Особенности развития конкуренции стран ЕС




Повышение конкурентоспособности - одна из основных задач Европейского союза текущего десятилетия. На Саммите ЕС в г.. Лиссабон (Португалия) в марте 2000 года лидеры стран-участниц объединения приняли амбициозную экономическую программу, главной целью которой было «создание к 2010 году Наиболее конкурентоспособной и динамичной экономики в мире, основанной на передовых знаниях...».

Выдвинутые на Саммите задачи, сведены в единую программу, сразу окрестили «Лиссабонский процессом» и стали еще называть по городу, в котором проходил саммит, Лиссабонской программе.

Основными направлениями программы, на которых, по мнения лидеров ЕС, необходимо было сосредоточьте усилия для улучшения конкурентных позиций объединения, стали:

• создание информационного общества и стимулирования инновационных процессов в экономике;

• завершение формирования действительно единого рынка;

• повышение эффективности и интегрированности финансовых рынков;

• создание благоприятного для развития предпринимательства климата;

• формирование общего европейского пространства НИОКР;

• проведение социальной политики, направленной на экономический рост;

• обеспечение экономического роста, не вступает в противоречие с задачей сохранения окружающей среды.

Лиссабонская программа показывает приоритеты стратегии объединения является одним из лидеров мировой экономики и, следовательно, ее опыт повышения конкурентоспособности представляет Несомненный интерес.

Прежде всего, страны ЕС исходили из того, что они НЕ смогут успешно конкурировать на международных рынках, если основу экспортируемой ими продукции будут составлять низко технологические товары традиционных отраслей экономики. Положение в Европе, по сравнения с США, чем-то похоже на положение Украины по отношении к экономике развитых Западных стран. ЕС имеет большое количество квалифицированной рабочей силы. Таким образом, способность генерировать новые идеи в ЕС весьма высока. Однако, что касается коммерциализация ЭТИХ идей, особенно с выходом на международные рынки, страны ЕС существенно отстают от США, за некоторыми исключениями вроде мобильных телефонов или продукции фармацевтической отрасли. Если принять во внимание еще и существенное отставание предпринимателей ЕС по уровню расходов на новые научные исследования и разработки, то общее отставание Европы от США выглядит неизбежным в тех пор, пока ЕС НЕ изменит ситуацию с расходами и коммерциализация.

Важным инструментом преодоления отставания ЕС считает формирование информационного общества. Для этого предполагается повысить уровень информатизации школ, общественных учреждений и частных лиц. В ЕС было принято Комиссией ЕС и реализуется уже второй план действий по формированию Интернет Европы и стимулирования использования населением и бизнесом новых информационных технологий. План достаточно успешно реализуется.

Другая задача ЕС - формирование единого внутреннего рынка, казалось, уже была выполнена еще до введения единой валюты евро. Однако - это в теории, на практике между странами ЕС все еще остаются барьеры для перемещения факторов производства. На Лиссабонской встречи особое внимание было уделено достижению действительно единого рынка в таких отраслях как средства дальней связи (телекоммуникации), энергетика и финансовые услуги.

В целом усилия ЕС по либерализации телекоммуникационного рынка были успешны. Выросла конкуренция привела к снижению тарифов на услуги телефонной связи. За пять последних лет их стоимость для населения и предприятий различных стран ЕС в среднем снизилась на 15-25%. Однако, по мнение Комиссии ЕС, далеко не все препятствия свободной конкуренции устранены, и судьба от государственных или бывших от государственных компаний на рынке многих стран ЕС остается непомерно высокой. Например, «Бритиш Телеком» в Великобритании контролирует 52% рынка. А в Греции одним провайдером контролируется 95% рынка.

В отличие от рынка дальней связи, либерализация второго ключевого для конкурентоспособности сектора - энергетического, проходит медленно. В ноябре 2002 года правительствам стран ЕС удалось договориться о постепенном снятие ограничений на рынке поставок электроэнергии по июль 2004 года для промышленных пользователей и к июлю 2007 года для широкого круга потребителей. В результате, на начало 2004 года цены на электроэнергию в ЕС для промышленных нужд было на 15% ниже наименьшего значения за десятилетие, а для населения - на 10%.

Кроме того, предполагается продолжить формирование единого транспортного пространства. Это касается, прежде всего, железнодорожного транспорта, рынок которого планируется частично открыть для иностранных перевозчиков в 2006 году. Европейский Парламент предлагал полную либерализацию до 2008 года, но пока многие страны выступают за плавный переход, чтоб национальные перевозчики могли лучше подготовиться к новым условиям.

Другое направление формирования единого транспортного пространства - авиационные перевозки. Предложения Комиссии ЕС по созданию единого рынка авиаперевозок стран ЕС - «открытое небо» - Пока не реализованы в полном объеме. Однако инициативы Комиссии уже идут дальше и ориентированы на трансатлантические полеты. Комиссия получила мандат стран-членов ЕС на ведение переговоров с США, Исходя из интересов всего объединения в целом, а не только отдельных стран входящих в него.

Пытаясь улучшить климат для бизнеса, в феврале 2004 года Комиссия ЕС предложила план действий по развитию предпринимательства в ЕС. Усилия предполагается сосредоточьте на пяти главных направлениях:

• поощрения населения отрыв новый бизнес;

• совершенствовать систему образования таким образом, чтоб прививать навыки предпринимательства уже на начальных стадиях обучения;

• создавать условия для развития предпринимательства, путем сведения к минимуму рисков банкротства;

• разрабатывать схемы льготного финансирования бизнеса;

• совершенствовать Законодательную базу и снижать административные барьеры.

Особым по своему значению пунктом, среди вторых мер по ликвидации барьеров для перемещения факторов производства на пространстве ЕС, стоит задача сформировать единый рынок услуг. Среди них первостепенное внимание уделяется созданию единого рынка финансовых услуг. Для достижения этой цели Комиссия ЕС осуществляет реализацию специального Плана действий (по нашему - «Плана мероприятий»), включающий 42 различных мероприятий, направленных на формирование реального рынка финансовых услуг до 2010 года. Почти на всех предложенных направлениях достигнуты договоренности между странами, включая Проблемное направление инвестиционных услуг.

При Европейском инвестиционного банке существует Европейский инвестиционный фонд специально для финансирования рисковых операций. Особое внимание уделяется предоставления финансирования и гарантий для предпринимателей и микропредприятий с числом занятых менее 10 человек. По последние семь лет около 125000 малых предприятий получили такого рода помощь. Это еще раз подчеркивает важность развития малого предпринимательства для любой экономики.

Особенно интересно отметить, что развитию малого предпринимательства отводится такое важное место в программе повышения конкурентоспособности ЕС. Эффективность, мобильность, оперативность, низкие расходы малого бизнеса является существенной составляющей общей эффективности и конкурентоспособности экономики. Однако и здесь отставание от США сохраняется. В зависимости от года, использование венчурного капитала в инвестиционно процессе в США в 2-3, а иногда и в четыре раза выше, чем в ЕС.

Другая важная задача повышения эффективности - объединение научных потенциалов стран ЕС. ЕС стимулирует совместные разработки исследователей из разных стран. Комиссия ЕС предложила Формировать «технологические платформы» как банки обмена передовымы разработками ученых стран Союза.

Занятость в ЕС рассматривается как средство поддержания стабильности экономики и оздоровления от государственных финансов в долгосрочном плане. Поэтому одной из основных задач Лиссабонский программы стало достижение уровня 70% занятости трудоспособного населения до 2010 года.

Среди Наиболее острых и деликатных проблем этого раздела - проблема старения населения и увеличение пенсионных и других выплат населению, ложится тяжелым бременем на экономику. Задача повышения конкурентоспособности экономики вступают в определенном смысле в противоречие с задачами сохранения высокого уровня социальной защищенности населения. Одним из путей преодоления этого противоречия, руководители ЕС считают увеличение степени вовлечения в трудовую деятельность лиц достигли Пенсионного возраста, но сохранили работоспособность. Предполагается, что политика ЕС будет направлена на то, чтоб к 2010 году 50% пожилых людей с этой категории стали в тот или иной степени заниматься трудовой деятельностью в различных сферах экономики.

Если рассматривать отдельные отрасли или отдельные страны ЕС, а не объединения в целом, то некоторые из них достигли впечатляющих успехов. Это касается, прежде всего, скандинавских стран. Они занимают лидирующие позиции в международных рейтингах конкурентоспособности и их достижения в выполнении задач Лиссабонский процесса также значительны. Согласно показателям международной конкурентоспособности, Которые рассчитываются ежегодно Международным экономическим форумом, Финляндия является лидером второй год подряд. Третье и четвертое места, сразу после США, занимают соответственно Швеция и Дания.

В течение нескольких лет подряд в Ирландии повышается уровень занятости, так и производительность труда. По производительности труда, исчисленной как выпуск объема продукции на единицу времени в стоимостном выражении, Ирландия Занимает первое место в ЕС. По мнение специалистов, особого внимания заслуживает опыт проведения в стране политики области образования и занятости. Однако если сравнивать Ирландию со Скандинавских странах, то она пока быть не может похвастаться такими же успехами в области промышленного внедрения научных разработок и это является одним из факторов ее отставание по общему уровню конкурентоспособности.

Если рассматривать ЕС в целом, то объединение не удалось добиться успехов на пути преодоления отставания от основного конкурента - США. Главная задача - сокращение разрыва, не говорит уже о опережении, остается нереализованной. По оценкам Комиссии ЕС, Программа должна была бы обеспечить дополнительное повышение темпов экономического роста ЕС ежегодно на 0,75% в течение всех десяти лет и способствовать укреплению конкурентных позиций ЕС, прежде всего по отношении к США.

Среднегодовые темпы прироста экономики за весь период реализации Программы были почти в два раза ниже, чем в США. Как показывают данные в ходе выполнения Программы, показатели ЕС в среднем по всем параметрам Лиссабонский программы, по исключением социального измерения, были хуже, чем в США. Согласно упоминавшийся выше индексом международной конкурентоспособности, из всех стран ЕС только Финляндия, Швеция и Дания стало занимают места в первой десятке стран с Наиболее высокими показателями. США находятся на втором месте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: