Вторая проблема – структура интеллекта?




Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос.

Так, в начале 20 века Спирмен выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Аналогичным образом в отечественной психологии принято выделять общие и специальные способности. (Теплов)

Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп).

Многие авторы полагали, что существуют некие базовые структуры интеллекта, независимые от культурных влияний и социально-экономических условий жизни человека (потенциальный или свободный интеллект). Однако, оценить на практике интеллект, генетически заданный от рождения не представляется возможным. В конечном итоге, все авторы признают, что тот интеллект, которым мы реально обладаем, складывается на основе врожденных задатков и формируется в процессе жизнедеятельности под влиянием множества факторов.

Саму структуру интеллекта, как правило, принято представлять в виде нескольких парйметров,

Терстоун, например, с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций (соответствующих познавательными структурам):

1. Счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2. Вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3. Вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;

4. Пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5. Память;

6. Способность к рассуждению;

7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

По другой концепции интеллект подразделяется на три типа:

(соответствующие разным типам деятельности)

Вербальный интеллект возникает благодаря языку, который позволяет нам формулировать и развивать свои мысли. Но он - нечто гораздо большее, чем способность высказывать мысли. От того, насколько он развит, зависит и получение новых знаний, и их запоминание, и их встраивание в уже имеющуюся информацию, и их последующее извлечение из памяти. А еще он определяет нашу способность обосновывать, аргументировать, защищать свои идеи. От уровня вербального интеллекта зависит не только блеск речей адвоката или политика, но и успеш­ность торговца или актера.

Логический интеллект - это наша способность оперировать абстрактными понятиями с целью разложить сложную задачу на несколько более простых. Он также отражает то, каким именно образом мы усваиваем новую информацию. Логический интеллект проявляется в последовательном ре­шении задачи: чтобы получить ответ, необходимо поэтапно проанализировать элементы условия и выявить связи между ними. Анализ последова­тельностей позволяет понять смысл задач.

Логический интеллект присущ методичным, организованным личностям, склонным к планированию и предвидению. Этот тип интеллекта характе­рен для ученых, исследователей и всех тех, кто хочет понять устройство мира. Интеллектом такого типа обладают те, кто ощущает потребность во всем находить смысл.

Математический интеллект. С раннего детства ребенок начинает классифицировать информацию, де­лить ее на категории, искать общее и различия. Это работа математическо­го интеллекта на конкретном уровне. Затем происходит овладение цифра­ми и понимание системы счета. Постепенно мы начинаем осваивать мате­матические операции, затем приобретаем способность производить в уме все более и более сложные вычисления. Развив свое математическое мыш­ление, мы вступаем в область абстракций и способности строить рассужде­ния на основании гипотез. Чем более развит наш математический интел­лект, тем сложнее могут быть наши умозаключения. Математический ум позволяет проверять существующие гипотезы и выдвигать новые. Такой тип интеллекта присущ изобретателям, ученым и вообще всем, кто должен манипулировать фактами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: