Понятие исторического источника. Классификация источников.




Критика источников.

«История, несомненно, создается на основе письменных документов.

Когда они есть. Но она может и должна создаваться и без письменных документов, когда их не существует. <…>

Это могут быть слова и знаки, пейзажи и полотна,

конфигурация полей и сорных трав, затмения Луны и формы хомутов, геологическая экспертиза камней и химический анализ металла…»

Люсьен Февр

Исторический источник – реализованный продукт человеческой деятельности определенной эпохи, которую он выражает, представляет и изучение которой делает возможной[9]. Исторический источник – свидетельство прошлого, попадающее в сферу внимания исследователя, которое может быть использовано как основание для какого-либо утверждения о прошлом. Автор этого определения – С.О. Шмидт – сформулировал источниковедческий термин «доисточник» или «предысточник», т.е. памятник, который еще не стал объектом исследования. В частности в статье «О классификации исторических источников» он пишет: «Исторический источник существует независимо от историка и начинает восприниматься <…> как исторический источник, становится собственно историческим источником лишь тогда, когда рассматривается как объект исторического изучения. Потому-то допустимо выделение такой категории, как потенциальный исторический источник, или «предысточник»[10].Таким образом, источник становится источником в полном смысле лишь тогда, когда включается в процесс исследования. Эта включенность обозначает применение к источнику метода источниковедения, под которым понимается логически непротиворечивый, доказательный путь установления параметров и значимости источника, учитываются влияния исторических условий, авторского жизненного мира, обстоятельств создания[11]. Таким образом, анализ исторических источников включает два вида их критики – внешнюю и внутреннюю. Внешняя критика подразумевает атрибутивный анализ исторического источника: определение его названия, автора, времени и условий создания, хранения и публикации. Внутренняя критика источника предполагает определение его достоверности, а также выявление и интерпретацию той информации, которую он в себе содержит. Важно заметить, что информационный потенциал источника неисчерпаем. Источник содержит в себе явную информацию, заложенную в него автором-создателем, и неявную (скрытую), которую может из него почерпнуть исследователь в процессе своего ознакомления с артефактом.

В современном источниковедении существует множество классификаций исторических источников. Одна из наиболее известных была предложена С.О. Шмидтом. Он выделял следующие виды источников[12]:

1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).

2. Изобразительные источники:

а) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства);

б) изобразительно-графические;

в) изобразительно-натуральные (прежде всего, фотографии, кинокад-ры).

3. Словесные источники:

а) разговорная речь;

б) памятники устного творчества (фольклор);

в) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы видов и разновидностей;

К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие речь человека.

4. Конвенциональные (условные) источники во всем их многообразии.

Сюда относятся все системы условных обозначений графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и другой символики и др.).

5. Поведенческие источники.

Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) – коллективные и индивидуальные действия (трудовые, праздничные и др.).

6. Звуковые (аудиальные) источники.

Это звуки в широком и узко музыкальном смысле.Исторические источники обладают целым рядом особенностей. Важными чертами источников является их объективность и двойная субъективность. Объективность исторического источника заключается в том, что в нем содержится информация о прошлой социальной реальности, о том, что когда-то объективно происходило. При этом источник отражает мировосприятие автора, его создавшего. Авторский взгляд придает источнику первую субъективность. Вторая субъективность исходит от исследователя, который включает источник в исследовательский процесс и интерпретирует информацию, намеренно или помимо желания автора, заложенную в источник.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: