Взаимодействие специалистов ДОУ




Учимся плавать в детском саду

Орлова М.В.,

инструктор по физкультуре (плавание) МБДОУ ЦРР д/с № 12, г. Ярцево Смоленской обл.

/ Инструктор по физкультуре № 8 2012 г., с. 50


Плавание — один из мощней­ших факторов оздоровления. так как помимо закаливания орга­низма способствует формирова­нию костно-мышечной системы ребенка, предупреждает наруше­ние осанки.

Плавание предъявляет вы­сокие требования к координа­ционным способностям зани­мающегося, равновесию, ори­ентированию в пространстве, дифференцированию времен­ных, пространственных и сило­вых параметров движений, чув­ству ритма и как средство фи­зического воспитания широко рекомендуется для работы с дошкольниками. Однако от 30 до 70% людей не могут вос­пользоваться благоприятным оздоровительным влиянием плавания, потому что не умеют плавать.

Программа «Радуга» Т.Н. Дороновой, по которой работает наш детский сад, не предусмат­ривает занятий плаванием, по­этому я разработала учебную программу дополнительного образования по обучению до­школьников плаванию.

За основу я взяла «Программу обучения детей плаванию в детском саду» (Е.К. Вороновой) и «Обучение плаванию в детском саду» (Т.Н. Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Т.Л. Богиной)/2;5/

В нашем ДОУ воспитанники начинают занятия в бассейне с 3-х лет. Проводятся они с ноября по апрель в отопительный сезон.

Во второй младшей группе занятия в бассейне проводятся один раз неделю (16-18 занятий). Начиная со средней группы, обучение проводится два раза в неделю (40 занятий в сезон).

Каждая группа делится на две или более подгрупп по 8-10 человек. Длительность пребывания в бассейне одной подгруппы – 30 мин. Для всех возрастов, сюда включается раздевание детей, мытьё под душем, одевание после плавания, а также, собственно, занятие.

Цели программы:

-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- обучать их плаванию.

Предлагаемая программа при­звана решать множество задач в тесной связи с образовательны­ми областями.

«Здоровье»:

—сохранять и укреплять физи­ческое и психическое здоровье детей;

—обучать плаванию;
- закаливать;

-формировать и совершен­ствовать ОВД по плаванию;

- культурно-гигиенические на­выки (опрятность в повсе­дневной жизни; раздевание, одевание, мытье под душем перед занятиями в бассейне, умение пользоваться мылом, насухо вытираться после душа и т.д.);

представления о ЗОЖ; знакомить с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма; создавать положительный эмоциональный настрой от занятий физкультурой в об-щем и плаванием в частно­сти.

«Безопасность»:

—формировать основы безопасного поведения на большой воде и в бассейне;

—знакомить с правилами поведения и безопасного передвижения в бассейне (ходить
спокойно, на бегать, правильно подниматься и спускаться
по лесенке в воду и т.д.).

«Труд»:

—прививать навыки самообслуживания (умение самостоятельно одеваться и раз­
деваться в определенной последовательности, аккуратно вешать одежду в шкаф и т.д.);

—хозяйственно-бытового труда;

—приучать убирать игрушки после занятий.

«Познание»:

—развивать познавательно-ис­следовательскую деятель­ность;


-элементарные математичес­кие представления;

-умение считать и воспроиз­водить количество движе­ний по заданному числу(от трех до десяти выдохов в воду);

- знакомить с тонущими и пла­вающими игрушками, учить отличать одни от других;

-вызывать чувство радости во время выполнения упражне­ний;

-учить ориентироваться в пространстве (вверх-вниз, впереди-сзади, справа-слева), различать правую и левую руку.


«Коммуникация»:

—развивать умение свободного общения между сверстникамии взрослыми;

—приучать к вежливости: здо­роваться, входя в помещение
бассейна, и прощаться при выходе, называть взрослых пс имени-отчеству.

«Социализация»:

—развивать навыки игровой деятельности;

—интерес к различным видам игр.

Для успешной реализации программы необходимо взаимо­действие с различными специ­алистами ДОУ

 

Взаимодействие специалистов ДОУ

Зам. заведующего по ВОР

 

Руководитель по физкультуре

 

Воспитатель группы

Медсестра детского сада

Педиатр

Психолог

 

 

Учебно-тематическое планирование

Количе­ство занятий Содержание занятий Метод Приобретенные детьми знания и умения
Вторая младшая группа
  Ознакомление с помеще­ниями бассейна и прави­лами поведения в нем   Показ, объ­яснение Знание правил пове­дения в бассейне; умение ориентиро­ваться в помещениях бассейна и правиль­но себя вести соот­ветственно им
На каж­дом за­нятии   Обучение самостоятель­ным раздеванию, склады­ванию одежды в шкафчик, мытью под душем, выти­ранию насухо полотенцем после душа Объяснение, практическая работа   Умениераздеваться и одеваться, выти­раться полотенцем с небольшой помощью взрослых  
На каж- дом за- нятии Обучение правильному входу в воду и выходу из нее по лесенке, движению по воде Показ, объяснение, практическая работа Умение правильно входить в воду и выходить из нее, свободно передви­гаться по воде раз­ными способами с различными положе­ниями рук
  Обучение самостоятель­ной и заданной ходьбе в чаше бассейна («парово­зиком», руки за спину, держась за руки, с игруш­ками, без них, с различ­ным положением рук) Объяснение, практическая работа
  Обучение играм в воде (с игрушками): «Зайки», «Дует ветер»   Знание игр и умение играть в них
  Обучение прыжкам в воде (на месте, держась за поручень, с продвижением вперед)   Умение выполнять различные виды прыжков в воде
  Обучение погружению лица и головы в воду.(но­са, ушей, щек, губ, глаз, лица, головы). Проведение игр «Помешаем носиком воду», «Спрячем носик, губки, глазки» Показ, объяснение, практическая работа Умение погружать в воду лицо и голову  
  Обучение выполнению выдоха в воду с помощью упражнения «Пузыри» Умение пускать пу- зыри в воде ртом, т.е. выполнять выдох в воду
Средняя группа
На каж- дом за- нятии Совершенствование сво­бодного передвижения в воде и прыжков: — на двух ногах, руки на поясе; — «паровозиком»; — с переменой направления движения по сигналу; — «змейкой». Проведение игр: «Поезд в туннель» (ходьба, скольжение), «Кто быстрее?», «Зайки, птички, рыбки» объяснение, практическая работа Умение свободно передвигаться по воде и выполнять различные действия
  Совершенствование погружения в воду с голо- вой. Проведение игр: «Поезд в туннель», «Страшный крокодил», «Достань черепашку», «Нырни, как рыбка»   Умение погружаться в воду с головой безбоязненно
На каж- дом за- нятии Обучение входу в воду соскоком Объяснение, помощь, практическая работа Умение выполнять соскок с лестницы самостоятельно или с небольшой помощью инструктора
  Обучение лежанию и скольжению по воде на груди. Разучивание упражнений «Звездочка», «Стрела» Объяснение, показ, практическая помощь Умение лежать на воде на груди и скользить по воде на груди
  Обучение выполнению выдохов в воду серией. Проведение игры «Пузыри»: выдох в воду: —3 раза, выдохи в воду —3 раза серией; выдох в воду — 5 раз, выдохи в воду — 5 раз серией Объяснение, практическая работа Умение выдыхать в воду серией
  Обучение открыванию глаз в воде. Проведение игр: «Какая рыбка?», «Достань черепашку», «Собери всех»   Умение открывать глаза под водой
  Обучение плаванию способом кроль на груди при помощи ног (дистанция 2— З м) Объяснение, показ, практическая помощь Умение плавать кролем
  Обучение самостоятельным подвижным играм на - воде: свободное плавание с игрушками, надувными мячами, плавательными кругами и без предметов Объяснение, практическая работа  
Старшая группа
На каждом занятии Совершенствование свободного передвижения в воде и выполнения раз личных действий: — ходьба с погружением в воду по сигналу; — с переменой направления по сигналу, прыжками - на двух ногах (руки на поясе); — спиной вперед; — «змейкой» с погружением по сигналу под воду; — чередование ходьбы и прыжков на двух ногах Объяснение, практическая работа Умение свободно передвигаться раз- личными способами и погружаться в воду
На каж- дом за- нятии Совершенствование соскока в воду: — вперед лицом; — спиной   Умение уверенно выполнять соскок в воду
На каж- дом за- нятии Совершенствование выполнения выдохов в воду серией: — 7 раз через рот; — 7 раз через нос   Умение выдыхать в воду серией через рот и нос
  Совершенствование плавания на груди кролем на груди при помощи ног: — с задержкой дыхания; — парами с задержкой дыхания; — с выполнением выдоха в воду; — преодоление дистанции 4— 5м. Проведение игр: «Кто дальше?», «Доплыви до мяча»   Умение плавать кролем с разными заданиями
  Совершенствование подвижных игр в воде: «Бе­гом за мячом», «Волейбол на воде», «Глазки-завяз­ки»     Умение свободно двигаться в воде
  Совершенствование от­крывания глаз в воде. Проведение игр: «Какая рыбка?», «Найди игрушки»   Умение открывать глаза в воде
  Обучение плаванию кро­лем на груди в полной координации: — движение руками кро­лем на груди на суше; — кролем на груди, стоя в воде; — плавание кролем на груди по элементам с за­держкой дыхания; — на груди в полной ко­ординации с задержкой дыхания; — в полной координации с выполнением выдоха в воду, преодоление дистанции 3—4 м Объяснение, показ, прак­тическая работа   Умение проплывать дистанцию 3—4 м кролем на груди в полной координации с задержкой дыхания и выдохами в воду
  Обучение лежанию и скольжению на спине. Разучивание упражнений «Звездочка» (на спине), «Стрела» (на спине без продвижения вперед и на спине со скольжением) Объяснение, практическая работа Умение лежать и скользить на спин
  Обучение плаванию на спине при помощи ног, преодоление дистанции 2—4м   Объяснение, показ, прак­тическая работа Умение плавать на спине при помощи ног  
  Обучение нырянию за тонущими игрушками (средних размеров)   Объяснение, практическая работа Умение нырять  
  Обучение различным прыжкам в воду: — боком; — с хлопком руками во время прыжка; — головой вперед, вытянувшись; — спиной вперед   Умение прыгать в воду
Подготовительная к школе группа
  Закрепление свободного передвижения в воде и выполнения различных действий: — «паровозиком»; — прыжками; — с переменой направле­ния по сигналу (игра «Поезд в туннель» со сколь­жением); — погружением под воду по сигналу; — «змейкой»; — спиной вперед; — с чередованием ходьбы и прыжков на двух ногах по сигналу. Проведение игр: «Зайки, птички, рыбки», «Кто быстрее?» Объяснение, практическая и итоговая работа Умение свободно передвигаться в воде различными спосо­бами
  Закрепление входа в воду соскоком: — уверенный соскок в воду лицом вперед; — спиной вперед   Умение выполнять уверенный соскок в воду лицом и спиной вперед
  Закрепление выполнения выдохов в воду серией: — 1 0 раз через рот; — 10 раз через нос   Умение выполнять серии выдохов
  Закрепление открывания глаз в воде (игра «Найди игрушки»)   Умение без боязни открывать глаза в воде
  Закрепление плавания кролем на груди при помощи ног: — преодоление дистанции не менее 5 м с задержкой дыхания; — не менее 5 — 8 м с выполнением выдоха в воду   Умение плавать кролем на груди при помощи ног
  Совершенствование и закрепление плавания кролем на груди в полной координации: — преодоление дистанции 3 — 4 м с задержкой дыхания; — не менее 5 м с выдохом в воду; — не менее 5 — 8 м с выдохом в воду. Проведение игры «Кто дальше?» Практическая, итого­вая работа Умение плавать кролем с полной коор­динацией
  Совершенствование и закрепление плавания на спине при помощи ног, преодоление дистанций (м): -3—4; — 4—6; — 6—8.   Умение плавать на спине при помощи ног
  Обучение плаванию на спи­не в полной координации: — работа руками, стоя в воде; — преодоление дистанции 2 — 3 м на спине с полной координацией Объяснение, показ, прак­тическая работа Умение проплывать небольшую дистан­цию на спине с пол­ной координацией
  Совершенствование и за­крепление плавания на спи­не с полной координацией, преодоление дистанций (м): -3—4; — 4—6; — 6 — 8 парами. Проведение игры «Кто дальше?» Проведение игры «Кто дальше?» Практическая, итого­вая работа Умение плавать на спине с полной ко­ординацией
  Закрепление подвижных игр в воде: «Волейбол на воде», «Дует ветер», «Глазки-завязки», «Пой­май хвост», «Бегом за мячом» Объяснение, практиче­ская, итого­вая работа Знание правил пред­лагаемых игр и уме­ние играть в них
  Закрепление прыжков в воду: — боком; — спиной вперед, — головой вперед, вытянувшись; — с хлопком руками во время прыжка Практическая, итого­вая работа Умение выполнять различные виды прыжков
  Закрепление ныряния в воду за мелкими тонущими игрушками   Умение нырять и доставать мелкие предметы со дна

 

 

Мониторинг

Освоения детьми

Программы по плаванию

Умения и навыки по плава­нию проверяются по мере их освоения детьми, ежемесячно. Когда воспитанник приступает к освоению упражнения, в листе диагностики ставится первая отметка, когда у него начинает получаться упражнение, — вторая, а когда ребенок полностью его освоил, в листе диагностики появляется плюс. Если упражнением является плава­ние на определенное расстояние, то 2—3 раза в месяц отмечается,, сколько метров проплыл дошкольник.

Критерии проверки

Для второй младшей, группы:

—передвижение по воде;

—погружение лица в воду;

—головы в воду;

—упражнение «Пузыри».
Для средней группы:

—вход в воду соскоком;

—выполнение серии выдохов в воду (3—5 раз);

—лежание на воде на груди;

—скольжение по воде на груди;

—плавание кролем на груди при
помощи ног (2—3 м);

—подвижные игры в воде.
Для старшей группы:

—выполнение серии выдохов в воду (5—7 раз);

—плавание кролем на груди при помощи ног (4—5 м);

—с полной координацией (3—4м);

—лежание на спине;

—скольжение на спине;

—плавание на спине при помо­щи ног (2—4 м);

—ныряние в воду;

—прыжки в воду.

Для подготовительной к школе группы:

— выполнение серии выдохов в воду серией (7—10 раз);

—плавание кролем на груди при помощи ног (5—8 м);

—с полной координацией (5—8м);

—плавание на спине при помо­щи ног (6—8 м);

—с полной координацией (2-8м);

—ныряние в воду;

—прыжки в воду;

—подвижные игры в воде.

Оборудование

Для проведения занятий в нашем ДОУ используется крытый бассейн с ванной размером 3x8 м и глубиной 90 см, с регулируемой высотой набора воды. На стене бассейна располагается мозаика на морскую тематику.

Ванна оснащена лестницей для спуска в воду и подъема из воды и широким бортиком для прыжковых упражнений. На длинной стороне ванны расположен поручень, используемый для поддержки детей и проведе­ния упражнений.

В помещение бассейна так­же входят раздевальная комна­та, душевая и туалетная. Пол в раздевалке устлан паласом, а полы в душевой до лестницы, идущей в воду, — дорожками с нескользкой поверхностью морской расцветки. В двух ду­шевых кабинах на полу — пла­стмассовые решетки. Также в душевой расположена скамейка. И раздевальной комнате 10 ка­бинок для раздевания детей и же скамейки. Стены раздевал­ки украшены сдутыми (лопнув­шими) игрушками. В раздевал­ке имеется коллекция разно­цветных мыльных фигурок, которую дети с интересом рассматривают.

Помещение бассейна оборудовано вентиляцией и освещением. Температура воздуха — не менее 28 "С. Температура воды в чаше бассейна поддерживается в пределах от +27 °С в теплое время года до +32 "С в холодное. Качество воды — питьевая. Вода в чаше меняется ежедневно. Чаша дезинфицируется при каждом спуске воды.

Дети приходят в помещение бассейна в халатах с капюшонами, трусах, носках, обуви, с купальными принадлежностями в пакетах (их покупают родители).

Во время занятий в бассейне используются обручи, пенопластовые доски, надувные игрушки, мячи, плавательные круги, плавающие и тонущие игрушки, игра «Волейбол на воде», плава­тельные очки для игры «Глазки-завязки».

Реализация представленной программы дает хорошие ре­зультаты. Многие наши воспи­танники весьма успешно уча­ствуют в различных городских и областных соревнованиях и за­нимают призовые места.

Уважаемые коллеги, надеюсь, что разработанная мной про­грамма поможем вам организо­вать в своих ДОУ обучение де­тей плаванию.

Литература

1. Большакова И.А. Маленький дельфин. М., 2005.

2. Воронова Е.К. Программа обу­чения детей плаванию в детском
саду. СПб., 2010.

3. Еремеева Л, Ф. Научите ребен­ка плавать. СПб., 2005.

4. Мартынова Л. В., Попкова Т.Н. Игры и развлечения на воде. М.,2006.

5. Осокина Т.Н., Тимофеева Е.А.,Богина Т.Л. Обучение плаванию вдетском саду. М., 1991.

6. Педролетти М. Основы плава­ния. Ростов-на/Д., 2006.

7. Пищикова Н.Г. Обучение плава­нию детей дошкольного возраста.М., 2008.

8. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольни­ков и младших школьников. М.,2003.

9. Соколова Н.Г. Плавание и здоровье малыша. Ростом- па/Л., 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: