Методические указания по выполнению курсового проекта




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»

(ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)

 

для студентов Института экономики

по направлению

Экономика»,

Магистерская программа «Экономика предприятий, отраслей и анализ отраслевых рынков»

 

 

 

Казань 2015

- УДК 808.2.

- ББК Ш 141.2-7

- Ш 163.23

-

Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Бизнес-планирование (продвинутый уровень)» для студентов Института экономики по направлению 38.04.01 «Экономика», магистерская программа «Организация производственных систем» разработаны доцентом кафедры «Организация сельскохозяйственного производства» Авхадиевым Ф.Н.

 

Рецензенты: д.э.н., профессор кафедры экономической кибернетики ФГБОУ ВПО Казанский государственный аграрный университет М.Х. Газетдинов;

к.э.н., доцент кафедры экономики университета управления «ТИСБИ» Л.Г. Сафина.

 

Методические указания по выполнению курсового проекта по курсу: «Бизнес-планирование (продвинутый уровень)» для студентов Института экономики по направлениям 38.04.01 «Экономика», магистерская программа «Организация производственных систем» утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Организация с.-х. производства» Казанского ГАУ от «04» апреля 2015 г., протокол №8.

 

Задания и методические указания обсужден и одобрен и рекомендован к печати на заседании методической комиссии Института экономики Казанского ГАУ от «11» апреля 2015 г., протокол №8.

- УДК 808.2.

- ББК Ш 141.2-7

- Ш 163.23

 

© Авхадиев Ф.Н., 2015

© ФГОУ ВПО КГАУ, 2015

 

Методические указания по выполнению курсового проекта

Согласно учебному плану студенты направления 38.04.01 «Экономика», магистерская программа «Организация производственных систем» обязаны выполнить курсовой проект по дисциплине «Бизнес-планирование (продвинутый уровень)», который завершает изучение дисциплины и служит подготовительным этапом к написанию выпускных квалификационных работ.

В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления при выработке стратегии развития организации и выявлении резервов роста стабильности её функционирования значительно усиливается роль и значение бизнес-планирования.

При выполнении курсового проекта студент должен показать глубокие теоретические знания в области бизнес-планирования на предприятиях АПК при разработке конкретных вопросов, умение использовать современные методы экономических исследова­ний при проведении различных расчетов, четко и логично излагать свои мысли, обобщать и формули­ровать выводы и предложения.

Успешная подготовка и защита курсового проекта имеет своей целью:

- систематизацию, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по направлению, применение этих знаний при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач;

- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в курсовом проекте проблем и вопросов;

- выяснение подготовленности студента к самостоятельной работе в условиях современного производства с учетом особенностей функционирования сельскохозяйственных предприятий.

Курсовой проект выполняется по материалам конкретного хозяйствующего субъекта различной организационно-правовой формы. В нем должны быть разработаны вопросы создания бизнес-плана сельскохозяйственного предприятия.

При выполнении курсового проекта предполагается решить следующие задачи:

- вооружить студента глубокими теоретическими знаниями, что достигается путем изучения специальной литературы по избранной теме. При этом следует иметь в виду, что в современных условиях нормативные и другие источники информации по вопросам бизнес-планирования постоянно расширяются и обновляются. Поэтому студент самостоятельно подбирает литературу, используя монографии по исследованию частных вопросов разработки отдельных разделов бизнес-плана в различных отраслях АПК.

Выполнение курсового проекта направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3).

В процессе изучения приобретаются навыки выявления нерешен­ных проблем и предложений отдельных авторов по их решению, а также складывается собственное отношение студента к той или иной проблеме. В результате повышается познавательная активность в изыс­кании различных вариантов, более рациональных или оптимальных ре­шений, стимулируется инициатива и самостоятельность, повышается чувство ответственности за принятие решений, формируется научный образ мышления;

- научить студента использовать современные методы экономичес­ких исследований при проведении различных расчетов. Студент должен уметь давать эконо­мическую оценку происходящим явлениям, делать правильные выводы по данным конкретного сельскохозяйственного предприятия;

- выявить способности студента правильно применять теоретические положения при решении конкретных практических задач, умение обосновать целесообразность внедрения и подсчитать экономическую эффективность предлагаемых мероприятий;

- определить способности будущего специалиста излагать свои мысли четко, грамотно и в строгой логической последовательности. Он дол­жен показать свое умение обобщать полученные данные и на их основе формулировать правильные выводы и давать экономически обоснован­ные предложения для внедрения в практику современного производства с учетом особенностей функционирования предприятий в сфере АПК.

Цель проекта - привитие студентам навыков самостоятель­ного анализа конечных экономичес­ких результатов деятельности предприятия, оценки эффек­тивности его работы и диагностики развития в условиях ры­ночной экономики, разработки бизнес-планов сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм, углубления теоретических знаний по дис­циплине, а также развитие у студентов исследовательской де­ятельности и творческой инициативы.

Курсовой проект в методическом отношении может быть продолжением проводимой научно-исследова­тельской работы студента, что способствует успешной его подготовке и защите.

2. Выбор темы, подбор литературы, практического материала и составление плана курсового проекта

 

Теоретические и практические знания студентов по дисциплине «Бизнес-планирование (продвинутый уровень)» закрепляются и расширяются в процессе написания курсового проекта. Важное значение при этом имеет правильный выбор темы.

Выбор конкретных тем курсовых проектов студентами осущест­вляется добровольно на кафедре организации сельскохозяйственного производства. Студент может сам предложить тему курсового проекта, не вклю­ченную в опубликованную тематику.

Основными требованиями, предъявляемыми к темам курсовых проектов, являются их актуальность, комплексность, проблемность, практическая значимость, новизна, связь с перспективами раз­вития конкретного хозяйствующего субъекта.

Работа над избранной темой начинается с подбора литературы. Изу­чение литературы способствует формированию научных знаний студен­тов. Из нее студенты узнают о дискуссионных вопросах по теме иссле­дования, знакомятся со взглядами на них разных экономистов и воз­можными путями их решения.

Курсовой проект выполняется на фактическом материале кон­кретного сельскохозяйственного пред­приятия.

 

Содержание курсового проекта

Целью курсового проекта является закрепление теоретических вопросов курса и выполнение практической работы по разработке инвестиционных проектов и составлению бизнес-планов для различных сфер деятельности.

Для достижения цели курсового проекта необходимо решить следующие задачи:

- описать идею проекта;

- провести исследование рынка;

- разработать план маркетинга;

- разработать план производства;

- разработать организационный план;

- разработать финансовый план;

- оценить эффективность реализации проекта;

- проанализировать чувствительность проекта;

- составить резюме проекта.

Содержание курсового проекта должно соответствовать поставленным задачам.

Направление курсового проектирования выбирается по последней цифре номера зачётной книжки (Приложение 1) и является основой для самостоятельного определения студентом темы курсового проекта (Например, если номер зачётной книжки студента оканчивается на цифру «2», значит направлением его курсового проектирования является «Животноводство». Это позволяет студенту разрабатывать курсовой проект на темы связанные с отраслями животноводства (скотоводство, свиноводство, птицеводство и т.д). Например: «Бизнес-план производство мяса КРС», «Проект создание гусиного комплекса», «Бизнес-план выращивания цыплят», «Бизнес-план по производству и реализации продуктов перепеловодства», «Бизнес-план производство мяса индеек и многие другие).

Структура курсового проекта: титульный лист, содержание, введение, основная часть работы, заключение, список использованных источников.

Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 2.

 

 

4. Структура курсового проекта

 

1. Резюме

2. Идея проекта

3. Исследование рынка

4. План маркетинга

5. Производственный план

6. Организационный план

7. Финансовый план

8. Оценка эффективности проекта

10. Анализ чувствительности проекта

 

1. Резюме

Данный раздел составляется в последнюю очередь и содержит сжатое изложение сути проекта и характеристику его важнейших показателей.

В резюме необходимо изложить выводы, касающиеся основных аспектов проекта:

- перечень товаров (услуг), производством (предоставлением) которых предприятие планирует заниматься;

- объём продаж (выручка от реализации) за первый год работы предприятия;

- объём инвестиционных затрат, связанных с созданием предприятия;

- структура источников финансирования инвестиционных затрат;

- организационно-правовая форма создаваемого предприятия;

- основные показатели эффективности реализации проекта (срок окупаемости, чистая текущая стоимость, индекс доходности и др.).

Объём резюме не должен быть более, чем 1 страница.

2. Идея проекта

Данный раздел должен в доступной и сжатой форме объяснить, на чем заключается суть проекта, на чем основана реальная возможность создания нового предприятия.

Здесь требуется представить следующие принципиальные данные:

- идеи и суть проекта;

- особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;

- основные факторы успеха.

Объем раздела не должен быть более, чем 1,5–2 страницы.

Подраздел «Описание продукта (услуги)» содержит:

- общее описание предлагаемых товаров и услуг;

- функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;

- примеры использования продукции;

- стоимость в зависимости от объемов производства;

- соответствие продукции принятым стандартам;

- на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т. п.);

- имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта.

 

Подраздел «Конкурентные преимущества» содержит информацию относительно предполагаемой привлекательности товара (услуги) для покупателей, его возможной узнаваемости среди других подобных товаров, обеспеченной различными способами.

3. Исследование рынка

3.1. Анализ отраслевых показателей

Анализ положения дел в отрасли, в которой предполагается реализация инвестиционного проекта (далее – отрасль проектирования), может производится на нескольких уровнях.

Цель данного подраздела – показать, что существует объективная возможность предприятию производить и продать свой товар (услугу). Необходимо продемонстрировать, что для товара (услуги) рынок сбыта действительно существует, и что можно воспользоваться возможностями, которые он предоставляет.

3.2. Оценка привлекательности рынка

Понятие «привлекательность рынка» характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны.

Привлекательность рынка также может оцениваться наличием программ поддержки со стороны государства и региона.

3.3. Анализ внешней среды

I. Анализ внешней макросреды

В данном подразделе курсового проекта рассматриваются основные факторы макросреды, которые могут оказать положительное или отрицательное влияние на развитие создаваемого предприятия.

В результате анализа макросреды составляется перечень угроз и возможностей (см. Таблицу 1), которые могут повлиять на деятельность предприятия.

Таблица 1.- Возможности и угрозы развития создаваемого предприятия

Факторы внешней макросреды Возможности Угрозы
1. Экономические 2. Политические 3. Правовые 4. Социальные 5. Технологические 6. Природные 7. Международные    

В результате анализа внешней макросреды необходимо определить наиболее благоприятные обстоятельства (возможности), которые создаваемое предприятие может использовать для создания и развития конкурентных преимуществ, а также наиболее неблагоприятные факторы (угрозы), которые могут оказать негативное воздействие на конкурентную позицию создаваемого предприятия.

 

 

II. Оценка конкурентов

Конкурентная позиция на рынке анализируется с учётом отраслевой принадлежности создаваемого предприятия.

Предварительно следует выявить основных конкурентов создаваемого предприятия. Среди выявленных конкурентов необходимо выделить 3 – 4 наиболее сильных и опасных.

После формирования перечня основных прямых конкурентов следует провести оценку их потенциала.

По результатам экспертной оценки делается вывод о сильных и слабых сторонах предприятия и его основных конкурентов, что отражается в Таблицах 2 и 3.

Таблица 2.- Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия
и основных конкурентов

  Предприятие Конкуренты
А Б В
Сильные стороны          
Слабые стороны          

 

Таблица 3.- Сравнительная характеристика предприятия и конкурентов

Предприятие Конкуренты
А Б В
Сильные стороны предприятия по сравнению с конкурентами        
Слабые стороны предприятия по сравнению с конкурентами        

 

По результатам оценки сильных и слабых сторон деятельности предприятия необходимо сделать выводы.

 

III. Характеристика целевых сегментов

Далее необходимо провести сегментацию потенциальных потребителей товаров (услуг). Выделить и проанализировать целевой сегмент, на котором предприятие планирует концентрироваться. Рынок можно сегментировать по географическому признаку, типу покупателей, типу товаров и услуг.

 

 

IV. SWOT-анализ

SWOT-анализ помогает систематизировать информацию о деятельности предприятия и позволяет:

- выбрать направление развития предприятия;

- использовать сильные стороны предприятия;

- устранить либо учесть недостатки предприятия;

- использовать предоставляемые возможности;

- избежать опасностей и угроз;

- разработать стратегические действия;

- создать базу для разработки стратегии развития предприятия.

Для проведения SWOT-анализа сведения о возможностях и угрозах, а также информация о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия представляются в виде матрицы (см. Таблицу 4). Для этого выделяется по 3 – 5 ключевых, наиболее значимых возможностей и угроз, слабых и сильных сторон деятельности предприятия.

 

Таблица 4.- Матрица SWOT-анализа

  Сильные стороны: Слабые стороны:
  1. … 2. … 3. … … 1. … 2. … 3. … …
Возможности Стратегические действия Стратегические действия
1. … 2. … 3. … … Комбинация сильных сторон и возможностей внешней среды, которые предприятие может использовать Комбинация возможностей, которые предприятие может использовать для преодоления слабостей
Угрозы Стратегические действия Стратегические действия
1. … 2. … 3. … … Комбинация сильных сторон, которые предприятие может использовать для устранения угроз Комбинация слабых сторон и угроз, которые предприятие не в состоянии устранить

4. План маркетинга

Стратегия маркетинга

Выбор стратегии маркетинга определяет принципиальное соотношение между планируемыми показателями предприятия в сбытовой, производственной, финансовой и инвестиционной деятельности.

I. Определение базовой стратегии маркетинга предприятия

Маркетинговая стратегия предприятия формируется в соответствии с установленной целью и на основе стратегических действий, разработанных по результатам SWOT-анализа.

В курсовом проекте (работе) следует определить и обосновать наиболее рациональный вариант базовой маркетинговой стратегии и предложить основные направления (способы) её реализации.

II. Определение конкурентной стратегии предприятия

Задача конкурентных стратегий – установить конкурентное преимущество предприятия или его продукции и определить пути сохранения превосходства.

Конкурентное преимущество – те характеристики рыночной деятельности предприятия, которые создают определенное превосходство над конкурентами, что достигается с помощью конкурентных стратегий, способствующих удержа­нию предприятием определенной доли рынка.

Выбором конкурентной стратегии заканчивается определение общей маркетинговой стратегии развития предприятия. Базовая и конкурентная стратегии реализуются через инструментальные стратегии.

 

III. Определение товарной стратегии предприятия

Стратегические решения относительно товаров и товарных групп, так или иначе, связаны с изменением ассортимента предприятия. Товарный ассортимент – это набор товаров, сформированный по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные потребности.

IV. Определение ценовой стратегии предприятия

Ценовая стратегия – это долго- и среднесрочные решения по уста­новлению и изменению цен; это выбор фирмой возможной динамики изменения базовой цены товара в рыночных условиях. Ценовая стратегия должна быть увязана с базовой, конкурентной и товарными стратегиями.

В курсовом проекте (работе) необходимо обеспечить текущую взаимосвязь между базовой, конкурентными и ценовыми стратегиями предприятия, обоснованными и соответствующими текущей ситуации на рынке.

 

V. Определение стратегии распределения

Формирование эффективной системы распределения связано с реше­нием двух основных стратегических задач:

1. Насколько интенсивным должен быть охват рынка (территории).

2. Каким образом продавать товар – непосредственно или через сбытовых посредников.

VI. Определение коммуникативной стратегии

Коммуникационная стратегия направлена на решение двух взаимосвязанных задач: информирование потенциальных покупателей о товарах (услугах) и убеждение их в необходимости совершения покупки. Для реализации этих задач используются четыре основных инструмента: реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, отношения с общественностью.

В курсовом проекте (работе) следует использовать первые два инструмента.

4.1. Канал распределения

В данном подразделе обосновывается и кратко характеризуется определенная система сбыта (собственная или сторонняя, с учётом посредников или без).

Если требуется охарактеризовать стороннюю розничную сеть или оптовых посредников, студентом в курсовом проекте (работе) может быть предложен список конкретных привлекаемых компаний.

4.2. Ассортиментные позиции

Количество ассортиментных (товарных) позиций, рассматриваемых в курсовом проекте (работе), определяется студентом самостоятельно.

4.3. План реализации продукции

Предварительное изучение рынка сбыта продукции (услуг) создаваемого предприятия позволяет определить ёмкость рынка. В процессе курсового проектирования допускается использование различных подходов и формул определения ёмкости рынка. Определив значение ёмкости рынка, в данном подразделе курсового проекта необходимо в табличной форме составить прогноз объёма продаж продукции (услуг) на год. Данный прогноз должен быть составлен с помесячной разбивкой. Прогноз можно составить для трёх сценариев (пессимистического, оптимистического и реалистического).

4.4. Продвижение

Выбор каналов распространения рекламы осуществляется студентом самостоятельно, как и характер разрабатываемого рекламного бюджета.

5. Производственный план

5.1. Технология

Раскрытие данного подраздела предполагает или краткое и лаконичное описание технологического процесса, или подробное описание технологического процесса с полной характеристикой его основных этапов, особенностей, слабых мест и т. д.

5.3. Расположение

В зависимости от индивидуального задания в этом подразделе требуется предоставить информацию о требованиях, предъявляемых к производственным помещениям, о существующих вариантах размещения предприятия и о способе получения (приобретения) (строительство объектов, аренда или покупка). Кроме того, возможно потребуется представить сравнительную характеристику различных вариантов размещения или генеральный план (графическое представление размещения предприятия на определенной территории, карта-схема проезда).

Решение о выборе того или иного месторасположения предприятия должно быть обосновано.

5.4. Оборудование

Главная задача этого подраздела курсового проекта (работы) – определить потребности в оборудовании, представить условия его получения и установки. В зависимости от индивидуального задания допускается или составление перечня необходимого оборудования с указанием стоимости (Таблица 5) или составление перечня оборудования с указанием поставщиков, стоимости и условий поставок (Таблица 6).

 

Таблица 5.- Перечень необходимого оборудования

№ п/п Наименование оборудования Кол-во Стоимость за единицу в рублях Сумма в рублях
1.        
2.        
       
  Всего:      

 

Таблица 6.- Перечень необходимого оборудования с указанием потенциальных поставщиков и условий поставок

№ п/п Наименование оборудования Кол-во ед. Потенциальный поставщик Стоимость, руб. Условия поставок
1.          
2.          
         
Всего:        

5.5. Материалы и энергоносители

Главная задача этого подраздела курсового проекта – представить потребности создаваемого предприятия в материалах и энергоносителях на период эксплуатационной (производственной) фазы реализации инвестиционного проекта, представить условия их поставки.

Таблица 7- Перечень необходимых материалов и энергоносителей с указанием потенциальных поставщиков и условий поставок

№ п/п Наименование материалов и энергоносителей Требуемый объем в год, натур. ед. Потенциальный поставщик Стоимость, руб. Условия поставок Ранг
1.            
           

6. Организационный план

 

При подготовке этого раздела проекта необходимо представить:

- обоснованный выбор той или иной организационной структуры проектируемого предприятия;

- обеспечение предприятия трудовыми ресурсами;

- распределение обязанностей и ответственности между участниками проекта;

- юридические особенности создания и функционирования предприятия;

- календарный план выполнения работ по проекту на инвестиционной фазе.

6.1. Организационная структура

Раскрытие данного подраздела курсового проекта подразумевает:

- схематичное изображение организационной структуры создаваемого предприятия с указанием её типа;

- перечисление основных функций ключевых структурных подразделений.

6.2. Кадровый состав

В данном подразделе проекта необходимо описать потребность создаваемого предприятия в персонале.

Кроме того, в этой части проекта должен быть рассмотрен вопрос об использовании той или иной системы оплаты труда работников.

6.3. Юридические аспекты

В данном подразделе проекта создания нового предприятия необходимо представить подробный перечень необходимых экспертиз, лицензий и разрешений, необходимых для осуществления проекта, в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, могут быть раскрыты возможные юридические препятствия реализации проекта.

6.4. Календарный план выполнения работ по проекту

Календарный план выполнения работ, оформленный в виде таблицы или рисунка, должен содержать:

- перечень основных этапов реализации проекта, с указанием длительности реализации;

- указанием объема необходимых ресурсов и ответственных лиц.

 

7. Финансовый план

7.1. Система налогообложения

Данный подраздел проекта включает в себя подробное описание налогов и сборов, отчислений, которые предприятию предстоит выплачивать в процессе реализации проекта (с указанием налогооблагаемой базы, ставок и периодичности уплаты).

7.2. План себестоимости продукции (услуг)

В зависимости от индивидуального задания план себестоимости продукции (услуг) в курсовом проекте (работе) может быть представлен по экономическим элементам (Приложение 6) или по калькуляционным статьям (Приложение 7).

7.3. План инвестиций

Состоит из двух частей: инвестиционные затраты и источники финансирования инвестиций.

Объёмы инвестиций должны быть обоснованы и приведены на основании данных проекта.

Структура «Плана инвестиций» представлена в Приложении 8.

7.4. План доходов и расходов

Структура плана доходов и расходов зависит от системы налогообложения, используемой студентом в процессе курсового проектирования (Приложения 9, 10 и 11).

Ключевыми показателями данного подраздела проекта являются структура затрат на производство и реализацию продукции (услуг), динамика выручки, полученной от продажи продукции (предоставления услуг), а также объём валовой и чистой прибыли.

7.5. Кредитный план

Данный подраздел проекта раскрывает процесс получения, возврата и обслуживания заёмных средств (Приложение 12). Условия кредитования (сроки, ставки, периодичность платежей, наличие и продолжительность отсрочки уплаты основного долга) определяются студентом самостоятельно.

7.6. Движение денежных средств

Движение денежных средств отражает все денежные потоки, сопровождающие проект в процессе его реализации.

В курсовом проекте (работе) движение денежных средств может быть представлено или в форме плана движения денежных средств (Приложение 13) или в форме кэш-фло (Приложение 14). Обе формы представления движения денежных средств составляются в виде таблиц, в которых отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступлении и расходовании в течение этого периода. Завершаются таблицы данными о наличии денежных средств на конец периода.

План движения денежных средств должен отражать календарный план реализации проекта.

 

 

8. Оценка эффективности проекта

 

Определение коммерческой эффективности проекта предполагает расчёт показателей эффективности реализации проекта:

- срок окупаемости (простой и дисконтированный);

- чистый доход и чистый дисконтированный доход;

- индекс доходности (простой и дисконтированный);

- внутренняя норма доходности;

- рентабельность инвестиций.

 

9. Анализ чувствительности проекта

 

Данный подраздел курсового проекта позволяет определить силу влияния изменения базовой величины отдельных факторов (цены, себестоимости, объема продаж) на ключевые показатели эффективности проекта (NV, NPV, PP, PB, PI, DPI).


5.Требования по оформлению курсового проекта

 

Курсовая проект пишется от руки, машинописно или на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4 (210×297 мм).

При написании текста основной части курсовой проекта не рекомендуется использовать весь собранный материал, следует выбрать основные данные, раскрывающие исследуемый вопрос.

Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

При написании допускаются только общепринятые сокращения (например, тыс. руб.).

Изложение работы должно быть логически стройным, понятным. Повествование ведётся только от третьего лица. При написании допускаются только общепринятые сокращения.

Текст основной части делят на разделы (при необходимости – на подразделы и пункты).

Если текст печатается в электронном виде, то его следует набирать 14–м кеглем через 1,5 интервала, поля по 20 мм. Приложения – в конце отчёта. Страницы (листы) нумеруются арабскими цифрами. Их располагают в пределах рабочего поля страницы сверху. Цифры должны быть отделены от текста пробелом в одну строку. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не ставится.

Раздел пишут прописными буквами. Каждый раздел следует начинать с нового листа. Названия разделов размещают в верхней части листа симметрично тексту. Точка в конце названия раздела не ставится, переносы не допускаются. Расстояние между заголовком раздела и текстом – 1 строка. Название раздела не подчеркивается. Разделы имеют порядковую нумерацию, нумеруются арабскими цифрами; подразделы, пункты нумеруются в пределах разделов.

Страницы работы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию. На титульном листе номер не ставят, на последующих страницах номер проставляют в нижней части страницы, в центре. Графический материал, выполненный на отдельных страницах, включается в порядковую нумерацию.

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначают словом «Рис.» и нумеруют в пределах раздела (например, «Рис. 1.2» – второй рисунок первого раздела). Наименование помещают над иллюстрацией, поясняющие записи – под иллюстрацией, номер иллюстрации – ниже поясняющей надписи.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Таблица имеет заголовок, над которым в правом верхнем углу пишут, например, «Таблица 1.2» (вторая таблица первого раздела). Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово Таблица не пишут. Заголовок таблицы и слово Таблица пишут с прописной буквы, не подчеркивают.

Иллюстрации и таблицы размещают после первого упоминания о них в тексте.

Список использованных источников. Название этой части должно быть в точности воспроизведено в её заголовке прописными буквами.

Вся использованная литература (книги, сборники, статьи), перечисляются в алфавитном порядке. Нормативные акты, документальные источники, публикации в сети Интернет могут быть выделены в подразделы списка литературы. При этом единая нумерация источников сохраняется. Сборники, не имеющие на титульном листе имен авторов, включаются в общий список по алфа­витному расположению заглавия. В случае использования статьи, опубликованной в журнале, газете или сборнике, приводятся фамилии и инициалы автора, полное название статьи и наименование журнала, газеты или сборника с их выходными данными. Источники на иностранных языках и из Интернета приводятся и конце списка литературы на языке оригинала и по алфавиту. Обязательным требованием является указание общего количества (нумерации) приводимых в списке работ.

Последовательность включения источников в список литературы следующая:

- законодательные материалы РФ, решения правительства и статистические материалы;

- книги и статьи по алфавиту авторов и заглавий с учётом последующих (вторых, третьих и т. д.) букв;

- неопубликованные документы (отчёты о НИР, диссертации и т. д.);

- книги и статьи, опубликованные на иностранном языке;

- источники в сети Интернет.

Нумерация источников в списке литературы должна быть сквозной.

Законченная работа, содержащая все требуемые элементы оформления, вставленная в обложку и скрепленная по левому краю, сдается для проверки руководителю.


Основная рекомендуемая литература

а) Основная литература

1. Мухаметгалиев Ф.Н. Система планирования на предприятиях АПК: учеб. пособие / Ф.Н. Мухаметгалиев, Ф.Н. Авхадиев. –Казань.: Казан. ун-т, 2011.-309 с.

2. Мухаметгалиев Ф.Н. Система планирования на предприятиях АПК: учеб. пособие / Ф.Н. Мухаметгалиев, Ф.Н. Авхадиев. –Казань.: Казан. ун-т, 2011.-309 с.

3. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 296 с. (ЭБС «Znanium»)

4. Чараева М. В.Инвестиционное бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (ЭБС «Znanium»)

5. Баринов В. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие/Баринов В. А., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 272 с. (ЭБС «Znanium»)

6.

 

б) Дополнительная литература:

1. Вайс Е.С. Планирование на предприятии: учебное пособие / Е.С. Вайс, В.М. Васильева, Т.А. Вайс, В.С. Васильцов. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 336 с.

2. Горемыкин В.А. Планирование на предприятиях: учебник, изд. 2-ое испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2006-528с.

3. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2011. – 432 с.

4. Мухаметгалиев Ф.Н., Авхадиев Ф.Н. Планирование на предприятиях АПК: учеб. пособие / Ф.Н. Мухаметгалиев, Ф.Н. Авхадиев. –Казань.: Издательство «Дом печати», 2004.

5. Мухаметгалиев Ф.Н., Авхадиев Ф.Н. Практическое руководство по разработке планов на предприятиях АПК /: учеб. пособие / Ф.Н. Мухаметгалиев, Ф.Н. Авхадиев. – Казань.: Издательство ФГОУ КГАУ, 2007.

6. Попов В.М. Финансовый бизнес-план: Учебное пособие для студентов экон. спец. / В.М. Попов, С.И. Ляпунов. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 460 с.

7. Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / Н.А. Савельева, И.Ю. Бринк. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.

8. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. / Н.Д. Стрекалова. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

9. Терновых К.С. Бизнес-планирование на предприятии АПК. Практикум / К.С. Терновых, Н.А. Звягин, А.В. Шалаев. - М.: КолосС, 2008. – 205 с.

10. Тернов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: