Соприродность человека и человечность природы.




Один из законов человеческого бытия был сформулирован вместе с учением о биосфере В.И. Вернадским как принцип максимизации органического вещества на планете, переформулированный позднее Г. и Э. Одумами как закон максимизации жизненного потенциала. Суть закона в том, что в соперничестве с другими системами (популяциями, видами) выживает (сохраняется) та из них, которая наилучшим образом способствует поступлению энергии и использует максимальное её количество наиболее эффективным способом. Советский эколог Н.Ф. Реймерс обобщил этот закон на поступление и использование информации. Т.е. в эволюционно-биологическом соперничестве выигрывает та сторона, которая максимизирует плотность потоков энергии, вещества и информации. Очевидно, что в человеческом обществе мы видим действие этого же экологического закона в формах классовой борьбы, конкуренции предприятий и межстрановой конкуренции. Совершив революционный прорыв от форм генетического наследования полезных признаков к социокультурному наследованию поведенческих форм и технологий, человечество настолько максимизировало свой жизненный потенциал, что заняло вершину трофических цепей в биосфере, подвергая угрозе уничтожения все другие виды земной жизни и вместе с ними собственное существование.

Следствие этого закона: кто отказывается от своей доли ресурсов во имя блага всего вида или биосферы, тот уменьшает возможности собственного развития, а также размножения, обеспечения безопасности и развития своих потомков, т.е. оказывается в худшем положении, чем тот, кто максимизирует эксплуатацию биосферы и других людей. Т.е. самой биосферой предусмотрена положительная обратная связь, стимулирующая её собственное разрушение, пока паразитирующий вид не исчерпает все возможные ресурсы для своего существования. До человека на Земле было несколько видов, которые также занимали эту вершину, а потом вымирали, истощая ресурсы окружающей среды, подрывая сук, на котором выросли. Человечеству, обладающему разумом в отличие от разрушителей предшественников, пора перейти от максимизации энергоинформационной вооруженности к максимизации человечности. Отрицательная обратная связь в биосфере в отношении паразитирующего (в соответствие с законом максимизации жизненного потенциала вида, устраняющая гегемонию или сам паразитирующий вид) проявляется с большой задержкой, уравновешивая в конечном итоге действие положительной обратной связи.

Закон максимизации жизненного потенциала для биологических видов, подчиненных дарвиновскому эволюционному отбору и изменчивости, может не действовать для человека, перешедшего от биологической к социокультурной эволюции, перешедшего от межвидовой и межпопуляционной конкуренции к межпопуляционной и межвидовой взаимопомощи.

Необходимо признание человеком своей земной биологической природы и родовой связи со всякой жизнью на Матери-Земле. Необходимо осознание человечеством одного из своих космических предназначений в роли хранителя земной жизни, принимающего ответственность за собственные экологические нарушения, за устранение возможных космических угроз существованию земной жизни, за распространение в Космосе земных форм жизни.

Один из важнейших шагов к этому был сделан по инициативе президента Боливии Эво Моралеса и экологических организаций многих стран мира, предложивших в апреле 2010 года ООН принять Декларацию прав Матери-Земли о том, что Земля является живым организмом, обладающим безусловными правами, требующими со стороны человека и каждой страны мира уважения и ответственности перед Землей-Матерью. Эта инициатива получает дальнейшее развитие в наших концептуальных предложениях и должна быть развернута в новом Экологическом Интернационале. Рационального знания о законах экологии и экологических рисках недостаточно, чтобы остановить алчную гонку потребления-производства, чтобы предотвратить экологическую катастрофу и снизить возможный ущерб. Для этого необходимо восстановить чувство святой связи человека и Земли-Матери. Поэтому мы не только признаем Землю-Мать живым организмом, мы признаем её правовую и хозяйственную субъектность, её священность для всех землян как Богородицы, Кормилицы, Земли-Матери. Признание священности Земли-Матери, равнодоступности её благ, предназначения человека в сохранении и повышении надежности существования земной, планетарной жизни должно быть отражено в новой Конституции России.

5. Экологическая справедливость к Земле-Матери − необходимое условие социальной справедливости.

В настоящий момент мы видим, что виновники экологических бедствий планеты переносят ответственность за ущерб на невинных и ООН потворствует этой политике. Экологический передел мира происходит на наших глазах и борьба за справедливое использование общих природных благ и справедливое распределение ответственности в связи с глобальными экологическими проблемами будет только усиливаться. Экологическая справедливость, справедливость к Земле-Матери, как к субъекту, непосредственно участвующему в хозяйственной деятельности человека, – необходимое условие достижения социальной справедливости, первый шаг к нему. На уровне России и на уровне мира необходимо принять следующие принципы экологической справедливости:

A). Каждый организм и каждая форма жизни имеет право на жизнь в своей экологической нише, создавая условия устойчивого существования всей биосферы. Земля и Солнце каждому в равной степени дарят свои блага, эти блага не могут быть приватизированы, доступ к этим благам должен быть равным для всех.

B). Жизнь всех организмов одного биологического вида (включая человека) в равных природно-климатических в условиях (в равных условиях вещественно-энергетического обмена с внешней средой) равноценна, если оценивать экологический ущерб биосферы при потере этой жизни или нанесении ущерба её здоровью. Этот ущерб необходимо измерять не экономической мерой стоимости, а универсальной экологической мерой ущерба для биосферы. Для этого необходимо разработать и утвердить единые методики измерения ущерба биосфере во всех странах и создать соответствующую службу надзора.

C). Мать-Земля (биосфера) признается участником-субъектом любой хозяйственной деятельности человека. Глобальный обмен вещества-энергии-информации в мировом хозяйственно-экономическом цикле и в мировом биосферном цикле должны быть объединены на основе единой системы саморегуляции биосферы, в которую мировая экономика обязана встроиться, усиливая надежность существования биосферы и дополняя систему её саморегуляции.

D). Этика господства и власти человека над природой заменяется этикой гармонии человека и природы, идеалом автотрофного развития человечества.

E). Необходима полноценная компенсация биосфере ущерба, наносимого в хозяйственной деятельности, включая отложенный (накопленный) и мультиплицированный ущерб. Люди, отказывающиеся от излишнего потребления или компенсирующие ущерб биосфере, должны получать справедливое вознаграждение. Для этого необходим новый инструментарий, сопоставимый по своей мощности и оперативности с инструментарием экономической оценки трудовых, хозяйственных, финансовых операций.

F). У каждого человека, независимо от места проживания, есть равные права на безвозмездное пользование своей долей благ Матери Земли, если он проявляет к ней справедливое отношение и предоставляет другим людям права безвозмездного пользования собственными культурными и интеллектуальными достижениями.

G). Каждый человек несёт экологическую ответственность за ущерб биосфере в пропорции получаемых доходов от деятельности, вызывающей ущерб. Ответственность должна быть адресно-именной и наследуемой в той пропорции, в которой наследуются доходы от этой деятельности, вызывающей ущерб. Это гарантирует, что возмездие за экологический ущерб будет справедливым, не будет перенесено на невинных, а компенсация будет достаточной для восполнения нанесенного ущерба.

H). Новый мировой экологический порядок должен обеспечивать соблюдение трех балансов, выдвинутых академиком В.А. Коптюгом, чтобы сохранить биосферу и современное население Земли.

- Принцип равновесия биосферы и человечества.

- Принцип равновесия богатых и бедных народов

- Принцип внутринародных балансов.

6. Смена парадигмы цивилизационного развития − шанс для России.

Россия пока ещё славится своими природными богатствами. Материализация эколого-природной производительной силы России в реальную экономическую мощь и создание совершенно нового рынка сбыта эколого-природных благ с числом потребителей в 6-8 млрд. человек должны войти в стратегические направления российской внутренней и внешней политики. У России и всего мира при этом есть два пути развития:

· Наша страна самостоятельно создает экономику, в которой эколого-природные блага и источники их производства обретают экономическую ценность, а, значит, возникает и мера экономической ответственности за них. И мы используем эти блага с пользой для себя, предложив миру справедливый порядок доступа к природно-экологическим благам, производимым на нашей территории и на любой другой территории.

· Внешние политические и экономические силы создают в нашей стране колониально-зависимую экономику, в которой эколого-природные блага и источники их производства будут работать на усиление этих внешних и чуждых по отношению к нам сил. А мы будем обслуживать захваченный ими рынок природно-экологических благ, и сами же будем у них покупать эти блага по мировым ценам.

Если мы выбираем первый путь, то экологизация страны, её промышленности и сельского хозяйства, создание мощной отрасли экологической промышленности становится главным направлением в её развитии.

Реализация этой эколого-стратегической цивилизационной миссии возвращает России статус мировой державы-лидера, следующей собственной жизнеутверждающей идеологии. Для этого требуется объединение народов мира в новый Экологический Интернационал, совместная выработка принципов нового экологического мирового порядка ради сбережения биосферы и установления приоритета человечности. Россия может предложить миру такие принципы и взять на себя роль лидера-инициатора в переходе к Экоцивилизации, в которой новые технологии будут служить проявлению лучших человеческих качеств, освобождению человека для творчества, самопознания, саморазвития и участия в управлении обществом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: