Конкретно-действенное мышление




Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.

Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. Однако благодаря мышлению, познавательные возможности человека выходят далеко за его пределы. Благодаря сложной структурированной мыслительной деятельности человек может осуществлять в окружающей среде разумную деятельность.

Понятие об интеллекте

Кто самый умный в нашем классе? В школе? В городе? В мире? Кто умнее: китайцы или французы? Может ли необразованный человек быть умнее образованного? А мой ребенок умный для своего возраста?... У людей всегда было желание оценивать и сравнивать ум, и всегда существовала проблема выбора критерия для такой оценки. Интеллект представлял из себя научную проблему с момента становления психологии до наших дней. Сегодня мы рассмотрим основной круг вопросов, которые включает в себя проблема интеллекта, основные точки зрения на эти вопросы, и постараемся сформировать свое отношение к ним.

Первая проблема – это определение понятия интеллект

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интел­лект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода интеллект — это совокупность тех или иных способностей.

Способности - индивидуально-психологические особенности определяющие успешность выполнения деятельности, несводимые к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.

Что мы относим к познавательным процессам? ВПФ? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь). Куда мы относим внимание? (основа всей познавательной деятельности)

«Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

В отечественной науке принято считать, что интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: