Отечественная наука о финансах




Первым русским автором сочинения в области финансов был И.С. Пересветов, живший при Иване Грозном. Он выступал за увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства, за централизацию ресурсов государства и сокращение расходов на систему наместничества.

В 17 веке Ю. Крижанич изложил свои взгляды в ряде работ. Основное внимание он уделял различным способам обогащения государства, которые он разделял на две группы: «правильные» и «неправильные»; предлагал для обогащения государства развивать земледелие, ремесла, государственное хозяйство.

В начале 18 века И. Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» предлагал следующие мероприятия в области финансов:

· при взимании недоимок не разорять неплательщика, а взять с него письменное обязательство о сроках платежа;

· исключить из расходов казны расходы по содержанию судебных органов, за ведение дел установить твердые тарифы;

· установить льготные пошлины для русских купцов и высокие пошлины и низкие цены на привозные товары;

· для поддержание купечества следует развивать взаимный кредит.

В 1766 г. А. Поленов в сочинении «О крепостном состоянии крестьян» впервые применил термин «налог», доказывал необходимость имущественного страхования, дал критический анализ налоговой системы России.

Впервые в российской печатной литературе термин «финансы» как научное понятие был использован как синоним слову «казна» в предисловии к изданной в 1767 году Московским университетом книге «Переводы из энциклопедии». С образованием в 1802 г. Министерства финансов термин «финансы» прочно входит в научный оборот.

18 век завершается работами А. Радищева «Письмо о Китайском торге», «Описание моего владения», «Записка о податях Петербургской губернии». А. Радищев исследовал сущность налогов, отделил прямые налоги от косвенных, предлагал устанавливать величину налога исходя из реальных экономических условий отдельных регионов страны.

С развитием экономики России последней четверти 19 – начала 20 века совпадает и бурное развитие финансовой науки, сопровождавшееся огромным количеством публикаций по различным аспектам финансовой науки. К их числу относятся финансовый план графа Сперанского, первый русский учебник по теории финансов И. Горлова, исследования по истории развития финансов Ю. Гагемайстера, В. Кури, Д. Толстого, работу о государственном кредите М. Орлова. Наиболее важны для теории финансов исследования таких авторов конца 19 века, как В. Лебедев, И. Янжул, Л. Ходский, С. Витте, И. Озеров.

 

Определение финансовой системы. Ее структура

 

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используется фонды денежных средств.

Также под термином «финансовая система» понимается система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, выполняет присущие ему функции.

Финансовая система РФ включает следующие звенья:

1. Централизованные Финансы (Государственные и муниципальные финансы):

-Бюджетная система (Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, муниципальные бюджеты и внебюджетные фонды экономической и социальной направленности)

-Государственный и муниципальный кредит

2. Децентрализованные финансы (Финансы хозяйствующих субъектов):

-Финансы коммерческих предприятий,

-Финансы некоммерческих предприятий.

Основой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов - предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Финансы предприятий относятся к децентрализованным финансам. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. От состояния финансов предприятий зависит финансовое положение страны. При этом ведущая роль в системе принадлежит государственным и муниципальным финансам.

Государственные и муниципальные (централизованные) финансы состоят из бюджетной системы, внебюджетных специализированных фондов, государственного и муниципального кредита.

Бюджетная система трехуровневая в соответствии с федеральным устройством Российского государства, состоит из Государственного (Федерального) бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов местных органов власти (муниципальных)

Главным орудием перераспределения национального дохода в финансовой системе является государственный бюджет. Через него мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями народного хозяйства, регионами, отдельными социальными группами. Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения исполнения функции органов государственного управления.

Основными доходам государственного бюджета являются налоги. Из государственного бюджета производятся основные расходы: на военные цели, социальные расходы, государственное управление, внешнеполитическую деятельность, субсидии и кредиты.

Государственный бюджет оказывает влияние на остальные звенья финансовой системы. Так, могут предоставляться субсидии и кредиты местным органам власти, правительственным фондам, предприятиям.

Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Их основное назначение в РФ в настоящее время - решение социальных задач (содержание нетрудоспособных, оказание помощи безработным, финансирование жизненно важных расходных статей и т.д.). В настоящее время в РФ функционируют 3 фонда социальной направленности:

1. Пенсионный фонд РФ;

2. Государственный фонд социального страхования - ФСС;

3. Фонд обязательного медицинского страхования - ФОМС;

Исключительная особенность внебюджетных фондов - то, что они осуществляют финансирование ограниченного круга целей по сравнению с бюджетными фондами.

 

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством – с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой. При этом государство, как правило, выступает в роли заемщика. Государственный кредит - объединяет в себе специфические финансовые отношения, существующие для мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов, а также предоставления средств предприятиям, организациям, другим государствам на условиях срочности, платности, возвратности. В основном государственный кредит - это финансовые отношения, связанные с использованием, мобилизацией дополнительных финансовых ресурсов для бюджетной системы.

 

Финансы предприятий и организаций - очень большая сфера финансовых отношений (в РФ - ок. 3 млн. предприятий). Точно систематизировать эту совокупность достаточно сложно. Классификация производится по ряду признаков:

1) Отдельные звенья финансовых отношений в зависимости от форм собственности и ОПФ хозяйствования. Выделяют финансы товариществ, обществ, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, общественных организаций, общественных фондов, производственных кооперативов, финансовых посредников(кредитная система).

2) В зависимости от степени централизации:

· финансы предприятий;

· финансы объединений, корпораций, холдингов, ФПГ;

· финансы министерств и ведомств (здесь речь идет о фактических отношениях, связанных с формированием и использованием на основе централизованного распределения финансовых ресурсов по фондам).

· финансы филиалов, дочерних предприятий.

3) Отраслевой признак: финансы промышленных, с/хозяйственных, транспортных предприятий. Отраслевые особенности - большое влияние (обязательно создание резервного фонда в таких отраслях, как с/х и др. сезонные работы). Сюда же можно отнести и финансы кредитно-банковской системы

4) В зависимости от характера хозяйственной деятельности выделяют некоммерческие и коммерческие финансы предприятий и организаций.

 

Финансы страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев. В сфере страхования (2500 страховых компаний) финансовые отношения возникают по поводу формирования страховых фондов, за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователю с целью возмещения ущерба, возникающего у участников страхования при наступлении страховых случаев. Страхование объединяет большое количество отношений, отсюда разделение на звенья:

- социальное страхование (объект - потеря доходов и дополнительные расходы населения в результате потери трудоспособности, безработицы, а также в связи с материнством и др. выплаты)

- медицинское страхование (финансовые отношения, возникающие по поводу возмещения затрат на оказание медицинской помощи застрахованным гражданам - предоставление помощи в натуре, а оплачивает страховая компания медпредприятию - производителю).

- личное страхование (связано со страхованием жизни и здоровья граждан - т.е. страхуется только свое здоровье - учитывается та сумма, в которую оценивается ваша жизнь).

- имущественное страхование (объект - имущество физических и юридических лиц; гибель, повреждение, пропажа - все это может быть основанием для выплаты страхового взноса. Это самое древнее звено).

- страхование предпринимательских рисков (объект – убытки, недополученная прибыль, дополнительные расходы, возникшие в результате хозяйственной деятельности застрахованного предприятия).

- страхование ответственности (объект - ущерб, нанесенный застрахованным третьим лицам (“физлица и юрлица”) - например, страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств).

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: