДЗ

Проблемы управления ДЗ:

1.Отсутсвие необходимой информации о сроках погашения обязательств дебиторами

2.Не регламентирована работа с просроченной ДЗ

3.Отуствуют данные о роста затрат связанных с увеличением ДЗ

4.Не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования

5.Функция сбора ДС, анализа ДЗ и принятия решений о приобретении коммерческого кредита распределены между разными подразделениями

Для того Чтобы управлять ДЗ необходимо:

1.Данные о выставленных дебиторами счетах, которые не оплачены в настоящий момент

2.Время просрочки платежа по каждому из счетов

3.Размер безнадежной и сомнительной ДЗ

4.Кредитная история контрагента

Этапы управления ДЗ:

1.Анализ ДЗ за предыдущие периоды

2.Формирование принципов кредитной политики

3.Определение возможной суммы оборотного капитала направляемого в ДЗ в связи с предоставлением коммерческого кредита

4.Формирование системы кредитных историй

5.Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация в условиях предоставления кредита

6.Формирование процедуры инкассации ДЗ

7.Обеспечение использования в компании современных форм рефинансирования в ДЗ

8.Построение эффективных систем контроля

2 этап: Кредитная политика может быть 2 типов: жесткая(монополисты) или либеральная

Преимущества жесткой политики:

1.Минимизация потерь от непогашенной ДЗ

2.Минимизация затрат на ее финансирование

3.Ускорение оборачиваемости ДЗ

Недостаток: негативно сказывается на объеме продаж

3 этап:

Плановый объем реализованной продукции в кредит * коэффициент соотношения себестоимости и цены реализации в кредит * средний период предоставления кредитов покупателям + средний период просрочки платежей/360

5 этап:

Оценка надежности покупателей складывается из следующих характеристик компании:

1.Юридические

2.Финансовые

3.Производственные

4.Рыночные

Максимальный лимит не должен превышать 3х кратного значения средней выручки

6 этап:

Формирование процедуры инкассации

На этом этапе определяются потери связанные с от влечением средств в ДЗ

Потери связанные с инфляционным обесценением ДЗ

Потери связанные с необходимостью финансировать ДЗ за счёт получения кредитов

Потери связанные со снижением прибыли в связи с от влечением средств в ДЗ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: