Тема: Поврежденное, дефицитарное и искаженное психическое развитие (4 часа).
Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Поврежденное психическое развитие.
2. Дефицитарное психическое развитие.
3. Искаженное психическое развитие.
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
1. Выделите критерии первичной диагностики нарушений речи, чтения, письма.
2. Раскройте содержание деятельности социального педагога с детьми-эпилептиками.
3. Разработайте план работы с семьей, имеющей ребенка с РДА.
Литература:
1. Блейхер В. М., Крук И. В.Патопсихологическая диагностика, – К., 1986.
2. Валлон А.Психическое развитие ребёнка. – М., 1967.
3. Каган В.Е.Аутизм у детей. – Л., 1981.
4. Ковалёв В.В.Психиатрия детского возраста. – М., 1979.
5. Лебединская К.С, Райская М.М., Грибанова Г.В.Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М.. 1988.
6. Лебединский В.В.. Никольская О.С.Диагностика раннего детского аутизма. – М, 1991.
7. Лурия А.Р.Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка / Собр. Соч.: В 4 т. –М., 1956. –Т. 2
8. Практикум по патопсихологии. / Под ред. Зейгарник С.Я., В.Р. Николаевой, В.В. Лебединского. – М., 1987.
9. Спиваковская А.С.Нарушения игровой деятельности. – М., 1980.
10. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др. – М., 1990.
План
Семинарского занятия № 6
Тема: Психопатии как вариант дисгармонического развития (4 часа).
Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Раскройте сущность понятия «психопатии». Причины происхождения психопатий.
2. Характеристика уровней базальной аффективной организации.
3. Формы психопатий, их характеристика.
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
1. Псевдологическая психопатия, ее характеристика.
2. Способы компенсации при каждом виде психопатий.
Литература:
1. Бурно М. Е.Трудный характер и пьянство. – К., 1990.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.,1988.
3. Бютнер К.Жить с агрессивными детьми. – М.,1991.
4. Ганнушкин П.Б.Избранные труды. – М.. 1964.
5. Гройсман А.Л.Акцентуации характера и неврозы у школьников // Психол. журн. – 1984.– № 5.– С.127–136.
6. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я.Юношеские психопатии и алкоголизм. – М.,1980.
7. Личко А. Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1977.
8. Популярная психология для родителей. – Под ред. А. С. Спиваковской. – Спб.,1998.
9. Селецкий А.И. Психопатология детского возраста. – К., 1987.
План
Семинарского занятия № 7
Тема: Невроз как проявление внутриличностного конфликта(4 часа).
Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Причины детских неврозов. Схема формирования неврозов.
2. Основные виды невротических расстройств в детском возрасте, их характеристика.
3. Внутриличностный конфликт при детских неврозах.
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
1. Классификация невротических конфликтов (по В. Н. Мясищеву).
2. Невростения, ее характеристика, способы компенсации.
Литература:
1. Буянов М.И.Беседы о детской психиатрии. – М., 1986.
2. Гарбузов В.И.Неврозы у детей и их лечение. – Л., 1977.
3. Диагностика и лечение истерического невроза и невроза навязчивых состояний у детей и подростков: Метод. Рекомендации. – X., 1977.
4. Захаров Л. И.Психотерапия неврозов у детей и подростком. – М., 1982.
5. Захаров А. И.Неврозы у детей. – СПб.1996.
6. Кемпински А.Психопатология неврозов. –М, 1975.
7. Спиваковская А.С.Профилактика детских неврозов. – МГУ, 1988.
План
Семинарского занятия № 8
Тема: Нарушения психического развития в подростковом возрасте (4 часа).
Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Акцентуации характера и психопатии у подростков.
2. Неврозы у подростков.
3. Начальные поведенческие проявление психических заболеваний.
4. Нарушения влечений.
5. Психологическая помощь при кризисных состояниях.
Задания для самостоятельной работы (4 часа):
1. Назовите особенности подросткового возраста, влияющие на поведение детей, обоснуйте свой ответ.
2. Сравните методику ПДО А. Личко с методикой Леонгарда-Шмишека. Назовите их преимущества и недостатки.
3. Назовите типы акцентуаций характера, которые с наибольшей вероятностью определяют делинквентное поведение подростков.
4. Раскройте сущность понятий «дисморфомания», «нервная анорексия», «философская интоксикация».
Литература:
1. Жутикова Н. Учителю о практике психологической помощи. – М.,1988.
2. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков – М., 1982.
3. Завилянский И. и др. Психиатрический диагноз. – К., 1989.
4. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988.
5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – К., 1981.
6. Личко А.Е. Шизофрения у подростков. – Медицина, 1989.
7. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – М.,1991.
8. Эриксон М. Мой голос остается с вами. – СПб., 1995.
План