Введение курсовой и дипломной работ




Правила написания курсовых и дипломных работ по социологии

 

Структура курсовой и дипломной работ

 

Написание выпускной квалификационной, или дипломной работы — высший этап теоретико-прикладной учебной деятельности студента. Структура и оформление диплома такие же, как у курсовых работ, которые студенты каждый год пишут и сдают своим научным руководителям. В идеале с первого курса студент должен выбрать наиболее интересную для него тему, разбирающегося в этой теме руководителя и, постепенно собирая новый материал, ко времени выпуска превратить свою первую курсовую работу в дипломную, т.е. в небольшое научное исследование по социологии.

Как курсовая, так и дипломная работа имеет следующую структуру:

1. Титульный лист;

2. Оглавление;

3. Введение;

4. Главы, разбитые на параграфы;

5. Заключение;

6. Выводы,

7. Список использованных источников и литературы (библиографический список);

8. Приложения.

 

Введение курсовой и дипломной работ

 

Первое, на что должен обратить внимание студент, — это структура и содержание Введения и их соответствие названию работы.

Во Введении должны быть следующие разделы, названия которых выделяются жирным шрифтом:

1. Актуальность исследования. Актуальность — это указание на злободневность выбранной студентом-социологом темы. Поэтому при написании Актуальности нужно доказать, что выбранная тема имеет право на существование именно в наше время. Основная ошибка, которую допускают студенты, описывая Актуальность, — стремление расширить этот раздел за счет определений, примеров, цитат, выводов, описаний, хотя очевидно, что ничего подобного в данном разделе быть не должно. Актуальность должна быть краткой, и занимает она около двух абзацев.

2. Проблема исследования. Проблема — это те социальные противоречия или те сложности, которые возникают у общества в связи с теми вопросами, которые прямо вытекают из поднятой темы. То есть Проблема — это уточнение Актуальности. Если в Актуальности объясняется, почему выбрана именно эта тема, то в Проблеме объясняется, что стоит за этим выбором. Если социолог не поймет, в чем проблемность его исследования, работу лучше не начинать, так как она не будет иметь смысла и превратится в бессистемное изложение фактов.

3. Степень научной разработанности проблемы (Анализ источников и литературы). Это самый большой раздел Введения, который может занимать от трех абзацев до нескольких страниц. Раздел включает в себя краткий перечень документов и фамилий социологов, социальных мыслителей и ученых, работающих в смежных с социологией науках, но прямо или косвенно затрагивающих в своих трудах проблему того исследования, которому посвящена курсовая или дипломная работа студента.

Начать написание данного раздела можно с перечня классиков, постепенно переходя к современным авторам. Возможен и иной подход — написание раздела по поднятым в работе проблемам. Например, если темой диплома являются «Семейные ценности современной молодежи», начать описание Степени научной разработанности проблемы можно с перечисления лиц, изучавших семью, после чего логично назвать тех ученых, которые изучали социальные ценности, а затем и саму молодежь как особую социально-демографическую группу. Таким образом, должно получиться не менее трех абзацев. Примерно такой раздел может выглядеть следующим образом: «Семью как особый институт общества рассматривали в своих работах такие-то авторы. В частности, такой-то автор отметил то-то, а другой автор подчеркнул то-то», и т.д.

4. Объект исследования. Объект в социологическом исследовании — это та социальная общность, на которую оно направлено. Например, если темой диплома является «Отношение московской молодежи к лицам, совершающим административные правонарушения», в качестве объекта выступит московская молодежь. Вся молодежь г. Москвы станет генеральной выборочной совокупностью при проведении эмпирического исследования, которому должна быть посвящена последняя глава.

5. Предмет исследования. Предмет — это та сторона деятельности объекта, которую исследователь ставит в центр внимания. Часто предмет совпадает с названием дипломной или курсовой работы. Например, если темой диплома является «Отношение московской молодежи к лицам, совершающим административные правонарушения», то это отношение станет Предметом всего исследования.

6. Гипотеза исследования. Гипотеза — это личное предположение автора диплома, которое он хочет доказать при написании своей работы как теоретическими, так и эмпирическими методами. Без рабочей Гипотезы лучше не приступать к написанию диплома, так как без Гипотезы не будет ясна Цель предстоящей работы. Без Гипотезы невозможно составить Анкету для опроса, так как неясно, какие вопросы и для чего туда следует включать. Поэтому научному руководителю надо обсудить со студентом как минимум два-три варианта Гипотезы, прежде чем разрешить ему приступить к исследованию.

Основные правила при составлении Гипотезы:

• Гипотеза не должна быть банальной, самоочевидной. Иначе неясно, зачем ее вообще выдвигать. Например, нельзя выдвигать такую Гипотезу: «Религия занимает важное место в жизни общества», потому что это и так всем известно: если бы религия была никому не нужна, этот социальный институт никогда бы не сложился и не просуществовал бы с глубокой древности до наших дней.

• Гипотеза не должна быть размытой, абстрактной. Например, нельзя выдвигать такую Гипотезу: «На политические предпочтения молодежи влияют прежде всего социально-экономические факторы». Во-первых, неясно, что это за факторы, нужна конкретика. А во-вторых, неясно, как именно и почему эти факторы так сильно влияют на политические пристрастия молодых людей. Требуется уточнение.

• Гипотеза не должна быть слишком длинной, запутанной. Лучше всего записать ее одним четким предложением.

Иногда целесообразно выдвинуть не одну, а две гипотезы, если они связаны между собой, дополняют друг друга, но всё же сводятся к разным предположениям.

7. Цель исследования. Цель — это тот результат, которого студент желает добиться в конце своего исследования. Таким результатом должно быть подтверждение или опровержение поставленной Гипотезы.

8. Задачи исследования. Задачи — это те шаги, которые поочередно должен совершить исследователь, чтобы добиться Цели. Раз шагов несколько, то и Задач должно быть несколько. Лучше всего сделать так, чтобы каждая Задача совпадала с конкретным параграфом каждой главы курсовой или диплома. Поэтому если в работе две главы и каждая из них разбита на два параграфа, то и Задач должно быть не меньше четырех по числу всех параграфов. Однако, поскольку в отдельном параграфе могут разбираться не одна, а сразу несколько разных проблем, Задач может быть больше. Кроме того, к Задачам следует отнести выработку практических рекомендаций, если таковые планируется составить в конце работы.

9. Методы исследования. Методы — это те конкретные способы исследования поставленной темы, к которым собирается прибегнуть автор исследования. Они могут быть как качественными, так и количественными: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ источников и литературы по выбранной теме, контент-анализ, сравнительный анализ и т.д. Лучше всего использовать не менее трех методов, например, анализ литературы, анкетный опрос и наблюдение.

10. Теоретико-методологические основания исследования. Имеются в виду те методологические подходы или концепции, на которые опирается дипломник в своей работе. Методология показывает ему, в каком порядке нужно вести социологическое исследование, какова его логика и принципы.

11. Эмпирическая база исследования. В этом разделе нужно указать где, когда, кого и в каком количестве исследователь исследовал. Чаще всего указывается учреждение (институт, школа, коммерческая фирма, магазин, кинотеатр), в котором проводился опрос. Поскольку исследование проводит студент, эмпирической базой для него обычно является либо место учебы, либо место работы.

12. Теоретическая новизна исследования. Этот раздел особенно важен для старшекурсников и дипломников, потому что в нем нужно постараться разъяснить, что нового они собираются сказать своей работой науке. Если студент не понимает, что он хочет сказать из того, что до него никто из ученых не говорил, значит, ему надо вернуться к Гипотезе исследования и посмотреть, насколько она банальна.

13. Практическая значимость исследования. Практическая значимость — это возможные варианты конкретного использования полученных в конце исследования результатов на практике. Например, можно написать о внедрении полученных результатов в практику работы муниципальных органов или в учебный процесс вуза. Можно порекомендовать использование сделанных в ходе работы выводов при написании учебной и научной литературы и при проведении научно-практических конференций и т.д.

14. Структура работы. Это последний раздел Введения, в котором нужно кратко перечислить основные части курсовой (дипломной работы) с кратким описанием содержания каждой главы.

В дипломе возможны и иные разделы, как-то: Апробация результатов исследования, Положения, выносимые на защиту, и т.д. Но приведенный выше список содержит перечень обязательных разделов, без которых начало самостоятельного исследования в области социологии немыслимо.

 

Основное содержание курсовой и дипломной работ

 

Желательно, чтобы курсовая (дипломная) работа содержала две или три главы. Первая глава должна быть посвящена теории, вторая — эмпирике. Например, первую главу можно назвать «Теоретические основы (аспекты) изучения такой-то проблемы», а вторую главу —«Эмпирическое исследование такой-то проблемы». В параграфах первой главы надо последовательно раскрыть суть основных понятий, на которых строится исследование (например, молодежь как социально-демографическая группа, религия как социальный институт и т.п.) и привести суждения известных социологов и социальных мыслителей касаемо предмета исследования. Ссылки на книги или статьи авторов обязательны в тех случаях, когда студент приводит какую-то цитату или просто упоминает о мнении (концепции) какого-то ученого. При этом не должно быть ссылок на издания (или интернет-сайты), не включенные в Список литературы в конце работы.

Вторая глава должна быть посвящена описанию условий проведения (параграф 2.1) и анализу итогов (параграф 2.2) самостоятельного эмпирического исследования студента. При описании условий проведения исследования необходимо подробно указать, где, когда, в каком количестве, кого и почему автор работы опросил, какова генеральная совокупность и ошибка выборки, как они высчитывались, какие специальные программы были задействованы и как проверялись полученные результаты.

Анализ итогов исследования — самый большой и важный параграф диплома. Строится он по такой схеме: сначала идет первый вопрос Анкеты, потом дается таблица или диаграмма, показывающая статистику ответов респондентов на этот вопрос, потом идет описание ответов и личный комментарий студента к этим ответам. Далее пишется второй вопрос Анкеты, дается графическая схема и комментарий к ответам респондентов и т.д. Без комментария к ответам нет анализа, а без анализа не может быть подтверждения Гипотезы и четких Выводов в конце работы.

Таблицы и диаграммы нумеруются и подписываются в утвердительной форме предложения. Таблицы подписываются сверху, а диаграммы (рисунки) — снизу.

Для корреляционного анализа иногда уместно добавлять во вторую главу еще один параграф (2.3). Корреляции указывают на зависимость ответов респондентов от тех или иных характеристик опрошенных — пола, возраста, уровня образования, профессии и т.д.

Наконец во второй главе может быть параграф (2.4) с прогнозом или рекомендациями дипломника по решению поставленной во Введении Проблемы.

В Заключении следует написать, как в курсовой (дипломе) была достигнута Цель и подтверждена (или опровергнута) поставленная во Введении Гипотеза. В Выводах нужно по пунктам написать, как студент шаг за шагом (параграф за параграфом) решал поставленные во Введении Задачи. Поэтому Задачи, названия параграфов и Выводы должны соответствовать друг другу и параграфов не может быть меньше, чем Задач и Выводов. Выводы должны быть конкретными и четкими, хотя допускается попутное объяснение каждого из них. Для удобства можно предложить писать в конце каждой главы небольшой к ней вывод, а затем из выводов к каждой главе целесообразно составить общие Выводы ко всему исследованию.

Список литературы — это перечень не менее полусотни (для диплома) наименований книг, статей, документов или Интернет-ресурсов, которые студент использовал при написании своей работы. Пишутся они в алфавитном порядке и единообразно. После фамилии автора идут его инициалы, потом название книги без кавычек, потом место издания книги, название издательства без кавычек, год издания и количество страниц в книге (или номера страниц, на которых размещена статья, если это статья в журнале или сборнике).

Примеры оформления книг и статей в Списке литературы:

1) Пример оформления названия сборника:

Религия и общество: Сборник научных статей / отв. ред. А. В. Ткаченко. — М.: МГПУ, 2007. — 82 с.

2) Пример оформления названия статьи в сборнике:

Ткаченко А. В. Социологический анализ религиозных представлений современной молодежи // Основные проблемы современной социологии: Материалы научно-практической конференции 22 марта 2012 г.: Сборник статей кафедры общей и прикладной социологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ / под ред. В. М. Ананишнева; сост. А. В. Ткаченко. — М.: ООО НИЦ «Инженер», 2012. — 63-72.

3) Пример оформления названия статьи в журнале:

Ткаченко А. В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 97-107.

4) Пример оформления названия книги:

Ткаченко А. В., Таппасханова М. А. и др. Социологическое исследование религиозного сознания современной московской молодежи: Монография. – М.: МИСАО, 2011. – 86 с.

Художественные, публицистические издания, равно как учебные пособия включать в Список литературы не рекомендуется. Вообще, сам стиль написания курсовой или дипломной работы должен быть научным, но не публицистическим или разговорным. Слова должны относиться к нейтральному лексикону, без эмоциональных восклицаний или жаргонизмов.

В Приложениях курсовой или дипломной работы могут быть документы (например, нормативные акты), цифры (данные статистики или соцопросов) или иллюстрации (например, графические схемы, не вошедшие в главы на том основании, что там они не детально анализировались).

Кроме того, в Приложениях в конце курсовой работы может быть, а в конце дипломной работы обязательно должна быть Программа социологического исследования со сроками выполнения работ на каждом его этапе и Инструментарий социологического исследования – например, Анкета целиком, если диплом строится на основе анкетного опроса. Вопросы Анкеты и варианты ответов на них не должны разрываться на две страницы и не должно быть ни одного лишнего вопроса, не соответствующего проблеме исследования и ничего не дающего для подтверждения рабочей Гипотезы. Поэтому каждый вопрос при составлении Анкеты должен быть тщательно продуман, записан грамотно и в понятной для респондентов форме. В закрытых вопросах при готовом перечне ответов уместно добавлять вариант ответа «Другое (напишите, что именно)», потому что редко когда исследователю удается предусмотреть все возможные варианты ответа на придуманный им же вопрос.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: