Основы оптимизации управления финансовой деятельности предприятий в переходном периоде




1. Понятие финансовой политики

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом.

Финансовая политика – совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов. направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

- управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;

- общность функций всех финансовых учреждений;

- общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

- зависимость от конечной цели;

- макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

- соответствие интересам всех членов общества;

- использование экономических законов;

- учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

В составе финансовой политики, как правило, выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

 

2. Управление финансовыми ресурсами как основа формирования финансовой политики

Финансовые ресурсы предприятия - это та часть денежных средств и поступлений, находящихся в распоряжении предприятия, которая предназначена для осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию персонала, а также для выполнения своих финансовых обязательств.

Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой на готовый продукт. Но именно потенциально, поскольку работники материальной сферы производят не финансовые ресурсы, а продукты труда в натуральной форме.

Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от продажи товаров выделяются отдельные элементы стоимости (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль). Не случайно прибыль, хотя и создается на стадии производства, но количественно формируется в процессе стоимостного распределения.

По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на три группы:

1. Финансовые ресурсы, образованные за счет собственных средств (прибыль от основной деятельности, фонд амортизации, доход от реализации выбывшего имущества, от внереализационных операций, дополнительные паевые и иные взносы, резервные фонды и др.).

2. Финансовые ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке (средства от выпуска и продажи собственных ценных бумаг, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, кредиты банков и займы юридических и физических лиц, доходы по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами и др.)

3. Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, бюджетные субсидии и т.п.).

Использование финансовых ресурсов предприятий осуществляется по следующим основным направлениям:

· Финансирование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

· Финансирование инвестиционной деятельности предприятия (реальные и финансовые инвестиции)

· Платежи в бюджет и внебюджетные фонды

· Погашение кредитов и займов

· Финансирование благотворительной деятельности и др.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во многом предопределяет финансовое благополучие предприятия, финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса. Размер этих ресурсов и эффективность их использования в текущем периоде и на перспективу определяется в процессе финансового планирования.

Формирование и использование финансовых ресурсов опосредуется денежными потоками (разница между всеми поступившими и выплаченными предприятием денежными средствами за конкретный период) по трем видам деятельности предприятия: текущей, инвестиционной, финансовой.

Текущая деятельность - это деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности. Предполагает движение денежных средств, связанных с получением выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) и запасов производственно-материальных ресурсов, получением авансов, арендной платы, уплатой по счетам поставщиков, выплатой заработной платы, дивидендов, расчетами по налогам и сборам, оплатой и получением неустоек, залогов.

Инвестиционная деятельность - это деятельность организации, связанная с размещением собственных, заемных или привлеченных денежных средств и подразумевающая под собой получение прибыли как результата этого размещения. Она предполагает движение денежных средств, связанных с капиталовложениями, осуществлением финансовых вложений, с приобретением дочерних организаций, а также с продажей объектов основных средств и иных внеоборотных активов, с продажей ценных бумаг и иных финансовых вложений, получением дивидендов и др.

Финансовая деятельность - движение денежных средств, связанных с поступлением от эмиссии акций и иных долевых бумаг; с поступлениями от займов и кредитов, предоставленных другими организациями, а также с погашением займов и кредитов (не включая проценты), погашением обязательств по финансовой аренде и др.

Три основных решения в области финансового управления:

1) Решение в отношении инвестирования капитала

2) Решение в отношении финансирования

3) Решение в отношении дивидендов

Все три решения взаимосвязаны между собой и не могут приниматься отдельно друг от друга. Например, решение об инвестировании капитала в строительство необходимых объектов, повлечет за собой необходимость решения о финансировании: за счет собственных или заемных средств строить, а это в свою очередь повлияет на величину дивидендов.

При управлении финансовыми ресурсами необходимо четко различать цели финансирования:

Краткосрочное финансирование - удовлетворение потребности в оборотном капитале

Долгосрочное финансирование -осуществления проектов по долгосрочному инвестированию и приобретению новых предприятий

 

3. Отраслевые особенности рынка финансов в переходном к рынку периоде

 

Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их распределение и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики. В эффективно функционирующей экономике этот процесс осуществляется на финансовых рынках.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике представляет совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заёмщикам и обратно. Главная функция финансового рынка (рынка ссудных капиталов) состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.

 
 


К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых – высокая ликвидность и мобильность.

Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов – 1, 3 и 6 месяцев, предельные сроки – от 1 дня до 2 лет (иногда 5 лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.

Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (средне- и долгосрочных) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей в финансовых ресурсах.

В целом финансовый рынок Республики Беларусь (РБ) в сравнении с такими странами постсоветского пространства, как Российская Федерация, Украина и Республика Казахстан, можно охарактеризовать как рынок с наибольшей степенью влияния государства в сочетании с крайней ограниченностью финансового и в особенности фондового рынков.

Основной же причиной неадекватно малого объема финансового (в особенности фондового в части корпоративных ценных бумаг) рынка Республики Беларусь, а также крайней ограниченности финансовых инструментов является фактический отход от провозглашенных целей программы приватизации государственного имущества, подмененной квазиприватизацией народного хозяйства государственными же или окологосударственными структурами. В итоге при существующих затруднениях в обращении приватизационных чеков, при значительной доле предприятий, до сих пор находящихся в государственной собственности, и при крайне скудном предложении интересных, с точки зрения инвесторов, приватизируемых предприятий, при доминирующем участии государства и/или окологосударственных структур в акционерных капиталах приватизированных предприятий1, доля которого в общем объеме выпусков ценных бумаг составляет более 70%, а суммарный объем обращаемых на фондовом рынке (биржевом и внебиржевом) акций составляет менее 5% совокупного объема выпусков акций всех ОАО) при неоднократно откладываемых сроках окончания льготной приватизации это не могло не привести к общей неразвитости финансового рынка, дефициту как внутренних, так и внешних инвестиций в реальный сектор экономики и в конечном счете к продолжающейся в течение десятилетия (с начала рыночных преобразований) стагнации экономики Республики Беларусь в целом.

4. Адаптация предприятия к рыночным условиям

На современном этапе экономической реформы ключевым вопросом стала проблема реформирования предприятий. Важнейшим моментом в процессе реформирования предприятий являются вопросы отладки организационного механизма адаптации предприятий к рыночным условиям. В организационный механизм адаптации в данном контексте входят: комплекс внутриорганизационных отношений, то есть отношений внутри руководства предприятия по поводу разработки стратегии предприятия, распределения сфер ответственности, доступа к управленческим ресурсам, прав по принятию производственных и кадровых решений; система отношений между руководством предприятий и собственниками: система отношений между руководством и работниками предприятий.

Смысл отладки организационного механизма адаптации состоит в перестройке организационных структур, методов управления и стилей ведения бизнеса для успешного встраивания предприятий в новую систему рыночных отношений. Это возможно лишь при достижении условий реализации прав собственности, снижении уровня социальной напряженности на предприятиях и повышении общей эффективности управления. В результате оптимального распределения прав и обязанностей между собственниками, руководителями и работниками становятся возможным оперативная реализация успешных технологических и маркетинговых инноваций, повышение конкурентоспособности продукции и упрочение финансового положения предприятий. Обобщение опыта передовых предприятий, вскрытие глубинных закономерностей совершенствования организационного механизма и формулирование на данной основе системы рекомендаций для руководителей предприятий, собственников и органов государственного управления позволит облегчить процесс формирования "точек роста" в российской экономике.

Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Адаптация к условиям конкуренции становится одной из ключевых задач менеджмента предприятия. Она проходит в рамках работы по системному всестороннему анализу деятельности конкурентов, разработке стратегии конкурентного поведения на рынке и реализации мероприятий, предусмотренных бизнес-планом предприятия. Главное здесь – обеспечение преимуществ над конкурентами.

Реформирование, выход конкретного предприятия из кризиса и его адаптация к рыночным условиям связаны с разработкой и реализацией собственной программы, учитывающей его специфику. Такая программа обязательно должна предусматривать общие направления реформирования и развития предприятия в условиях становления рыночной экономики, включая:

а) активизацию процессов разгосударствления и приватизации;

б) реализацию эффективного менеджмента;

в) развитие маркетинга и предпринимательских начал в производственно-сбытовой деятельности;

г) реструктуризацию, перепрофилирование и санацию убыточных производств;

д) активизацию инвестиционной деятельности;

е) активизацию инновационной деятельности и технического перевооружения производства;

ж) совершенствование системы стимулирования и оплаты труда.

Анализ показывает, что в совокупности принятых решений по реформированию промышленного комплекса при становлении рыночной экономики наиболее слабым звеном является обеспечение адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования. Создавшееся положение обусловлено, с одной стороны, темпами реформирования экономики и стремлением избежать социальных конфликтов, а с другой, — наличием спорных моментов в понимании целей, задач, средств и методов рыночного регулирования и реформирования предприятий и промышленного комплекса в целом. Длительная ориентация производства на рынок бывшего Советского Союза привела к отставанию выпускаемой продукции от мирового уровня по качеству и научно-техническому уровню, что существенно повлияло на обеспечение конкурентоспособности и продажи этой продукции на рынках дальнего и ближнего зарубежья.

Единственный путь создания эффективной экономики, обеспечивающий конкурентоспособность продукции на мировом рынке, — это резкое повышение эффективности использования энергоресурсов, снижение материалоемкости промышленной продукции, улучшение качества, научно-технического уровня и дизайна продукции в соответствии с требованиями мирового рынка.

Этот путь требует привлечения инвестиций, изменения методов управления, подготовки квалифицированных кадров, развития маркетинга и других рыночных методов хозяйствования. Однако проведение серьезных конкретных изменений на предприятиях, направленных на их адаптацию к новым условиям хозяйствования, без четкого определения этих условий бесперспективно. Необходимость проведения радикальных реформ на уровне основного производственного звена стала неотвратимой.

Первым обязательным действием, обеспечивающим условия для проведения конкретных мероприятий по адаптации деятельности предприятий в условиях становления рыночной экономики, является реформирование отношений собственности. Процесс реформирования отношений собственности на государственных предприятиях включает два этапа: разгосударствление и приватизацию, которые могут проводиться последовательно и/или параллельно. Разгосударствление является необходимым условием осуществления реформирования предприятия и реального сектора экономики в целом, а также создания условий для реализации второго этапа. При этом проведение приватизации должно учитывать опыт России и других стран. Прежде всего, это относится к выбору модели и конкретных методов приватизации, определению динамики этого процесса и соответствующих приоритетов. В то же время сложность и время реализации второго этапа не должны быть препятствием для реализации разгосударствления предприятий в государственном секторе экономики.

Разгосударствление осуществляется путем передачи функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью, в том числе посредством приватизации. Этот процесс приводит к снятию с государства функций прямого хозяйственного руководства и замене жестких вертикальных связей между органами государственного управления и хозяйствующими субъектами на горизонтальные связи, присущие рыночной экономике.

Разгосударствление предусматривает отделение функций управления от функций собственника, реализацию прав собственника через назначение руководителя (менеджера, управляющего) с предоставлением ему максимальных полномочий, касающихся деятельности предприятия, и установлением ответственности за эффективное управление предприятием. При этом отношения между государством и наемным управлением должны учитывать рыночные отношения, в том числе в части соответствия оплаты и стимулирования эффективного менеджмента в зависимости от конкретных результатов деятельности предприятия. Разгосударствление предусматривает также устранение ограничений, которые защищали ту или иную отрасль от конкуренции независимых производителей и позволяли сохранять государственную монополию на рынке при низкой эффективности государственных предприятий.

Сущность разгосударствления заключается в изменении государственной политики по отношению к предприятию. Государственное управление (регулирование) должно быть, прежде всего, направлено на создание условий для эффективного функционирования и развития промышленного комплекса, а также реального сектора экономики в целом, независимо от форм собственности хозяйствующих субъектов при формировании социально ориентированной рыночной экономики. Государство отказывается от прямого управления хозяйственной деятельностью предприятий. Оно организует свою деятельность в отношении государственного предприятия как собственник, заинтересованный в эффективном использовании своего капитала с целью получения экономической и социальной выгоды от деятельности каждого предприятия. Главными задачами государственного предприятия как самостоятельного субъекта хозяйствования (его менеджмента и назначенного государством руководителя) становятся: самостоятельный поиск платежеспособных заказчиков и покупателей, создание, выпуск и реализация конкурентоспособной продукции (услуг), получение прибыли путем удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения с минимально возможными издержками производства и сбыта.

Адаптация предприятия к функционированию в условиях рыночной экономики направлена на изменения в его деятельности, связанные с формированием и защитой своих конкурентных преимуществ, а также с организацией и обеспечением его результативной и эффективной деятельности в новых условиях хозяйствования, определяемых становлением рыночной экономики. Адаптация включает периодическое изменение целей предприятия, организационной структуры и стратегии их достижения в соответствии с изменениями условий функционирования. Одновременно первоочередной становится работа по внедрению современных (преимущественно экономических) механизмов управления предприятием, ориентированных на рыночные условия хозяйствования.

Адаптация предприятия к условиям рыночной экономики связана с решением новых задач управления предприятием, характерных для рыночной экономики. Реализация этих задач требует пересмотра организации хозяйственной деятельности предприятий. Необходимость изменения в реализации основных сфер деятельности предприятия связана с появлением реального рынка и конкуренции на нем. Внедрение механизмов управления предприятием, ориентированных на рыночные условия хозяйствования, должно предусматривать возможность их использования в долгосрочном периоде для адаптации предприятия к изменениям внешних условий, определяемых рынком, конкуренцией и развитием экономики в целом.

 

5. Контроллинг в производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Возрастающая сложность и динамичность экономической среды, возрастающий уровень конкуренции на рынке товаров, работ и услуг требует от руководства значительных усилий по созданию эффективного механизма функционирования предприятия. Успешность управления определяется в немалой степени интенсивностью применения на предприятии усовершенствованных подходов и методов анализа, планирования и контроля финансовой деятельности, а также организационных структур и информационных систем. Для решения поставленной задачи, во-первых, необходима постоянная научная работа по разработке и совершенствованию теоретического инструментария, во-вторых, должны существовать методы создания на предприятии соответствующих служб поддержки принятия управленческой деятельности, обладающих знаниями, квалификацией и полномочиями, способствующих определению потенциальных возможностей и ограничений этих инструментов, исключающих их неправильное использование. Всё большую популярность в настоящее время приобретает концепция контроллинга, область исследования которого непосредственно связана с выполнением вышеперечисленных функций.

Система контроллинга основывается на конкретных условиях рынка, учитывает его неопределенность, стихийный характер, быстрые изменения в ценообразовании и т.д. При резко возрастающей значимости правильных управленческих решении, усилении ответственности за их последствия, возможности значительных финансовых потерь и даже банкротства предприятия становится особой роль аналитиков, отвечающих за информационную поддержку управленческой системы. Контроллинг, наряду с другими новейшими управленческими инструментами, выступает для них основной возможностью не только устоять в рыночных коллизиях, но и добиться ускоренного роста компании. Нет практически ни одной крупной или средней компании, где его использование в той или иной мере не служило бы залогом успеха на рынке. Все чаще он практикуется и в малых фирмах. Это обусловлено тем, что контроллинг выступает в качестве эффективного инструмента, предоставляющего реальные шансы выстоять в конкурентной борьбе. В российской практике контроллинг также постепенно завоёвывает позиции среди наиболее эффективных инструментов управления. Данный процесс всё активнее расширяется по мере развития и совершенствования производства, усложнения системы управления предприятием, повышения требований к достоверности и точности поступающей внутренней и внешней информации.

Контроллинг представляет собой особую концепцию управления предприятием, которая опирается на комплексное информационное и организационное соединение процессов координирования, планирования и контроля. У специалистов нет однозначного определения понятия контроллинга.

Контроллинг- это набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия. С помощью его могут быть решены следующие традиционные проблемы учета и управления:

· Низкая платежная дисциплина структурных подразделений;

· Неконтролируемая дебиторская задолженность;

· Слабое управление затратами: отсутствие четкого понимания структуры затрат и их целесообразности;

· Неверное определение прибыльности филиалов и видов бизнеса;

· Нехватка оборотных средств;

· Уплата необоснованно высоких налогов в местный и федеральный бюджеты.

 

Исследование развития концепции, понимания механизма его действия показывает распространение сферы задач контроллинга на координационные аспекты управленческой деятельности.

Контроллинг можно определить, как информационно-координационную подсистему управления, обеспечивающую достижение целеориентированного управлением результата с максимальным успехом и наиболее эффективным способом. Введение контроллинга в систему управления позволит освободить руководство предприятия от необходимости постоянного, детального изучения и анализа условий для решения части нестандартных задач и обеспечить непривычное развитие предприятия с учётом его возможностей, внутренних и внешних факторов. Контроллинговые элементы в управленческой структуре должны повысить надёжность реализации планов деятельности предприятия, упростить технологию и поддержку оперативного управления, а также снизить затраты сил и средств на обработку нестандартных ситуаций.

Очевидно движение концепции контроллинга из системы планирования и контроля в сторону всеобщей координации управления, что соответствует наиболее прогрессивным идеям видения контроллинга, как "управления управлением". Планирование и контроль в этом случае предстает лишь как элемент концептуальной системы, хотя и достаточно важным по своей развитой методологии и инструментарию для стратегического и оперативного управления

Сферы деятельности контроллинга, как системы поддерживающей управление, совпадают с областями и направлениями функционирования системы управления. Система контроллинга вправе сама определять направления своей деятельности, в том числе и непроявляющиеся в обычных условиях, если это необходимо для наиболее эффективного достижения поставленных целей. Тем более справедливо включение внешней среды в круг рассматриваемых контроллингом вопросов для российской экономики, где влияние государства, политических и социальных факторов очень велико. Организация управления на основе реализации информационно-координационной функции разветвлённой сети контроллинга позволяет в максимальной степени связать элементы управления в единое органичное целое и способствует принятию наиболее оптимальных для функционирования предприятия управленческих решений. При этом отделы действуют не изолированно друг от друга в процессе реализации своих функций, а при постоянном информационном обмене с руководством и другими подразделениями, например, бухгалтерия и отдел сбыта. Информационно-координационная взаимосвязь контроллинга с внешней и внутренней средой. Необходимо заметить, что в рассматриваемом случае централизация происходит лишь на информационном и координационном уровне, структура подчинения на фирме остается прежней. Отдел контроллинга напрямую может определять лишь методологию функционирования того или иного участка, а все коррективы для оптимального развития сценария, связанные с управлением или производством, осуществляются через высшее руководство по существующей организационной схеме. Таким образом, концепция контроллинга является стержнем, вокруг которого должны быть объединены основные элементы организации и управления деятельностью предприятия, а именно: - все участники бизнес-процессов; - центры ответственности предприятия; - системы планирования и бюджетирования, формируемые на основе центров ответственности предприятия; система управленческого учёта, построенная на основе центров ответственности и их бюджетов; система стратегического управления; информационные потоки (документооборот), позволяющие оперативно фиксировать текущее состояние выполнения бюджетов центров ответственности; - мониторинг и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Основная цель управления предприятием - получение максимальной прибыли от его деятельности. Учитывая, что контроллинг призван осуществлять поддержку управления, можно утверждать о тождественности целей функционирования этих двух систем. Однако для достижения высшей стратегической цели контроллинг должен ставить и выполнять в каждый момент времени ряд тактических и оперативных целей, которые также производны от целей предприятия. Таким образом, контроллинг, находясь в центре информационных потоков, должен играть роль механизма регулирования управления на предприятии. Весь процесс управления с некоторой долей условности можно представить как ряд этапов, последовательное выполнение которых позволяет руководству предприятия достичь конечного результата. Для каждого этапа процесса управления существуют оперативные задачи контроллинга, которые позволяют менеджменту фирмы обладать всей необходимой информацией для выбора наилучшего управленческого действия. В соответствии с вышеизложенным основные задачи контроллинга определяются следующим кругом вопросов: координация управленческой деятельности; информационная и консультационная поддержка принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях; создание и обеспечение функционирования корпоративной информационной системы на предприятии; обеспечение рациональности управленческого процесса; финансовый учёт и планирование потоков денежных средств, и, как следствие, обеспечение рациональности их использования; планирование рентабельности; контроль и регулирование исполнения управленческих решений; оценка финансового результата деятельности предприятия, анализ конъюнктуры рынка, поиск клиентов, сбор и обработка информации о финансовом положении предполагаемых клиентов, анализ предыдущего опыта работы с ним, поиск возможности установления личных связей и контактов с руководящим звеном,определение приоритетов финансирования работ, критериев выбора видов финансирования.

Контроллинг не только позволяет считать затраты по-новому, более естественно, но и стимулирует высшее руководство думать в финансовых категориях, перемещая технологическое управление непосредственно к производственному процессу.

Технологическое управление делегируется соответствующему руководителю среднего уровня и, тем самым, локализуется в рамках тех подразделений предприятия, которые ведут определенную технологическую деятельность. Области бизнеса, где применение контроллинг наиболее эффективно - многопрофильные холдинги, разветвленные финансово-производственные структуры. То есть те виды бизнеса, где можно достаточно естественно разделить финансовое и производственное управление.

Длительность успешного функционирования любой организации всегда зависела от эффективности принимаемых их руководством решений. Эта важнейшая цель ставила организационную структуру в положение контролируемого процесса. Менеджер рассматривался как человек, решающий проблемы, или как системный контроллер, который задействован в процессе планирования, исполнения, мотивации, корректировки и принятии решений. Именно поэтому широкое распространение получил контроллинг как целостная концепция экономического управления предприятием, направленного на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в рыночных условиях. Находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и планирования, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все функции управления, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень.

Цель стратегического конт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: