ЕДИНСТВО ИЗМЕРЕНИЙ. ЭТАЛОНЫ ЕДИНИЦ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН




СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Общие методические рекомендации по изучению дисциплины.. 4

2 Краткое изложение содержания курса по отдельным темам. 7

3 Методические указания к выполнению контрольной работы.. 9

4 Вопросы и Задачи для выполнения контрольной работы.. 10

Задачи. 17

Варианты контрольной работы.. 21

 


1 Общие методические рекомендации
по изучению дисциплины

 

Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия – это триединые области знаний, которые являются важными инструментами обеспечения качества продукции и услуг, разработки, создания и реализации конкурентоспособной продукции.

С развитием экономических отношений и выходом России на мировой рынок их значение в науке, производстве и технике становится значительным, что способствует формированию новых взглядов на возможность их использования в обеспечении качества и безопасности производимых товаров и услуг.

Целями освоения дисциплины (модуля) являются: знакомство студентов с теорией, средствами и видами измерений, схемами прямых и косвенных измерений, источниками и классификацией погрешностей, метрологическим обеспечением, основами стандартизации и сертификации, государственной системы стандартизации, международными стандартами; принципами стандартизации, принципами стандартизации в инновационной сфере, лицензированием.

Практический раздел курса рассчитан на получение студентами навыков в планировании и проведении эксперимента, обеспечивающего выбранную точность получения измерительной информации путем анализа методики определения физической величины и характеристик используемого оборудования.

Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла Б3.Б.8. Она является одной из дисциплин завершающих общепрофессиональную подготовку бакалавра и обеспечивается дисциплинами естественнонаучной группы (математика, концепция современного естествознания, информационные технологии) и дисциплинами инженерной направленности (промышленные технологии и инновации, инженерные основы инновационной деятельности). Содержательно она формирует у студентов достаточные знания, позволяющие использовать современные измерительные технологии, направленные на получение измерительной информации требуемого качества. В свою очередь, дисциплина поддерживает изучение вопросов управления проектами и создания систем качества, обеспечивает адаптацию специалиста по управлению инновациями в первичной должности, а также готовит обучающихся к прохождению учебной и производственной практик, выполнению научно-исследовательской и выпускной квалификационной работы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации в практической деятельности (ПК-3);

способностью обосновывать принятие технического решения при разработке проекта, выбирать технические средства и технологии, в том числе с учетом экологических последствий их применения (ПК-4);

способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-5);

способностью к работе в коллективе; организации работы малых коллективов (команды) исполнителей (ПК-10);

в области экспериментально-исследовательской деятельности:

способностью применять современные методы исследования и моделирования проекта с использованием вычислительной техники и соответствующих программных комплексов (ПК-11);

способностью воспринимать (обобщать) научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-12);

способностью спланировать необходимый эксперимент, получить адекватную модель и исследовать ее (ПК-13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

1) основы:

- законодательной, теоретической и практической метрологии;

- отечественной и международной стандартизации;

- правил выполнения сертификационных испытаний.

2) виды, методы и средства измерения физических величин;

3) способы определения точности полученных экспериментальных данных, а также методы измерения электрических, магнитных и неэлектрических величин.

Уметь: ставить задачу, строить алгоритм ее выполнения, практически выполнять измерительные операции; оценить достоверность полученных результатов.

Владеть практическими навыками применения знаний в области измерения физических величин при проведении эксперимента при выполнении и учебной (лабораторных работ) и научной (выполнение курсовых и аттестационных работ) деятельности индивидуально и в составе малых групп.

Основными видами обучения студентов являются лекции, практические

(лабораторные) занятия в дисплейном классе и самостоятельная работа студентов.

При чтении лекций особое внимание следует уделить выработке у студентов понимания того, что в современном информационном обществе все сколь-нибудь значимые решения должны приниматься на основе оценки измеряемых конструктивных характеристик продукции, процессов и ресурсов предприятий, сравнительной оценки альтернативных решений, по возможности, с использованием широкого спектра формализованных методов и средств информационных технологий.Необходимо широко использовать мультимедийную технику, демонстрировать не только статичные иллюстрационные материалы, но и презентации реализованных проектов, вести непосредственно обсуждение с аудиторией вопросы дисциплины.

Традиционная и проблемная лекции и практические занятия, проектная деятельность в составе малых групп, подготовка письменных аналитических работ, составление обзоров, написание рефератов, различные виды самостоятельной работы.

Удельный вес аудиторных занятий – 40 %. Занятия лекционного типа составляют 33 % аудиторных занятий. 67 % аудиторных занятий проводятся в активной или интерактивной формах (практические занятия).

 

Список рекомендуемой литературы

 

а) Обязательная литература:

4. А.Н. Зайдель. Ошибки измерений физических величин: учебное пособие. - Изд. 3-е, стер. - Санкт-Петербург. Лань, 2009.

5. Радкевич Я. М., Схиртладзе А. Г., Лактионов Б. И. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник. - М.: Абрис, 2012. – 792 с. https://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117501

6. Дегтярев А. А., Летягин В. А., Погалов А. И., Угольников С. В. Метрология. Учебное пособие. - M.: «Академический проект», 2006. 256 с. https://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143149

7. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учеб. для студентов вузов / Г. Д. Крылова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2006 (2003, 2005). - 671 с.

8. Метрология, стандартизация, сертификация и электроизмерительная техника: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки в области техники и технологии / под ред. К. К. Кима. - Москва [и др.]: Питер, 2008. -367 с. 6.

б) дополнительная литература:

10. Клаассен, Клаас Б. Основы измерений: датчики и электронные приборы: [учебное пособие] / пер. с англ. Е. В. Воронова и А. Л. Ларина. - 3-е изд. - Долгопрудный (Московская обл.): Интеллект, 2008. - 350 с.

11. Пастушенков А.Г. Методы измерения физических величин. Виды, методы и средства измерений [Электронный ресурс]: [учеб. пособие]. / А. Г. Пастушенков; Твер. гос. ун-т, Каф. Магнетизма. – Тверь: ТвГУ, 2001. - Ч. 1. - 113 с.

12. Пастушенков, А.Г. Электрические измерения магнитных величин [Электронный ресурс]: [учеб. пособие]. (Ч. 1) / А. Г. Пастушенков; Твер. гос. ун-т, Каф. магнетизма. - Тверь: Тверской государственный университет, 2000. - 121 с.

13. Пастушенков А.Г. Измерительные преобразователи. Гальваномагнитные и индукционные преобразователи [Электронный ресурс]: [учеб. пособие]. (Ч.1) / А.Г. Пастушенков; Твер. гос. ун-т, Каф. Магнетизма. – Тверь: ТвГУ, 2001. - 103 с.

14. ГОСТ 8.009 «ГСИ. Нормирование и использование метрологических характеристик средств измерений»- М: Изд-во стандартов. https://www.znaytovar.ru/gost/2/GOST_800984_GSI_Normiruemye_me.html

15. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93 №4371-1. https://www.rsk-k.ru/zak.html

16. Закон Российской федерации «О стандартизации» от 10.06.1993 г., № 5156-1. https://docs.cntd.ru/document/9004346

17. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993г.,№5153-1 https://docs.cntd.ru/document/9004296

18. ГОСТ 8.417 «ГСИ. Единицы физических величин». - М.: Изд-во стандартов. https://www.gosthelp.ru/text/GOST841781GSIEdinicyfizic.html

19. МИ 1317 «ГСИ. Результаты и характеристики погрешности измерений. Формы представления». - М.: Изд-во стандартов. https://www.complexdoc.ru/ntd/544738


2 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ

Введение – историческая справка.

ОСНОВЫСТАНДАРТИЗАЦИИ

Цели и задачи стандартизации. Методы и формы стандартизации. Нормативные документы по стандартизации в РФ. Виды стандартов. Международная стандартизация. Правовые основы, задачи и организация государственного надзора в области стандартизации. Принципы стандартизации в инновационной сфере, лицензирование.

МЕТРОЛОГИЯ

1.1. Метрология - наука об измерениях. Предмет метрологии. Основные понятия метрологии (термины и определения).

1.2. Физические свойства и величины. Качественная характеристика измеряемых величин. Количественная характеристика измеряемых величин. Способы получения измерительной информации. Системы физических величин и единиц.

1.3. Основные понятия теории погрешностей. Классификация погрешностей. Погрешность и неопределенность. Правила округления результатов измерений.

1.4. Систематические погрешности и их классификация. Способы обнаружения и устранения систематических погрешностей.

1.5. Случайные погрешности. Вероятностное описание случайных погрешностей. Оценка результата измерения. Оценка случайных погрешностей. Доверительная вероятность и доверительный интервал.

1.6. Грубые погрешности (промахи) и методы их исключения.

1.7. Обработка результатов прямых многократных измерений. Определение погрешности прямых и косвенных измерений. О точности вычислений. Погрешность определения погрешности. Необходимое число измерений.

1.1. Метрология - наука об измерениях. Предмет метрологии. Основные понятия метрологии (термины и определения).

1.2. Физические свойства и величины. Качественная характеристика измеряемых величин. Количественная характеристика измеряемых величин. Способы получения измерительной информации. Системы физических величин и единиц.

1.3. Основные понятия теории погрешностей. Классификация погрешностей. Погрешность и неопределенность. Правила округления результатов измерений.

1.4. Систематические погрешности и их классификация. Способы обнаружения и устранения систематических погрешностей.

1.5. Случайные погрешности. Вероятностное описание случайных погрешностей. Оценка результата измерения. Оценка случайных погрешностей. Доверительная вероятность и доверительный интервал.

1.6. Грубые погрешности (промахи) и методы их исключения.

1.7. Обработка результатов прямых многократных измерений. Определение погрешности прямых и косвенных измерений. О точности вычислений. Погрешность определения погрешности. Необходимое число измерений.


ЕДИНСТВО ИЗМЕРЕНИЙ. ЭТАЛОНЫЕДИНИЦ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

2.1. Воспроизведение единиц физических величин и передача их размеров. Единство измерений. Эталоны единиц физических величин. Классификация эталонов. Примеры построения эталонов основных единиц. Поверочные схемы.

2.2. Основы техники измерений. Виды измерений. Методы измерений.

2.3. Средства измерений (понятие, классификация). Метрологические характеристики средств измерений их нормирование и изменение в процессе эксплуатации. Классы точности средств измерений. Надежность средств измерений. Метрологическая надежность средств измерений (основные понятия теории, показатели метрологической надежности, межповерочные интервалы).

ОСНОВЫСЕРТИФИКАЦИИ

Цели и объекты сертификации. Органы сертификации. Системы сертификации. Аккредитация испытательных лабораторий. Качество продукции. Объективные методы определения показателей качества. Экспертный метод оценки качества продукции.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ


3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению контрольной работы

 

Студент выполняет контрольную работу по варианту, соответствующему начальной букве фамилии и последней цифре его кода (номера зачетной книжки). Каждый вариант задания состоит из трех теоретических вопросов, двух задач.

По цели, задачам и объему данные работы максимально приближены к реальным конструкторским расчетам и дают студентам возможность приобрести практические навыки по основам проектирования и эксплуатации промышленного оборудования и технологической оснастки с гидравлическими приводами. Эффективность работы достигается самостоятельным выполнением студентами индивидуальных заданий, включающих в себя основные этапы типового проектирования и расчета гидравлических приводов.

Целью выполнения контрольной работы является закрепление знаний по курсу «Стандартизация метрология и подтверждение соответствия», а также обеспечение контроля преподавателем усвоения студентом изучаемой дисциплины.

Общий объем работы должен быть не более 15-20 страниц ученической тетради. Выполненная в полном объеме и аккуратно оформленная работа высылается на проверку не позже, чем за месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии.

После проверки работы преподавателем студент, внеся исправления и дополнения в соответствии с замечаниями, предъявляет ее во время экзаменационной сессии.

При условии выполнения требований, предъявляемых к контрольной работе, студент допускается к собеседованию по ней. Результат собеседования оценивается как «зачет» и отмечается записью на обложке тетради, в которой выполнена контрольная работа. Он является условием допуска студента к экзамену или зачету.

По темам курса «Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия» ниже приведены контрольные вопросы и задачи. Номера вопросов и задач студент находит самостоятельно по приведенной таблице следующим образом.


4. Вопросы и Задачи для выполнения
контрольной работы

Вопросы

1. Дайте определение термину «стандартизация».

2. Назовите общие цели стандартизации.

3. Приведите определение аспекта стандартизации.

4. Назовите 5 аспектов стандартизации конкретной продукции.

5. Какие можно выделить уровни стандартизации?

6. При стандартизации на каком уровне участие открыто для любой страны?

7. Какой уровень стандартизации используется в одном государстве?

8. Что такое предварительный стандарт?

9. Какая организация принимает регламент?

10. Назовите три вида стандартизации.

11. Какую форму стандартизации используют для уменьшения числа типов, видов объектов?

12. Является ли типизация разновидностью стандартизации?

13. Перечислите разновидности нормативных документов по стандартизации

14. Является ли ТУ нормативным документом по стандартизации?

15. Как называется стандарт конкретной отрасли?

16. Как называется международная организация по стандартизации?

17. Является ли МЭК (IEC) организацией по стандартизации?

18. Расшифруйте аббревиатуры: ИСО, МЭК, МСЭ.

19. Назовите основные задачи государственного надзора и контроля в области стандартизации.

Основы сертификации программы дисциплины:

1. Дайте определение термину «сертификации».

2. Назовите цели сертификации.

3. Может ли СИ быть объектом сертификации?

4. Является ли добровольная сертификация составной частью обязательной?

5. Как называется документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, стандартов?

6. Верно ли утверждение: «сертификация на территории РФ является только обязательной»?

7. Приведите определение органа сертификации.

8. Что такое знак соответствия?

9. Как называется совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом?

10. Что вы понимаете под аккредитацией?

11. Какая наука занимается измерением и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов?

12. Дайте определение качеству.

13. Что отражают эргономические показатели качества?

14. Какие показатели качества определяет надежность?

15. Назовите 4 объективных метода определения качества.

16. В какую группу методов определения качества входит экспертный метод.

17. Назовите метод определения качества, основанный на получении информации расчетом.

18. На чем основан социологический метод определения качества?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: