МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУКОПИСНЫХ ДОКУМЕНТОВ




С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ

О ЛИЧНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ

Методика изучения рукописных текстов с целью получения дан­ных о личности исполнителя слагается из комплексного изучения признаков письменной речи, почерка, топографических признаков и привычек письма.

Все эти признаки подробно описаны в специальной кримина­листической литературе, посвященной исследованию рукописных текстов'.

Мы остановимся только на той части признаков, которые дают возможность судить по рукописи о личности ее исполнителя и не­которых необычных условиях составления документов.

При изучении рукописных документов с целью получения дан­ных о личности исполнителя следует иметь в виду следующее:

выводы даются в форме предположения;

они сопоставляются со всеми другими данными, имеющимися по делу;

поиск сравнительного материала проводится после анализа рассматриваемой рукописи;

окончательное сравнение проводится с отобранными рукопися­ми, которые по своим графическим признакам имеют сходство с рукописью, по которой ведется розыск.

Изучение рукописных документов с целью получения данных о личности исполнителя следует начинать с их тщательного осмот­ра. В этой стадии выясняется следующее:

содержание документа (факты, изложенные в нем);

достаточно ли рукописного текста для лексико-стилистического и грамматического анализа;

не содержатся ли умышленные изменения в лексике и грамма­тике документа, внесенные с целью подражания письму малограмотных людей с низким культурным уровнем или лиц определен­ных профессий;

1 Комаринец Б. М. Признаки письменной речи и их значение для розы­ска и установления авторов документов. — В кн.: Сборник работ по кримина­листике, № 3. (Графические исследования). М., 1957, с. 42—77; Криминалисти­ческая экспертиза, вып. IV. М., 1966; М а н ц в е т о в а А. И., Орлова В. Ф., Славуцкая И. А. Теоретические основы судебного почерковедения. Труды ЦНИИСЭ, вып. I. М., 1967,


является ли исполнитель документа одновременно и его ав­тором;

не написан ли документ умышленно измененным почерком.

Изучение документа начинается с анализа содержания доку­мента, поскольку стилистические, лексические, грамматические и топографические признаки привычки письма и признаки почерка находятся в определенной зависимости от назначения документа и его содержания. Изучение содержания документа сводится к вы­яснению того, что изложено в документе, какова его цель, от име­ни кого он составлен и кому адресован.

Для того чтобы высказать суждение, хотя бы ориентировочное, об исполнителе документа на основе лексико-стилистического и грамматического анализа, необходимо выявить особенности стиля, лексики и грамматики, проследить их устойчивость. Это удается сделать при условии, если документ не слишком мал (не менее од­ной -двух страниц рукописного текста).

Умышленные изменения лексических признаков обнаруживают­ся сравнительно просто. Как правило, при этом обращает на себя внимание несоответствие отдельных слов и выражений высокому общеобразовательному уровню, характеризующему текст.

Грамматические ошибки, умышленно внесенные в текст с целью подражания письму малограмотного лица, могут быть легко уста­новлены по степени их устойчивости. У грамотных людей, но под­ражающих письму малограмотных, наблюдается неустойчивость написания одинаковых слов. Характерно для них и другое —про­стые слова пишутся ими с ошибками («есле», «могазин»), а слож­ные, наоборот, — правильно. В числе наиболее типичных специ­ально сделанных ошибок следует отметить: написание окончаний слов «-ово», «-ево» вместо «-ого», «-его», «-ца» вместо «-тся», а также сочетания букв «хв» вместо «ф», букв «а» и «и» вместо «о» и «е» в безударных слогах и др.

Наличие грубых орфографических ошибок при одновременном соблюдении синтаксических правил, при правильной и сложной ар­хитектонике фраз может быть объяснено умышленным изменением уровня грамотности. Кроме того, в большинстве случаев между уровнем грамотности и степенью выработанное™ почерка имеется прямая связь —при низком уровне грамотности почерк обычно ма­ловыработан, у грамотных людей почерк, как правило, выработан­ный. В текстах, выполненных выработанным почерком, грубые ор­фографические ошибки встречаются редко. На уровень грамотно­сти в совокупности с перечисленными признаками также может указывать умение размещать текст на странице (выделение абза­цев, употребление красных строк, соблюдение правил переноса слов, нумерация страниц, размещение обращений, дат, подписей и т. д.).

При решении вопроса, является ли исполнитель текста доку­мента одновременно и его автором, следует иметь в виду, что чаще всего они совпадают в одном лице. Весьма редко можно встретить такие документы, в которых обнаруживается резкое про­тиворечие между высоким лексико-стилистическим уровнем и низ­кой степенью выработанное™ почерка. Это случаи, когда рукописи выполнены под диктовку или путем переписывания.

В процессе изучения рукописного документа важное значение имеет решение вопроса о возможном умышленном изменении по­черка, которым он написан. Практика показывает, что анонимные документы нередко оказываются выполненными неизмененным по­черком. Эта чаще всего случается, когда исполнители рукописного текста не предполагают того, что они могут быть установлены по почерку, или когда исполнитель рукописи с потерпевшим к момен­ту совершения преступления ни в каких отношениях не состоял или к расследуемому событию имел отдаленное отношение. Ано­нимные документы клеветнического характера и документы, выпол­ненные с целью отвести подозрение и направить следствие на лож­ный путь, в большинстве своем пишутся умышленно измененным почерком. Это означает зачастую, что между исполнителем руко­писи и лицом или лицами, о которых указывается в анонимном документе, имеется какая-то связь.

О графических признаках, проявляющихся в письме при умыш­ленном изменении почерка имеется немало специальной кримина­листической литературы, и поэтому нет необходимости подробно останавливаться на этом!. Может быть дана лишь рекоменда­ция — в процессе изучения рукописных документов необходимо всегда определять, какие именно графические признаки умышлен­но изменены исполнителем, и исключать их из комплекса призна­ков, характеризующего неизмененный почерк исполнителя доку­мента. В практике можно обнаружить и рукописные документы, выполненные почерком с признаками естественных изменений, про­исшедших в результате различных причин; сюда относятся, напри­мер, тексты, выполненные стоя, на отвесных поверхностях или с ис­пользованием необычных материалов письма. Изучение влияния необычных письменных материалов на устойчивость признаков по­черка имеет большое практическое значение, поскольку нередко обнаруживаются надписи, выполненные на тканях, на деревянных, каменных, металлических и стеклянных поверхностях. В зависимо­сти от этих материалов письма некоторые графические признаки видоизменяются и могут быть ошибочно приняты за умышленно

''Верзин В. Ф., Клименко Н. И. и др. Устойчивость признаков по­черк! ври'умышленном его искажении. — В сборнике научных работ, вып. 1. Вильнюс, 1963, с. 149—163,

измененные. Например, при письме на AepeBflriHbix предметах с крупнорельефной поверхностью! четкость и стройность почерка из­меняются, появляются деформированные буквы и отдельные эле­менты подрисовки, точки начала движения в ряде письменных зна­ков выражены нечетко. Кроме того, отмечаются неравномерность разгона и размера почерка, изломы элементов, понижение степени связности. Общий размер почерка несколько увеличивается за счет выпрямления движений при выполнении криволинейных элементов. Из частных графических признаков наиболее часто подвергаются изменениям следующие: направление движений при выполнении отдельных элементов букв «п», «н», «л», «к», «м», «ж», «К», «Н», «М», «Л»; положение точек начала движения в буквах «н», «и», «у», «п», «Н», «К»; относительная протяженность движений в на­чальных элементах букв «Ч», «К», «Н»; перерывы при соединении элементов букв и букв между собой.

Необходимо рассмотреть вкратце и признаки непреднамерен­ного изменения почерка у лиц, находящихся в состоянии опьяне­ния. При легкой степени опьянения незначительно изменяются об­щие признаки почерка: искривляется линия письма; увеличиваются расстояние между буквами и их элементами и размер букв. При средней степени опьянения замедляется темп письма, отдельные буквы приобретают упрощенное строение, тогда как в обычном состоянии они выполняются усложненными по форме движениями. Могут появиться буквы печатной формы. Общий размер букв и расстояния между буквами и штрихами несколько увеличиваются; образуется неравномерность линии строки, размеров интервалов между строками. Частные признаки почерка претерпевают следую­щие изменения: искажается конфигурация отдельных элементов букв, некоторые буквы упрощаются по своему конструктивному строению, а отдельные элементы дорисовываются. При сильной степени опьянения выработанность почерка снижается: увеличи­вается размер, наклон становится неустойчивым, координация дви­жений нарушается, темп письма значительно замедляется (вплоть до того, что появляются извилистые штрихи); почерк становится нестройным, отдельные элементы букв не дописываются, обводят­ся или воспроизводятся лишние штрихи, не образующие собой чи­таемых букв; искажаются грамматические признаки (отдельные буквы и слоги в словах пропускаются, повторяются или ошибочно пишутся другие буквы). Из топографических признаков следует отметить ломаную линию строки, неравномерность взаимоположения линий строк2

'Рожкова Г. В. К вопросу об устойчивости признаков почерка при письме на деревянной поверхности. — Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1965, вып.2, с. 151—155.

2 Костенко К. И., Нефедова!. К. и др. К вопросу об изменении по­черка в зависимости от физического состояния пишущего (опьянения). — В кн.: Проблемы судебной экспертизы, сборник №2.

возможные естественные изменения почерка при различных заболеваниях нами не рассматриваются, так как подобные случаи в практике работы милиции при раскрытии преступлений весьма редки. Однако следует отметить, что такие документы могут встретиться и существует определенная зависимость между раз­личными заболеваниями и признаками письма '.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: