Московский финансово-промышленный университет
Кафедра Рекламы и связей с общественностью
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Основы стратегического планирования в ИМК»
Для направления подготовки 031600.62
«Реклама и связи с общественностью»
Москва
Содержание
I. Аннотация к дисциплине ………………………………………………………………3
II. Тематический план ……………………………………………………………………. 5
III. Содержание программы ……………………………………………………………… 8
IV. Литература ……………………………………………………………………………… 13
Основная литература ………………………………………………………………………. 13
Дополнительная литература ……………………………………………………………… 13
Интернет-ресурсы …………………………………………………………………………… 13
V. Перечень вопросов и типовых заданий для промежуточной аттестации ………. 14
Вопросы ………………………………………………………………………………………. 14
Типовые задания …………………………………………………………………………….. 15
Учебная программа дисциплины разработана
преподавателями кафедры Рекламы и связи с общественностью МФПУ «Синергия» и
утверждена на заседании кафедры
3 сентября 2012 г.,
Протокол № 1
I. Аннотация к дисциплине
Учебный курс «Основы стратегического планирования в ИМК» предназначен для обучения студентов МФПУ «Синергия». Определены следующие дидактические единицы:
понятие маркетинговых коммуникаций, средства маркетинговых коммуникаций; цели ИМК, участники маркетингового процесса, модель ИМК; маркетинг-микс и интегрированные маркетинговые коммуникации; реклама как составная часть маркетинговых коммуникаций, стимулирование сбыта, PR (public relations), маркетинг событий, личная продажа, коммуникации в местах продаж, другие средства маркетинговых коммуникаций; разработка комплекса маркетинговых коммуникаций, каналы личной и неличной коммуникации; целевая аудитория и цели коммуникации; стратегия и планирование маркетинговых коммуникаций; социально культурная среда; правовая, этическая и общемировая среда; принятие решений на новом рынке; процесс маркетинговой коммуникации; виды коммуникационных систем; средства информации ИМК, разработка медиа-плана; оценка эффективности ИМК; планирование кампании.
Полученные при изучении курса «Основы стратегического планирования в ИМК»знания и навыки необходимы в качестве базовых знаний для изучения различных учебных дисциплин по специальности «Реклама и связи с общественностью»; требуются при выполнении практических заданий по дисциплине «Практика применения комплекса маркетинговых коммуникаций» и другим смежным учебным дисциплинам.
Цели и задачи курса. Целью учебного курса «Интегрированные маркетинговые коммуникации» при подготовке специалистов в области рекламы является изучение основных понятий о коммуникации как ключевом факторе маркетинга, об инструментах ИМК, о процессе маркетинговых коммуникаций и его участниках, о целях и стратегии маркетинговых коммуникаций, об эффективности и ответственности маркетинговых коммуникаций перед обществом, а также для ознакомления с тенденциями развития маркетинговых коммуникаций в общемировой среде и получения навыков разработки комплекса маркетинговых коммуникаций и планирования кампании.
Требования к уровню содержания курса.
В результате изучения курса студент должен:
Иметь представление:
О маркетинговых коммуникациях и маркетинговых коммуникациях-микс;
Об особенностях стратегии и планирования маркетинговых коммуникаций;
Об эффективности использования инструментов ИМК, их достоинствах и недостатках;
О глобальных перспективах развития ИМК и глобализации.
Знать:
Основные понятия ИМК;
Основные инструменты ИМК и особенности их функционирования;
Общие характеристики внешних условий, в которых реализуются ИМК.
Уметь:
Использовать инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций при планировании рекламной кампании;
Анализировать достоинства и недостатки инструментов ИМК и применять средства ИМК в зависимости от особенностей рекламной кампании;
Составить план кампании с применением ИМК;
Оценить эффективность ИМК.
Иметь навык:
Анализа выбранных инструментов ИМК, социально-культурной, правовой и этической среды, выбора средств ИМК и планирования кампании на профессиональном уровне.
Место дисциплины в учебном процессе университета
· Настоящая дисциплина включена в учебные планы университета по программе подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способностью осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ПК-1);
способностью под контролем планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия (ПК-З);
владением навыками по организации и оперативному планированию своей деятельности и деятельности фирмы и организации (ПК-2О).
II. Тематический план
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные занятия (час.) | СРС | |
В том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
Предмет маркетинговых коммуникаций. Участники маркетингового процесса. Типы маркетинговых коммуникационных обращений. | |||||
Цели, инструменты и целевые аудитории маркетинговых коммуникаций. | |||||
Стратегия и планирование маркетин-говых коммуникаций. Маркетинговые исследования. Сегментирование. Творческая концепция. | |||||
Социально-культурная среда. Культуры и субкультуры. Ценности. | |||||
Правовая, этическая и общемировая среда. Маркетинговые коммуникации и государственное регулирование. Ответственность маркетинговых коммуникаций перед обществом. | |||||
Процесс маркетинговой коммуникации. Принятие решений на новом рынке. | |||||
Инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций. Реклама. Стимулирование. PR. | |||||
Процесс планирования маркетинговых коммуникаций. Определение целей. Выбор целевой аудитории. Выбор маркетинговых коммуникаций-микс. Структура плана кампании. | |||||
Международная реклама. Эволюция глобального маркетинга. Глобализация и локализация. Глобальная перспектива. | - | ||||
Оценка эффективности ИМК. Коммуникационные факторы. Поведенческие факторы. Тестирование. | - | ||||
Всего | |||||
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах: |
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные занятия (час.) | СРС | |
В том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
Предмет маркетинговых коммуникаций. Участники маркетингового процесса. Типы маркетинговых коммуникационных обращений. | |||||
Цели, инструменты и целевые аудитории маркетинговых коммуникаций. | |||||
Стратегия и планирование маркетин-говых коммуникаций. Маркетинговые исследования. Сегментирование. Творческая концепция. | |||||
Социально-культурная среда. Культуры и субкультуры. Ценности. | |||||
Правовая, этическая и общемировая среда. Маркетинговые коммуникации и государственное регулирование. Ответственность маркетинговых коммуникаций перед обществом. | - | ||||
Процесс маркетинговой коммуникации. Принятие решений на новом рынке. | - | ||||
Инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций. Реклама. Стимулирование. PR. | - | ||||
Процесс планирования маркетинговых коммуникаций. Определение целей. Выбор целевой аудитории. Выбор маркетинговых коммуникаций-микс. Структура плана кампании. | - | ||||
Международная реклама. Эволюция глобального маркетинга. Глобализация и локализация. Глобальная перспектива. | - | ||||
Оценка эффективности ИМК. Коммуникационные факторы. Поведенческие факторы. Тестирование. | - | ||||
Всего | |||||
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах: |
III. Содержание программы
Тема 1. Предмет маркетинговых коммуникаций. Участники маркетингового процесса. Типы маркетинговых коммуникационных обращений.
Маркетинговые коммуникации. Маркетинговые коммуникационные обращения.
Убеждение и информирование. Виды коммуникаций. Реклама. Стимулирование. PR. Источники запланированных и незапланированных обращений. Организация маркетинговых коммуникаций.
Тема 2. Цели, инструменты и целевые аудитории маркетинговых коммуникаций.
Инструменты ИМК. Выбор целевой аудитории.
Характеристики аудитории. Достоинства и недостатки различных инструментов маркетинговых коммуникаций.
Тема 3. Стратегия и планирование маркетинговых коммуникаций.
Стратегическое планирование. Маркетинговые исследования. Маркетинговый план. Ситуационный анализ. Сегментирование. Творческая концепция.
Стратегия и планирование. Конкурентные стратегии. Позиционирование товара. SWOT- анализ. Выбор целевого сегмента рынка. Модели иерархии результатов. Креативная стратегия и концепция. Создание основного сообщения.
Тема 4. Социально-культурная среда. Культуры и субкультуры. Ценности.
Понятие социально-культурной среды. Культурные ценности, убеждения, обычаи.
Культура и субкультура. Демографические показатели. Социальный класс. Группы влияния.
Тема 5. Правовая, этическая и общемировая среда.
Маркетинговые коммуникации и государственное регулирование. Ответственность маркетинговых коммуникаций перед обществом.
Правовое регулирование маркетинговых коммуникаций. Реклама, вводящая в заблуждение. Проблемы социальной ответственности. Саморегулирование маркетинговых коммуникаций.
Тема 6. Процесс маркетинговой коммуникации. Принятие решений на новом рынке.
Основные особенности маркетинговой коммуникации. Виды коммуникационных систем. Мотивация. Процессы принятия решений потребителями.
Внутренние и внешние факторы. Психологические предпосылки. Рациональные, эмоциональные и нравственные мотивы.
Тема 7. Инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций. Реклама. Стимулирование. PR.
Сильные и слабые стороны рекламы. Что может реклама и чего она не может. Как работает реклама: внимание, степень запоминания, убедительность.
Стимулирование немедленных действий. Преимущества и недостатки. Виды стимулирования.
Роль PR в обществе. Доверие к PR в условиях «информационного шума». Внешний и внутренний PR.
Тема 8. Процесс планирования маркетинговых коммуникаций.
Определение целей. Выбор целевой аудитории. Выбор маркетинговых коммуникаций-микс. Структура плана кампании.
Планирование интегрированной кампании. Стратегические решения. Цели. Маркетинг-микс. Создание обращения. Тон и стиль кампании. СМИ, способы доставки маркетинговых обращений.
Тема 9. Международная реклама. Эволюция глобального маркетинга.
Национализация и регионализация. Глобальные дебаты и реклама. План глобальной рекламы. Общий язык. Достижение глобального результата.
Тема 10. Оценка эффективности ИМК. Коммуникационные факторы. Поведенческие факторы. Тестирование.
Тестирование предварительное, параллельное и постфактум. Тестирование мнения или осведомленности. Фокус-группы. Голосование, текущее тестирование, опрос. Тестирование рынка.
IV.Литература
Основная литература
Шарков Ф.И. Массовые коммуникации и медиапланирование. – М.: Альфап-Пресс, 2008.
Дополнительная литература
Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. -М.: РИП - Холдинг, 2003.
Галкина И.А. Средства массовой информации: опыт взаимоотношений с властью в регионах России. Часть 1.Современное состояние и типологические изменения СМИ в постсоветской России. - Владивосток,2000.
Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации.- М.,2001.
Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая тетрадь РR. - СПб.,1997.
Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т.1 -М.,Аспект-пресс,2002.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований.- М.,2000.
Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. - Санкт-Петербург, Питер, 2005.
Система средств массовой информации в России. Учебное пособие. – М.,2001.
Система средств массовой информации России./Под ред. Я. Засурского.-М.,Аспект Пресс, 2003
Федотова Л.В. Социология массовой коммуникации. - Санкт-Петербург, Питер, 2004.
Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб.,2000.
Хрестоматия по курсу «Массовые коммуникации»./Сост. Галкина И.А.-М.МИР,2004.CD.
Романов А.А., Васильев Г.А. Массовые коммуникации. – М.: Вузовский учебник, 2009
Интернет-ресурсы
1. Алексей Шадрин, Андрей Френкель. Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем. https://www.rudtp.ru/articles.php?id=44/.
2. Информатика, математика лекции учебники курсовые студенту и школьнику. https://256bit.ru/informat/eu_Hardware/.
3. Основные форматы растровой графики. https://fotolab.ru/any/usefull/reed_05.shtml/.
4. Прохоров А. Н. Учебный курс Работа в современном офисе. https://www.intuit.ru/department/office/od/.
5. Работа с MS Excel. https://avanta.vvsu.ru/met_supply/381/Index.htm/.
6. Учебник по курсу "Информатика и информационные технологии". Форматы файлов. https://center.fio.ru/method/Resources/judina/10-04/uchebnik/1_intro/01_inform/051_file/index.html/.
7. Учебный курс Основы работы в Dreamweaver. Урок: Базы данных в сети. https://www.intuit.ru/department/internet/dreamweaver/8/.