В теоретико-гносеологической модели языковой личности Ю.Н. Караулова выделяются три уровня: вербально-семантический; лингво-когнитивный; мотивационный.




Тема 7. Языковая личность. Коммуникативная личность.

Думаю, что тема «личность» вам уже очень хорошо знакома. Вспомним ее во всех аспектах в рамках семинарского занятия. Личность — самое главное в человеке, важнейший его соци­альный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — его основное свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность чело­века к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

В рамках изучения коммуникации, принято говорить о языковой личности. Наиболее полное и систематическое обоснование понятия «языковая личность» из­ложено в работах Ю.Н. Караулова и его последователей. Языко­вая личность понимается здесь как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспри­ятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точнос­тью отражения действительности, определенной целевой направ­ленностью».

В теоретико-гносеологической модели языковой личности Ю.Н. Караулова выделяются три уровня: вербально-семантический; лингво-когнитивный; мотивационный.

Критериями выделения данных уровней являются типовые единицы — слова, обобщенные понятия — концепты и коммуникативно-деятельностные потребности, отношения между эти­ми единицами и стереотипы их объединения в определенные ком­плексы. Данная трехуровневая модель позволяет рассматривать разнообразные качественные признаки языковой личности в рам­ках трех существенных характеристик: вербально-семантической (или собственно языковой); когнитивной (или познавательной); прагматической.

Вербально-семантическая характеристика складывается из лек­сикона индивидуума — всего запаса слов и словосочетаний, кото­рыми он пользуется в естественной вербальной коммуникации. При этом учитывается не только количество лексических единиц, но и умение правильно использовать вербальные средства в соот­ветствии с нормами социальной дифференциации и вариативнос­ти, функционально-стилистической ценности. Индивидуальность этой характеристики определяется не только степенью владения этим умением, но и нарушением нормативных правил словообра­зования, грамматики и произношения.

Когнитивная характеристика связана с интеллектуальной сфе­рой личности, познавательной деятельностью человека, предпо­лагающей мыслительные процессы. У каждого индивидуума в про­цессе его развития вырабатываются идеи, концепты, отражающие его видение «картины мира». В его сознании они представлены как некая иерархия — система социальных и культурологических ценностей, сформировавшаяся в конкретных условиях социаль­ного опыта и деятельности. Это отражается в использовании из­любленных разговорных формул и индивидуальных речевых обо­ротов, по которым мы часто «узнаем» известную личность.

Прагматическая характеристика определяется целями и задача­ми коммуникации: намерением говорящего, его интересами, моти­вами и конкретными коммуникативными установками. Именно мо­тивированность говорящего, которая, по определению Ю.Н. Карау­лова, является «коммуникативно-деятельностной потребностью», и представляет собой единицу прагматического уровня языковой личности, служит наиболее существенным фактором, обусловли­вающим ее индивидуальные особенности, которые определяются не только уровнем знания логических рассуждений индивида, но в значительной степени его эмоциями и ситуативными фактора­ми общения. Многоплановость таких факторов и отсутствие до­статочно устойчивых формальных коррелятов в речи говорящего затрудняют исследование прагматической характеристики как важ­нейшего уровня структуры языковой личности.

Попытки исчисления типичных ситуаций и коммуникативных установок, их систематизации, предпринятые в психологии и социолингвистике, пока не позволили обосновать структуру прагматической характеристики личности.

Из трех уровней языковой личности лишь последний характе­ризует индивида именно в плане его коммуникативных способно­стей. Вербально-семантических характеристик явно недостаточно для оценки коммуникативных способностей и возможностей. Из­вестно, что значительное место в естественной коммуникации за­нимают невербальные средства, передающие до 65% смысловой и оценочной информации. Когнитивный уровень в данной модели, естественно, в большей степени ориентирован на языковые харак­теристики личности. Для коммуникации наряду с системой соци­альных и культурологических ценностей большое значение имеют и другие когнитивные факторы, связанные с механизмами адекват­ного восприятия и целенаправленной передачи информации.

Обоснование модели языковой личности — зна­чительный вклад в разработку теоретического и практического аспектов социальной коммуникации. Изучение языковой личнос­ти и путей ее формирования в пределах выделенных характерис­тик может иметь различную степень глубины в зависимости от конкретной цели исследования. Например, в сравнительном или историческом плане, в различных коммуникативных сферах, осо­бенно связанных с общественными отношениями.

Языковая лич­ность участвует во всех типах коммуникации, поэтому при ее опи­сании необходимо учитывать не только индивидуальные характе­ристики, но и нормы речевой деятельности той или иной соци­альной группы. В связи с этим возникло противопоставление та­ких понятий, как «индивидуальная языковая личность» (основано на индивидуальных характеристиках) и «коллективная языковая личность» (основано на характеристике индивида как члена кол­лектива, малой группы).

Как видовое понятие «коммуникативная личность» значитель­но шире понятия «языковая личность», так как предполагает ха­рактеристики, связанные с выбором не только вербального, но и невербального кода коммуникации с использованием искусствен­ных и смешанных коммуникативных кодов, обеспечивающих вза­имодействие человека и машины. Коммуникативная личность имеет свои особенности актуализации на разных уровнях и в раз­ных типах коммуникации.

Коммуникативная личность понимается как одно из проявле­ний личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее ком­муникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформи­ровавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно ком­муникативной компетенцией — умением выбора коммуникатив­ного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенап­равленную передачу информации в конкретной ситуации.

Параметры коммуникативной личности - три основных параметра: мотивационный, когнитив­ный, функциональный.

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативны­ми потребностями, занимает центральное место в структуре ком­муникативной личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощным стиму­лом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, — коммуникация не состоится. В лучшем случае будет иметь место псевдокоммуникация — бесцельный и, может быть, по форме оживленный разговор.

В основе ряда мотивационных теорий, изучающих природу мотивов человеческой деятельности, лежит положение о приори­тете личностных потребностей. В этом плане интересно сравнить понятие личностного смысла, введенное А.Н. Леонтьевым и раскрываемое как отражение в индивидуальном сознании отноше­ния личности к действительности, но при этом социально обус­ловленное, поскольку ее потребности реализуются в ходе поиско­вой активности, и понимание американским психологом А. Мас лоу мотивированности человеческой деятельности как стремле­ния к личностному росту, в основе которого лежат физиологи­ческие, социальные, эгоцентрические (в плане самореализации) и другие потребности.

Коммуникативная потребность определяется настоятельной потребностью индивидов в обмене смысловой и оценочной ин­формацией в целях взаимодействия в различных сферах своего существования и воздействия друг на друга в условиях коммуни­кации различного типа.

Степень мотивированности определяется силой потребности, которая концентрируется в коммуникативной установке как важ­нейшей социологической доминанте коммуникации. Чем настоя­тельнее потребность, тем устойчивее коммуникативная установка и тем более последовательно ее выражение в высказываниях и дискурсах. В актуализации коммуникативной установки наблюда­ется использование либо одних и тех же коммуникативных средств (эффект усиления при повторяемости), либо разных средств (эф­фект усиления при скрытой повторяемости за счет варьирования коммуникативных средств).

Когнитивный параметр включает в себя множество характерис­тик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном плане. Из числа когнитивных характеристик, присущих языковой лично­сти, для коммуникативной личности существенным является зна­ние коммуникативных систем (кодов), обеспечивающих адекват­ное восприятие смысловой и оценочной информации, и воздей­ствие на партнера в соответствии с коммуникативной установкой. Чрезвычайно важной характеристикой коммуникативной личнос­ти является способность наблюдения за своим «языковым сознани­ем» (интроспекция), а также рефлексия — осознание не только этой способности, но и оценка самого факта такого сознания. Значимой характеристикой коммуникативной личности является также спо­собность адекватной оценки когнитивного диапазона партнера. Успешность коммуникации в значительной мере зависит от совме­стимости когнитивных характеристик коммуникантов.

Наиболее существенны для когнитивного параметра комму­никативной личности: способность адекватного восприятия ин­формации, способность воздействия на партнера, оценка и самооценка когнитивного диапазона и знание социально обусловлен­ных норм вербальной и невербальной коммуникации. Актуализа­ция этих способностей и знаний сопряжена с целым рядом других когнитивных характеристик, связанных с самым ответственным этапом коммуникации — функционированием выбранного кода в конкретной ситуации, когда начинают действовать сложные ме­ханизмы речемыслительной деятельности, обусловленные не только социологическими, психологическими и лингвистическими, но и нейрофизиологическими факторами.

Когнитивный параметр является связующим звеном между мотивационным и функциональным параметрами. С одной сто­роны, он определяет уровень коммуникативной потребности, ее обусловленность различными аспектами познавательного опыта индивида, с другой — дает возможность выбора наиболее эффек­тивного способа использования этого опыта в конкретных усло­виях коммуникации.

Функциональный параметр коммуникативной (языковой) компетентностью: практическое владение индивидуальным запасом вербальных и не­вербальных средств для актуализации информационной, экспрес­сивной и прагматической функций коммуникации; умение варьи­ровать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; построение высказы­ваний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуни­кативного кода и правилами «речевого этикета».

Выделенные характеристики коммуникативной личности ак­туализируются одновременно с помощью специфических меха­низмов речемыслительной деятельности, обеспечивающих уста­новление и поддержание контакта, прямых и обратных связей, выявление намерений партнера, самокоррекцию, взаимодействие вербальных и невербальных средств и др. В этом процессе актуа­лизируются все социологические доминанты коммуникации.

Са­мым сложным является механизм, с помощью которого осуществ­ляется переход с уровня единиц языковой системы на уровень коммуникативных единиц в условиях постоянно видоизменяющихся ситуативных факторов коммуникации. В самом общем виде этот сложный процесс можно представить в рамках теории оперативной памяти, предложенной исследователем механизмов речи Н.И. Жин киным. Оперативная речевая память имеет «двухэтажную структу­ру»: на «первом этаже» осуществляется отбор слов для высказыва­ния, которые не только удерживаются в памяти, но и частично развертываются в более сложные единицы — словосочетания; на «втором этаже» слова связываются в целые блоки согласно грам­матическим правилам — в синтагмы, которые обеспечивают ли­нейное развертывание естественной речи.

Оценка коммуникативной личности как социального феномена зависит от степени эффективности выполнения основных социаль­но значимых функций — функции взаимодействия и функции воз­действия. В этой связи целесообразно различать, исходя из родово­го понятия, коммуникативную личность (англ. «person» — личность как индивид) и коммуникативную личность (англ. «personality» — личность как индивидуальность). Помимо типовых характеристик, эффективность актуализации которых, в конечном счете, зависит от степени социальной значимости (в личном и/или общественном плане) коммуникативной установки, коммуникативная личность об­ладает целым рядом индивидуальных характеристик, среди которых особо выделяют коммуникабельность и так называемую харизму.

Строго говоря, русское новообразование «коммуникабельный» по содержанию соответствует английскому «communicative» в ос­новном значении «общительный, разговорчивый», а по форме бли­же к английскому «communicable» в значении «сообщающийся, пе­редаваемый». В обиходной речи, да и в научно-популярном кон­тексте коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в лю­бой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценива­ется высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью. Коммуникабельность обусловлена не только психологическим ти­пом индивида, но также и социальным опытом общения, предус­матривающим ориентацию на партнера — умение слушать и сопе­реживать, своевременно корректировать свое речевое поведение.

Харизма (греч. «xaris» — грациозность, красота) понимается как личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальны­ми характеристиками, как динамизм, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, эксп­рессия и т.д., что составляет видовое понятие «харизматическая личность» — образ, сознательно и бессознательно культивируе­мый средствами массовой информации и целенаправленно со­здаваемый профессионалами — «имиджмейкерами».

Значительное место в структуре харизматической личности занимает коммуникативная компетентность, которая, кстати, труд нее всего поддается совершенствованию прежде всего потому, что трудно добиться полной гармонии во взаимодействии вербальных и невербальных средств коммуникации.

С течением времени у каждого индивида вырабатывается свой собственный «коммуникативный стиль», Предложенные типологии не являются исчерпывающими и построены на разнородных осно­ваниях (доминантный, драматический, аргументативный, впечат­ляющий, спокойный, внимательный, открытый и др.). В воздей­ствии как социально значимой функции выделяются два основных типа коммуникативной личности: доминантный и реагирующий.

Изучение коммуникативной личности может иметь различную степень глубины в зависимости от цели исследования.

Изучение коммуникативной личности — полезная практика для развития навыков наблюдения и критического анализа соци­ального поведения человека и увлекательное занятие в плане са­мопознания и самокоррекции речевой деятельности в различ­ных коммуникативных сферах. Самосовершенствование комму­никативной личности предполагает самосовершенствование ин­дивида как члена социума, поскольку оно связано с языковым сознанием и самопознанием. По своей природе языковое созна­ние индивидуально, но оно включает и типовые характеристики культуры и социальных норм общения. Оптимальное сочетание этих характеристик делает человека неповторимым образцом для подражания или объектом неприятия и забвения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: