Родительское собрание в детском саду.
Тема: «Развитие связной речи дошкольника».
Цель: Активизировать знание родителей по развитию связной речи у ребенка.
Задачи: Помочь родителям узнать, какие игры развивают связную речь ребенка.
Способствовать сплочению родительского коллектива, выполняя задания.
Развивать умение свободно высказываться по существу вопроса.
Форма: Нетрадиционная,КВН.
Участники: Родители детей от 4-х до 6 лет.
Оборудование: Оценочные листы и ручки для жюри; конверты с пословицами и скороговорками, листы с заданиями, простые карандаши для команд на каждый стол; две картины.
Ход мероприятия:
Воспитатель. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Развитие речи ребенка ведется по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи; обогащение словаря; развитие связной речи.
Столкнувшись с проблемой в группе, что дети не могут связно ответить на вопрос воспитателя, либо доказать свой ответ, а также составить рассказ по картине. Я решила собрать родителей, причем со средней группы. Ведь взрослым важно, поддержать и обеспечить развитие речевых способностей дошкольников и поэтому сегодня мы поговорим о связной речи дошкольника.
Сегодня наши родители покажут, как они владеют вопросами организации развития связной речи на нашем КВНе, где выполнив задания увидят, с помощью каких игр можно помочь детям развить связную речь.
Представление команд (название, девиз)
Задание «Определение связной речи»
Что такое связная речь? (Команды дают определение связной речи).
Связная речь – это умение формулировать и излагать свои мысли.
Задание «Найди продолжение.»
На столах находятся начальные фразы пословиц, поговорок и отдельно концовки. Участникам необходимо правильно подобрать продолжения, чтобы сохранился поучительный смысл сказанного и зачитать.
Красно поле пшеном, а беседа (умом).
Хороша веревка длинная, а речь (короткая).
Каков разум, такова и (речь).
Коротка речь и ясна – оттого и (прекрасна).
Язык мягок: что хочет, то и (лопочет).
Короткую речь хорошо слушать, под долгую речь хорошо (думать)
Кто ясно мыслит, то ясно (излагает).
Краткость – сестра (таланта)
3. Задание "Семейная олимпиада"
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Каждая команда друг другу загадывает любое слово, обозначающее предмет. Каждый из противоположной команды должен подобрать к нему слово-признак, отвечающий на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет больше слов-признаков.
Задание «Развиваем речь с помощью скороговорок».
Чем полезны скороговорки? Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. Каждый участник из команд проговаривает скороговорку.
Скороговорки.
· Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
· Ткёт ткач ткани на платки Тане.
· Осип охрип, Архип осип.
· На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
· Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в рeкe рак,
Сунул Грека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
· Рыла свинья, тупopыла, белopыла,
Пoлдвopа рылом изpыла,
выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла,
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
· Кукушка кукушoнку купила капюшoн,
Надел кукушoнoк капюшoн,
Как в капюшоне он смешон.
· Бeлый снег. Бeлый мел. Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла. Бeлой даже нe была.
· Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
· Расскажите про покупки
Про какие, про покупки
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
· Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
· Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Задание «Реши ситуацию»
Проблемная ситуация.
Дома у ребенка есть свой питомец (котенок). Каждый день ребенок имел возможность его покормить, хорошо рассмотреть, однако особенного интереса к котенку не проявлял, кроме тех случаев, когда ребенок хотел с ним поиграть или помучить его.
Однако когда на занятиях по развитию речи зашел разговор о домашних питомцах, ребенок не смог рассказать о своем котенке: ни какая у него шерсть, ни какой хвост, ни какие лапки и т.д.
Вопросы:
Можно ли утверждать, что маленький ребенок не наблюдателен?
Чем объяснялось неумение ребенка рассказать о котенке?
Как следует организовать наблюдение ребенка в данном случае?
Решение: Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например: Как только котенок попал в дом, нужно было сказать.
- Посмотри какой красивый котенок. Какие у него остренькие ушки, а какие круглые, зеленые глазки. Сам котенок черный, а лапки и грудка беленькие.
Задание «Оживление картины»
Команды, составляют рассказ по предложенным им картинам.