Шаги модели групповой работы.




Реферат.

По дисциплине: «Психотехнологии групповой работы»

Пошаговая модель групповой работы

 

Выполнила: Шахбулатова П.М

студентка 3 курса группы «ПО»

Проверила: Юрина А.А.

доцент кафедры пед. психологии

кандидат филологических

 

 

Майкоп 2015

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………3.

 

Шаги модели групповой работы…………………………………..…4.

 

Заключение…………………………………………………...………13.

 

Список литературы………..…………………………………………14.

 

 

Введение.

 

Групповая работа – это определенная последовательность взаимосвязанных шагов, которые можно разбить на три этапа.
I этап. Предварительная подготовка. Включает оценку потребностей возможных клиентов, подготовку проекта групповой работы, рекламу группы, выбор методов оценки работы группы, процедура отбора участников группы, подготовка материалов.
II этап. Проведение групповых занятий.
III этап. Завершение работы. Включает проведение заключительного анкетирования, итоговую оценка результатов, проведение заключительной встречи группы.
Ниже излагается содержание каждого из этапов. Нет необходимости напоминать, выделенные шаги не следует рассматривать как нечто незыблемое и неизменное. В зависимости от ситуации, цели и задач групповой работы вполне допустимо объединение несколько шагов в один или изменение их последовательность.

 

 

Шаги модели групповой работы.

Шаг 1: Оценка потребностей возможных клиентов. Чаще всего психологу, особенно, работающему в организации, приходится работать с разными возрастными, профессиональными, статусными категориями людей. Проводя периодические опросы, психолог может определить, какие виды групповых занятий целесообразно им предложить.
Такие периодические обследования необходимы для того, чтобы всегда представлять текущие потребности потенциальных клиентов. Иначе существует реальный риск предложить услуги, не отвечающие реальным запросам.
Существуют формальные и неформальные способы проведения опроса. Например, в беседе в неформальной обстановке можно поинтересоваться мнением клиентов или заказчиков (родителей, детей, учителей, сотрудников, администрации) о том, какие темы или вопросы следует обсуждать на группах. Формальный путь заключается в разработке анкеты, с помощью которой можно собрать более достоверную информацию о текущих потребностях. Эти сведения пригодятся позже при планировании и проведении групповой работы.

 

Шаг 2: Подготовка проекта групповой работы. Проект – это документ, разрабатываемый с определенными целями. Прежде всего, он помогает структурировать намерения ведущего группы, описать цели, задачи и содержание групповой работы. Во-вторых, он помогает ответить на возможные вопросы со стороны клиентов или заказчиков о необходимости групповой работы. Например, если психолог предлагает провести психологические групповые занятия в начальной школе, для которой такая форма работы является новинкой, у учителей и родителей может возникнуть масса вопросов по этому поводу. Заранее подготовленный документ станет убедительным доказательством того, что ведущий группы имеет четкое представление о цели, задачах и методах будущей работы.

 

Ниже приведены ориентировочные вопросы, на которые имеет смысл ответить ведущему группы при подготовке проекта групповой работы.[1]


Описание и обоснование программы работы.
Опишите групповую работу как процесс, рассчитанный на определенное время и направленный на формирование новых навыков, отработку более адаптивного поведения, обмен мнениями, мыслями и чувствами по определенным вопросам.
-Что вы предлагаете как ведущий?
-На какой контингент рассчитана ваша работа?
-Какие темы будут обсуждаться?
Цели
-Какие цели вы ставите перед группой?
-Адекватны ли задачи возрасту и способностям участников?
-Ясно ли сформулированы цели? Поддаются ли они оценке? Достаточно ли времени отведено на выполнение поставленных задач?
Организационные вопросы
-Kтo будет вести группу?
-Достаточно ли квалифицирован ведущий?
-Как будут отбираться члены группы?
-В какое время будут проводиться занятия? Всех ли это время устраивает?
-Сколько человек должно быть отобрано и по каким критериям?
-Где будут проходить занятия, и сколько они будут длиться?
-Возможно ли включение в группу новых участников после начала занятий?
-Что вы будете делать, если клиент захочет покинуть группу досрочно?
Работа группы
-Какие приемы и техники вы собираетесь использовать?
-Как и когда вы расскажете о неприятных моментах, которые могут возникнуть в процессе групповой работы?
-Как вы будете защищать участников группы от физических и психологических травм?
-Как вы расскажете о конфиденциальности и как объясните ее пределы?
-Что вы будете делать, если заказчики или третьи лица захотят узнать от вас конфиденциальную информацию об участнике группы?
-Каким образом вы собираетесь получить личное или юридическое (в случае, если это ребенок) согласие клиента на участие в групповой работе?
-Будете ли вы использовать записывающую аппаратуру или проводить исследования в процессе групповой работы?
-Как вы обеспечите конфиденциальность рабочих записей, сделанных на занятиях?

 

Оценка эффективности работы
-Как вы собираетесь оценивать, произошли ли положительные изменения в результате групповой работы у каждого из участников?
-Как вы собираетесь определять успешность выполнения задач и достижения целей?
-Какие мероприятия вы планируете провести после завершения занятий?
-Будет ли проведен анализ групповой работы и кому будут переданы данные анализа?
-Как будут храниться данные анализа?
-Кто будет иметь право доступа к этим данным?
-Как вы собираетесь оценивать качество собственной работы?

 

Шаг З: Реклама группы. Для рекламирования группы возможно использовать все доступные средства, включая газеты и радио, доски объявлений, коллег и др.
В большинстве случаев самый эффективный способ найти клиентов – сообщить о наборе в группу администрации организации, где планируется проведение работы, и коллегам. Если качественно был проведен предварительный опрос среди коллег, администрации и других заинтересованных лиц, то они обычно сами начинают предлагать кандидатов для групповой работы. Возможны и случаи, когда, узнав о наборе в группу, клиенты могут приходить самостоятельно. Может оказаться и так, что число желающих превысит ваши реальные возможности.

 

Шаг 4: Выбор методов оценки работы группы. Оценка результатов работы группы имеет большое значение, т.к. от нее зависит отношение к работе психолога и финансирование данного проект. Поэтому важно уметь так представить результаты, чтобы было понятно, в чем суть групповой психологической работы и что можно от нее ожидать.
Может показаться, что измерить личностный рост или эффективность групповой консультации или терапии невозможно, да и не нужно. Те же вопросы возникают и при попытке оценить уровень подготовки ведущего. Однако оценка продуктивности групповой работы возможна, и она позволяет получить ценную информацию, которую можно использовать как для собственного профессионального роста, так и в качестве обоснования необходимости дополнительных консультаций. Если психолог никак не представит заказчикам или другим заинтересованным лицам результаты анализа своей деятельности, то он рискует потерять поддержку с их стороны. Кроме того, психологу будет сложно объяснить, а им будет сложно понять смысл и содержание проведенной работы.
Групповая работа отнимает много сил и времени как у ведущего, так и у участников группы, поэтому возникает вопрос о том, оправданы ли такие усилия, то есть, достигла ли группа поставленных целей. Для того, чтобы оценить это, надо прежде всего научиться формулировать цель, адекватную запросу участников группы. В таблице 2 приведены примеры целей групповой работы, соответствующие некоторым проблемам членов группы.[2]


Основная проблема участников
Цели групповой работы
Развод родителей Изучение способов переживания, обмен чувствами и опытом; оказание поддержки друг другу Взаимоотношения в классе, способы продуктивного общения Изучение и отработка способов общения с одноклассниками и улучшение обстановки в классе Как найти друга? Изучение социально-ориентированных форм общения и отработка их на практике Снижение агрессивности Изучение и отработка альтернативных способов выражения гнева и агрессии

 

Шаг 5: Процедура отбора участников группы.
В этических нормах, принятых для групповой работы, в большинстве стран мира особое внимание уделяется отбору кандидатов в группу. От каждого будущего члена группы психолог обязан получить его согласие (или, в случае с несовершеннолетними, достаточно высказанного желания ребенка) на участие в групповой работе на основе его полной информированности. Кроме того, психолог должны уметь правильно оценивать степень согласия ребенка и учитывать другие факторы, которые могут повлиять на решение включить ребенка в группу. Несмотря на трудоемкость процесса, собеседование с потенциальными участниками группы является важным этапом. Как уже было сказано выше, групповая работа в некоторых случаях может нанести клиенты серьезную психологическую травму. Поэтому психолог должен со всей ответственностью подходить к отбору детей в группы и к выявлению потенциальных проблем.
Процедура отбора может быть организована несколькими способами. Например, психолог может провести индивидуальные собеседования. Можно также рассказать о предстоящих занятиях на собрании потенциальных кандидатов, а затем поговорить с каждым из них по отдельности. Еще один способ, часто используемый в клиниках, заключается в обсуждении состава группы с лечащим персоналом. Наконец, психолог может провести опрос кандидатов, предоставив им в письменном виде информацию о группе и попросив их письменно же ответить на ряд вопросов.
На взгляд (Дж. Кори –М., 2003), самый лучший метод – это проведение индивидуальных собеседований. Во время собеседования у клиента появляется возможность рассказать о своих проблемах, а у психолог – понять, насколько он подходит для групповой работы. [3]

 

Шаг 6: Подготовка материалов и система взаимодействия с людьми, не участвующими в групповой работе. Следует уделять внимание подбору материалов для групповой работы. Особенно это касается детей, для которых игра является более подходящим средством общения, чем разговоры. Игровая терапия с успехом применяется и в индивидуальной, и в групповой работе с детьми, преимущественно с детьми младшего возраста.
Для работы с детьми и подростками психологу потребуется разнообразный раздаточный материал (рисунки, аппликации, куклы, музыкальные записи, видеофильмы, поэтические сборники и пр.), с помощью которого он будет организовывать взаимодействие участников группы в игровой форме или в форме активной деятельности. Такой материал необходимо подготовить заранее, до начала групповой работы.

Если в своей работе психолог использует какие-нибудь ранее разработанные практические пособия или сценарии, то там, как правило, приводится список материалов, рекомендуемых для каждого занятия. Внимательно просмотрев его, необходимо заранее подготовьте все необходимое. Не следует оставлять подготовку материалов на последний момент.
Помимо подготовки рабочих материалов нужно также продумать систему взаимодействия с теми людьми, которые так или иначе будут иметь отношение к групповой работе. Эти люди могут оказать значительное влияние на эмоциональный настрой группы. Например, если психолог работает в клинике или в школе, где дети приходят на занятия после уроков или лечебных процедур, необходимо договориться с лечащим персоналом или учителями о том, чтобы они отпускали детей вовремя и напоминали им о начале занятий. Персоналу, который будет работать с детьми после ваших занятий, необходимо сообщить время окончания занятий и предупредить их о недопустимости прерывания занятий (исключение составляют только очень срочные случаи). Психолог может обсудить с ними эти вопросы устно или составить для них памятку с изложением “правил” проведения групповых занятий. В этой памятке следует еще раз повторить правила ограниченной конфиденциальности, выразить свою признательность за их готовность не прерывать занятия (кроме экстраординарных случаев) и поблагодарить за сотрудничество и внимание к детям.
Родители или опекуны также должны быть в курсе того, что может произойти на занятии. Такую информацию можно предоставить им в приложении к форме согласия, где можно перечислить темы занятий, описать некоторые методики и еще раз разъяснить правила конфиденциальности. Рекомендуется отдельно указать, что родители будут обязательно информированы, если в процессе работы сложится ситуация, когда конфиденциальность должна быть нарушена.
Необходимо еще раз напомнить о недопустимости прерывания сессии. Иногда людям трудно понять, насколько сильно может повлиять на клиента неожиданное появление других людей в середине занятия. Поэтому психолог должен приложить все усилия для того, чтобы объяснить им, что вход после начала занятия категорически запрещен и следовать этому правилу неукоснительно “не взирая на лица”. Обязательно следует повесьте на дверь табличку с просьбой “Не входить!”.[4]

 

Шаг 7: Проведение занятий. Подготовка к ведению группы включает в себя разработку планов занятий, а также и решение ряда организационных вопросов, таких как: составление расписания занятий, выбор и оформление места проведения занятий, определение размера группы.
План занятий
Одним из способов управления временем на занятии является составление плана. План должен состоять из трех основных частей:
1. Вводная часть (разогрев).
2. Рабочее время.
3. Обсуждение (шеринг).
Вводная часть и обсуждение должны занимать примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.
На первом занятии вводная часть может занимать больше времени, поскольку психологу необходимо познакомить членов группы друг с другом, объяснить правила и рассказать, в чем же собственно будет заключаться работа. Для групповой работы большое значение имеет удачное начало. Поэтому его надо готовить очень тщательно. Даже если члены группы хорошо знают друг друга, необходимо объяснить им, что групповая работа отличается от традиционной для них деятельности, и что отношения, которые будут развиваться в группе, могут быть совсем другими.
Все последующие занятия необходимо начинать с краткого обзора предыдущей встречи. Очень важно спросить участников, не хотят ли они что-нибудь “высказать” (любые чувства, мысли или вопросы) по поводу последнего занятия. Напоминая участникам группы о важных моментах прошлой встречи, психолог старается установить связь между всеми занятиями. Другой очень важный момент – обсуждение того, что нового участники группы попробовали сделать сами между занятиями. Если предполагается, что участники группы должны заниматься саморазвитием, то им необходимо предоставить возможность поделиться с остальными членами группы своими успехами или неудачами. Если психолог предлагал им попробовать использовать в реальной жизни новые способы поведения и при этом забывает поинтересоваться тем, как идут дела, то скорее всего они ничего не станут делать.
В рабочее время – основное время занятия – ведущий группы должен сконцентрироваться на теме занятия. Содержание этой части занятия зависит от темы, динамики группы и поставленных целей.
Обсуждение является важнейшей частью каждого занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они почувствовали и узнали во время занятия. Шеринг предполагает также и составления плана “домашней работы”. Красота групповой работы заключается в том, что каждый участник учится у остальных. Поэтому обсуждение является важнейшим моментом обретения нового опыта.

Размер групп:
Напомним, что для эффективной работы группы она должны состоять из 8-12 человек. Понятно, что на практике успешная групповая работа возможна и с другим количеством участников. Преимущества такого численного состава группы уже обсуждались выше.
Расписание работы группы
Обычно продолжительность групповой работы бывает относительно небольшой — от 8 до 12 занятий с детьми и подростками, от 15 до 20 занятий со взрослыми. С точки зрения групповой терапии этих занятий недостаточно для того, чтобы добиться заметных изменений в поведении. В лучшем случае можно ожидать некоторых положительных сдвигов. Кто-то из участников группы, возможно, и изменит свое поведение, но не стоит надеяться на полное решение всех психологических проблем участников.
В зависимости от условий можно запланировать от одного до двух занятий в неделю. Такой график является оптимальным для большинства групп (достоинства и ограничения этой модели уже обсуждались ранее – авт.). Некоторые направления групповой работы, включающие в себя практическую отработку новых форм поведения (бихевиорально ориентированные группы), предполагают недельный перерыв между занятиями, необходимый для самостоятельной работы. Не желательно проводить занятия чаще, чем два раза в неделю. Исключения допускаются только для групп, проводимых в клиниках.
Продолжительность каждого занятия может меняться в зависимости от возраста и от загруженности ведущего участников группы. Например, для детей 6-8 лет наиболее подходящими будут занятия по 30 минут, для детей 9-13 лет оптимальная длительность занятия — 40-45 минут, для более старших детей и взрослых длительность занятия может быть увеличена до 60–90 минут.
Место для проведения занятий
Конфиденциальность – основное условие групповой работы. Уверенность участников группы в том, что у них есть место, где их никто не сможет подслушать, поможет им чувствовать себя в безопасности. Необходимо выбрать для занятий полностью изолированное помещение и не забыть повесить на дверь табличку с просьбой не входить во время занятий.
Необходимо также запастись достаточным количество стульев или кресел, чтобы все могли сесть в круг. Психологу не следует располагаться за столом, так как он будет разделять терапевта и клиентов и служить для участников группы барьером. Надо убедиться, что каждый участник группы хорошо видит ведущего и остальных участников. Кроме этого, во время работы может потребоваться стол или другая плоская поверхность для рисования, шкаф для игрушек и рисовальных принадлежностей и пачка салфеток. Участникам группы не рекомендуется покидать помещение во время занятий, если это не связано с выполнением условий упражнения или игры.[5]

 

Шаг 8: Проведение заключительного тестирования. После завершения работы с группой следует провести повторное тестирование для того, чтобы зафиксировать возможные изменения в установках, поведении и настроении участников группы. Поскольку участники группы получили большой объем информации за относительно короткое время, не стоит делать перерыв больше 2-3 недель после завершения работы. В противном случае результаты тестирования могут отражать влияние других источников, что снизит надежность данных.
Можно попросить каждого члена группы пройти тестирование индивидуально или организовать групповое тестирование во время общей встречи. Не следует проводить тестирование на последнем занятии. На нем необходимо обсудить результаты групповой работы, попрощаться и отметить завершение работы.
Неплохо было бы разработать анкету для сбора информации о том, как участники группы оценивают психолога как руководителя. Если ведущий хочет и в дальнейшем работать эффективно, ему просто необходимо получать достоверную обратную связь и использовать ее для улучшения своей работы.

 

Шаг 9: Оценка результатов. После обработки результатов заключительного тестирования необходимо составить краткий отчет о работе группы с общим описанием результатов работы и анализом данных тестирований.
Необходимо помнить, что эти сведения касающиеся клиентов, их имена в отчете должны быть зашифрованы. Индивидуальные данные могут быть разглашены только в экстремальных ситуациях и только с согласия самих клиентов.
Собранные данные могут использоваться в следующих целях:
Для отчета о результатах групповой работы, предоставляемого заинтересованным лицам или инстанциям (школьной администрации, учителям, родителям, органам надзора, финансовым фондам и т.д.).
Для анализа индивидуальных изменений конкретного участника группы, чтобы помочь ему разобраться со своими проблемами.
Для оценки эффективности работы ведущего.
Для определения направлений дальнейшего обучения и повышения квалификации ведущего.
Для включения в общий отчет психологического центра или службы.

 

Шаг 10: Проведение дополнительной встречи. Спустя 4-6 недель после проведения последнего занятия рекомендуется организовать короткую встречу всех членов группы. На этой встрече можно обсудить их мнение по поводу работы группы и отношение к ней, можно попросить их поделиться своими успехами или неудачами в практическом применении полученных на группе знаний. Кроме того, это собрание может еще раз поддержать клиентов в их желании изменить свое поведение. Иногда участники группы продолжают развивать новые навыки в течение первых нескольких недель после завершения работы в группе, но потом остывают и нуждаются в дополнительной мотивировке и поддержке. Обычно они с удовольствием встречаются снова, делятся своими успехами и оказывают друг другу необходимую помощь.

 

 

Заключение.

Групповая работа обычно ограничена по времени и должна быть спланирована так, чтобы закончиться до того, как участие в группе потеряет для ее участника всякий смысл. Во временных группах участники группы заранее знают, что через какое-то время занятия прекратятся. В проблемных группах клиенты остаются до тех пор, пока они не разберутся со своими проблемами. В любом случае психотерапевту необходимо заранее предупредить членов группы о скором окончании занятий и помочь им выработать планы дальнейших действий. Пожалуй, для всех членов группы очень важен способ завершения работы. Момент завершения групповой работы так же, как и момент преждевременного ухода участника из группы, предоставляет ведущему хорошую возможность научить клиентов прощаться и прекращать отношения.

Таким образом, психотерапевт с тем чтобы обеспечить своевременное завершение работы группы в случае, если количество занятий не оговорено заранее, должен:

· постоянно говорить членам группы об их достижениях и периодически предлагать им подвести итоги и оценить свой опыт, полученный в результате групповой работы;

· способствовать тому, чтобы участники становились все более независимыми от группы.

 

 

Список литературы.

1.Козлов, В.В. Групповая работа: стратегии и методы исследования./ В.В. Козлов.- М.: Озон,2007.-224с.

2.Берн, Э. Групповая психотерапия./ Э.Берн-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2000.

3.Кори Дж. Теория и практика группового консультирования./ Дж.Кори-М.,203.

4.Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога,/ И.В. Вачков-М.:Ось-89,2002.

5.Психологическое консультирования и групповая психотерапия – 5-е изд. – М.: Академ. Проект: Гаудеамус, 2005.-464.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: