Дистанционное обучение детей с нарушениями
Вопрос о возможности дистанционного обучения детей и взрослых с нарушениями письменной речи вызывает дискуссии как среди специалистов – логопедов, так и среди родителей. Основные аргументы противников такого формата обучения сводятся к опасению, что излишнее пребывание детей у компьютера может вызвать какие-то побочные эффекты в здоровье. Специалисты-логопеды сетуют на отсутствие программ дистанционного обучения, на трудности общения с ребенком на расстоянии. Однако практика доказывает обратное.
Компания “Дистанционный репетитор” дает уникальную возможность проводить консультации и занятия с учениками из разных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Архангельск, Петрозаводск) и из разных стран (Белоруссии, Азербайджана, США, Финляндии, Казахстана). Технологии дистанционного обучения помогают преодолеть расстояние и дают возможность живого общения, обучения в реальном времени.
Директор Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии Соболева А.Е. отмечает, что “четверть детского населения страны не владеет русским языком”(2,с.5). Такие проблемы нарушения письменной речи у школьников, как нечитаемый почерк, безграмотность, несформированность образа буквы и образа слова, нелюбовь к чтению, сохраняются и в их взрослой жизни.
Итак, у нас есть проблема – нарушение письменной речи у школьников, есть желание ученика ее решить, есть новые технологии дистанционного обучения, какой же алгоритм построения обучения мы с учениками разработали?
Общими целями занятий для всех учеников являются:
ü развитие лингвистической зоркости и чувства языка;
ü развитие зрительного и слухового восприятия;
ü развитие речевой инициативы, творческих речевых умений, познавательной деятельности;
ü освоение произносительного ритма, умения проговаривать;
ü умение слушать и вслушиваться в чужую речь;
ü формирование интереса к чтению и наблюдательности;
ü освоение стихотворной речи.
При постановке целей также учитывается, что любой человек обладает “идеолектом - определенной спецификой структуры и особенностями функционирования языка в речи.”(1,с.301). Для каждого ученика создается своя программа занятий, подбирается свой речевой материал. Двадцатиминутные дистанционные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Урок представляет собой игру, в которой предлагается выполнить последовательные задания и в конце которой в качестве приза предлагается к прочтению интересный текст.
В данной игре главный герой выступает в роли ученика, когда сам выполняет задание, и в роли учителя, когда проверяет задание, выполненное другими ребятами. Таким образом, на занятии виртуально присутствуют еще несколько героев, так как домашние задания на проверку, рисунки к стихам и рассказам, рисунки – улыбки (необходимые для поддержки) готовят другие ученики, и обязательно присутствует литературный герой (герой предложенного текста). По окончании курса занятий в распоряжении ученика оказывается персональная электронная книга-учебник.
Дистанционные уроки проходят в открытом логопедическом кабинете. На занятиях часто присутствуют кроме ученика и родители, и учителя. Родители учеников, прошедших курс занятий, отмечают, что “такая форма взаимодействия формирует внимание, усидчивость, ответственность. Ребенок с помощью таких занятий чувствует себя частью современного общества, владеет современными технологиями, происходит социализация. У ученика воспитывается пунктуальность, чувство уважения ко времени”. Школьникам нравится то, что “проще найти время для занятий, не надо тратить время на дорогу; презентация со слайдами, картинками интересней, чем обычный урок”.
Материалы к каждому занятию с яркими иллюстрациями, анимацией создаются с помощью программ PowerPoint, IspringPresenter.На уроке мы обсуждаем предложенные тексты, тесты, упражнения. Показ и обсуждение слайдов идет в определенном темпе, в зависимости от возможностей усвоения материала учеником. На базе материалов создается поурочная картотека (слайды), которая позволяет быстро и качественно подготовиться к следующему занятию. Большое внимание уделяется дикции (четкому произношению слов, интонации, выразительности высказывания), а также качеству выполнения домашних заданий (что развивает уважение к проверяющему).
Помимо этого, в процессе занятий мы создаем дистанционную языковую среду. Она включает в себя: дистанционные занятия по расписанию (on- line), домашние задания, письменное общение (skype, mail.ru), общение в социальных сетях. Таким образом, согласно системе В.И.Ковшикова, ученик “творчески перерабатывает получаемый от окружающих языковой материал и создает свои, своеобразные и меняющиеся с возрастом системы языка, шаг за шагом приближая их к системе языка взрослых.”(1,с.298)
Как известно, проведение дистанционных занятий – принципиально творческий процесс, и каждый специалист создает свою собственную коммуникационную сеть. Долгое время только родители, семья проявляли интерес к дистанционному обучению, а коллеги хранили молчание... Но время все расставляет по своим местам, произошла эволюция отношения к дистанционному обучению (от скептического игнорирования до вдохновенного сотрудничества в команде). На платформе “Дистанционный репетитор” были проведены мастер-классы для логопедов, по окончании которых учителя-логопеды провели свой первый дистанционный урок. Команда логопедов участвовала в турнире “К2К” на pedsovet.org. Задача, которую мы поставили, - пропаганда логопедических знаний о коррекции нарушений письменной речи у школьников через вебинары для родителей. Проект интересный, сложный и очень востребованный.
Таким образом, анализ шестилетнего опыта дистанционной работы со школьниками с нарушениями письменной речи, опросы учеников и их родителей о результативности дистанционных занятий, опыт сотрудничества с коллегами доказывают, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату уроков, учета индивидуальных запросов и пожеланий ученика достигаются хорошие результаты обучения.
Список литературы:
1. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 318.
2. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский с нейропсихологом. -СПб:Питер, 2009 – 96.