Ближневосточный кризис: история и современность.




Спицифическое выражение биполярная система получила на БВ. Она закл. в том что проблема уходит в библейское прошлое. Территория палестины – родина евреев и арабов. Арабам удалось закрепиться, а евреи были рассеяны. В конце 19 в начались первые движиния сионистов за создание национального очага. Местом была выбрана палестина. В 1897 в Базеле прошел первый конгресс сионистов, возглавил док Теодор Герцель. 1909 – оснолвание Тель-Авива, как опорной базы иммиграции евреев. 1917 г – международное давление в виде декларации Фальфура, провозгласила необходимость международной поддержки сионистского движения за создание нац-очага. После 1МВ мандат на управление Палестиной получила ВБ. Создание нац очага было ограниченно так как въезд евреев квотировался. Небольшой поток поток все таки шел в палестину и закреплялся с помощью общин (кибуц). этот поток расширялся до 2мв, затем холокост и истребление евреев. Евреи активно участвовали в войне. После 2 МВ был снова поставлен вопрос о создании очага. Англичане оттягивали решение этой проблемы. Тогда в Палестине начался жесткий еврейский террор против англичан. Англичане передали этот вопрос на рассмотрение в ООН, попутно отказавшись от мандата. Согласно резолюции № 181 Генеральной ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе британской колонии Палестина, на её территории должны были быть созданы два независимых государства — еврейское и арабское, а также Большой Иерусалим — территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трёх территорий, граничащих друг с другом лишь углами. 14 марта 1948 провозгласил создание государства Израиль. Оставался вопрос Иерусалима. 15 мая вторглись коалиционные арабские войска (Война за независимость). В результате евреи расширили свои территории, появилась проблема беженцев. В 1949 Израиль принят в ООН. Получил международное признание. Массированный въезд, укрепление границ, расширение. После 1 арабо-израильской войны последовала череда войн: синайская война 1956, шестидневная 1967 (израиль захватил синайский полуостров), война на истощение 67-70, война судного дня 73. В ходе росла проблема беженцев. Такой оккупационный план создания израилського государства вызвал создание ООП (1964). 77 – кэмп-дэвидские соглашения, израилю удалось легализовать свои границы.Первая палестинская интифада— восстание палестинцев против израильской оккупации в период с 1987 по 1991 (так же были и другие интифады. 1992 – попытки мирных переговоров между Израилем и Палестиной. Исхак Раббин намеревался отдать оккупированные территории, но был убит. 1993 – совместное признание Израиля и ООП. 1994 – соглашение о палестинском самоуправлении в Газе и Иерихоне. Но проблема существует до сих пор. Проблема заключается в том что народам не удается решить свою судьбу с помощью влияния третьих сил. Эта война выгодна (цены на нефть, торговля оружием и тд.) роль ООН неоднозначна. «Дорожная карта» была опубликована 30 апреля 2003г. Три этапа реализации «Дорожной карты»: Этап I. Реформирование власти и система безопасности. Снятие Израилем блокпостов. Прекращение насилия (террористических актов и карательных операций). Этап II, Отвод израильских войск из районов, занятых израильскими войсками 28 сентября 2000 г. после начала палестинского восстания против оккупации. Создание Палестинского государства с временными границами и атрибутами суверенитета. Этап III. Окончательное мирное урегулирование. Установление постоянных границ и решение трех наиболее острых проблем: Иерусалима, израильских поселений и палестинских беженцев.

48. Деколонизация, проблемы стран третьего мира и влияние этих факторов на мо. Деколонизация — процесс обретения независимости бывшими колониями европейских государств-метрополий. Первый пик деколонизации связан с освобождением США (1775-1783) от господства Великобритании, а затем латиноамериканских стран от господства Испании и Португалии. Наиболее интенсивная деколонизация была осуществлена после окончания Второй мировой войны, когда независимость получили большинство колоний в Африке и Азии. Вопрос о системе м/н опеки в соответствии с договоренностью глав прав-в Англии, СССР, США был включен в повестку дня для конференции в Сан-Франциско (итог: была принята формула: система опеки ООН должна вести подопечные территории (11) в направлении «к самоуправлению и независимости»). Добились освобождения крупнейшие английские колонии - Индия (1947) и Цейлон (1948), подмандатные территории Франции – Сирия и Ливан (1943, вывод войск 1946), от яп колон зависимости освободился Вьетнам, завоевавший независимость от Франции в ходе восьмилетней войны (1945-1954), победили революции социалистического характера в Северной Корее и Китае. С середины 50х гг. началось крушение колониальной системы в ее классических формах прямого подчинения и диктата. 1960 г. ГА ООН по инициативе СССР приняла Декларацию о предоставлении независимости бывшим колониальным странам. 1960 г. вошел в историю как «год Африки». Тогда была провозглашена независимость 17 стран центральной и западной части континента. В целом процесс освобождения Африки завершился к 1975 г. Проблемы стран третьего мира (Юг-Север) Понятие «С» и «Ю» употребляется с 80-х гг. 20 века. Страны С- богатые развитые страны, страны Ю- развивающ., более бедные страны. Различия между С и Ю: С-20% населения земли, «золотой миллиард», потребляется 90% от мирового потребления, 60% - потребления электроэнергии, 85%- автомобилей. Ю-рост населения(3%), без соответствующего экон. и соц. развития. Проблемы Ю: 1. экон. и соц. отсталость; 2. болезни, нехватка медикаментов и т.д 3. недостаток питьевой воды 4. проблема недостаточного питания 5. низкий уровень образования 6. политическая нестабильность и внутрен. конфликты с широким применением насилия. Разрыв между С и Ю увеличивается. Однако Ю неоднороден – есть стр, к-ые добились значит. успехов (Юж. Корея, Сингапур, Тайланд и т.д.) К др. группе относятся страны, к-ые добились этого за счет продажи ресурсов (страны Персидского залива). По одним показателям эти страны относят к С., по др-к югу. Сейчас создано ряд организац, к-рые помогают Ю (ЮНКТАД, ВОЗ и т.д.). Страны Третьего мира наиболее бедные, что измеряется по уровню дохода в них на душу населения, и сконцентрированы в основном в Азии, Африке, и Латинской Америке. Они подразделяются на страны с низким доходом, включая Китай и Индию, страны со средним доходом, такие как Нигерия, Индонезия и Боливия, страны с доходами выше среднего, например Бразилия, Алжир и Малайзия. В странах Третьего мира живет 75 % населения Земли, но они потребляют только 20 % ресурсов. Иногда беднейшие страны Африки выделяют в четвёртый мир.

Венская («концертная») система (подсистема) международных отношений, роль «Священного союза» в международных отношениях с точки зрения права вмешательства и актуализации данного права в современных реалиях международных отношений («гуманитарная интервенция»).

Венский конгресс заложил основы нового типа систем (закрытые), создал систему концерта, которая основывалась на совпадении интересов. Интерес победителей совпал в том, что бы вернуть прежние порядки и по возможности законсервировать их с тем, чтобы препятствовать возможным потрясениям, войны и революции. С точки зрения теории системного взаимодействия в МО, основой концептуальной практики договоров послужила теория вмешательства (организмическая теория), соавторами которой считаются австрийский канцлер Меттерних и Александр 1. Эта концепция осн на тезисе, что государства в Европе представляют собой части одного целостного организма, имеющего общ кровеносную систему в виде связей и взаимодействий, т.е. они уже так тесно общаются др с др, что их уже нельзя мыслить свободн и независ др от др. поэтому революция – зараза, поражающ. одно гос. и затем заражает остальные. Для того, что бы концепция была воплощена был создан Священный Союз. Утраченные тер-ии возвращались прежним монархиям, восстанавл. прежние границы, образовались буфер. гос-ва, окружившие санитар. кордоном Фр. Фр. лишалась всех завоеванных тер-ий и ее границы возвр. к 1790, должна была выплатить контрибуции и вернуть нац. достояние. Но она принимала участие в ВК и сумела сохранить статус Вел. Державы. Вошла в Свящ. Союз, обретя св. прежние границы. Создание Бельгии и Швейц. (со статусом вечного нейтралитета). За Р. закреплялись тер-ии Финляндии и Польского Герц-ва (на усл. предоставления им прав автономии, сохранения республ. органов управл. и предоставления Констит.) На месте упразд. Св. Рим. Имп. создавался Северо-Герм. союз из 30-и незав. герм. княжеств. Помимо терр. проблем на ВК рассматривался ряд эк. и дип. вопросов. Впервые была создана Межд. Орг. - конвенция о свободе судоходства по европейским рекам; было принято решение о запрещении работорговли, достигнута договор. об уважении прав собств-ти ин. граждан, также решения о развитии дип. искусства: созданы новые формы выработки решений – межд. конгрессы и конференции; подписана Венская конвенция о дип. сношениях (1815), кот. была пересмотрена только в 1961, 1963 гг. (в рамках консул. конвенции), разработаны дип. статусы и ранги (в кач-ве наиболее знач. лица - обозначен Чрезв. и Полном. Посол и Папский нунций (для Ватикана), хотя они и отражали дискрим. хар-р: послами могли обмениваться только вел. Державы (UK, Фр, Р, Исп, Пруссия и Австрия). Для менее знач. гос-в предполагалось представит-во и посланник. Ватикан посылал легатов. Гос-ва, только освобод. от колониальной зависимости не имели пост. предст-в и носили статус резидента.. ВК также была разработана процедура запроса и получения агремана, введен статус дуайена. Начал складываться институт привилегий и иммунитетов.

50. Внешняя политика России: ретроспектива и современность. Осн напр ВнеП России при Иване III: Балтийское - Россия добилась гарантий равных (правовых и экономических) условий участия русских купцов в морской торговле, западное -попытки создать антиливонскую коалицию в 60-70х гг. 15в, Восточное направление ВнеП заключалось в борьбе за ликвидацию зависимости от Орды (с 1480г.). Василий 3 и Иван4. На западе – борьба за выход к Балтийскому морю, за прибалтийские земли, захвач ливонским орденом. На ю-в и востоке – борьба с Казанским (покорено в 1552) и Астраханским (покорено в 1556) ханствами, активное освоение Сибири. На юге – защита рус земель от набегов Крымск ханства, получение выхода к Черн морю. 17-18 века. В области ВП задачи: возвращение древнерус земель; обретение выходов к Черн м(Взят Азов). В начале 18в. рос. ВП направлена на сохранение мира на южных границах (1700 – договор о тридцатилетнем мире с Турцией) и решение Балканского вопроса. Сев война 1700-1721 стала ВД вместо Швеции. ВП приобрела имперский хар-р. Задача сохранить статус велкикой державы: сохранение выхода к Балт.морю; упрочение взаимоотношений с Польшей и воссоединение исконных земель Др.Руси (войны за польское наследство (1734-1735) и разделы Польши; решение черноморской проблемы и ликвидация пост угроз с юга (русско-турецкая война 1768-1774 Россия укрепляется на Черном море, ее торг.флот получил право свободного плавания ч/з проливы. А после р-т войны 1787-1791 Россия присоединяет Крым). Нач. 19 в. Южное направление - сближение Р с Грузией, начавшееся во второй половине 18в. (в 1801г. Гр. добровольно присоед. к Р). В ходе р-иранской войны 1804-1813 гг. к Р отошли Сев.Азербайджан и Дагестан. А после р-тур войны 1806-1812 гг. Р отошли Бесарабия, и закрепилось право торгового судоходства по всему Дунаю. Зап. направление - Тильзитский мир 1807 = укреп. позиций на Балт.море. После войны со Швецией (1808-1809) к Р + Финляндия. Граница Р была отодвинута от Петербурга на Запад. Сер. 19в присоединение к Р Каспийского побережья и решение вост.вопроса. Присоединение Кавказа к Р было завершено в 1864 г. Крымская война 1853-1856. В 19-н 20 вв. Евр. направление включало в себя Балканы и Бл. Вост. Со в.п. 19 в. выросло значение вост.направления, на котором выделялись Среднеаз.(утвердить влияние в Персии) и ДВ вопросы (утвердиться в Маньчжурии и расширить свое вл-е на Китай). СССР- (20-40-е гг) 1. Принцип пролетарского интернац-ма (1919 Коминтерн), 2. Налаживание отн. с капитал.странами. После 2МВ 1. Расширение границ СС (Латвия, Литва, Эстония, часть Финляндии – советско-финляндская война), 2. Расширение сфер влияния (Цент и Вост Европа, создание прокоммунист. режимов). С 1962-1985 гг. во ВП наблюдается стремление не столько расширить, сколько закрепить существующие сферы влияния. Распад СССР (дек. 1991). Ослабление позиций России на м/н арене. Рос флот лишился традиционных баз в Прибалтике, возник спорный вопрос с Укр. вокруг базирования Черном флота Р в Севастополе. Россия лишилась союзников в Вост и Центр Европе. Векторы ВнеП – Р-СНГ, Р-ЕС, Р-США, Р-НАТО, Р-АТР и т.д. Направл. Р-запад = Россия стала полноправным членом (МВФ). Важное напр – Восточное!. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, здесь сосредоточены ее неосвоенные ресурсы. Особое значение приобретает зона АТР. Отношения с СНГ имеют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах.

51. Проблема терроризма в МО: ретроспектива и современность. Сегодня Т создает угрозу небезопасности всех государств. имеет длительную историю.

ерроризм (Т) был во все века. Бл. В. 1 в.- группировки секариев против Римлян в Иудеи. 7-9 в – секта ассасинов, (опьяненных гашишем). ККК в США – движение белых, стремящихся предотвратить борьбу негров за свои права. В России длительная история террористичкеских движений (Народная Воля, движение анархистов) в 19 в. Во время ФБР впервые вошел в обиход термин терроризм. 1798 – он появился в словаре французской академии, где определялся как система страха. С теч. врем-ни Т – синоним слову преступление. Сейчас Т рассм-ся в 3 асп.: как преступное деяние, как Т группы или орг-ции, как Т доктрины. 100-200 попыток диффер-я Т: 1.тактика неразборчив. насилия, использ-мая против невин. свидетелей в полит. целях. 2.особ. вид тайн. воен. дей-й. 3.конфл. малой интенсив-ти, своего рода – особ. вид войны. Т – соц.-пол., кримин. явл-ние. Формы и тактики Т пост-но измен-ся. Осн. сущн. харак-ки: 1. Т – одна из форм организ. насилия. 2. Т порождает опасн-ть, угрожающ. опред. кругу людей. 3.публичный хар-тер исполнения. 4.преднамерен. создание обстановки страха, подавленности, напряженности. НО здесь страх создается не ради самого страха, а как объективный рычаг воздействия. 3 осн. участника: 1. кто совершает акцию Т. 2.непосредств. жертва. 3. объект воздей-я. МТ (междун. Т.) – незакон. использование или угроза воен. силы с целью принужд-я или запугив. правит-ва или общ-ва в полит. целях; МТ – насильств. акты, имеющ. целью вызвать полит. изменения, кот. подрывают МО и кот. миров. сообщество рассматривает как несовместим. с желаемыми нормами поведения. Отеч. исслед-я: МТ – совокупность совершенных в условиях мира след. деяний: 1.незакон. или преднамеренное совершение лицом или гр. лиц на территор. к.-л. гос-ва насильствен. акта в отнош. иностр. гос-в или междун. органов, учрежд. 2.организованное или поощренное иностран. гос-вом на территор. данного гос-ва незакон. или преднамерен. совершение акта в отнош. нац. гос. органов или обществ. учрежд-й, нац., полит., обществ. деятелей, населения или др. объектов с целью изменения гос. или обществ. строя, провокаций междун. конфл. или войн. Разница между Т и нац.-освобод. движением: Т сочетает высокий ур. полит. мотивации и низк. уровень участия масс. К нач. 90-х гг в мире дейст-ло около 500 тер. орг-ций и групп различной экстремистской на­правленности. Только за десять лет своей деят-ти они совершили 6500 актов междун. терроризма, от которых погибло 5 тыс. человек, пострадало более 11 тыс. человек.

52. Сверх держава, великая держава и т.д. - методологические приемы выделения, условность классификации, роль и статус в МО. Гос-во счит-ся осн актором МО и главным субъектом МО, что восходит к межд-правов. статусу гос-ва, поскольку лишь гос-во, с т.зр. М права, облад. первичной правосубъектностью. Гос-ва по статусу МО отличаются в спектре от сверхдерж. или супердержав до микрогос. (+великие, средние, малые державы). Критерии выделения статусн. позиций относительны. Поэтому, при опред. Св.держ (супердерж) чаще всего польз. след. критериями: Сверх держава - достат. крупное, заним выг, удобн Г положение, уровень развития кот позволяет данному гос-ву оказывать глоб, планетарное влияние во всех сферах жизнедеят-ти человеч об-ва, в т ч и за счет облад-я таким потенциалом ОМУ, кот достаточен для глоб катастрофы и уничт земли. Либо Св.дер – это такое гос-во, кот не может быть побеждено к-либо гос-вом, если последнее не сверх держ или даже коал гос-в, если в этой коал нет другой Св. дер. Статус Св.дер. непостоянен (приходящий). Вел. дер. – дост круп, заним выг. ГП гос-во, уровень разв кот дост для того, чтобы иметь возм оказ глоб влияние в к-либо одной олб ж/деят-ти чел-ва. (Яп – экон-ка, РФ_воен-политич.) или области МО. Такая держава спос играть роль Св.дер. на региональн. уровне. Среднее гос-во.- достат крупное гос-во с т зр регионал статуса, способное сохран и отстаив свой сувер-т силами собств армии в региональн воор кофликте; способно играть роль системообраз суб МО в субрегиональной СМО. Малое- небольшое, неспособное оказ влияние в МП; спос содерж воор силы значим и значение кот учит в коалицион. в/действии. Микрогос.- их не видно на карте(до 1млн.чел.); гос-ва, сущ кот в виде сувер гос-ва определяется межд консенс и соглаш. Величина и потенц этих гос-в столь невелик, что они не могут созд воор силы, достат для защиты своего сув-таили значимые при коалицион в/действии. Методологическая сложность в определении сверх державы, великой державы. Существует момент относительности, т.е. определить категорию государства можно, только рассмотрев его в системе взаимоотношений той или иной СМО по поводу роли места и статуса занимаемого государством в системе.Статус державы определяется в связи с тем, какую роль играет держава в системе: системообразующуу, роль балансира, или иную. Роль, статус, иерархия определяется в зависимости от того что собой представляет данная СМО (глобальная, региональная). Иерархический статус государства приходящ и не может быть неизменным и вечным, и момент постоянства этого статуса зависит как от изменения конкретных исторических обстоятельств связанных с внутренними развитием, так и в связи со структурными изменениями СМО.

53. «14 пунктов Вильсона» и первые декреты Советской власти « 14 пунктов» Вильсона были изложены в его речи 8 января 1918г. Пункты эти были таковы: 1. Открытые мирные договоры, открыто обсужденные, после кот. не будет никаких тайных м/н соглашений какого-либо рода, открытая дипломатия 2. Абсолютная свобода торгового мореплавания в мирное и военное время.3. Уничтожение препятствий для м/н торговли.4. сокращение нац. вооружений до предельного минимума, совместимого с государственной безопасностью.5. Разрешение всех колониальных споров, с учетом права населения на самоопр-е 6.Освобождение Германией всех оккупирован ею терр. Урегулирование всех затрагивающих Россию вопросов (ее самост-е разв-е) 7. Освобождение и восстановление Бельгии.8.Возвращение Франции Эльзас-Лотарингии;.9.Исправление границ Италии на основе ясно различимых национальных границ.10.Автономия народов, входящих в состав Австро-Венгрии.11.Эвакуация германских войск из Румынии, Сербии и Черногории; обеспечение Сербии свободного и надежного доступа к морю.12.Автономия народам, населяющим Турцию; открытие Дарданелл для судов всех стран.13.Создание независимой Польши с выходом к морю и присоединение к Польше территорий, населенных поляками.14.Созд ЛН «Декрет о мире» - один из первых декретов советской власти. Был подготовлен Лениным и принят 26 октября (8 ноября) 1917 года единогласно. Выражал миролюбивую, гуманистическую природу нового общественного строя. В декрете содержалось предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о заключении справедливого, демократического мира - без аннексий и контрибуций. Декрет исходил из возможности мирного сосуществования с капиталистическими странами. Впервые в истории были провозглашены новые принципы м/н политики мира и мирного сотрудничества, пролетарского интернационализма, признания полного равноправия всех народов, уважения их нац и гос независимости, невмешательства во внутр дела. В декрете признавалась законность и справедливость освободительной борьбы угнетенных народов, осуждалась позорная колониальная система. Заканчивается декрет конкретным обращением к Англии, Франции и Германии с призывом завершить войну. Правящие круги империалистических стран Антанты враждебно встретили советские мирные предложения. После отклонения советских мирных предложений державами Антанты Советское правительство вынуждено было начать переговоры с Германией, результатом кот. и стал Брестский мир 1918 года. Программа Вильсона была противопоставлена Декрету о мире, требованию большевиков о заключении мира без аннексий и контрибуций. Государственным деятелям Европы и США приходилось задуматься, как нейтрализовать впечатление, созданное первыми же атаками революционной дипломатии Советской власти. Содержание «комментариев» к «14 пунктам» говорит о том, что американский президент пытался захватить в свои руки дип. инициативу м/н переговоров и намекал немецким империалистам, куда им следует обратиться с просьбой о мире. США не случайно брали на себя инициативу переговоров с Германией: они были к концу войны самым сильным империалистическим государством, их роль в политике блока Антанты быстро возростала. В большевистской трактовке принцип самоопределения приобрел неограниченный и предельно воинствующий, боевой характер. 15 ноября 1917 г. Декларацию прав народов России, в кот. было провозглашено (в соответствии с партийной программой большевиков) право всех народов империи Романовых на самоопределение вплоть до отделения. Вильсонианская интерпретация самоопределения в конце концов стала самой известной и авторитетной в мире. Она приобрела определяющий характер для построения большинства программ нац строительства вплоть до 90-х годов ХХ века.

54. Исторический контекст основных проблем российско-японских отношений на современном этапе. М/у Р и Я экономическое, энергетическое сотрудничествоТерриториальная проблема. 7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. Документ устанавливал границу стран между островами Итуруп и Уруп. К Японии отходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, а остальные признавались российскими владениями. 7 мая 1875 года подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на все 18 курильских островов в обмен на отказ японской стороны от Сахалина.После поражения России в войне 1904 – 1905 г. г. по Портсмутскому мирному договору половина о. Сахалин отошли к Я. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, о-ва вновь перешли к России. В апреле 1945 года был принят Устав ООН, кот. предписывал коллективные меры против любого агрессора. Он допускал изъятие территорий государств, воевавших против союзников. В случае противоречий м/у действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году. Отсюда можно сделать вывод, что притязания Я на «северные территории» не имеют под собой юридической силы. 8 сент 1951 года в Сан-Франциско заключён мирн д-р между Я и союзниками, согласно которому Я отказалась от всех прав на Ю Сахалин и Курильские острова (СССР договор не подписывал). Как утверждает японское руководство в наши дни, Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов не входят и от них Я не отказывалась. 19 октября 1956 года СССР и Я приняли Совместную декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дип отн-я м/у двумя странами, а также фиксировала согласие СССР на передачу Я островов Хабомаи и Шикотан после заключения м. д. (который не подписан до сих пор). С распадом СССР и началом реформ в Р исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Я как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Первый шаг на пути решения проблемы мирн д-ра и терр. размежевания стран был сделан в ходе визита Ельцина в Токио в октябре 1993 года. Значит. внимание проблеме мирн д-ра было уделено на встрече Ельцина и Хасимото в Красноярске (1 – 2 ноября 1997 года). Руководители стран отметили необходимость заключения мирн. д-ра м/у странами к 2000 году на основе Токийской декларации. Серьезное внимание проблеме мирн. д. было уделено в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года президентом России Ельциным и премьер-министром Японии Обути. Президент России и премьер-министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирн д. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместн хозяйственной д-ти на островах в рамках возглавляемой М-миИД совместной комиссии по вопросам заключения м.д. Переговоры по м.д., включая аспект пограничного размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале – в Токио и в мае - в Москве). Можно сказать, что в 90-х годах Ю Курильские острова постепенно становились районом рос-яп взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых значительных политических достижений в отношениях Р и Я последнего времени. Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Позиция Р.: Р как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести терр переговоры с Я на её базе. Позиция Я: Я. не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет».

 

55. Корейская война 1950-1953. Война в Корее (1950—1953) — конфликт м/у С. и Ю Кореей, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года (хотя официальное окончание войны объявлено не было). Часто этот конфликт времён ХВ рассматривается как опосредованная война м/у США и их союзниками и силами КНР и СССР. В состав северной коалиции входили: С. Корея и её ВС; китайская армия («китайские народные добровольцы»); СССР (официально не участвовал в войне). Со стороны Юга в войне принимали участие: Ю. Корея, США, UK и Филиппины. В войне также принимали участие многие другие страны в составе миротворческих сил ООН. Корея с 1910 года до окончания 2МВ была оккупирована Яп. 8 августа 1945 советские войска вошли в Корею с севера. Американские же войска высадились на Кор полуостров с юга. 10 августа 1945 года, в связи с неизбежной японской капитуляцией, США и СССР договорились разделить Корею по 38 параллели, предполагая, что яп. войска к северу от неё сдадутся Красной армии, а капитуляцию южных формирований примут США. Полуостров, т.о., был разделён на северную, советскую, и южную, американскую, части. В обеих частях, были сформированы правительства. Страны антигитлеровской коалиции предполагали, что через некоторое время Корея должна воссоединиться, однако в условиях начинающейся Холодной войны СССР и США не смогли договориться о деталях этого воссоединения. 15 августа 1948 г. было провозглашено создание Республики Корея (РК), сент. 48 - КНДР. Как южнокорейский президент Ли Сын Ман, так и генеральный секретарь Трудовой партии Северной Кореи Ким Ир Сен не скрывали своих намерений: оба режима стремились объединить полуостров под своим главенством. Корейскую войну можно разделить на 4 этапа. Первый период Корейской войны (25.06.50 – 15.09.50.) начался со стремительного продвижения Корейской народной армии вглубь территории Респ Корея. Большая часть Корейского полуострова вошла в состав КНДР. Под контролем властей РК осталось 10% южнокорейской территории. Активное участие в ходе боевых действий «войск ООН» положило начало второму периоду войны (16.09.50-24.10.50). Второй период войны характеризовался таким же стремительным наступлением войск ООН и РК на север. Третий этап войны начался 25 октября 1950 г., когда в войну вступили китайские народные добровольцы. 4 этап (начался 30 июня 1951 и до конца) – переговоры по перемирию. 27 июля 1953 г. в Пханмунчжоме подписано Соглашение о перемирии. Оно было подписано в окончательном виде главнокоманд ВС ООН, генералом армии США Кларком, в Мунсане, с одной стороны, и верховным главнокомандующим Народной армии Ким Ир Сеном и командующим китайскими народными добровольцами Пэн Дэхуаем в Пхеньяне - с другой. Корейская война закончилась победой как для КНДР, так и для РК. Обоим государствам удалось практически полностью отстоять свои территории. КНДР, и РК продолжили свое развитие в на-правлениях, определенных при основании каждого из государств. Корейская война окончательно закрепила разделение полуострова на два враждебных государства, являвшихся азиатскими форпостами двух военно-политич. Блоков. После войны проблема объединения Кореи ста-ла важнейшей и практически неразрешимой задачей правительств обоих государств. Другим итогом Корейской войны стало возвращение на Кор. полуостров американских ВС. С конца 1953 г. РК и КНДР стали развиваться как два независимых, совершенно не связанных и взаимно не признающих друг друга враждебных государства.

56. Изменение позиций КНР в субрегиональном, региональном и глобальном измерениях в последней трети ХХ – начале XXI века. Диалектический тезис о превращении количественных изменений в качественные полностью применим к Китаю. Эта страна уже стала одним из определяющих факторов глобального экономического развития, превратилась во влиятельную региональную силу в Восточной и Центральной Азии, в том числе на Корейском полуострове. Китай стремится выйти на уровень глобальной политической силы, способной влиять на создание нового мирового порядка. В основе изменившегося международного позиционирования КНР — рост ее экономики как результат рыночных реформ и интеграции в мировую экономику. Наращивание стратегической мощи Китая, упрочение его международных позиций и усиление международного влияния — при сохранении коммунистической риторики и монополии Коммунистической партии на политическую власть — вызывают тревогу, озабоченность, порой страх у мирового рыночно-демократического сообщества. Тема «китайской угрозы» широко освещается в мировой и российской политологии,журналистике, в речах политиков различной идеологической ориентации из разных стран. Как правило, речь идет о прямых угрозах со стороны Китая мировому развитию. Нынешнее китайское руководство, опираясь на экономические успехи, взяло курс на обеспечение нового места страны в глобальной политике: если не равного главной сверхдержаве — Соединенным Штатам, то на близком к этому уровне, позволяющем Китаю играть одну из ключевых ролей в формировании будущей мировой архитектуры. Сейчас уже просматриваются четыре основных вектора стратегии «выхода Китая за свои границы»: Стремление уменьшить отставание по «стратегической мощи» и «потенциалу агрессивности» от США за счет наращивания ядерного военного потенциала, создания современных видов вооружений, самостоятельного развития программы освоения космоса, выхода на современные мировые научно-технические параметры, в том числе и за счет массированного импорта ноу-хау и ноу-уай..Активизация деятельности в основных международных институтах, членом которых Китай уже является (ООН, ВТО и т. д.), и выстраивание диалога с важнейшими мировыми структурами: «Большой семеркой/восьмеркой», НАТО, ЕС (напрямую и через механизм АСЕМ) и др..Наращивание активности на региональных направлениях: в Северо-Восточной Азии, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской Америке..Продолжение политики предыдущего руководства, нацеленной на обеспечение мира и добрососедства с соседями (Россией, Японией, Индией и др.) прежними средствами решения споров, где это возможно, и откладывая споры на будущее там, где решение не просматривается. Новым нюансом стал больший, чем прежде, акцент на экономическое сотрудничество как основу мира с соседями — вслед за возросшими экономическими возможностями Китая. Изменяющееся место Китая в мире определяет новое прочтение традиционных угроз, рисков и вызовов развитию страны, исходящих извне или из внешнеполитической деятельности китайского руководства, позволяет выявить новые угрозы, риски и вызовы, обусловленные как возрастающей ролью КНР в мире, так и эффектом «политического рикошета». Имеется в виду, что традиционные мировые лидеры по-своему и не всегда доброжелательно воспринимают упрочение глобальных позиций Китая, не всегда выгодным ему образом реагируют на это и тем самым создают «рикошетные» угрозы, риски и вызовы.

57. АТЭС: история создания, структура, эволюция. Форум АТЭС –крупнейший и наиб представит форум сотр-ва стран АТР. АТЭС- общерегионал. межправит организация. Ко 2-й пол 80-х гг в АТР сложился ряд предпос для выхода стран региона на более выс уровень в/д-я – создания межправит структуры межрегион сотр-ва. Главная предпос – быстрый рост взаимозавис-ти м/у странами АТР. Внутрирег торговля росла быстрее, чем мировая торговля. Такая в/завис-ть порождала заинтересованность и необх-ть создания м/н мех. для рег-я отношений в АТР и рег-я их сотр-ва. Факторы: 1).Ход переговоров по либерализации мир.торговли в рамках Уругв. раунд ГАТТ.; 2) возникн новых экон блоков в других регионах мира; 3)Потепление межд-политич климата в кон 80х гг. В нояб.1989г. в Канберре (Австралия) сост встреча мин.ин.дел и торговли 12 стран АТР, на кот было объявл о созд форума АТЭС (Австралия, Нов.Зеланд., Яп, Ю.Кор,, США,Канада +6 стран АСЕАН: Индонезия,Тайланд,Сингап., Малайзия,Филипп.,Бруней). В 1991г в Сеуле произошло пополнение в АТЭС: +Китай,Тайвань, Гонконг. Так здесь принята декларация АТЭС, где записаны основные функции: содействие росту и развитию региона и таким образом спос. росту и развитию региона, увеличение выгод от роста экон взаимозависимости, развитие и укрепление открытой многостор системы торговли, сокращ барьеров для движ товаров и услуг. 1993г –Сиэтл,США, главн значение встречи-впервые в Сиэтле встретились главы гос-в АТЭС. Стали орг встречи лидеров экономик АТЭС ежегодно. 1994г -Джакарта, Индонезия. Итог: принятие Богорской декларации, в кот была поставлена цель достиж своб и открыт торговли и инвестиций в АТР. 1996г. –Манила (Филиппины) 2 задачи: 1)Представить индивид и коллективн планы действий по достиж Богорс.целей. 2)Придать импульс дальнейш либерализ миров торг перед первой министерс встречей ВТО в дек 1996г в Сингапуре. Нояб.1997г.-Ванкувер (Канада). Принято реш о вступлении России, Вьетнама, Перу в АТЭС. Члены АТЭС объявили 10-летний мораторий на вступление. Нояб 1998г –Куала-Лумпур (Малайзия). 1999г.-Окленд (Нов.Зел.) Помимо экон вопросов, обсужд и ряд политич проблем в центре вним- Восточный Тимор. 2000г.- Бруней. 2001г.- Шанхай (КНР). Принятие спец заявл по борьбе с терроризмом. 2002г-Мексика. 2003г.-Тайланд (Бангкок). 2004г. – Чили (Сантьяго).2005г –Пусан (Ю.Корея). Критерии, кот должны отвечать гос-во для вступл в АТЭС: 1)должно располагаться в АТР; 2) должно иметь существ экон связи с членами АТЭС; 3)острана должна осущ-ть открытую рын экон политику; 4) страна должна принять основные цели и принципы, кот изложены в документах АТЭС. Статус гостя - могут получить частные фирмы, гос-ва и т.д.. Рабочий механизм АТЭС: 1. Высший- ежегодные встречи лидеров. Неформальные саммиты глав гос-в стран АТЭС, кот проводятся осенью (окт.-нояб.); 2)Ежегодн встречи МИД и экономики (торговли)они предшествуют саммиту лидеров; 3)Встречи отраслевых министров, отвечающих за вопросы энергетики, экологи, финансов, науки, транспорта, коммуник., и т.д.; 4)Осн отв-ть за подготовку саммитов и мин. встреч лежит на старших д.л. Это чиновники на уровне рук-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: