Учебно-методическая карта дисциплины




Лекции

№ п/п Темы лекций Кол-во часов Формы текущего контроля
Раздел I. Теоретико-методологические основы дисциплины «Поведение в организации»   Тест по теме
Тема 1. Поведение в организации как система. 1. Понятие и сущность организационного поведения. 2. Основные этапы развития теории и практики организационного поведения. Предмет, задачи и основные понятия поведения в организации. 3. Место организационного поведения в системе других наук. 4. Принципы организационного поведения 5. Основные категории организационного поведения. 6. Проектирование организационного поведения. 7. Поведение в организации: анализ, прогнозирование, методы исследования, «ситуационный подход» к изучению поведения в организации.   Доклады, реферирование литературы. Составление мультимедий-ной презентации по теме.
Тема 2. Развитие теорий управления процессами и людьми в организации. 1.Научная школа (тейлоризм). 2.Административный рационализм. 3.Поведенческое направление. 4.Доктрина человеческих отношений. 5.Бихевиоризм. 6.Теория функционализма. 7.Концепция инстинктов социального поведения. 8.Теория социального действия.   Составление структурно- логических схем
Раздел II. Личность работника как субъект организационного поведения    
Тема 3. Научение и социализация как основа формирования поведения работника. 1. Социальное восприятие и его отличия. 2. Управление восприятием или самопрезентация. 3. Научение и социализация как основа формирования поведения работника 4. Определение понятия «социализация». Социальные роли в производственной организации и их обусловленность организационно-техническими и социальными сторонами производства. 5. Основные виды социальных норм в условиях производственных организаций: должностные нормы, нормы-традиции, общественные нормы. 6. Основные причины социальной дезорганизации. 7. Кадровая политика организации как основа совершенствования социализации сотрудников. 8. Преданность организации как установка, факторы преданности. 9. Нарушения процесса социализации и отклоняющееся поведение.   Подготовка к устным ответам
Тема 4. Трудовое поведение работника производственной организации 1. Социальное поведение, трудовая деятельность, трудовое поведение работников. 2. Способности работников, культура труда, трудовая мораль, личные качества, их влияние на эффективность работы. 3. Восприятие и индивидуальность принятия решений. Атрибуция, трудовые ценности и отношение к работе. 4. Мотивация: основные теории. 5. Теории управления организационным поведением. 6. Мотивационный процесс, его элементы. 7. Мотивационный кризис в современной России: причины возникновения и пути преодоления.   Подбор диагностичес-ких методик на трудовую мотивацию, проведение на любом трудовом коллективе по выбору. Составление программы коррекции мотивационно-го кризиса
Тема 5. Влияние процесса трудовой адаптации на индивидуальное поведение работника организации 1. Трудовая адаптация и ее определение, цели трудовой адаптации. 2. Основные элементы структуры трудовой адаптации: профессиональная, социально-психологическая, общественно-организационная, культурно-бытовая и психофизиологическая адаптация. 3. Технология управления процессом трудовой адаптации работников. 4. Производственные факторы и их влияние на процесс трудовой адаптации.   Подготовка видео-презентаций по изученному курсу    
Раздел III. Производственная группа как субъект организационного поведения   Тестовый контроль
Тема 6. Группа в организации как объект управления 1. Группа: понятие, принципы формирования, структура. 2. Теория групп. Факторы группового поведения. 3. Классификация групп и их характеристика, групповая динамика. 4. Общение и его разновидности. 5. Конформизм и его влияние на групповое поведение. 6. Межличностные отношения в группе. 7. Формирование сплоченной группы.   Реферативные обзоры имеющейся в фондах института литературы.
Тема 7. Поведение личности в группе 1. Межличностные отношения в группе. 2. Основы и формирование группового поведения личности. 3. Методы изучения и анализа взаимоотношений в группе. 4. Понятие рабочей команды. 5. Групповые процессы и поведение. 6. Факторы, влияющие на поведение группы. 7. Принятие решений в группе. 8. Восприятие и индивидуальность принятия решений. 9. Ценности, отношение к работе.   Подбор деловых игр на принятие групповых решений.  
Тема 8. Лидерство и власть в организации 1. Власть, лидерство и их воздействие на организационное поведение работников 2. Сущность понятия «власть», «власть в производственной организации». 3. Сущность понятия «лидерство». Руководство как социальный феномен. Типология лидерства, исходя из ролей лидерства. 4. Классификация лидеров. 5. Основные стили руководства в организации: директивный, демократический, либеральный и их влияние на поведение сотрудников.   Работа с таблицами и схемами.  
Тема 9. Конфликты на производстве, управление поведением работников в конфликтных ситуациях 1.Традиционный подход к оценке конфликта: конфликт как негативное для организации явление, поэтому его следует избегать (30-40-е гг.). 2.Конфликт как естественный элемент существования и развития организации (40-70 гг.). 3.Способы поддержание функциональных конфликтов на уровне необходимом для творческой инновационной деятельности организации (современный подход). 4.Сущность понятий «конфликт», «трудовой конфликт», «конфликт на производстве». 5.Поведение работников в условиях конфликта как важнейший критерий их типологизации. 6.Модели ликвидации трудового конфликта производственной организации. 7.Негативные поведенческие явления в конфликте на производстве Д.А. Веттен и К.С. Камерон об интегральном подходе в разрешении трудового конфликта.   Составление стуктурно- логических схем типологии личности.
Тема 10. Групповая динамика и командообразование Группы в организации: понятие, основные характеристики, классификация. 1. Формирование и развитие группы в организации. 2. Технология командообразования: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь. 3. Использование ролевой концепции в командообразовании.   Изучение группового поведения личности. Изучение ценностей и отношения к работе.
Раздел IV. Стратегия и технология организационного поведения   Контрольная работа.
Тема 11. Кросскультурные особенности организационного поведения 1. Управление в условиях глобализации. Особенности разных стран. 2. Менталитет различных стран и его влияние на поведение в организации. 3. Типология национальных культур Г. Хофстеда. 4. Управление интернациональной рабочей силой. 5. Культурная адаптация менеджеров. Коммуникации между представителями различных культур.   Доклады по теме, подбор тестов на изучение коммуникативного поведения персонала.
Тема 12. Коммуникативно-информационные процессы 1.Коммуникация как процесс. 2.Коммуникативное поведение в организации. 3.Структурные элементы коммуникации. Сообщения и носители сообщений. 4.Ответ и обратная связь. 5.Межкультурная коммуникация.   Составление заключений по изучению периода адаптации к вузу студентов 1-2 курсов ЭФ.
Тема 13. Организация как система. 1. Организация как система: миссия, структура, культура и имидж. 2. Организационная структура и ее типы. Организационная культура, ее роль в регулировании организационного поведения. Имидж организации, способы его формирования и трансформации. 3. Социальная структура коллектива организации. 4. Поведение в организации: анализ, прогнозирование, методы исследования, «ситуационный подход» к изучению поведения в организации.   Подбор батареи методик для изучения мотивации персонала, реферативные обзоры периодики по управлению персоналом.
Тема 14. Развитие организации и управление изменениями. 1.Содержание понятия «организационное развитие». 2. Концепция организационного развития: базовые положения. 3. Основные подходы к управлению изменениями, их характеристика. 4. Управление организационными изменениями и развитием организации: диагностика, определение желательного будущего состояния, практическое осуществление, оценка действий. 5. Сопротивление изменениям: предпосылки и уровни возникновения, методы преодоления.    
Тема 15. Сущность поведенческого маркетинга в организации. 1. Типы поведения фирмы по отношению к клиентам. 2. Понятие маркетинговой культуры персонала. Управление поведением клиентуры. 3. Типичные ошибки менеджера при общении с клиентом. 4. Формирование привлекательного организационного поведения.   Письменный опрос по теме.
  Итого    

Семинарско - практические занятия

№ п/п Темы занятий Кол-во часов Форма контроля
Раздел I. Теоретико-методологические основы дисциплины «Поведение в организации»    
1. Основные этапы развития теории и практики организационного поведения. 1. Предыстория организационного поведения 2. Содержание понятия «организационное поведение». 3. Проблемы управления организационным поведением в России и за рубежом: предпосылки возникновения, перспективы решения. 4. Модели организационного поведения, их характеристика. 5. Технология моделирования организационного поведения: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь.   Реферирование, доклады, осуждение проведенного тестирования.
2. История и теория организационного поведения. 1. Вклад школы научного управления в теорию организационного поведения (Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Г. Гантт и др). 2. Вклад административной школы в теорию организационного поведения (А. Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, М. Блюмфилд, М. Вебер и др.). 3. Вклад школы поведенческих наук в теорию организационного поведения (Р. Лайкерт, У. Беннис, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг). 4. Вклад школы человеческих отношений в теорию организационного поведения (Э. Мэйо, Фр. Ретлисберг и др.). 5. Бихевиористские теории поведения (Дж. Уотсон, К. Арджирис, И.П. Павлов, Б.Ф. Скиннер и др.). Понятие научения, методы научения. 6. Теории социального научения в организационном поведении (А. Бандура, Д. Роттер и др.).   Инд. и фронт. Опрос, реферирование
Раздел II. Личность работника как субъект организационного поведения    
3. Личность в группе 1.Структура личности. 2.Социально-психологические качества личности. 3.Типология личностей. 4.Социализация личности. 5.Организационное поведение и организационная социализация. 6.Межличностное поведение на рабочем месте. 7.Просоциальное поведение на работе. 8.Сотрудничество, как одна из моделей поведения во взаимоотношениях на рабочем месте.   Структурно-логическая схема
4. Модели трудового поведения 1.Инновационное поведение. 2.Адаптационно - приспособительное поведение. 3.Церемониальные и субординационные формы трудового поведения. 4. Характерологические формы трудового поведения. 5.Деструктивные формы поведения. 6. Трудовое поведение работников, способности работников, культура труда, трудовая мораль, личные качества, их влияние на эффективность работы.   Подбор тестовых методик для определения моделей трудового поведения персонала организации
5. Личность в организации.Типы и характерные качества личности, определяющие ее поведение в организации 1. Типология поведения личности в организации. 2. Классификация типов личности по темпераменту по Гиппократу. 3. Физические типологии личности (например, типология Э. Кречмера). 4. Психофизиологическая типология личности (И.П. Павлов). 5. Психоаналитическая типология личности (К.Г. Юнг). 6. Тест Г. Айзенка направленный на выявление темперамента личности на основе связи уровня нейротизма с экстраверсией и интраверсией. 7. Почему менеджеру необходимо исследовать типы личности работников в организации? 8. Характерные качества личности, влияющие на его поведение в организации: уверенность в себе, ориентация на достижения (целеустремленность), авторитарность, макиавеллизм, чувство собственного достоинства, самооценка (самоконтроль), склонность к риску.   Тестирование, сообщения по теме.
Раздел III. Производственная группа как субъект организационного поведения    
6. Взаимосвязь и взаимозависимость индивидуальной, групповой и организационной эффективности. 1. Индивидуум, группа, организация – содержание и взаимосвязь основных элементов системы организационного поведения. 2. Взаимосвязь и взаимозависимость индивидуальной, групповой и организационной эффективности. 3. Ролевое поведение в организации. Понятие ролевого поведения и факторы влияющие на его реализацию. 4. Механизм регулирования ролевого поведения. 5. Главные роли руководителя (менеджера) в организации. - Деловая игра
7. Многообразие групп на производстве и формирование группового поведения работников 1. Содержание понятия «группа». 2. Группы по различным поведенческим позициям: группы интереса, группы давления, группы потребления и индиферентные группы. Основные факторы формирования группового поведения. 3. Основные факторы развития моделей поведения в группе. 4. Внутригрупповые отношения и особенности поведения сотрудников. 5. Роль делового общения в формировании трудового поведения работников.   Тестирование, реферирова-ние, построение структурно-логических схем, подготовка презентаций к докладам.  
  Власть, влияние, лидерство в организации. 1. Содержание и взаимосвязь понятий «власть», «влияние», «лидерство» 2. Формы власти и влияния, их характеристика 3. Власть и партнерство в современном менеджменте организации. 4. Основные подходы к изучению лидерства, их характеристика.    
  Классические и современные подходы к конфликту и их использование в практике менеджмента. 1. Сущность и классификация конфликтов. Естественные и искусственные конфликты. Горизонтальные, вертикальные и смешанные конфликты. Эмоциональные конфликты. 2. Конфликтная ситуация, ее структура: участники конфликта, предмет конфликта. 3. Причины и последствия конфликтов. Конфликт как процесс, его стадии (конфликтная ситуация, инцидент, разрешение конфликта). 4. Пути разрешения и профилактики конфликтов. 5. Переговоры. Этапы переговоров: анализ потребностей сторон, выбор стиля и ведения переговоров, определение тактики, контроль климата переговоров, управление развитием переговоров, оценка результатов. 6. Индивидуальные беседы с подчиненным.    
  Групповая динамика и командообразование 1. Группы в организации: понятие, основные характеристики, классификация. 2. Формирование и развитие группы в организации. 3. Технология командообразования: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь. 4. Использование ролевой концепции в командообразовании.   Деловые игры на командообра-зование, составление тренинга командообразования
Раздел IV. Стратегия и технология организационного поведения    
  Национальная культура как фактор, влияющий на поведение людей в организации. 1. Культура и культурное разнообразие. Национальные особенности поведения людей в организациях в России, выявленные на основании подхода Г. Хофстейда. 2. Влияние национально-культурных особенностей России на специфику работы с персоналом: подбор, продвижение и развитие кадров, мотивирование персонала, регулирование трудовых отношений и занятости.    
  Технология поведения в организации. 1.Групповое воздействие на поведения в организации. 2.Саморегуляция поведения в организации. 3.Управление руководителем поведения в организации. 4.Проектирование стиля управления в организации 5.Система методов поведения в организации. 6.Стратегии управления поведением в организации.   Составление заданий для тестирование усвоения материала по теме.
  Типология организационной культуры. 1. Типология организационных культур, особенности формирования и управления. 2. Содержание понятия «организационная культура». 3. Типология организационной культуры на основе личности руководителя, сферы бизнеса и этапа развития компании: культура личности, центристская культура, формализованная культура, инновационная культура. 4. Типология организационной культуры на основе рамочной конструкции конкурирующих ценностей (по К. Камертон и Р. Куинну): иерархическая культура (бюрократическая), рыночная культура, клановая культура, адхократическая культура (временная). 5. Типология организационной культуры на основе степени рискованности действий компании; и скорости получения обратной связи от произведенных действий. 6. Технология диагностики типа организационной культуры: основные элементы, их характеристика и взаимосвязь. 7. Основные аспекты развития организационной культуры.   Тестирование, доклады. Реферирование характеристика методов изучения инновационно го потенциала личности. Тестирование по методикам Мадди и Фанталовой
  Организация как система: миссия, структура, культура и имидж. 1.Особенности организационного поведения на различных этапах жизненного цикла организации. 2.Влияние организационной структуры управления на организационное поведение. 3.Девиантное поведение в организации. 4.Типология организационной культуры. 5.Имидж и деловая репутация организации.   Изучение студентами рекомендуемой литературы.
  Поведенческий маркетинг 1. Сущность поведенческого маркетинга. 2. Маркетинговый подход к оценке потенциала работников производственной организации. 3. Маркетинг персонала: Сущность и содержание понятия. 4. Маркетинг рабочих мест производственной организации.   Составление алгоритма проведения поведенческого маркетинга персонала.
  Итого    

 

Самостоятельные занятия

№ темы, раздела Содержание занятия, основные дидактические единицы Кол-во часов Формы текущего контроля
       
Раздел 1 Возникновение и развитие теории и практики организационного поведения    
Тема 1 Основные концептуальные подходы к изучению поведения в организации. 1. Бихевиористский подход, организационный подход и др. Психосоциальные основы организационного поведения (микроизмерение). 2. Основы организационного поведения (мезоизмерение). 3. Организационное поведение и внешняя среда (макроизмерение).   Доклады, структурно-логическая схема
Тема 2 История становления и основные этапы развития дисциплины «Поведение в организации». 1. Основные тенденции изменения организационного поведения. 2. Основные этапы в истории развития организационного поведения. Классический этап (Ф.Тейлор, А.Файоль, Г. Эмерсон, Фр. Гилбрет и др.). Управление человеческими отношениями (Э. Мэйо, Фр. Ретлисбергер и др). 3. Гуманистический этап (А. Маслоу, Д.Мак-Клелланд, Д. Мак-Грегор, Фр.Герцберг и др.). 4. Культурологический этап (А.Э.Шейн, А. Петтигрю, Т. Дил и А. Кеннеди, А. Наумов, В. Спивак, У. Оучи, Г. Хофштеде и др.).   Инд. и фронт. Опрос, реферирование. Доклады.
Тема 3 Предмет, цели и содержание дисциплины «поведение в организации. 1. Актуальность изучения организационного поведения в современном мире. 2. Предмет, цели и содержание дисциплины организационное поведение. 3. Организационное поведение и другие смежные дисциплины. Поведение в организации как система, основные элементы: индивидуум, группа, организация.   Тестирование, сообщения по теме.
Тема 4 Развитие теорий поведения в организации как категории . 1. Определение понятия «поведение». 2. Виды поведения в организации. 3. Формы трудового поведения. 4. Основные научные подходы к изучению поведения в организации: системный, ситуационный, социологический и другие. 5. Методы исследования поведения в организации: опрос, сбор фиксированной информации, наблюдение, эксперимент, математико-статистические методы обработки информации. 6. Анализ и прогнозирование поведения в организации.   Реферирование, подготовка презентаций по диагностичес-кому блоку (работа в группах по 4 чел.)
Тема 5 Особенности поведения в организации. Поведение людей и эффективность организации. 1. Поведение людей в организации и показатели ее работы. 2. Основные показатели эффективности работы организации: производительность, продуктивность, удовлетворенность работой, адаптивность, качество, развитие и др. 3. Эффективность работы личности и группы. 4. Взаимосвязь индивидуальной, групповой и организационной эффективности.   Доклады, обсуждение проведенного тестирования по удовлетворен-ности трудом.    
Раздел II. Личность работника как субъект организационного поведения    
Тема 6 Мотивация деятельности и поведения 1.Основные содержательные теории мотивации (А. Маслоу, К. Альдерфер, Ф.Герцберг, Д. Мак-Клелланд, Мак-Грегор). 2.Основные процессуальные теории мотивации: теория постановки целей Е. Локка, теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Дж.С. Адамса 3. Интеграционная модель Портера-Лоулера. 4. Использование теорий мотивации в практике современного менеджмента.     Доклады.
Тема 7 Коммуникативные средства и технологии в организационном поведении 1. Техника коммуникаций и межличностные процессы в организационном поведении. 2. Виды, функции и уровни коммуникаций. 3. Коммуникационные процессы в организации 4. Роль обратных связей в процессе межличностных коммуникаций. 5. Коммуникативные средства и технологии в организационном поведении.   Инд. и фронт. опрос, реферирование
Тема 8 Понятие и структура личности, основные факторы, определяющие ее поведение. 1. Понятие и структура личности. 2. Основные детерминанты определяющие поведение личности: наследственность, окружение, ситуация. 3. Поведенческие черты личности. 4. личности. 5. Характерные качества и способности личности. 6. Социальные позиции и роли личности в организации.   Структурно-логическая схема
Раздел III. Производственная группа как субъект организационного поведения    
Тема 9 Сплоченность группы и эффективность ее работы. 1. Взаимосвязь между сплоченностью группы и эффективность работы. 2. Факторы, определяющие степень сплоченности группы. 3. Влияние сплоченности группы на повышение эффективности ее работы   Реферирование, доклады, осуждение проведенного тестирования
Тема 10 Групповые процессы и поведение. 1. Взаимосвязь и взаимозависимость индивидуальной, групповой и организационной эффективности. 2. Индивидуум, группа, организация – содержание и взаимосвязь основных элементов системы организационного поведения.   Тестирование, сообщения по теме, проведение исследования по групповой динамике.
Раздел IV. Стратегия и технология организационного поведения    
Тема 11 Содержание и характер деятельности руководителя. 1. Функции руководителя в организации. 2. Сферы деятельности руководителя в организации. 3. Основные требования к качествам руководителя. 4. Модель качеств менеджера. 5. Общие управленческие требования к менеджеру.   Тестирование, деловая игра
Тема 12 Основные теории лидерства и их применение в управлении. 1. Теории личностных качеств лидера. 2. Поведенческие теории лидерства (Д. Мак-Грегор). 3. Теории выбора лидером эффективного стиля руководства – стилевой подход (К. Левин, Р. Лайкерт и др.). 4. Теории лидерства основанные на ситуационном подходе (Ф. Фидлер). 5. Теории харизматических качеств лидеров. 6. Практическое применение различных теорий лидерства в управлении персоналом   Инд. и фронт. Опрос, реферирование
Тема13 Основные теории мотивации 1. Основные содержательные теории мотивации (А. Маслоу, К. Альдерфер, Ф.Герцберг, Д. Мак-Клелланд, Мак-Грегор). 2. Основные процессуальные теории мотивации: теория постановки целей Е. Локка, теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Дж.С. Адамса. 3. Интеграционная модель Портера-Лоулера. 4. Использование теорий мотивации в практике современного менеджмента.   Подготовка мультимедий-ной презентации
Тема14 Сущность поведенческого маркетинга в организации. 1. Типы поведения работников в организации. 2. Понятие маркетинговой культуры персонала. поведением в организации. 3. Типичные ошибки менеджера при общении с клиентом. 4. Формирование привлекательного организационного поведения.   Подбор тестовых методов для проведения экспресс-диагностики
Тема 15 Стратегии управления поведением в организации. 1. Маркетинговая стратегия поведения организации. 2. Сущность «клиентурного» поведения работников в организации. 3. Формирование привлекательного организационного поведения.   Презентации по материалам самоподготовки
  Итого    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: