ОБЗОР 5 СТАТЕЙ ИЗ ЖУРНАЛОВ ПО КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ С АНАЛИЗОМ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕТОДИК КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ДИЗАРТРИИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Пензенский государственный университет

Педагогический институт им. В.Г. Белинского

 

 

Факультет педагогики, психологии и социальных наук   Кафедра «Педагогика и психология дошкольного, начального и дефектологического образования»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

ОБЗОР 5 СТАТЕЙ ИЗ ЖУРНАЛОВ ПО КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ С АНАЛИЗОМ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕТОДИК КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫПО ДИЗАРТРИИ

 

Выполнил:

студентка группы

14ЗНЛ31

Наумова О.В.

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Лемтюгова Е.А.

 

 

Пенза, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

§ 1. Обзор статьи И.А. Филатовой «Теоретические аспекты формирования языковой личности у дошкольников с дизартрией»  
§ 2. Обзор статьи Е.А. Савёнок «Методы коррекционно-логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией»  
§ 3. Обзор статьи З.В. Поливары «Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией»  
§ 4. Обзор статьи В.В. Морозовой О.И. Алексеевой «Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией»    
§ 5. Обзор статьи О.А. Колгановой «Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы»    
Список использованных источников  


1. ОБЗОР СТАТЬИ И.А. ФИЛАТОВОЙ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

 

Статья «Теоретические аспекты формирования языковой личности у дошкольников с дизартрией» была написана И.А. Филатовой, кандидатом педагогических наук, профессором, заведующей кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза, директором Института специального образования Уральского государственного педагогического университета и опубликована в журнале «Образование и наука».

В статье рассматривается содержание понятия «языковая личность» с точки зрения междисциплинарного подхода, обосновывается актуальность определения иерархической структуры и содержания понятия «языковая личность дошкольника с дизартрией», дается психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией, выделяются типологические группы детей с данной речевой патологией.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку формирование языковой личности дошкольника с дизартрией очень тесно связано с проблемой нарушения структуры и динамики отношения к окружающему миру и самому себе, наблюдающегося при психических заболеваниях или локальных поражений головного мозга.

Автор пишет о необходимости решения проблем нарушений и их коррекции с точки зрения системного подхода. И.А. Филатова акцентирует внимание в данной статье на том, что в современных исследованиях недостаточно представлена комплексная психолого-педагогическая характеристика личности ребенка с нарушениями речи, мало освещаются вопросы формирования его языковой личности, хотя указание на своеобразие психики таких детей и наличие у них специфических отклонений имеются в работе многих исследователей.

Автор на основе большого фактического материала рассматривает характерные симптомы различных видов дизартии и предлагает по наличию типологических особенностей у детей с дизартрией разделить их на группы по патологиям, опираясь на то, что у детей с дизартией наблюдаются явные отличия подструктур личности вцелом, структуры языковой личности и процесса коммуникации.

С помощью своего исследования в определении структурной модели языковой личности дошкольников с дизартрией, описанием уровней ее развития, четким выделением типологических особенностей и специфики процесса коммуникации таких детей, автор статьи считает возможным решение таких задач, как:

- установление качественного соотношения между уровнем развития языковой личности и структурой дефекта при дизартрии;

-выделение принципов построения педагогического процесса для данной категории детей;

- разработка содержания комплексного обеспечения полноценного формирования языковой личности как основы механизма компенсации и самокомпенсации имеющегося дефекта;

-определение структуры и эффективности модели психолого-педагогического воздействия в зависимости от уровня развития языковой личности дошкольника с дизартрией.

Автором проведена серьезная работа по изучению языковой личностидошкольников с дизартрией. Немаловажным является и то, что И.А. Филатова пишет о необходимости изменения психолого-педагогического подхода к детям с дизартрией в зависимости от их типологических особенностей, разработки личностно ориентированной системы работы, т.к. в последние годы значительно увеличилось количество детей, не усваивающих в полной мере программу детского сада, а впоследствии и школьную программу.

Считаю, что статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. К замечаниям можно отнести отсутствие описания решения поставленных задач.

 

2. ОБЗОР СТАТЬИ Е.А. САВЕНОК «МЕТОДЫКОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ»

 

Статья «Методы коррекционно-логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией» была написана Е.А. Савёнком и опубликована в журнале «Специальное образование» в 2015 году.

В этой статье автор обращает внимание, что при коррекции стертой дизартрии должен использоваться комплексный подход, состоящий из медицинской, психолого-педагогической помощи и логопедической работы.

Особое внимание при коррекции стертой дизартрии автор уделяет развитию голоса и правильного дыхания.

В своей работе Е.А. Савёнок использует метод коррекции на основе дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, упражнения для развития высоты и силы голоса, фонетическая ритмика, специальные игры-упражнения на сдувание-надувание и т.д.

Актуальность данной статьи заключается в том, что голос как компонент просодической стороны речи, имеет важное значение в развитие ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может отрицательно повлиять на общее развитие речи, на нервно-психическое состояние и коммуникацию в целом.

Автор данной статьи не предлагает ничего нового, использует лишь известные методики по коррекции стертой дизартрии.

Считаю, что данная статья не имеет особой теоретической и практической значимости.

 

3. ОБЗОР СТАТЬИ З.В. ПОЛИВАРЫ«ОСОБЕННОСТИ СИМУЛЬТАННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»

Статья «Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией» была написана З.В. Поливарой, директором тюменского центра логопедии и опубликована в журнале «Специальное образование».

В своей статье автор описывает проведенные исследования по адаптированной нейропсихологической методике А.Р. Лурия.

Исследования автор проводила для того, чтобы показать, что на психофизиологическом уровне формирования и развития высших психических функций (ВПФ) ведущим является несформированность работы не отдельных анализаторных центров, а их взаимосвязи.

В этой статье автор описывает проведенное обследование детей с ОНР III уровня при дизартрии на состояние их зрительного восприятия, пространственного восприятия, понимание логико-грамматических конструкций, сомато-простанственного восприятия, сформированность временных представлений и сформированность кинетических программ (организация пальцев рук).

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что непонимание нейропсихологических причин нарушения поведения и плохой успеваемости у детей с данной речевой патологией воспитателями, педагогами, психологами, делает их работу по коррекции нарушений недостаточно эффективной, приводит к срыву адаптации таких детей в школе.

Опираясь на проведенные автором исследования можно сделать вывод, что, изучая вопрос о механизмах нарушения восприятия, обусловленных поражениями головного мозга, видно, что поражение не приводит к нарушению какой-то одной функции, в патологию вовлекаются и те функции, которые связаны и взаимодействуют с пораженной. Нарушение межфункциональных связей является основной причиной нарушения речевого развития у детей при дизартрии.

Автор статьи на конкретных примерах показывает, что выявление особенностей симультанного синтеза и анализа у детей с патологией речи при дизартрии позволяет сделать вывод, что при данном виде речевой патологии имеют место нарушения восприятий всех модальностей, но особенно специфичными являются нарушения зрительного и пространственного гнозиса.

Автором проведена серьезная работа по исследованию и анализу взаимосвязи нарушений межфункциональных связей головного мозга и недоразвитием речи при дизартрии. Материал статьи основан на детальном анализе проведенных исследований. Считаю, что статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.

Опираясь на результаты проведенного исследования, при выборе методик по коррекции дизартрии следует особое внимание уделить развитию зрительно-пространственного восприятия.

Применение дополнительных нейропсихологических методик особенностей восприятия у детей с дизартрией, может значительно улучшить их подготовку к школьному обучению.

 

 

4. ОБЗОР СТАТЬИ В.В. МОРОЗОВОЙ, О.И. АЛЕКСЕЕВОЙ «ОСОБЕННОСТИ НАВЫКА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫСЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ»

 

Статья «Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией» написана студенткой О.И. Алексеевой и кандидатом педагогических наук, доцентом Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина и опубликована в журнале «Специальное образование» в 2014 году.

В своей статье авторы предлагают изучать усвоение звукослоговой структуры слова в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

Авторы отмечают, что в работах, связанных с изучением особенностей звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией, обнаруживается, что у детей наблюдается недостаточная подвижность речевой и мимической мускулатуры.

Авторы провели исследование, в котором обследовали детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией на выявление особенностей навыков воспроизведения звукослоговой структуры слова. Методика диагностики включала два раздела: исследование навыка воспроизведения звукослоговой структуры изолированного слова и изучение воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложениях. По результатам исследования авторами был разработан ряд рекомендаций по коррекции навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова, разработан разнообразный дидактический материал, который можно использовать в процессе работы.

Актуальностью данного вопроса является модернизация коррекционной логопедической работы по воспроизведению звукослоговой структуры слова дошкольниками со стертой дизартрией и недостаточная его изученность.

Я согласна с авторами, что логопедическая работа по коррекции звукослоговой структуры слова должна обязательно включать в себя формирование произносительных навыков, развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Кроме того, считаю необходимым расширять кругозор, пополнять объем словарного запаса, развивать вербальные умения и навыки у детей. Так же считаю, что коррекция звукослоговой структуры слова должна проводиться при тесном взаимодействии и других специалистов ДОУ, таких, как воспитатели, музыкальные руководители, воспитателей по физической культуре.

 

5. ОБЗОР СТАТЬИ О.А. КОЛГАНОВОЙ «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ»

Статья «Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы» написана О.А. Колгановой, магистром кафедры логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова и опубликована в журнале «Специальное образование» в 2014 году.

В данной статье автор обращает внимание на то, что очень часто родители обращают внимание только на звукопроизношение своих детей, не оценивая должным образом значения речевого, сенсорно-моторного и познавательного развития. На позицию отношения к речевому дефекту ребенка влияет несколько факторов: степень выраженности самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещенность в сфере логопедии, компетентность родителей в воспитании ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера. Очень важным является отношение родителя к речевому дефекта ребенка, т.к. это отражается на отношении ребенка к своей речи, потому что родители являются для ребёнка авторитетом.

Автор описывает проведенное исследование, которое заключалось в обследовании детей со стертой дизартрией по разным направлениям. В результате проведенного исследования автор отмечает, что у детей со стертой формой дизартрии, чьи родители интересуются и обсуждают проблемы детей, участвуют в их развитии, создают и поддерживают мотивацию в интересах ребенка, показатели познавательной сферы намного выше: они больше проявляют интерес к заданиям, увереннее и динамичнее их выполняют, чаще исправляют свои ошибки, проявляют интерес к оценке своей деятельности.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, т.к. результат процесса системной дифференцированной логопедической помощи детям со стертой дизартрией будет гораздо эффективнее при участии родителей в коррекционной работе. Задачи, которые стоят перед родителями в работе со своим ребенком: выработка мотивации, контроль за выполнением заданий и за речью детей, заинтересованное участие в коррекционной работе. При этом родители должны получать развернутую консультацию логопеда, чтобы понимать в чем состоят основные препятствия для овладения нормальным произношением. Это поможет адекватно реагировать на речевые и личностно-психологические проблемы своего ребенка, оценить его перспективы и успехи, что повысит эффективность коррекционно-логопедической работы.

Хотя статья и не несет в себе методик по коррекционной работе с дизартрией, она является теоретически и практически очень значимой, т.к. невозможно переоценить значение участия родителей в жизни своего ребенка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Филатова И.А. Теоретические аспекты формирования языковой личности у дошкольников с дизартрией // Образование и наука- 2012.,-№4.

2. Савёнок Е.А. Методы коррекционно-логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией//Специальное образование – 2015.,- №11.

3. Поливара З.В. Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией//Специальное образование- 2012.,№1

4. Колганова О.А. Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы// Специальное образование- 2014.,№10

5. В.В. Морозовой О.И. Алексеевой Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией// Специальное образование- 2014.,№10

6. Интернет-ресурс https://ru.wikihow.com/%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: