Немецкая классическая философия.




II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Текст лекции

«Философия Нового времени»

План:

1. Характеристика эпохи.

2. Учение эмпириков и рационалистов.

3. Субъективный идеализм и агностицизм.

 

Период Нового времени часто называют эпохой научной революции. Он знаменуется значительными открытиями в различныхобластях естественных наук. Главное место при этом занимает механика. В этот период начинается углубленное изучение природы, усиливается связь математики с естествознанием. Отвечая на потребности научного познания, философия этого периода поставила в центр осмысления проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к философии. В период Нового времени появилось несколько философских направлений.

Основными направлениями этого времени были эмпи­ризм и рационализм.

Крупнейшим представителем эмпиризма был Ф. Бэкон (1561-1626) – английский философ и естествоиспытатель, основоположник методологии опытного научного исследования. Работы Ф. Бэкона можно разделить на 2 группы – исследованию научного знания и новому методу. Считал, что философия должна носить, прежде всего, практический характер. Высшей целью науки он называл господство человека над природой, а господствовать над природой можно только «подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаме­нитым девиз: «Знание - сила».

Основными методами, ведущими к знанию, является наблю­дение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый в своих исследованиях должен применять индуктивный метод, то есть в своих исследованиях идти от наблюдения единичных факто­ров к широким обобщениям. Источником знаний является опыт, но он может дать достоверное лишь тогда, когда сознание свободно от ошибок индивидуального характера (воспитание человека, его вкусы)

В науке - 2 вида знания - теология и философия. Вера в Бога достигается путем откровения, светская истина постигается опытом и разумом.

Бэкон утверждал необхо­димость для врача философских знаний и знаний природы, на основе которых врач может найти оптимальные пути лечения болезни. Изучая проблему человека, Ф. Бэкон особое внимание уделил соотноше­нию в нем души и тела, их союзу и взаимосвязи. Под душой он понимал психико - эмоциональные возможности человека, пределы их воздей­ствия на тело как на физическую основу организма. Медицина им была разделена на 3 отдела в соответствии с практической ролью: поддер­жание здоровья, лечение болезней, продление жизни.

Бэкон писал о том, что нет таких заболеваний, которые нельзя было бы предупредить соответствующим видом физических упражнений. Философ настаивал на важности фиксации всего того, что происхо­дит с больным, ведения описания болезней и объединения накоплен­ного материала в одном собрании. Особого внимания заслуживает идея Бэкона о том, что долг врача состоит не только в восстановлении здо­ровья, но и в облегчении страданий и мучений больного. Он утверж­дал, что сделать саму смерть более легкой и спокойной очень важно, «потому что эта эвтаназия сама по себе является немалым счастьем». Проблема эвтаназии находится в центре внимания современной ме­дицинской этики и биоэтики. Бэкон подчеркивал, что медицина его времени основывалась больше на догадках, чем на прочном знании, а эта непрочность основания медицины, в свою очередь, открыла ши­рокую дорогу не только для ошибок, но и для прямого обмана. Бэкон высказывал озабоченность тем, что во все времена в глазах толпы зна­хари, ворожеи и обманщики были в какой-то мере соперниками вра­чей и могли поспорить с ними популярностью своих методов лечения.

 

Томас Гоббс (588-1679) окончил Оксфордский университет, стал домашним учителем в семье барона Кавендиша. Здесь он познакомился с Ф. Бэконом, мысли которого записывал под диктовку, а Бэкон говорил, что Гоббс лучше всех понимает его мысли. Свое понимание философии он излагает в произ­ведении «Основы философии». Он считал, что философия - это естественный человеческий разум, который усердно изучает Бога, чтобы найти правду о причинах и следствиях. Но в человеческих рассуждениях не хватает правильного метода. Познание начинается с воздействия внешних тел на органы ощущений человека. В результате в них возникает движение частиц. Оно воспринимается человеком как образ вещи. Но люди видят не движение частиц, а образ или картинку. Далее развивая проблему познания, Гоббс считает, что человек об­ладает средством отбирать нужные образы - это речь. Гоббс является автором социально - философского учения о государстве. В своем труде «Левиафан» он пишет о том, что если разложить структуру общества на отдельные части, то можно убедиться, что существенной частью общества является человек - гражданин, то есть человек в государстве. По Гоббсу государство — это результат общественного договора. Оно отделилось от общества, и имеет абсолютный характер, повиновение граждан должно быть безусловным, так как понятие добра и зла различаются только государством.

Джон Локк (1632-1704), последователь Ф. Бэкона и Т. Гоббса. Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры - знания. Ощущения - это внешний опыт, а внутренний опыт - это наблюдение ума, за своей деятельностью,

К представителям рационализма относятся Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.

Рене Декарт (1596-1650) - основоположник европейского рационализма, французский математик и философ. Он отводил решающую роль в исследованиях природы разуму, сведя роль опыта к проверке данных интеллекта. Позицию рационализма Декарта во многом определяют следующие положения:

1. Истинное знание может быть получено только из ума.

2. Ум есть духовная сущность, которая действует независимо от тела.

3. Ум осуществляет познание только благодаря тому, что прежде осознает сам себя.

«Соgitо егgо sum» - «Мыслю, следовательно, существую» - основная философская мысль Декарта. Он пришел к выводу, что для отыскания истины разуму достаточно соблюдать четыре правила:

1. Принимать за истинное только такое знание, которое не дает повода к сомнению.

2. Разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы.

3. Выстраивать из этих элементов строгую последовательность.

4. Составлять полные без всякого исключения перечни этих элементов.

Философия - это система знаний, которую можно сравнить с деревом.

«Корнем» является метафизика, «Ствол» - физика. Ветви и крона другие науки. Декарт делил сотворенный Богом мир на два рода субстанции - духовную и материальную (дуализм). Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают мышлением и протяженностью, а прочие атрибуты являются производными. Духовная субстанция имеет врожденные идеи, не приобретенные в опыте.

Декарт пытается доказать, что необходимость правильного познания бытия. С позиций законов механики ученые пытались объяснить работу двигательного аппарата, механизм вентиляции легких, функции по­чек и т.д. Большой популярностью пользовалась концепция животных- автоматов, развиваемая Декартом, который распространял принципы механического движения и на нервную систему животных. Он выдви­нул идею рефлекса как отражения «животных духов», переходящих с одного нерва на другой, и, таким образом, разработал в простейшем виде рефлекторную дугу. Используя законы оптики, Декарт пытался объяснить работу глаза человека. Механистические взгляды Декарта были прогрессивными для того времени и оказали положительное влияние на развитие естествознания.

 

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677).

Нидерландский философ. Родился в семье еврейского купца, получив при рождении имя Барух. Затем изменил свое имя на латинское Бенедикт. Был последователем идей Декарта, исходил из идеала математической строгости в применении разума.

Спиноза утверждал, что существует единая, находящая вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя (causa sui). Бог - это бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов.

Единая субстанция обладает протяжением и мышлением. Человеческое мышление - частный случай мышления вообще. Мышление - своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы.

В мире связь и порядок идей те же, что порядок и связь вещей. И те, и другие - божественной сущности. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются верно, познанные общие формы и законы мира. Все отдельные действия субстанции Спиноза называет модусами. Модусы и есть то, что человек воспринимает и понимает как отдельные вещи, включая и самого себя.

На путях самосознания и познания Бога через усердное обустройство личной и общественной жизни в интересах разума и познания человек может обрести не суетное и пустое, а вечное счастье и блаженство.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Сторонник взглядов рационализма. Он считал, что мир состо­ит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью и активностью, находящихся в непрерывном измерении и способных к страданию, восприятию и сознанию.

Бог-творец создал единство и согласованность монад «Низшим» монадам присущи лишь смутные представления (неорганический мир и растительное царство); у животных представления достигают степени ощущений, у человека — ясного понимания, осмысления. Каждая монада неповторима, являясь «зеркалом Вселенной»,

Джорж Беркли (1685-1753) - представитель субъективного идеализма английский философ, психолог, священник. Выдвинул идею о том, что за научными понятиями должны стоять наглядные представления, восприятие процессов окружающего мира Главный тезис философии Беркли: «существовать - значит быть воспринимаемым». Мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи. Есть понятия, за которыми не может быть никаких ощущений. Эти понятия - «фикции ума». Например, «материя» или «субстанция». Понятию материи не соответствуют никакие ощущения. На этом основании Беркли отрицает науку, которая базируется на ложном понятии. Спор о том, сколько в мире субстанции - надуманный спор.

Клиническая медицина, как и все естествознание Нового време­ни, развивалось в условиях сложного взаимодействия различных философских течений. С одной стороны, утверждался механистичес­кий, метафизический материализм. С другой стороны, сам механис­тический материализм того времени способствовал утверждению иде­алистических представлений в ряде областей естествознания, в том числе и медицине. Опираясь на законы механики, механистический материализм был не в состоянии объяснить все многообразие и цело­стность живой природы и всего окружающего мира. Таким образом, возникла почва для виталистических концепций, т.е. объяснения жиз­ненных процессов сверхъестественными, непознаваемыми фактора­ми, такими, как жизненная сила, порыв. Крупнейшими представите­лями витализма того времени были известные медики Георг Эрнст фон Шталь (1659—1739), сформулировавший теорию флогистона, и Самуэль Ганеман (1755—1834) — основоположник гомеопатии.

Открытия в области естествознания, и, в частности, медико-био­логических наук (патологической анатомии, гистологии, эмбриологии, микробиологии, физиологии), существенно ослабляли метафизичес­кие концепции и укрепляли позиции материализма. Однако клини­ческая медицина с большой инерцией осваивала достижения медико-биологических наук, вследствие чего наблюдался большой разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей и мышлением вра­чей, которые до начала XIX века практически не использовали в своей деятельности никаких инструментальных методов обследования боль­ного. Все это вело к серьезному отставанию клинической медицины того времени от развивающегося естествознания.

 

Давид Юм (711-1776). Он считает, что доказать существование внешнего мира невозможно (агностицизм), либо человек не в силах выйти за пределы собственных ощущений. Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, выводятся из опыта. Опыт он трактует как поток впечатлений, причины которых непостижимы.

Юм утверждал, что источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера, которая исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся.

XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Всех философов этой эпохи объединяет идея перестройки жизни на разумных началах: возможно путем распространения полезных знаний среди широких кругов образованных людей. Особое внимание следовало уделять правителям - приобщить их к новейшим достижениям науки и философии. Просвещенные монархи должны, полагали просветители, осуществить внедрение принципов разума в жизнь, быт своих государств и народов.

А так как новые знания о природе и обществе противоречили утверждениям христианской религии, то одной из главных задач они считали борьбу с христианской религией. Особенно ярко дух Просвещения проявил себя во Франции, где мыслители-просветители идеологически подготовили революцию 1789-1793 гг. во Франции.

Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Н. Гельвеций, П. Гольбах настаивали на том, что королевская власть свои обязательства перед народом не выполняет, поэтому народ эту власть может сверг­нуть. На место абсолютизма должна прийти власть просве­щенная, выражающая интересы разных социальных групп. Согласно их воззрениям человек — часть природы. Природа существует сама по себе, не нуждаясь ни в каком сверхпри­родном начале.

Материя — основа природы, вечна, обладает движением. Чело­век - часть природы, он всецеломатериальное и телесное су­щество. Разум отождествляется либо с чувствами (Гельвеций), или рассматривается как некое общее чувство (Дидро). Чело­век не является злым по природе. Таким его делает несовер­шенство общественных отношений и неправильное воспита­ние. Правильно воспитанный, просвещенный человек займет позицию: живи разумно и давай жить другим. Если Гельвеции считал, что человек по природе нейтрален и становится ра­зумным эгоистом только благодаря воспитанию, то Дидро на­ходил у человека врожденное стремление приносить пользу людям. Дидро считал, что человек по природе добр.

Человек у Дидро есть единство природного и индивидуального. Он обладает чувственным восприятием и мышлением, причем мышление не является признаком всей материи, а только человека. Дидро счи­тал, что мышление, отрывающееся от фактов и чувственности, может легко превратиться в пустые спекуляции. В свою очередь, совокупность фактов и примеров опыта без их рационального осмысления может не дать положительных результатов и привести к ошибкам.

В связи с работой над «Энциклопедией» Дидро осуществил клас­сификацию наук. Он использовал идеи Ф. Бэкона, много внимания уделял обоснованию практической значимости наук.

Ж. Ламетри (1709—1751) в работе «Человек-машина» отстаива­ет позиции сенсуализма и принимает материальный мир как осно­ву человеческих ощущений. Он излагает принципы материализма и познания, которые были поддержаны и развиты в последующем дру­гими философами. Объективность существования материального мира он дополняет обоснованием внутреннего источника его раз­вития, неотделимостью движения от материальных объектов. Вмес­те с тем, Ламетри считал непознаваемой сущность движения и са­мой материи.

Франсуа Вольтер выступает за религиозную свободу, не отри­цая религии как таковой. Считал, что общественное устройст­во жизни должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей.

Великим начинанием французских просветителей было создание «Энциклопедии» В создании «Энциклопедии» принимали участие все просветители во главе с Дени Дидро и ученым – математиком Жаном

Д’ Аламбером.

 

Немецкая классическая философия.

Её основателем по праву считается Иммануил Кант (1724 - 1804). Родился в семье ремесленника. После окончания Кенигсбергского университета Кант 9 лет работал учителем и занимался самообразованием. Затем он получает место приват-доцента, а впоследствии и профессора. Отличался пунктуальностью. Любил проводить свободное время в кругу близких друзей, ценил компанию красивых и воспитанных женщин, но не был женат. В творчестве Канта различают два периода: докритический и критический. В первый период его интересовали вопросы естествознания. Он выдвинул гипотезу об образовании Солнечной системы из газовой пыли. Эта гипотеза получила название теории Канта-Лапласа.

Критический период его творчества назван так по названию его работ «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Кант считал, что философия должна ответить на вопросы: «что я могузнать? что я должен делать? на что я могу надеяться?»

По мнению Канта наше знание – синтез созерцаний и понятий, выраженный в суждениях. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи в себе». Их полностью познать невозможно. Человек живет в двух мирах: в мире явлений, где все обусловлено, и в мире «вещей в себе», который является сверхчувственным.

В области нравственности Кант разработал понятие категорического императива. Его суть – долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 г.)

Представитель классического немецкого идеализма. Главные труды «Феноменология духа», «Наука логика», «Философия права». Считал, что Мировой дух – это деятельное начало, давшее импульс возникновению и развития мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.

Гегель считает, что процесс развития обусловлен противоречием, принимает форму трехэтажного движения. Первая ступень – тезис, затем его противоположность – антитезис, третья ступень – синтез. Это знаменитая гегелевская триада.

Представителями немецкой классической философии были так же Иоганн Фихте и Фридрих Шеллинг. Для Фихте (1762 - 1814) подлинная реальность – это единство субъекта и объекта. Он считает одинаково реальным и воображаемое и реально существующее. Получается 2 ряда действительности: одна создает сама себя, другая возникает в результате творческого акта сознания того, кому нужно её существование. Реальное существует только в связи с жизнью человека. Реальное – это факт сознания, «внутреннее чувство» и «функция души». Государство по Фихте – это гарант реализации права свободного телесного и духовного развития человека.

Шеллинг считает, что в человеке духовное начало осознает себя, в природе оно бессознательно. Природа – это динамическое единство противоположностей. Формы разумного познания – не умозаключения и доказательства, а непосредственное интеллектуальное созерцание – интуиция. Субъектом такого постижения сущности может быть лишь философский и художественный гений. Развитие он характеризует как целесообразное: на одном полюсе материя, на другом – истина познания. Бог и есть разум. Большое внимание уделял идее свободы. Воля свободна, человек стоит перед выбором добра и зла.

Людвиг Фейербах (1804 - 1872) – немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. Он понимал человека как высший продукт природы. Исходным пунктом воззрений Фейербаха являлась идея, выраженная в афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Идеальное он рассматривал как производное от определенного уровня организации материального. Фейербах был материалистом по своим взглядам. Он критиковал религию и гегелевский идеализм. Религии он придавал потусторонний, отчужденный от самого человека смысл.

Согласно антропологическому принципу все проблемы философии, так же как и их решения скрыты в самом человеке, в рациональном понимании его бытия и деятельности.

 

 

Выводы

1. 17 век в Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. В этот период разум рассматривается вместе с наукой как полезные инструменты сознания и преобразования мира.

2. Основным направлениями в эпоху Нового времени были эмпиризм и рационализм.

3. Эпоха нового времени вошла в историю как период научно-технической революции. Произошли открытия в естественных науках, особенное место стала занимать механика. Возникла потребность в осмыслении новых научных данных. В философии стала насущной проблема возникновения нового метода.

4. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли по- своему решали проблему нового метода исследования.

5. 18 век называют веком Просвещения. Всех философов этой эпохи объединяет идея построения жизни на разумных началах. Появляются идеи демократии и республиканской формы правления. В этот период издается первая в мире энциклопедия, вобравшая в себя всевозможные знания о мире.

 

Глоссарий

Эмпиризм - философское направление, источником знаний о мире считавшее опыт.

Рационализм – философское направление, считавшее, что истинное знание о мире может дать только разум, интеллект.

Субъективный идеализм – философское направление, рассматривающее мир, как отражение человеческих ощущений.

Эпоха Просвещения – 18 век во Франции, философские представители которой стремились распространить полезные знания среди широких кругов образованных людей, считая, что это позволит перестроить жизнь на разумных началах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: