Концепция структуры и стоимости капитала




Любая финансово-экономическая деятельность требует постоянного вложения капитала. Для поддержания и расширения производственного процесса и повышения его эффективности, внедрения новых технологий и освоения новых рынков необходимы прямые инвестиции (капитальные вложения). Источником инвестиций могут быть бюджетные ассигнования, различного рода ссуды, кредиты и займы, собственные средства организации, акционерный капитал.

Выбор источников финансирования зависит от множества факторов, среди которых – отрасль и масштабы деятельности предприятия, технологические особенности производственного процесса, специфика выпускаемой продукции, характер государственного регулирования и налогообложения бизнеса, связи с банковскими структурами, репутация на рынке и др.

Соотношение удельных весов отдельных компонент в общем объеме привлекаемого капитала характеризует его структуру. Структура капитала, используемого предприятием, определяет многие аспекты не только финансовой, но также операционной и инвестиционной его деятельности, оказывает активное воздействие на конечный результат этой деятельности. Она влияет на показатели рентабельности активов и собственного капитала, коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности, формирует соотношение доходности и риска в процессе развития предприятия.

Важнейшей характеристикой капитала предприятия является его стоимость. Стоимость капитала представляет собой цену, которую предприятие платит за его использование, т.е. годовые расходы по обслуживанию задолженности перед инвесторами и кредиторами. Количественно она измеряется в виде процентной ставки, характеризующей отношение общей суммы данных расходов к сумме всего капитала.

Концепция стоимости капитала является одной из базовых в теории финансового менеджмента. 1) Она характеризует тот уровень доходности инвестированного капитала, который должно обеспечить предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость. Чем меньше стоимость привлеченных средств, тем выше инвестиционные возможности предприятия, тем большую прибыль оно может получить от реализации своих проектов, соответственно тем выше его конкурентоспособность и устойчивее положение на рынке.

Помимо этого стоимость капитала (с возможными корректировками на инфляцию и риск) 2) часто используется в качестве ставки дисконтирования, в процессе анализа будущих денежных потоков и оценки эффективности производственных инвестиций.

Показатель стоимости капитала является также 3) критерием принятия управленческих решений относительно использования лизинга или банковского кредита для приобретения основных производственных средств.

Показатель стоимости капитала в разрезе отдельных его элементов (стоимости заемных средств) 4) используется в процессе управления структурой капитала на основе механизма финансового рычага.

Расчет стоимости капитала необходим на стадии обоснования финансовых решений, 5)для выбора наиболее эффективных способов вложения средств и оптимальных источников их финансирования.

 

    Источники средств компании    
             
Источники краткосрочных средств   Источники долгосрочного капитала
             
Кредиторская задолженность   Краткосрочные ссуды и займы   Собственный капитал   Заемный капитал
             
        Обыкновенные акции   Банковские кредиты
        Привилегированные акции   Облигационные займы
        Нераспределенная прибыль и прочие фонды собственных средств    

Краткосрочные заемные средства появляются в результате текущих операций и используются для финансирования текущей деятельности предприятия, поэтому при расчете средней стоимости инвестируемого капитала они не учитываются. Амортизационные отчисления являются источником покрытия затрат на приобретение основных средств. Также как и кредиторская задолженность, они учитываются при составлении бюджета капиталовложений, уменьшая потребность предприятия в дополнительных источниках средств. Цена их принимается равной средней стоимости долгосрочного капитала, привлекаемого из других источников. В зависимости от источников долгосрочный инвестируемый капитал подразделяется на собственный и заемный. Собственный капитал может быть внешним (акционерный капитал) и внутренним (нераспределенная прибыль).

Средневзвешенная стоимость капитала – это общая стоимость всего капитала, рассчитанная как сумма относительной доходности собственного капитала и заемного капитала, умноженных на их удельные доли в структуре капитала.

Поскольку в процессе определения средневзвешенной стоимости капитала измеряется ожидаемая стоимость нового (или привлекаемого) капитала, необходимо использовать рыночные оценки стоимости каждой составляющей, а не данные из бухгалтерской отчетности, которые могут значительно отличаться от рыночной оценки.

Другие, более редкие, источники финансирования, такие как конвертируемые облигации, конвертируемые привилегированные акции и прочие, будут включаться в формулу только в случае, если они присутствуют в значительных объемах, поскольку стоимость подобного финансирования обычно отличается от стоимости финансирования за счет облигаций и акций.

Налоговый вычет сохраняют в формуле, не учитывая в стоимости заемных средств.

Средневзвешенная стоимость капитала = доля обыкновенных акций × стоимость капитала обыкновенных акций + доля привилегированных акций × стоимость капитала привилегированных акций + доля заемного капитала × стоимость заемного капитала × (1 × ставка налога).

Предельная (маргинальная) стоимость капитала (Marginal Cost of Capital, МСС). это уровень стоимости каждой его новой единицы, дополнительно привлекаемой организацией. Показатель предельной стоимости капитала показывает цену последней денежной единицы вновь привлекаемого капитала.

Она рассчитывается на основе прогнозной величины расходов, которые организация понесет при воспроизводстве целевой структуры капитала в условиях сложившейся конъюнктуры фондового рынка.

Предельная стоимость капитала увеличивается с ростом объема привлеченных средств и изменений в структуре капитала. Предельная стоимость капитала может оставаться неизменной, если увеличение капитала осуществляется за счет нераспределенной прибыли организации при сохранении неизменной его структуры. Однако существует определенная критическая точка (точка разрыва, перелома), после которой взвешенная стоимость каптала будет увеличиваться при привлечении новых источников и изменении структуры капитала.

Однако, если стоимость заемных источников остается на прежнем уровне и структура капитала не меняется, то теоретически предельная стоимость капитала может оставаться неизменной. Обеспечение эффективного формирования капитала организации в процессе ее развития требует оценки предельной стоимости капитала. Даже на интуитивном уровне можно осознать, что относительные расходы на привлечение дополнительных финансовых ресурсов меняются нелинейно, причем стоимость капитала может меняться в любую сторону в зависимости от объема привлекаемых ресурсов.

 

 

 

53 Базовая модель оценки стоимости ценных бумаг (акций и облигаций) Акция – это долевая ценная бумага, выражающая отношение собственности и дающая право ее владельцу на:- участие в управлении предприятием, если это обыкновенная акция,- владение частью имущества и получение его в собственность после ликвидации предприятия,- право на получение дивидендов,- право свободного выхода из числа собственников путем продажи акций на рынке ценных бумаг. По способу получения дохода акции делят на: простые (есть право голоса на собрании, но величина дивиденда зависит от результата деятельности АО) / привилегированные (нет права голоса, зато гарантированный доход не зависящий от результатов деятельности АО). Базовая модель оценки стоимости акций вытекает из базового подхода к оценке текущей стоимости любой ценной бумаги. В соответствии с этим для определения текущей стоимости акции необходимо знать:1) величину ожидаемых денежных выплат,2) ставку дисконта,3) количество ожидаемых выплат. Как правило, источником выплаты дивиденда по акциям выступает прибыль и специально созданный фонд (т.е. привилегированные нужно оплачивать вне зависимости от наличия прибыли). К инвестиционным качествам акции можно отнести ожидаемый рост дивидендов (при стабильно развивающемся предприятии) и ожидаемый рост курсовой стоимости акции в сравнении с ее номиналом. В качестве ставки дисконта принимается среднерыночная доходность по акциям аналогичного предприятия. Количество ожидаемых выплат определяется сроком действия акций и периодичностью выплат. (срок действия акции – бессрочно) Поэтому количество выплат также стремиться к бесконечности. Интересы продавца и покупателя акции аналогичны описанному варианту для облигации. Только в качестве выплат будут дивиденды и на бесконечном периоде времени нет последнего погашения. Рационально действующий инвестор как-бы не собирается продавать доходную акцию, а даже если и соберется продавать – то к тому времени дисконтированная на текущий момент стоимость будет незначительной. Базовая модель определения текущей стоимости обыкновенной акции: Po=lim(n->бесконечности) СУММА(t от 1 до n)[Dt/(1+Ks)^t] где: Dt – величина дивидендов, ожидаемых в конце t-го периода. Исходя из этого на основе базовой модели можно построить три варианта. 1) Основывается на предположении о том, что дивиденды с течением времени будут изменяться с нулевым ростом, т.е. будут оставаться постоянными. Данный вариант характерен для привилегированных акций. Исходя из данного предположения и с помощью ряда математических преобразований можно определить интересы продавца акций, выраженные показателем текущей стоимости в явном виде и интересы покупателя, выраженные показателем доходности в явном виде. (Р=Д/К) 2) Основывается на предположении о том, что дивиденды с течением времени будут изменяться с постоянным темпом роста Данный вариант характерен для крупных стабильно работающих предприятий находящихся на третьем этапе жизненного цикла предприятия (зрелости). Исходя из данного предположения и с помощью ряда математических преобразований можно определить интересы продавца и покупателя в явном виде. Доходность акций складывается из двух доходностей: дивиденды и доходность от капитала. 3) Основывается на ряде предположений. Предполагается, что дивиденды будут изменяться вне какой-либо зависимости в течении определенного конечного периода времени, т.е будут изменяться непропорционально.. Предполагается, что величина дивидендов в течении данного периода времени известно. Предполагается, что по окончанию данного периода времени дивиденды будут изменяться с постоянным темпом роста достаточно длительный период времени. Исходя из данного предположения и с помощью ряда математических преобразований можно определить интересы продавца в явном виде и интересы покупателя в неявном виде. Данный вариант базовой модели применяется для предприятий, находящихся на втором этапе жизненного цикла (развитие). Таким образом, поскольку дивиденды зависят от результатов деятельности предприятия, выпустившего акции, и они могут быть не постоянными. Характер изменения дивидендов определяет варианты базовых моделей для акций. При постоянных дивидендах можно рассчитать в явном виде интересы продавца (текущую стоимость) и интересы покупателя (доходность). Это ситуация характерна для привилегированных акций. При изменении дивидендов с постоянным темпом тоже можно рассчитать в явном виде интересы продавца (текущую стоимость) и интересы покупателя (доходность). Эта ситуация характерна для крупных, хорошо развитых предприятий (3-ий этап жизненного цикла). Если получается так, что темп роста дивидендов постоянен только в концах достаточно длинных периодов времени, но внутри периодов изменение дивидендов носит не пропорциональный характер, то можно рассчитать в явном виде только интерес продавца (текущую стоимость), а интерес покупателя (доходность) можно будет оценить лишь приблизительно, в неявном виде. Эта ситуация характерна для растущих, развивающихся предприятий (2-ой этап жизненного цикла). Определение текущей стоимости облигации. Базовая модель расчета текущей стоимости облигации и возможности ее использования.Облигация – это долговая ценная бумага, выпущенная государством или предприятием на определенный срок с погашением в оговоренный срок на условиях погашения номинальной стоимости облигации в конце срока и выплате дохода в соответствии с условиями эмиссии облигации. Целью эмиссии облигаций, как правило, является финансирование инвестиционного проекта на предприятии (т.е. привлечение средств под этот проект). Основными видами облигаций являются: По эмитенту: государственные и корпоративные. По виду выплачиваемого дохода: купонные (доход формируется в виде купонных выплат) и безкупонные (дисконтные (доход формируется в виде разницы между ценой погашения и ценой продажи). По степени постоянства дохода: с постоянной и с переменой купонной ставкой и др. Основными характеристиками облигации являются: 1) Номинальная стоимость, которая устанавливается исходя из общей суммы необходимых предприятию денежных средств для финансирования инвестиционного проекта и количества выпускаемых облигаций.2) Срок действия облигации, определяется, исходя из длительности инвестиционного проекта (как правило, совпадает с ним), под который выпускаются облигации.3) Купонная ставка процента и выплата. Они определяются из ряда условий: Купонная ставка должна быть не больше внутренней нормы доходности (рентабельности) инвестиционного проекта. Купонная ставка, как правило, устанавливается на среднерыночном уровне по аналогичным облигациям. Внутренняя норма доходности должна быть не меньше среднерыночной доходности по аналогичным облигациям. 4) Купонная выплата определяется как произведение купонной ставки на номинальную стоимость облигации. Базовая модель оценки стоимости облигаций вытекает из базового подхода к оценке текущей стоимости любой ценной бумаги. В соответствии с этим для определения текущей стоимости облигации необходимо знать: 1) величину ожидаемых денежных выплат,2) ставку дисконта,3) количество ожидаемых выплат.В случае облигации ожидаемыми выплатами являются:- купонная выплата, величина которой определяется как произведение номинальной стоимости и купонной ставки, а также последней выплатой является номинальная стоимость. В качестве ставки дисконта принимается среднерыночная доходность по аналогичным облигациям. Количество ожидаемых выплат определяется исходя из срока действия облигации и периодичности доплат. На рынке ценных бумаг всегда есть стороны с противоположными интересами – продавец (которому нужно на текущий момент привлечь как можно больше ресурсов) и покупатель (которого интересует прежде всего будущая доходность вложений). Базовый подход к оценке стоимости ценных бумаг на текущий момент времени основан на том положении, что в условиях рынка сделка купли-продажи любого товара состоится только при условии совпадения интересов (цены) продавца и покупателя. Со стороны покупателя облигации получается вариант инвестирования средств, к которому применим метод ЧДД (сумма дисконтированных выплат – сумма дисконтированных затрат). При ЧДД >= 0 покупатель согласится на сделку. Результатом сделки (будущими выплатами по ценной бумаге) могут быть: процентные выплаты, дивидендные выплаты, возврат курсовой стоимости. А затратами выступает сумма на покупку ценной бумаги, т.е. ее текущая стоимость (которую дисконтировать нет необходимости). Т.е. для покупателя сделка будет эффективной, когда сумма ожидаемых дисконтированных выплат по ценной бумаге будет больше или равна текущей стоимости этой бумаги. Со стороны продавца облигации результатом сделки будет текущая стоимость, т.е. объем привлеченных средств. А затратами будут будущие выплаты по ценной бумаге (ну и конечно затраты на эмиссию). И в этом случае применяя метод ЧДД получаем, что для продавца сделка будет эффективной, если сумма ожидаемых дисконтированных выплат будет меньше или равна текущей стоимости ценной бумаги. В противном случае продавец отдаст больше, чем привлек (конечно с учетом теории временной стоимости денег). Интересы продавца и покупателя совпадают только в случае ЧДД=0. В этом и заключается базовый подход к оценке стоимости любой ценной бумаги: ее текущая стоимость определяется как сумма ожидаемых дисконтированных выплат по ней. Для корпоративных купонных облигаций с постоянной купонной ставкой за ставку дисконта принимают среднюю рыночную доходность по облигациям и учитывают тот момент, что облигация в конце концов будет погашена. Текущая стоимость облигации: V=СУММА(t от 1 до N)[INT/(1+Kd)^t] + M/(1+Kd)^N где: INT – размер выплаты купонного дохода (он постоянен и равен M*Kb, где Kb – купонная ставка), Kd – ставка дисконтирования, N – количество периодов выплаты дохода, M – номинальная стоимость (погашение в конце срока). Базовая модель позволяет определить текущую стоимость облигации в любой момент времени, т.е. после любой по порядку купонной выплаты. В том случае, когда уже прошло несколько выплат, просто уменьшится количество слагаемых в базовой формуле. Ограничением формулы является условие постоянства купонного дохода (купонной ставки) и условие постоянства средней доходности по облигациям, т.е. коэффициента дисконтирования. Базовая модель позволяет определить изменение текущей стоимости облигации при соответствующем изменении среднерыночной доходности. Для этого в базовую модель следует поставить вместо показателя купонной выплаты произведение купонной ставки и номинальной стоимости. Текущая стоимость любой ценной бумаги определяется как сумма ожидаемых дисконтированных выплат по ней.     103План маркетинга как раздел БП Маркетинг-означает систематическое изменение спроса. Потребностей, вкусов и предпочтений потребителей с целью их наиболее полного удовлетворения. Маркетинг- это вид экономич деятельности направленной на формирование нов потреб и определен контуров будущего спроса. Методы прогнозирования: 1 качественный основывается на интуиции,опыте и знаниях исследователя (индивидуальные и коллективные эксперт оценки). К индивидуаль можно отнести метод интервью, метод сценариев, метод аналитических накладных записок. К коллективным относят опрос экспертов, метод дельфи (свести к единому методу), метод мзгового штурма, метод комиссии. 2 количественный метод основываются на том, что тенденция развития событий в будущем связана с развитием ситуации в прошлом: метод экстраполяции (анализ временных рядов, трендов), при котором тенденции прошлого продлеваются в будущее развитие ситуации. Такой метод используется для оценки спроса на товары, объема сбыта, сезонности и др. Применение этого метода возможно лишь в ситуации, когда рыночная ситуация не изменяется слишком быстрыми темпами. анализ корреляций, рассматривающий зависимость между различными рассматриваемыми факторами и другими переменными. Метод используется для рассмотрения влияния нескольких переменных на прогнозируемый параметр. Применение такого метода является достаточно сложным и дорогостоящим, однако в упрощенном виде его можно использовать и для практического бизнеса. нормативный метод, базирующийся на оценке потребления товара в будущем в соответствии с его рациональными или нормативными уровнями. Здесь учитываются факторы изменения размера и состава целевого рынка. Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Оценка конкурентосп товаравыполняется по след этапам: выбор постовимого товара образца,; опред набора параметров по кот будет выполнятся сравн; расчет индексов по норматив потребит и экономич параметрам: Расчет индексов по норматив параметрам- отражает соответствие товара стандартом тех услов. Iнn= q1*q2….qn, где н число норматив производс параметров надлежащ оценки, q- значение нормат-произвот параметра установ след образом, если товар соответствует стандартам, нормам и тех услов, то q принимает значение 1, если несоответств q=0. Расчет индекса по потреб параметрам- хар кит авара потребители товара In= å aj*Пj. Где m число потреб параметров подлеж оценки, aj- удельный вес потреб параметра опред его значим при принятии решения о покупке, Пj- параметрический индекс, опред как соотношение значения потребит х-ки нашего товара и потреб х-ки товара образца. Расчет индекса по экономическим параметрамIэ= å ук*Эк, где е- число экономич параметров подлежащ оценки, ук- удельный вес эк парамет опред его значимость при принят решен о покупке, Эк – парамет индеек опр как соотношение значении эконом х-ки нашего товара к эк х-ки товара образца. Расчет интегрального показателя конкурентоспособК= Iнn*, Если К > 1, то наш товар привосходит по конкурентоспособ товара образца, если К = 1, одинаковые, если К < 1, уступает наш товар.Оценка конкурентосп фирмырассматривается при помощи факторного подхода, он предполагает формиров перечня фактров конкурентосп по котор в дальн происходит сравнение фирмы. К таким факторам можно отнести след: цена продукции, качество,уникальность продук, уров разв технол, сроки поставки, уровен квалиф персонала,известность торг марки, деловая репут фирмы, время работы. Для оценки использ след методы: 1метод суммы мест. В зависимости от кол-ва фирм опред кол-во мест, кот будет распред м/у ними по каждому фактору. Первое место – фактор выживания наилучш образом. Последнее место – худшим образом. Далее места суммы для каждой фирмы наиболее конкурентоспос будут явл фирма набравшая наименьшую сумму мест. 2метод балльных оценок. Каждая фирма получает баллы от 1 до 5. Высший балл-5, худший балл – 1. Далее баллы суммируются, наиболее конкурентосп будет фирма набравшая наибольш сумму баллов. 3 Метод построения профеля требования  
факторы конкурентосп          
цена         *
кач-во       *  
сроки       *  

4 метод Бальных оценок с учетом коэф весомости. Методика подразумевает оценку фактор аналогич простым балльн оценкам и каждому фактору конкуреснтосп присваев удельн вес опред значимость этого фактора на данном рынкею Все факторы умножаются на его большую оценку и произвед суммы для каждой фирмы. Конкурентные стратегии фирмы: минимизация издержек, диференцация продукции, стратегия по орентир сегменту рынка, оринтация на потребность рынка, разработка инноваций.

Маркетинговые стратегии выделяют три базовых стратегии маркетинга: 1 Дифференцированного маркетинга, предполаг что фирма разрабатыв различн товары для рыночных сегментов, а т ж соответствующий им комплекс маркетинга(Комплекс маркетинга (marketing-mix) – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка. Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать набор (mix), который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировать эффективность организации.); 2 Недифференцированного, предполагает что фирма разрабат стандартный товар для рынка в целом и соответствующ этому товару комплекс маркетинга. 3 концентрированный, предполаг что фирма разрабат специфич товар оринтирован на отдельн сегмент рынка или рыночную нишу. На основе выбранной маркетингов стратег в БП дается описисание элементов комплекса маркетинга: 1 товарная политика: - выроботка маркет наименов, - оценка жизненного цикла, - выбор товарной стратегии (модернизация, дифференцация(расшир объемов оказыв услуг; диверсификация (разработка новых инноваций)); 2 ценовая политика: цели: цель ценообразов(выживание на рынке), укрепление рыночной позиции, цель максимизац прибыли. Методы ценообр: средние издержки +прибыль, установление цен на основе цен конкурент. Установл цены точки безубыточн(Точка безубыточности — минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.), установление цены на основе рыночной х-ки товара. Стратегии ценообраз: минимизация цен, стратег следов за конкурентами, стратег привязки к ценовому лидеру, стратегия снятия сливок. 3 Сбытовая политика. х-ка каналов сбыта с точки зрения ширины и протяженности. Протяженность: «0» уровень, отсутствие посредников м/у производ и потреб, «1» - появление одного посредника Производство- Розница-Потребит, «2» появление Производство – Опт – Розница –Потребит, «3» Крупный Опт- Мелкий Опт- розница – Потребитель. Ширина – число посредников на одном уровне. 4

Коммуникативная политика: реклама, стимулирование сбыта, PR, прямой маркетинг, спонсорство, плейсмент (размещение продукта), брендинг. Исходя из выбранных инструментов маркетинга опред сумма расходов на маркетинг и формируется бюджет. Товарная политика Явление переодичности колебания объемов продаж и продолжение производства и сбыта называется жизненным цикла товара. Принято считать, что жизненный цикл товара состоит из следующих этапов: а) выведение на рынок, поступление товара в широкую продажу; б) рост объема продаж товара вследствие наличия и увеличения спроса; в) период зрелости, когда достигается максимальный объем продаж; г) насыщение рынка данным товаром, снижение спроса, уменьшение сбыта; д) резкий спад объема продаж, снижение прибыли.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь