Пример выполнения задания 1




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра химии

 

Т.В. Рогова, В.А. Арляпов

 

 

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

К самостоятельной работе студентов

по дисциплинам:

«Обработка результатов химического эксперимента», «Планирование и обработка результатов эксперимента» и «Статистическая обработка

Результатов биологического эксперимента».

Направления подготовки: 020100 Химия; 240700 Биотехнология;

020400 Биология.

 

 

 

Тула 2013 г.

 


УДК 543.08

 

Сборник методических указаний к самостоятельной работе студентов по дисциплинам: «Обработка результатов химического эксперимента», «Планирование и обработка результатов эксперимента» и «Статистическая обработка результатов биологического эксперимента». / Т.В. Рогова, В.А. Арляпов.– Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. – 86 с.

 

В сборнике методических указаний к самостоятельной работе студентов приведены примеры расчетов, позволяющих определить выборочные характеристики одномерной выборочной совокупности (размаха варьирования, среднего значения, медианы, стандартного отклонения, относительного стандартного отклонения, доверительного интервала) и двумерной выборки (параметров линейной регрессии, коэффициента чувствительности). Расчет коэффициента корреляции позволяет сделать вывод о зависимости двух переменных. Расчеты соответствующих тестовых статистик позволяют на основании статистических критериев принять или опровергнуть ту или иную гипотезу (исключение выпадающих данных, выявление систематической погрешности).

Целью пособия является обучение учащихся корректно, с учетом интервального оценивания, представлять результаты эксперимента; оценивать случайные погрешности эксперимента и метрологические характеристики (воспроизводимость, чувствительность); пользуясь статистическими критериями проверки гипотез, выявлять грубые и систематические погрешности.

 

Печатается по решению библиотечно-издательского совета Тульского государственного университета

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Задание 1. 4

1.1. Теоретические сведения. 5

1.2. Пример выполнения задания 1. 11

1.3. Варианты задания 1. 14

Задание 2. 17

2.1. Теоретические сведения. 18

2.2. Пример выполнения задания 2. 22

2.3. Варианты задания 2. 31

Задание 3. 46

3.1. Теоретические сведения. 47

3.2. Пример выполнения задания 3. 52

3.3. Варианты задания 3. 67

Справочные данные. 82

Рекомендуемая литература. 86

 


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАСЧЕТНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

1. Выборку (таблица 1) ранжировать и проверить на наличие грубых погрешностей, сформулировав нуль-гипотезу (по Q – критерию). Доверительную вероятность принять равной Р = 0,90.

2. Рассчитать размах варьирования, среднее значение с доверительным интервалом, медиану, стандартное отклонение, относительное стандартное отклонение.


Теоретические сведения

Для решения вопросов об исключении из серии выпадающего результата существует ряд приемов. Простейший из них, применяется при n 5, заключается в отбрасывании наибольшего и наименьшего результатов.

Более строгий подход основан на использовании статических критериев, в частности Q-критерия. В этом случае тестовую статистику рассчитываю как частное от деления разности между выпадающим и ближайшим к нему результатом на размах варьирования. Для проведения Q-теста серию данных упорядочивают по возрастанию: x1≤x2≤…≤xn-1≤xn. В качестве возможного промаха рассматривают одно из крайних значений x1 или xn -то, которое дальше отстоит от соседнего значения, т.е. для которого больше разность x2-x1 либо, соответственно, хnn-1. Обозначим эту разность как W1. Размах варьирования всей серии, т.е. разность между максимальным и минимальным значением хn-x1, обозначим W0. Тестовой статистикой является отношение:

Полученное значение Qэксп сравнивают с табличным значением Q-критерия (так называемым критическим значением Qкрит, приложение 1) при заданной доверительной вероятности и числе результатов в выборке. Если Qэксп> Qкрит, то выпадающий результат исключают, и наоборот, если Qэксп< Qкрит, то результат исключить нельзя – он принадлежит выборке.

При исключении промахов необходимо иметь в виду, что грубой погрешностью может являться как минимальный или максимальный результат, так и оба крайних значения. Поэтому после отбрасывания промахов полученную выборку так же следует проверить на наличие грубых погрешностей по Q-критерию.

Если выборка очень мала (n=3), следует провести дополнительные измерения и затем включить их в выборку. Если такой возможности нет, лучше для дальнейшей обработки пользоваться медианой, а не средним.

Результат единичного измерения не может служить надежной оценкой содержания определяемого компонента в образце или основой для заключений, которые можно было бы сделать из экспериментальных данных. Для получения надежного результата проводится серия параллельных измерений в идентичных условиях. Результат единичного измерения в такой серии называется вариантой, а вся серия – рядом вариант, выборочной совокупностью или прост выборкой.

В качестве центра распределения используют среднее значение (реже медиану М):

где - единичный результат серии (варианта); n – число вариант.

Медиана – это единичный результат, относительно которого число результатов с большим или меньшим значениями одинаково. При нечетном количестве результатов медиана совпадает с центральным результатом выборки, при четном – она является средним арифметическом двух центральных результатов.

Критериями воспроизводимости служат отклонения от среднего, среднее отклонение от среднего, отклонение и среднее отклонение от медианы, размах варьирования, дисперсия и стандартное отклонение. Отклонения могут быть выражены как абсолютными, так и относительными величинами.

Отклонение от среднего d - это разность между единичным результатом и средним без учета знака. Среднее отклонение - это среднее арифметическое из единичных отклонений:

Отклонение от медианы - это разность между единичным результатом и медианой выборки без учета знака. Среднее отклонение от медианы - это среднее арифметическое из отклонений от медианы.

Размах варьирования w - это разность между максимальным и минимальным значениями выборки:

w = хмакс - хмин

Более строгими критериями воспроизводимости, чем отклонение и размах варьирования, являются дисперсия и стандартное отклонение.

Следует различать дисперсию и стандартное отклонение генеральной совокупности и выборочной совокупности (ряда из n вариант, выборки). Генеральная совокупность представляет собой гипотетическую совокупность, охватывающую все мыслимые результаты от - до + . Выборочная совокупность - это конечный ряд из n вариант. При n > 20 ряд можно считать генеральной совокупностью с достаточной степенью приближения. В генеральной совокупности среднее и истинное значение совпадают. В выборочной совокупности среднее может отличаться от истинного значения. В генеральной совокупности все результаты и отклонения от среднего - независимые величины, т.е. число степеней свободы f равно числу вариант n. В выборке число степеней свободы равно числу вариант минус число связей, накладываемых на выборку. Для одномерной выборочной совокупности число степеней свободы меньше числа вариант на единицу, так как исключается степень свободы, связанная с определением среднего.

И дисперсия и стандартное отклонение характеризуют рассеяние вариант относительно среднего. Дисперсию выборки (V) вычисляют по формуле:

Если известно истинное значение (), то:

Стандартное отклонение представляет собой квадратный корень из дисперсии, взятый с положительным знаком, и имеет размерность измеряемой величины:

Если известно истинное значение или выборка достаточно велика, стандартное отклонение выражается так:

Стандартное отклонение генеральной совокупности и выборки связаны между собой:

Приближенно стандартное отклонение можно оценить по размаху варьирования:

или ,

где k – фактор отклонения, приводимый в справочниках для разного числа n.

Для сравнения воспроизводимости выборок, варианты которых имеют различные размерности используют также относительное стандартное отклонение (безразмерная величина):

В качестве точечной оценки истинного значения (математического ожидания) обычно используют среднее арифметическое всех вариант выборки, реже медиану или моду. Более информативной, характеризующей точность и надежность оценивания, является интервальная оценка. Она заключается в нахождении доверительных границ (доверительного интервала ), в пределах которых с определенной доверительной вероятностью находится истинное значение. Доверительная вероятность Р показывает, сколько вариант из 100 попадает в данный интервал. Величина Р может быть выражена в процентах. Иногда вместо доверительной вероятности пользуются уровнем значимости :

=1-Р.

Величина доверительного интервала определяется воспроизводимостью результатов, их числом и доверительной вероятностью. Связь между всеми этими величинами выводится на основе законов нормального распределения для генеральной совокупности и t-распределения для выборочной совокупности.

В случае известной дисперсии статистика , полученная путем стандартизации выборочного среднего , будет нормально распределена с параметрами N(0, 1). В данном уравнении – стандартное отклонение генеральной совокупности; zp – табулированный коэффициент, зависящий от доверительной вероятности Р. Отсюда:

,

где - доверительный интервал для математического ожидания нормально распределенной случайной величины с известной дисперсией.

В случае неизвестной дисперсии разница состоит в том, что среднеквадратическое отклонение заменяется его выборочной оценкой s:

Статистика t имеет t-распределение с n-1 степенями свободы. Отсюда:

,

Доверительный интервал для математического ожидания нормально распределенной случайной величины с неизвестной дисперсией рассчитывается по формуле:

,

где s – стандартное отклонение выборки; t(P, f) – коэффициент Стьюдента, приводимый в таблицах (приложение 2) для различных значений доверительной вероятности Р и степеней свободы f.

При одной и той же доверительной вероятности коэффициент zp меньше, чем коэффициент t(P,f), поэтому доверительный интервал при использовании zp и уже, чем при использовании t(P,f) и s. Если предварительно определить , проделав большое количество измерений ( 20), можно пользоваться коэффициентом zp вместо t(P,f) для оценки доверительного интервала. Такой прием целесообразен при проведении серийных анализов, так как, однажды затратив время и труд на оценку , можно в дальнейшем ограничиться малым количеством однотипных измерений, сохраняя при этом достаточно узкий доверительный интервал. Помогает в оценке и объединение выборок.

Располагая статистическими критериями, можно решить вопрос о необходимом и достаточном числе параллельных измерений для получения надежного результата или оценить вероятность попадания результата в определенный интервал при заданном числе измерений.


Пример выполнения задания 1

Таблица 1. Пример задания 1.

Номер опыта Ответ сенсора, нА/мин
  15,3480
  15,2950
  14,9850
  15,0750
  14,4460
  16,1540
  15,9230
  15,1380
  16,3910
  15,9540
  14,8630
  16,9940
  14,9850
  14,6420
  16,5110

 

Выборку ранжируем:

14,4460 14,6420 14,8630 14,9850 14,9850 15,0750 15,1380 15,2950 15,3480 15,9230 15,9540 16,1540 16,3910 16,5110 16,9940

Для выявления грубых погрешностей проверяем крайние значения: 14,4460 и 16,9940.

- размах варьирования

Тестовая статистика:

Критической величиной является табличное значение Q(P,n)=0,39 (приложение 1). Так как , то промаха нет, данное значение принадлежит выборке.

Рассчитаем среднее значение выборки:

Медиана: М = 15, 295 нА/мин

Рассчитаем стандартное отклонение от среднего для выборки:

- отклонение от среднего

Ответ сенсора, нА/мин   |xi-x| |xi-x|2
15,3480 0,1656 0,027423
15,2950 0,2186 0,047786
14,9850 0,5286 0,279418
15,0750 0,4386 0,19237
14,4460 1,0676 1,13977
16,1540 0,6404 0,410112
15,9230 0,4094 0,167608
15,1380 0,3756 0,141075
16,3910 0,8774 0,769831
15,9540 0,4404 0,193952
14,8630 0,6506 0,42328
16,9940 1,4804 2,191584
14,9850 0,5286 0,279418
14,6420 0,8716 0,759687
16,5110 0,9974 0,994807

Вычисляем относительное стандартное отклонение:

Расчет доверительного интервала:

f= n– 1 = 15 – 1 = 14

Коэффициент Стьюдента t(0,95;14) = 2,15 (приложение 2)

(доверительный интервал округляем до одной значащей цифры)

нА/мин (в среднем значении оставляем столько знаков после запятой, сколько в доверительном интервале).

Сравнение данных полученных при расчете по статистическим формулам и с помощью компьютерной программы MicrosoftExcel.

Метод расчета Среднее значение Медиана Размах варьирования Стандартное отклонение Довери-тельный интервал
Расчет по формулам 15,5136 15,295 2,548 0,7568 0,4 15,5 0,4
Расчет с помощью программы Microsoft Excel 15,5136 15,295 2,548 0,7568 0,4 15,5 0,4

Варианты задания 1

Номер опыта Ответ сенсора, нА/мин
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5
  4,0506 46,9338 5,6981 3,0511 7,6260
  4,0506 47,0628 5,2473 3,6112 5,9970
  4,0926 47,0628 5,6960 3,6548 6,5641
  4,1046 47,1186 5,3440 3,8317 7,8300
  4,1100 47,1486 4,5067 3,9980 6,2671
  4,1508 47,1678 5,5087 4,0149 6,1773
  4,1542 47,1678 5,5188 4,1199 7,2066
  4,1610 47,3994 4,7049 4,2060 5,8810
  4,1628 47,4738 5,4344 4,5063 6,4282
  4,1706 47,6592 5,4635 4,6112 7,1349
  4,2186 47,7060 4,6146 4,7043 8,0830
  4,2726 47,7361 4,0147 4,9984 6,5641
  4,2786 47,7672 4,0982 5,0414 6,5641
  4,2786 47,7672 5,3441 5,1123 6,6001
  4,2906 47,8086 4,7041 5,2911 5,2060
Номер опыта Ответ сенсора, нА/мин
Вариант 6 Вариант 7 Вариант 8 Вариант 9 Вариант 10
  1,8978 40,8606 30,7231 18,3598 56,1514
  1,0187 40,6018 30,4780 18,2964 55,9575
  1,0639 40,4679 30,0255 17,9255 54,8233
  1,9486 40,4723 30,0546 18,0332 55,1526
  1,2511 40,5667 28,9598 17,2808 52,8514
  1,3229 40,3846 32,2125 19,3239 59,1002
  1,7933 40,4197 31,9236 19,0476 58,2550
  1,0186 40,2902 30,1901 18,1085 55,3831
  1,2511 40,4021 32,6818 19,6074 59,9672
  2,7789 40,4745 31,9413 19,0847 58,3684
  1,0482 40,1739 29,7062 17,7796 54,3770
  2,9520 40,1674 33,8335 20,3288 62,1733
  2,9720 40,2683 30,0057 17,9255 54,8233
  1,0437 40,1476 29,3598 17,5152 53,5684
  3,0871 40,2485 33,1442 19,7510 60,4063

 

Номер опыта Ответ сенсора, нА/мин
Вариант 11 Вариант 12 Вариант 13 Вариант 14 Вариант 15
  39,4540 11,9125 46,7744 34,9656 47,9522
  39,3177 11,8714 46,6129 34,8449 47,7866
  38,5208 11,6308 45,6682 34,1386 46,8180
  38,7522 11,7006 45,9425 34,3437 47,0992
  37,1352 11,2124 44,0255 32,9107 45,1340
  41,5259 12,5381 49,2308 36,8018 50,4704
  40,9321 12,3588 48,5268 36,2756 49,7487
  38,9141 11,7495 46,1344 34,4872 47,2961
  42,1351 12,7220 49,9531 37,3418 51,2108
  41,0118 12,3829 48,6213 36,3462 49,8455
  38,2072 11,5361 45,2964 33,8607 46,4369
  43,6852 13,1901 51,7908 38,7155 53,0948
  38,5208 11,6308 45,6682 34,1386 46,8180
  37,6391 11,3645 44,6228 33,3572 45,7464
  42,4436 12,8152 50,3188 37,6151 51,5858

 

Номер опыта Ответ сенсора, нА/мин
Вариант 16 Вариант 17 Вариант 18 Вариант 19 Вариант 20
  6,8542 15,1977 9,0636 12,0859 12,5777
  6,3117 13,9948 8,3462 11,1293 11,5822
  6,8518 15,1923 9,0604 12,0817 12,5733
  6,4283 14,2535 8,5005 11,3351 11,7963
  5,4203 12,0184 7,1675 9,5576 9,9465
  6,6256 14,6909 8,7614 11,6829 12,1583
  6,6377 14,7176 8,7773 11,7041 12,1804
  5,6585 12,5465 7,4825 9,9776 10,3836
  6,5366 14,4935 8,6437 11,5260 11,9950
  6,5715 14,5709 8,6898 11,5875 12,0590
  5,5502 12,3064 7,3393 9,7867 10,1849
  4,8285 10,7061 6,3849 8,5140 8,8605
  4,9304 10,9320 6,5196 8,6937 9,0475
  6,4283 14,2535 8,5005 11,3351 11,7963
  5,6585 12,5465 7,4825 9,9776 10,3836

Номер опыта Ответ сенсора, нА/мин
Вариант 21 Вариант 22 Вариант 23 Вариант 24 Вариант 25
  2,3538 81,7264 15,3046 9,3949 20,5896
  2,3538 81,9510 14,0932 11,1198 16,1914
  2,3782 81,9510 15,2992 11,2578 17,7226
  2,3852 82,0482 14,3537 11,8006 21,1404
  2,3883 82,1004 12,1029 12,3150 16,9207
  2,4120 82,1338 14,7942 12,3643 16,6782
  2,4140 82,1338 14,8211 12,6600 19,4573
  2,4180 82,5371 12,6347 12,9557 15,8782
  2,4190 82,6667 14,5955 13,8798 17,3556
  2,4235 82,9895 14,6734 14,2032 19,2637
  2,4514 83,0710 12,3930 14,4897 21,8235
  2,4828 83,1234 10,7814 15,3965 17,7226
  2,4863 83,1776 11,0089 15,5277 17,7226
  2,4863 83,1776 14,3537 15,7403 17,8198
  2,4933 83,2497 12,6347 16,2978 14,0558
Номер опыта Ответ сенсора, нА/мин
Вариант 26 Вариант 27 Вариант 28 Вариант 29 Вариант 30
  2,3741 140,1859 109,6764 15,4876 92,1148
  1,2744 139,2980 108,8014 15,4341 91,7967
  1,3309 138,8386 107,1860 15,1212 89,9360
  2,4377 138,8537 107,2899 15,2121 90,4762
  1,5651 139,1776 103,3817 14,5774 86,7012
  1,6549 138,5529 114,9933 16,3009 96,9522
  2,2434 138,6733 113,9619 16,0678 95,5656
  1,2743 138,2290 107,7736 15,2756 90,8544
  1,5651 138,6129 116,6686 16,5400 98,3745
  3,4764 138,8613 114,0251 16,0991 95,7517
  1,3113 137,8300 106,0462 14,9982 89,2039
  3,6929 137,8077 120,7800 17,1486 101,9935
  3,7180 138,1538 107,1154 15,1212 89,9360
  1,3057 137,7397 104,8096 14,7751 87,8774
  3,8619 138,0859 118,3193 16,6612 99,0948

Задание 2

В таблице 2 приведены результаты определения этанола в коммерческих образцах водок: а) с помощью биосенсора, б) рефрактометрически, в) пикнометрически.

1. Все выборки ранжировать и проверить на наличие грубых погрешностей, сформулировав нуль-гипотезу (по Q – критерию).

2. Произвести расчет точечной и интервальной оценки математического ожидания (среднего значения с доверительным интервалом) для каждой выборки с помощью компьютерных программ и по статистическим формулам.

3. Проверить выборки попарно на однородность по воспроизводимости, сформулировав нуль-гипотезу (по F – критерию).

4. Выявить наличие систематической погрешности при определении с помощью биосенсора, используя модифицированный тест Стьюдента или приближение Уэлча (в качестве референтной методики выбрать а) рефрактометрический; б) пикнометрический метод).

5. Выявить наличие систематической погрешности, используя простой тест Стьюдента, при определении а) с помощью биосенсора, б) рефрактометрически, в) пикнометрически. Заявленное производителем (истинное) значение концентрации этанола 40,0%.

 


Теоретические сведения

Чтобы решить вопрос, принадлежат ли разные выборки одной совокупности, можно воспользоваться статистическими методами проверки гипотез, в частности, нуль-гипотезы. Нуль-гипотеза строится на предположении о неразличимости статистических критериев выборок при заданной доверительной вероятности. Подтверждение нуль-гипотезы, полученное из сравнения экспериментальных и табличных значений тестовых статистик, говорит о принадлежности сравниваемых выборок к одной совокупности. В зависимости от имеющихся исходных сведений для проверки выполнения нуль-гипотезы можно использовать разные критерии и решать разные проблемы.

Если известны дисперсии или стандартные отклонения разных выборок, можно сравнить их и решить вопрос о принадлежности этих выборок одной совокупности по воспроизводимости. Например, можно сравнить воспроизводимость двух методов определения одной и той же величины.

При этом целесообразно использовать статистический критерий F-распределения (F- критерий или критерий Фишера).

где s >s .

Нуль-гипотеза строится на предположении о неразличимости дисперсий или стандартных отклонений. Рассчитывают F-критерий по экспириминтальным данным Fэксп и сравнивают найденное значение с табличным значением Fкр при заданной доверительной вероятности и числе степеней свободы f1 и f2 в сравниваемых выборках (приложение 3). Если Fэксп < Fкр нуль-гипотеза подтверждается, если Fэксп > Fкр – отвергается.

Если выборки однородны, то их можно объединить и вычислить среднюю дисперсию по формуле:

Среднюю дисперсию можно использовать как характеристику воспроизводимости объединенной выборки, для которой число степеней свободы и равно f1+f2, где f1 = n1-l и f2 = n2-1, а n1 и n2 – число вариант в исходных выборках.

Величина систематической погрешности служит оценкой правильности измерения или метода измерения. Правильность – это степень близости среднего значения, полученного на основе большой серии результатов единичных определений к истинному или в его отсутствии к принятому опорному (действительному) значению измеряемой величины. Принятое опорное (действительное) значение - этоэкспериментально полученное или расчетное значение, настолько близкое к истинному, что может быть использовано вместо него.

В качестве опорного значения могут быть приняты: данные независимого анализа, аттестованное значение стандартного образца (СО или ГСО) и математическое ожидание измеряемой характеристики, то есть среднее значение заданной совокупности результатов анализа (лишь в том случае, когда недоступны теоретическое значение и отсутствуют СО).

Во всех этих случаях задача сравнения данных с математической точки зрения сводится к проверке значимости отличия случайной величины от константы а. Для решения этой задачи можно использовать подход, основанный на интервальной оценке неопределенности величины (простой тест Стьюдента). Доверительный интервал для среднего, рассчитанный по формуле Стьюдента, характеризует неопределенность значения , обусловленную его случайной погрешностью. Поэтому, если величина а входит в этот доверительный интервал, то нет оснований утверждать о значимом различии между и а. Если же величина а в этот интервал не входит, различие между и а следует считать значимым. Таким образом, полуширина доверительного интервала, равная , является критической величиной для разности | - a |. Различие является значимым, если:

Отсюда:

Величина, стоящая в левой части выражения, характеризует степень различия между и а с учетом случайной погрешности s(x). Она является тестовой статистикой (tэксп) и рассчитывается по экспериментальным данным для сравниваемых значений. Критическое значение коэффициента берут из приложения 2 при заданных доверительной вероятности Р и числе степеней свободы f = n-1. Если тестовая статистика превосходит критическое значение (tэксп > tкр), различие между сравниваемыми величинами следует признать значимым (систематическая погрешность присутствует).

Присравнении двух результатов анализа одного и того же образца, полученные разными методами, содержащих сравнимые между собой случайные погрешности, нельзя ни один из результатов считать точной величиной и применять простой тест Стьюдента. Математически задача в этом случае сводится к установлению значимости различия между средними значениями двух выборок и .Для решения этой задачи используют модифицированный тест Стьюдента. Он существует в двух вариантах: точном и приближенном.

Точный вариант применяют тогда, когда дисперсии соответствующих величин s12 =s2(x1) и s22= s2(x2) различаются незначимо (что, в свою очередь, необходимо предварительно проверить с помощью статистического теста - теста Фишера). При значимом различии s12 и s22 применяют приближенный вариант (приближение Уэлча). В точном варианте модифицированного теста Стьюдента экспериментальное значение тестовой статистики вычисляется как:

Критическим значением служит коэффициент Стьюдента t(P,f) для выбранной доверительной вероятности Р (обычно 0,95) и числа степеней свободы:

Таким образом, значимое различие между и имеет место (систематическая погрешность присутствует) тогда, когда:

В случае неоднородности дисперсий двух выборокв приближении Уэлча тестовая статистика вычисляется следующим образом:

Критическим значением служит коэффициент Стьюдента t(P,f). Число степеней свободы в этом случае вычисляется как:

и округляется до ближайшего целого числа.

Таким образом, значимое различие между и имеет место (систематическая погрешность присутствует) тогда, когда:


2.2. Пример выполнения задания 2

Таблица 2. Пример задания 2.

номер промера Содержание этанола, %
а б в
  40,0682 39,9586 39,9195
  38,9979 39,9615 39,8624
  39,6918 39,9804 39,8098
  39,7488 39,9557 39,6847
  40,5785 39,9438 39,6716
  40,7107 39,9527 39,7264
  39,4734 39,9468 39,7505
      39,6913
      39,6891
      39,6935
      39,7856
      39,7834
      39,7791
      39,6891
      39,7374
      39,6672
      39,6540
      39,6014
      39,6935
      39,6847

 

1. Ранжирование выборок и проверка на наличие грубых погрешностей.

Упорядочим серии данных в порядке возрастания (рекомендуется использовать для этого программу Microsoft Excel: данные: сортировка):

Содержание этанола, %
а б в
38,9979 39,9438 39,6014
39,4734 39,9468 39,6540
39,6918 39,9527 39,6672
39,7488 39,9557 39,6716
40,0682 39,9586 39,6847
40,5785 39,9615 39,6847
40,7107 39,9804 39,6891
    39,6891
    39,6913
    39,6935
    39,6935
    39,7264
    39,7374
    39,7505
    39,7791
    39,7834
    39,7856
    39,8098
    39,8624
    39,9195

 

а) проверяем значение 38,9979, т.к. оно сильнее отстоит от соседнего чем значение 40,7107.

- размах варьирования

Тестовая статистка рассчитывается по формуле:

Критической величиной является табличное значение Q(P,n)= 0,51 (приложение 1).

Та



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: