ЗАДАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ




Образец титульного листа самостоятельной работы студентов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Выразительное чтение»

 

Выполнил

студент __ курса, группы ___ЗФО

направления подготовки

44.03.01 – Педагогическое образование.

Дошкольное образование,

Дошкольное образование (Логопедия),

Начальное образование

Петрова Ольга Ивановна

 

Луганск

ТЕМА 1. Из истории выразительного чтения

План

1. Зарождение искусства художественного чтения.

2. Система К.Д. Станиславского – основа современной теории художественного чтения.

3. ХХ век – разработка новых направлений в теории красноречия.

ЗАДАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Ø Задание №1

Создать словарь и записать в него содержание перечисленных ниже терминов.

 

ТЕРМИН СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНА
Выразительное чтение  
Художественное чтение  
Логика речи  
Логическая мелодия  
Логическая пауза  
Логическое ударение  
Пауза напряжения  
Пауза  
Пауза припоминания  
Пауза ритмическая  
пауза умолчания  
Пауза физиологическая  
Речевое звено  
Словесное действие  
Фраза  
Сила голоса  
Темп  
Ритм  
Тон голоса  
Тембр  
Благозвучность  
Высота  
Дикция  
Интонация  
Подвижность  
Полётность  

 

Ø Задание №2

Продолжите фразы:

1. Правильность речи – это.......................................................

2. Выразительность речи усиливает...........................................

3. Художественное исполнение произведений требует....................

4. Ценность литературных произведений заключается в.................

 

Ø Задание №3

Приведите примеры высказываний мастеров художественного слова, писателей, педагогов о значимости выразительного чтения (не менее 10 высказываний).

Ø Задание №4

Подготовьте памятку для воспитателей или педагогов «Работа над выразительным чтением текста».

Ø Задание №5

Заполните таблицу, указав фамилии педагогов, обосновавших воспитательную и эстетическую значимость выразительного чтения.

 

ФИО педагога Особенности выразительного чтения в соответствии с взглядом педагога
   
   
   
   

Ø Задание №6

Заполните таблицу. Назовите произведения детской литературы, которые, с вашей точки зрения, будут содействовать формированию у ребенка навыков

выразительного чтения.

 

Название произведения Особенности воздействия произведения на выразительное чтение
   
   
   
   
   

 

 

ТЕМА 2. Основы выразительного чтения

План

1. Дыхание, голос, дикция, интонация и орфоэпия как важнейшие составляющие техники речи.

2. Средства логической и эмоционально-образной выразительности чтения.

3. Анализ текста и подготовка его к исполнению.

 

ЗАДАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Ø Задание №1

Приведите примеры упражнений артикуляционной гимнастики (не менее 10 упражнений).

 

Ø Задание №2

Прочитайте скороговорки, проследите за отчетливостью вашего произношения. Прочитайте скороговорки медленно, быстро, очень быстро:

 

Тридцать три вагона в ряд Три вороны на воротах,

Тараторят, тарахтят. Три сороки на пороге.

 

Летели три вороны, Сорок сорок в короткий

Пестры, черноголовы Срок съели сырок.

 

Ø Задание №3

Схематически изобразите мимическое выражение следующих эмоций: злость, удивление, радость, смех, плач, равнодушие, грусть, ирония.

Ø Задание №4

Дайте описание следующим жестам (пример: жест неодобрения: отворачиваем лицо, поворачиваемся спиной):

Жест удивления

Жест согласия

Жест пренебрежения

Жест раскаяния

Жест дружеского расположения

Жест угрозы

Жест одобрения

Жест предостережения

Жест стыдящий

Жест признания себя побежденным

Жест обращения внимания

Жесты приветствия

Ø Задание №5

Прочитайте стихотворение. Определите стихотворный размер, рифму и рифмовку. Составьте ритмический рисунок (схему стиха).

 

1. Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

(А. Блок)

 

2. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

(М. Ю. Лермонтов)

 

3. Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев)

 

4. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

(М. Ю. Лермонтов)

 

Листья падают в саду...
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало.
(И. Бунин)

 

Ø Задание №6

Прочитайте текст. Составьте чтецкую партитуру.

 

Е. Пермяк

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

— Как же это так? — спрашивает Митю отец.

— Ножик плохой, — отвечает Митя. — Косо строгает.

— Да нет, — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

— А как? — спрашивает Митя.

— А вот так, — сказал отец и взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно, старательно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно, старательно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился, вкривь да вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть. На своем настоял.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Ø Задание №7

Составьте таблицу «Особенности чтения произведений разных родов: общие черты и различия».

 

  Общие черты Различные черты
Сказка    
Басня    
Рассказ    

 

ТЕМА 3. Особенности чтения произведений различных родов и жанров

План

1. Специфика басни как литературного жанра. Особенности чтения басен.

2. Специфика сказки как литературного жанра. Особенности чтения сказок.

3. Специфика рассказа как литературного жанра. Особенности чтения рассказов.

 

ЗАДАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Ø Задание №1

Заполните таблицу «Сходство и отличие литературной и народной сказки»:

Народная сказка Литературная сказка
Сходство
 
 
 
 
Различия
   
   
   
   
   

 

Ø Задание №2

Произведите сопоставительный анализ сказок «Морозко» и литературной сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Русская народная сказка «Морозко» В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Присказка
   
Сказочный зачин
   
Главные герои
   
События сказки
     
Троекратность (повторы)
   
Метафоры, эпитеты, сравнения и др. выразительные средства
   
Фразеологизмы
     
Описание
   
Чем заканчивается сказка
   
Концовка
     
Идея
     

 

Ø Задание №3

Прочитайте басню «Стрекоза и Муравей» И.А. Крылова. Определите исполнительскую сверхзадачу. Составьте чтецкую партитуру.

 

И.А. Крылова

«Стрекоза и Муравей»

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Всѐ прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» –

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» –

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас –

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило». –

«А, так ты...» –

«Я без души

Лето целое всѐ пела». –

«Ты всѐ пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»

 

Ø Задание №4

Прочитайте рассказ М. Пришвина «Ребята и утята». Разделите его на части по содержанию. В зависимости от темы и содержания подчеркните слова, на которые падают логические ударения. Прочитайте текст вслух в соответствии с разметкой.

М. Пришвин

«Ребята и утята»

Маленькая дикая уточка – чирок-свистунок – решилась, наконец-то, перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти

только версты за три, на кочке в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут их увидели

ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала

за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

– Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

– Пустим.

– Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито.– Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

– А вон сидит! – хором ответили ребята.

И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и

побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

– Счастливый путь, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись

в воздух; все разом закричали ребята:

– До свиданья, утята!

Ø Задание №5

Определите основной тон рассказа Н. Носова «Живая шляпа». С помощью интонаций и других средств выразительности передайте юмористическую направленность данного произведения.

Николай Носов

Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них

Что-то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле

комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:

– Ай-ай-ай! – и бегом в сторону.

– Чего ты? – спрашивает Вадик.

– Она жи-жи-живая!

– Кто живая?

– Шля-шля-шля-па.

– Что ты! Разве шляпы бывают живые?

– По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

– Ай! – и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

– Ай! Ой! – закричали ребята.

Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

– Я у-у-хо-хо-жу! – говорит Вовка.

– Куда?

– Пойду к себе домой.

– Почему?

– Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

– А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

– Ну, пойди, посмотри.

– Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.

– Постой, я тоже кочергу возьму.

– Да у нас другой кочерги нет.

– Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в

комнату.

– Где же она? – спрашивает Вадик.

– Вон там, возле стола.

– Сейчас я ее как тресну кочергой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

– Ага, испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.

– Сейчас я ее спугну, – сказал Вадик.

Он стал стучать по полу кочергой и кричать:

– Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

– Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, – предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

– Мяу! – закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

– Васька! – обрадовались ребята.

– Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

– Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.


Вопросы для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Выразительное чтение»

1. Художественное чтение как особый вид искусства.

2. Техника речи. Значение техники речи для выразительного чтения.

3. Дыхание, его значение для речи. Правила дыхания при выразительном чтении.

4. Дикция, ее значение, требования к хорошей дикции.

5. Голосоведение. Использование качеств голоса (силы, высоты, тембра, гибкости) при выразительном чтении.

6. Орфоэпия, ее значение в выразительном чтении.

7. Средства логической и образно-эмоциональной выразительности чтения.

8. Интонация, зависимость интонации от интерпретации художественного произведения.

9. Логические ударения, их роль в передаче смысла художественного произведения.

10. Паузы, их роль в выразительном чтении.

11. Темп речи, высота и сила голоса как средства выразительного чтения.

12. Мимика и жесты, их использование в выразительном чтении.

13. Рассказывание сказок. Особенности выразительного чтения сказок разных жанров.

14. Выразительное чтение басен.

15. Рассказы для детей и особенности их выразительного чтения в соответствии с жанровой спецификой.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Астафьева, О.И, Детская литература. Выразительное чтение / О.И. Астафьева, А.Е. Денисова. – М., Академия, 2007. – 272 с.

2. Аксенов, В.Н. Искусство художественного слова / В.Н. Аксенов. – М., Просвещение, 2008. – 163 с.

3. Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения. Книга для учителя / Б.А. Буяльский. – М., Юнити-Дюна, 2010. – 245 с.

4. Кирилюк, Л.Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению / Л.Ю. Кирилюк. – М.: Дело, 2010. –140 с.

5. Майерова, Н.В. Выразительное чтение / Н.В. Майерова. – М., РУДН, 2011. – 145 с.

6. Найденов, Б.М. Методика выразительного чтения / Б.М. Найденов, Л.М. Кирилюк. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.

7. Куксова, Н.А. Художественное чтение в детском саду / Н.А. Куксова. – Минск, 2001. – 115 с.

8. Хрестоматия по детской литературе / Сост. Арзамасцева И.Н., Иванова Э.И. – М.: Академия, 2000. – 540 с.

9. Шичина, С.Ю. Говорим и читаем выразительно / С.Ю. Шичина. –Владикавказ, 2010. – 112 с.

Дополнительная литература:

1. Артоболевский, Г.В. Очерки по художественному чтению. / Г.В. Артоболевский. – М.: Просвещение, 2003. – 268 с.

2. Гриценко, З.А. Детская литература: методика приобщения детей к чтению/ З.А. Гриценко. – М.: Академия, 2004. – 312 с.

3. Корст, Н.О. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. М.:

4. Академия, 2009. – 78 с.

5. Майман, Р.Р. Актерское исполнение при обучении выразительному чтению.– М.: Дело, 2005, – 135 с.

6. Язовицкий, Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания / Е.В. Язовицкий. – М.: Книга, 2010.– 157 с.

6.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: