Понятие «общество» и его исследовательские трактовки




«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.

В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в Новое время в ХY1 веке в трудах итальянского мыслителя Н.Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В ХYII веке английский философ Т.Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения договора; ХYIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой - как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновой союз людей, связанных разделением труда, а философ И.Кант - как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало Х1Х века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г.Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.

Основоположник социологии О.Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию - как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.

По Э.Дюркгейму общество – это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. М.Вебер определял общество как взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. По К.Марксу общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:

· оно не является частью какой-либо другой более крупной системы;

· пополнение идет главным образом за счет деторождения;

· имеет собственную территорию;

· имеет собственное название и историю;

· существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;

· имеет развитую собственную культуру.

Таким образом, можно сказать, что общество – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается определенный набор или комплекс символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение. Для поддержания целостности общества некоторые социологи называют такие необходимые его свойства, как коммуникация между его членами, производство и распределение товаров и услуг, защита членов общества, контроль за поведением.

Лекция №2 История социологии как науки.

Ранняя социология

Изучаемые социологией проблемы не новы. Во все времена в той или иной форме существовали власть, различные отношения между людьми, взаимовлияния и споры. И всегда их стремились изучать и толковать, хотя и не под названием социологии, поскольку она как самостоятельная наука весьма молода. Например, уже Платон и Аристотель рассматривали вопросы, которые можно отнести к общественным наукам и социологии. Так, Платон (427-347) разработал структуру идеального государства, возглавляемого философами. В таком государстве особое значение придается воспитанию. Государство занимает главенствующее положение, и люди приспосабливаются к его принципам: человек — продукт государства. Воспитание в этом случае преследует выгоду государства, целью воспитания личности становятся интересы государства. Речь идет о ярко выраженной коллективности, когда индивид — зависимая, а общество — независимая переменная.

Взгляд Аристотеля (384-322) является противоположным: индивиды образуют общество и тем самым и государство. Качества индивидов определяют характер и своеобразие общества. Естественно, что и целью воспитания при таком подходе является индивид. Речь идет о концепции индивидуализма, по которой индивид — независимая, а общество — зависимая переменная.

В полярности взглядов этих ученых отражается прежде всего их время, обильное социальными переменами: Платон видел падение Афин, Аристотель — подъем греческого города-государства.

Противопоставление индивид — общество было актуально всегда. Однако раньше ученые старались при изучении общественных явлений и поведения человека преподать, что нужно делать. Началом социологии можно считать тот момент, когда стали выяснять, что люди в действительности делают. На смену нормативно-дидактическому методу пришло изучение действительного поведения людей и действительных социальных явлений.

Уже ранние исследования общественных вопросов, основанные на наблюдении и опыте, стали подрывать веру в абсолютные и непререкаемые ценности. Появлению новой науки, социологии, особенно способствовали идеи просветительства. Главные из них следующие:

  • человек способен познавать Вселенную;
  • человек способен использовать природу для своих потребностей;
  • наблюдение и способность к умозаключениям приближают к истине;
  • критичность является одним из способов приближения к истине.

Эти постулаты явились новым критерием ценностей в научных исследованиях и в познании жизни вообще. Родиной просветительных идей была Англия, но их радикальные формы развивались и во Франции.

Одним из предшественников социологического мышления, теории и методов социологии можно считать французского философа и историка Монтескье (1689-1755). Он декларировал важность сравнительного исследования и взаимозависимость социальных элементов общества, а также уделял особое внимание политическим и государственным институтам. Он пытался определить предпосылки трех форм государственного управления — демократии, монархии и деспотизма — с помощью типизации. Попутно заметим, что классификация и типизация — главнейшие «инструменты» любой науки. Ключевыми понятиями Монтескье среди прочего являются факты, действительность, а также демографические и территориальные факторы.

Второй французский представитель ранней социологии Жан-Жак Руссо (1712-1778) известен своей теорией, согласно которой человек хорош изначально, по своей натуре, но общество «портит» его. По мнению Руссо, общественный договор (contrat social) должен сделать совместную жизнь людей такой, чтобы в ней реализовались идеалы свободы и равенства. Это могло бы осуществиться наилучшим образом в маленьких обществах типа древних республиканских городов-государств. Согласно Руссо, общество создано общей волей людей, и законы общества являются выражением этой воли. С помощью референдумов проверяется наличие, ослабление или отсутствие общей воли.

Руссо считается по многим причинам пионером социологического мышления. Он уже ясно видел существование классов и классовых конфликтов, а также общественное значение неравенства. Кроме того, он понимал значение общественных перемен и роль человека в этих переменах как их зачинателя и руководителя.

Просветительные идеи воплотились в жизнь во Французской революции, однако вызвали обратную реакцию и доминирование консервативной философии. По сравнению с XVIII веком XIX век перемещает внимание с индивида на группу, а также с критики существующего строя на его защиту, с социальных перемен на социальную стабильность. Типичными понятиями этой эпохи стали традиция, авторитарность, статус, связь, функция, норма, символ, ритуал. Общество описывается при таком подходе следующим образом.

  • Общество в действительности значительнее индивида. Без социальной группы или связей индивид не имеет значимого существования: он приобретает свою человеческую сущность только путем взаимозависимого участия в обществе.
  • Общество состоит из отношений и институтов, и индивиды являются только членами того и другого и при этом выполняют определенные роли и имеют определенные статусы.
  • Разные части общества взаимосвязаны, так что перемена в какой-либо одной части потрясает общество в целом.
  • Для нормального функционирования общества в его составе необходимы малые группы: семья, соседство, религиозная группа, профессиональная группа и некоторые другие. Названные группы являются основными, но не единственными единицами общества.
  • Равенство дурно, потому что оно разрушает установившийся в течение времен порядок. Иерархия и статус равно необходимы в семье, церкви и государстве; без них социальная стабильность невозможна.

Эти взгляды консервативного склада оказали сильное влияние на мышление многих социологов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: