Причины и условия возникновения буддизма




Разделение вселенской церкви: католичество и православие

В своих официальных документах западная (Римо-католическая) и восточная (Православная, ортодоксальная) церкви именуют себя вселенскими. До XI в. существовала единая христианская вселенская церковь. Первой политической предпосылкой раскола был раздел в 395 г. Римской империи на восточную и западную. Это обстоятельство предопределило претензии каждой из сторон на единоличное руководство церковью.

Западная Римская империя вскоре была завоевана германскими племенами. На территории западных римских провинций со временем образовались самостоятельные феодальные государства. В Восточной Римской империи (будущая Византия) надолго сохранилась сильная императорская власть. Развитие восточных и западных областей некогда единого государства пошло различными путями.

Так под влиянием вполне конкретных исторических обстоятельств сформировались две характерные особенности восточного и западного христианства. У Западной Церкви – гибкость, быстрая приспособляемость; у Восточной – консерватизм, тяготение к традиции, к обычаям, овеянным и освященным стариной.

С середины IX в. происходила упорная борьба за господство в христианском мире между папством, представлявшим Западную Церковь, которую в то время возглавлял папа Николай I, и патриархией, представлявшей Восточную Церковь, возглавляемую патриархом Фотием.

В 857 году император Византии Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвел на патриарший престол угодного ему Фотия. Папа Николай I счел это поводом для вмешательства и для укрепления своего влияния над восточной церковью. Он потребовал восстановить Игнатия, а заодно предъявил ряд территориальных претензий (в частности, по отношению к Болгарии). Византийский император не пошел на уступки, и папа объявил Игнатия истинным патриархом, а Фотия – низложенным.

С этого времени начинается противостояние двух церквей. Чтобы рассмотреть догматические разногласия восточной и западной церкви, укажем на те положения, которые приняты в католичестве и отвергнуты в православии.

1. Догмат о филиокве (лат. «и от Сына») – добавление к Символу веры, сделанное в VII в. Западной Церковью, суть которого состоит в том, что Дух Святой исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына.

Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр, единого главу. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского – Ватикан, крохотное государство в центре Рима. Государство Ватикан было создано в 1929 г. Папа – глава католической церкви – наместник Христа на земле. Его слово считается истиной в последней инстанции. У православия нет единого центра управления, как Ватикан. Если константинопольский патриарх и считается вселенским, то это означает, что он “первый среди равных”.

2. Вера в непорочное зачатие Девы Марии, т.е. непричастность самой Марии первородному греху, который выдвинул в 1942 году папа Пий IX.

3. Целибат (безбрачие) духовенства.

4. Существование частилища – места, куда попадает душа умершего, и где решается ее дальнейшая судьба – отправление в рай или ад.

5. Источником своего вероучения католики считают не только “священное писание” (Библию), но и “святое предание”, в которое они, в отличие от православных, включают не только решения первых семи вселенских, но и последующих соборов, а также суждения пап. При этом правом толкования Библии пользуется только церковь.

6. Таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду; тогда как в православии – только погружением в воду.

7. Таинство миропомазания в католицизме производится, когда ребенку исполнилось семь-восемь лет, так называемая конфирмация. У православных – вскоре после рождения.

8. Таинство евхаристии (причащения) совершается у католиков на пресном хлебе, у православных – на квасном. Только духовенство у католиков могло причащаться хлебом и вином, миряне – только хлебом («под одним видом»).

 

6. Специфика протестантизма. Основные направления протестантизма. Этика протестантизма.

Протестантизм

Протестантизм (от лат. protestans – публично доказывающий) — одно из трех, наряду с Католицизмом и Православием, главных конфессий (направлений) христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией – широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Реформация (лат. – «преобразование») в XVI в., привела к расколу римско-католической церкви и к созданию новых вероучений, которые проявились с разной степенью интенсивности почти во всех странах католического мира. Реформационные процессы обрели в Европе XVI в. характер широких религиозных и социально-политических движений, выдвигавших требования реформы римской церкви и преобразования порядков, утверждаемых ее учением. Теоретики Реформации создали учения, отвечавшие новым веяниям общественного развития XVI-XVII вв.:

1. Было подвергнуто критике учение католической церкви «о греховности» земного существования человека. «Спасением» и «оправданием» всего земного мира ведает, согласно католическому учению, только папская церковь, наделенная особым правом распределять в мире “божественную благодать” через совершаемые ею таинства (крещение, покаяние, причащение и др.).

2. Центральным местом новых учений времен Реформации стала доктрина о непосредственной связи человека с Богом, об «оправдании верой», т.е. «спасении» человека не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе внутреннего Божьего дара – веры. Смысл учений об «оправдании верой» заключался в отрицании привилегированного положения духовенства, в отказе от церковной иерархии и главенства папы. Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Поэтому в протестантизме отсутствует исповедь и отпущение грехов, а также безбрачие священников и пасторов. Таким образом, протестантизм упразднил монастыри и монашество. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчётность и т. д.).

3. Еще одно положение, принципиально отличавшееся от католического учения – признание «священного писания» единственным авторитетом в области религиозной истины: это влекло за собой отказ признания «священного предания» (решений римских пап и церковных соборов) и открывало возможность для более свободной и рациональной трактовки вопросов религии.

4. Первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, Таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.

5. Протестантизм упразднил многие Таинства, оставив только Крещение и Евхаристию (причащение). Также упразднил молитвы за умерших (мертвому уже не поможешь), молитвы святым (на небе человека слышит лишь один Бог) и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и образов, считая это разновидностью идолопоклонства.

6. Молитвенные дома протестантов были освобождены от пышного убранства, от алтарей, образов и статуй, сняты колокола.

7. Богослужение протестантов предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на национальных языках.

8. Библия была переведена на национальные языки, а её изучение и толкование стало главной обязанностью каждого верующего.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, кальвинизм, унитариатство, анабаптизм и англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, Армия Спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения», возврата к идеалам раннего христианства и Реформации.

Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Жан Кальвин), непротестантская, или либеральная теология XVIII — XIX вв. (Фридрих Шлейермахер, Эрнст Трёльч, Адольф фон Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (Карл Барт, Пауль Тиллих, Рудольф Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Дитрих Бонхеффер).

В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских Церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета Церквей.

 

8.Особенности вероучения ислама. Коран и шариат как основа религиозной жизни и веры. Основные обязанности мусульман согласно «столпам веры» в исламе. Этика ислама.

 

9. История буддизма. Буддистская этика и догматика.

Буддизм[14] – первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам – более чем через тысячу. Подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма – Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации.

Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр и с уважением отзывались Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до самых оснований.

Чтобы понять буддизм, прежде необходимо обратиться к вопросу о причинах его происхождения. Не будет ошибкой сказать, что буддизм возник в Индии в середине первого тысячелетия до н. э., то есть в знаменитое ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая религиозность сменяется религиями спасения и освобождения.

Буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма – Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) – 544 г. до н. э. и 486 г. до н. э. Именно первая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500-летие буддизма.

 

Причины и условия возникновения буддизма

Охарактеризуем важнейшие причины и условия, способствовавшие возникновению буддизма и его укреплению в индийском обществе древности.

1. Буддизм как оппозиция брахманизму.

Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Здесь позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии. К тому же именно здесь шел бурный процесс государственного строительства, предполагавший возвышение иного сословия – варны кшатриев (воинов и светских правителей). А именно буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей.

Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. В опоре буддизма, даже не столько на сословие кшатриев, сколько на царскую власть как таковую, была скрыта существенная опасность, в полной мере проявившаяся в период так называемого упадка буддизма в Индии, приведшего к практически полному его исчезновению с территории Индии (VII — XIII вв.). Хотя некоторые буддологи (напр., Евгений Алексеевич Торчинов) считают, что никакого упадка не было вовсе. В монастырях-университетах (Наланда, Викрамашила) продолжала расцветать монашеская ученость, писались утонченнейшие трактаты по логике и эпистемологии, выигрывались диспуты, тантрические йогины-махасиддхи («великие совершенные») собирались на свои мистические пиршества и предавались созерцанию в лесах и на кладбищах. Просто цари постепенно переставали поддерживать буддизм, в силу не совсем ясных причин возвращаясь в лоно брахманской ортодоксии – индуизма. И вместе с прекращением царской поддержки исчезал и буддизм. Там же, где цари сохраняли приверженность Учению (Дхарме) Будды, расцвет буддизма продолжался. Так, например, было в бенгальском государстве Палов, цари которого продолжали покровительствовать буддизму вплоть до того, как Бенгалия оказалась под властью завоевателей-мусульман.

Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической ортодоксии было в Индии жреческое сословие брахманов.

2. Кризис брахманизма.

Середина I-го тысячелетия до н.э. в Индии было временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. Возникновение этих альтернативных учений, в свою очередь, было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также с определенными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей). Кризис старой ведической религии выразился в появлении новых неортодоксальных аскетических движений так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой (психопрактикой преобразования сознания). Одним из таких шраманов и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.

Мораль и этика буддизма

Буддийские мораль и этика построены на принципах не совершения вреда и умеренности. При этом в человеке воспитывается и развивается чувство нравственности, сосредоточенности и мудрости. А с помощью медитаций буддисты познают механизмы работы ума и причинно-следственные связи между телесными, духовными и психологическими процессами. Учения Буддизма стали основой целого ряда школ, которые объединяет то, что каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, направлена на всестороннее развитие человека – осмысленное использование тела, речи и разума.

Но поскольку буддийское учение многогранно и основывается не на вере, а на опыте, то недостаточно ограничиться только описанием его содержания. Особенности этого духовного пути становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями и религиями. И приближаться к учению Будды стоит только после высвобождения энергии разума от ж

Основные положения догматики раннего буддизма и его важнейшие культовые предписания изложены в Трипитаке (Типитаке) -– многотомном своде книг буддистского священного писания, воспринимаемого как откровение Будды в изложении его учеников. Трипитака, оформленная в I в. до н. э., включает в себя три блока книг, каждый из которых имеет собственное название.

Блок первый -– Виная–питака: 5 книг, содержащих характеристику принципов организации монашеских общин, историю буддистского монашества и фрагменты биографии Будды-Гаутамы-Шакьямуни.

Блок второй -- Сутта-питака: 5 сборников, содержащих в форме афоризмов, притч и поэм учение Будды, а также повествующих о последних днях жизни основателя этой религии.

Блок третий -- Абхидхарма-питака: 7 книг, истолковывающих основные идеи буддизма, в том числе и буддистскую картину мира, философское обоснование догматов этой религии.

ёстких нравственных стандартов.

 

10. Национальные формы буддизма. Чань- и дзэн-буддизм. Ламаизм. Буддизм России.

Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э.- в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее, с VI в. - в Японии, с VII в. - в Тибете, с XII в. - в Монголии. Используя свой главный принцип - не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран и народов и по возможности срастаться с ними, - буддизм быстро прижился везде и, привившись к древу местной культуры, дал новые побеги. Например, в Китае этот процесс начался с V-VI вв. В VIII- IX вв. там успешно распространялись по крайней мере уже два чисто китайских направления буддизма - школа чистой земли будды Амитабхи и школа чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань постепенно завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэгон, амидаизма и дзэн.
Однако и в Китае буддизм подвергался атакам как извне - от иноземных завоевателей, так и изнутри - со стороны возрождённого конфуцианства. Правда, он не был совершенно вытеснен из этой страны, как случилось в Индии, но его влияние неизмеримо ослабло. В дальнейшем тот же процесс повторился в Японии, где укрепилась национальная религия - синтоизм. Вообще появление и утверждение буддизма, как можно видеть на примере Китая, Индии и некоторых других стран, своеобразно стимулировало возрождение местных религиозных традиций. Если они, впитав все достижения буддизма, оказывались достаточно сильными, то господству буддизма приходил конец.
В каждом регионе развивались своя собственная буддийская символика и буддийские обряды - почитание святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла, подпитываемые местными традициями. Буддизм вошёл в кровь и плоть многих и многих народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран - архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы. Это хорошо видно на примере поэзии, вдохновлённой идеями дзэн-буддизма.
С ослаблением влияния крупных монастырей, которые в эпоху расцвета буддийской цивилизации были своего рода "государствами в государстве", главную роль в жизни буддистов стали играть небольшие местные монастыри и храмы. Власти начали гораздо более активно вмешиваться в религиозные дела сангхи. Особая ситуация сложилась в Тибете, где образовалось теократическое государство, управляемое главой "жёлтошапочной" школы гелукпа далай-ламой, который являлся и религиозным, и государственным лидером. Ламы доносят послание Будды и открывают его смысл ученикам, поэтому их почитают как непогрешимых божеств, вера в которых важнее знания буддийских догматов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: