Инструменты монетарной политики




Индекс Ласпейреса

Индекс Ласпейреса определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления базисного периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшее за текущий период. Индекс рассчитывается как отношение потребительских расходов, обусловленных приобретением того же набора потребительских благ по текущим ценам, к расходам на приобретение потребительской корзины базисного периода:


.

Отражая динамику цен по потребительской корзине базисного периода, индекс Ласпейреса не учитывает изменений в структуре потребления, которые возникают из-за изменения цен благ. Отражая лишь эффект дохода и игнорируя эффект замещения, этот индекс даёт завышенную оценку инфляции при росте цен и заниженную в случае их снижения.

Индекс Фишера

С целью устранения недостатков, присущих индексам Пааше и Ласпейреса, рассчитывается их средняя геометрическая величина — индекс Фишера:

 

 

43. Антиинфляционная политика представляет собой совокупностьинструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономистыпытаются найти ответ на такой важный вопрос — ликвидировать инфляцию путем радикальных мер илиадаптироваться к ней.

Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительстваразных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цельантиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень —достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговыхметодов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включаяпроведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые икосвенные[1]. К косвенным методам относятся: регулирование общей массы денег через управление имицентральным банком; регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управлениеими центральным банком; обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка наоткрытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией,включают в себя: прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым —денежной массы; государственное регулирование цен; государственное (по соглашению с профсоюзами)регулирование заработной платы; государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

 

 

В мировой теории накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики.

К настоящему времени сформировалось два основных варианта антиинфляционной политики: ортодоксальный и гетеродоксальный.

Ортодоксальный вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов и включает:

- либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынке;

- введение свободных цен при ограничении роста зарплаты и поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;

-постепенное сокращение сферы деятельности государства в экономике, ограничение ее пределов решением проблем сбалансированности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.

Гетеродоксальный вариант предусматривает более активное государственное вмешательство в ход экономических процессов, в том числе:

- временное замораживание роста цен и заработной платы («политику доходов»;

- меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего посредством снижения налогового бремени;

- развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств;

- регулирование внешней торговли и валютных операций.

Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. Решение этой задачи возможно при правительстве, которое придерживается курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользуется доверием населения. Оно должно ставить перед собой конкретные практически осуществляемые антиинфляционные задачи, заблаговременно уведомлять о них граждан (сообщая через средства массовой информации о планируемых уровнях инфляции, темпах роста денежной массы в обращении, динамике денежных агрегатов и т.п.), а также обязательно добиваться их решения.

Уменьшение расходов государственного бюджета можно добиться, прибегая к таким «классическим» методам кредитной политики, как изменение учетной ставки процента и нормы обязательных резервов. Оба метода сокращают ресурсы коммерческих банков и общую ликвидность банковской системы, что способствует «отсасыванию» лишних денег из обращения и его стабилизацию [9, с. 325].

Мероприятия по регулированию учетной ставки обычно сопровождаются операциями ЦБ на открытом рынке, которые влияют на размеры свободных ресурсов банковской системы. Причем ЦБ наряду с продажей государственных ценных бумаг может также продавать валюту коммерческим банкам с целью, с одной стороны, сокращения их кредитных возможностей, в с другой - стимулирования этих банков к инвестициям за границей [10, с. 240].

Однако, постепенное повышение процента имеет пределы, так как его следствием является сокращение инвестиционной активности и производства. Кроме того, высокие процентные ставки привлекают из-за границы значительные валютные средства, что служит стимулом для развития импортируемой инфляции.

Противодействие ей и ослабление влияния внешних факторов в целом - еще одна стратегическая задача антиинфляционной политики. Ограничению воздействия внешнеэкономических факторов обесценения денег способствуют различные меры по уравновешиванию платежного баланса и стабилизации валютного курса.

В частности, повышение курса национальной валюты вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и тем самым подталкивает вниз общий уровень цен в экономике. Однако данной тенденции противодействует другая - удорожание экспорта. Это снижает его конкурентоспособность, а следовательно, ухудшает торговый и вслед за ним платежный баланс.

Единая антиинфляционная стратегия должна включать любые неденежные элементы, которые оказывают понижательное давление на цены со стороны предложения. Среди них стоит выделить:

- государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства;

- переориентацию инвестиционных потоков на секторы, обеспечивающие товарами потребительский рынок;

- демилитаризацию и конверсию военных секторов экономики.

Таковы основные черты антиинфляционной стратегии. Однако в отдельных случаях ситуация в экономике требует немедленных шагов по снижению темпов инфляции. На это направлена краткосрочная политика (тактика). Используя ее методы, можно ослабить инфляционное давление на цены, а также подготовить экономику к более радикальным антиинфляционным мерам. Главной задачей при этом является сокращение инфляционного разрыва между спросом и предложением.

Этого можно добиться, либо расширяя совокупное предложение без увеличения совокупного спроса, либо снижая текущий спрос без соответствующего уменьшения предложения. В первом случае предоставляются налоговые льготы предприятиям, которые диверсифицируют производство и продажи, а также выпускают пробочные товары и оказывают дополнительные услуги.

Внушительный антиинфляционный потенциал может иметь приватизация государственной собственности. Если ее умело организовать, она окажет положительное влияние на состояние государственного бюджета, причем сразу по двум направлениям. С одной стороны, пополнится его доходная часть, с другой стороны, ослабнет напряжение расходной части. Кроме того, появление на фондовом рынке акций приватизируемых предприятий приведет к оттоку свободных ресурсов с денежного рынка.

На начальных этапах остановить раскручивание маховика инфляции спроса помогает массированный импорт потребительских товаров, а также реализация предприятиями и государством товарно-материальных запасов, скопившихся в предыдущие годы.

Целью второго направления антиинфляционной тактики является повышение процентных ставок по вкладам, удлинение их сроков, а также уменьшение уровня ликвидности сбережений в целом. В крайних случаях вводится временное замораживание вкладов до востребования или проводится денежная реформа той или иной степени жесткости [1, с. 32].

 

Денежные реформы так же являются формой антиинфляционной политики государства.

Денежные реформы - это упорядочение денежной системы путем изменения стоимости или замены обращающейся денежной единицы, проводимое государством для восстановления равновесия между денежной и товарной массой. Денежные реформы позволяют быстро стабилизировать денежное обращение стран мира после войн, революций и других катаклизмов. Необходимость их проведения обусловливается расстройством денежной системы, изменением политического устройства или образованием нового государства, созданием или объединением национальных денежных единиц.

Результативность денежных реформ определяется радикальностью проводимых преобразований. Важно, чтобы денежная реформа сопровождалась созданием условий для укрепления экономики, государственных финансов и денежно-кредитной сферы страны (в том числе изменением порядка эмиссии, обеспечением банкнот и др.) В современных развитых странах антиинфляционные программы стабилизации и проводимые денежно-кредитные политики фактически заменяют денежные реформы.

Существующие денежные реформы подразделяются на четыре вида:

1. Нуллификация - аннулирование обесцененной обращающейся и введение новой денежной единицы.

2. Ревальвация (реставрация) восстановление стоимостного содержания денежной единицы до прежней величины.

3. Девальвация - уменьшение стоимостного содержания денежной единицы. В 1949 г. была осуществлена одновременная девальвация 37 валют к доллару США на 12-30,5 %. Это резко усилило покупательную способность доллара в Европе и одновременно увеличило задолженность европейских стран Соединенным Штатам. Вторая массовая девальвация была проведена в конце 1967 г. Великобританией и 25 другими странами, когда курс валют понизился до 5 -25 %.

4. Деноминация - увеличение стоимостного содержания денежной единицы путем «зачеркивания нулей». Деноминация проводилась в СССР в 1961 г., когда деньги обменивались в соотношении 1: 10, и в России в 1998 г., когда деньги обменивались как 1: 1000.

Исторически денежные реформы проводились как в условиях металлического денежного обращения, так и при золотодевизном стандарте. В Европе денежные реформы использовались при переходе от одного денежного товара или типа денежной системы к другому: в 16 - 17 веках медные деньги заменялись серебряными. Первая мировая война и кризис 1929-1933 гг. привели страны мира к реформам, отменяющим золотой стандарт в пользу обращающихся кредитных и бумажных денег.

 

 

45. Стабилизационная политика

Стабилизационная политика-это действия правительства по контролю над экономической ситуацией в стране в целях достижения полной занятости, поддержания низкого уровня инфляции, возрастающего объема ВНП.
Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Центральный элемент стабилизационной политики-борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже.

К инструментам стабилизационной политики относятся:
сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
проведение жесткой денежно-кредитной политики, т.е. прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.;
установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимают макроэкономические показатели, фиксируемые на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.).
Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают цены на определенном уровне;
сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансферов;
либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации:
1) ортодоксальный, представляющий собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую:
устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета;
жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышением учетной ставки сверх уровня инфляции;
установление «монетарного якоря»;
2) гетеродоксный, предполагающий проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.

На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария служит социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.
При макроэкономической стабилизации осуществляется переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.

 

47. Монетарная политика и ее цели инструменты

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор (multден = [(1 + сr)/(cr + rr)], так как ΔМ = multден х ΔН. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).

Инструменты монетарной политики

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

· изменение нормы обязательных резервов

· изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)

· операции на открытом рынке

Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований – required reserve ratio). Вспомним, что обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле: Rобяз = D х rr, где R обяз – сумма обязательных резервов, D – общая сумма депозитов, rr – норма обязательных резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.

Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам. Во-первых, сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10%, его кредитные возможности составят ΔК= ΔD – ΔRобяз = ΔD – (ΔD х rr) = 1000 – 1000 х 0.1 = 900, а при норме обязательных резервов, равной 20%

ΔК= 1000 – 1000 х 0.2 = 800.

Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора (mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов). Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2). Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и через изменение величины банковского мультипликатора.

Изменение величины кредитных возможностей (т.е. резервов) коммерческих банков ведет к изменению величины денежной базы (вспомним, что денежная база (Н) = наличность (С) + резервы (R)), а изменение величины банковского мультипликатора (1/rr) обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].

В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при норме обязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковской системой ΔМ1 = ΔК1 х mult1 = 900 х 10 = 9000, а при норме обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег ΔМ2 = ΔК2 х mult2 = 800 х 5 = 4000. Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).

К тому же, начиная с 1980 г. процедура пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.

Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы (на уровне банков ΔM = multбанкхΔК или на уровне экономики ΔM = multденxΔH).

Следует отметить, что в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.

Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у центрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.

Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.

Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: 1) краткосрочные государственные облигации и 2) казначейские векселя.

 

 

48. Цб РФ может достичь целей ДКП, проводя либо жесткую, либо гибкую монетарную политику.

Жесткая монетарная политика связана с поддержанием на определенном уровне объема денежной массы. Гибкая монетарная политика связана с использование ставки %.

Выбор варианта зависит от причин изменения спроса на деньги. Если рост спроса связан с инфляционными процессами, то уместно проводить жесткую политику, направленную на поддержание определенного уровня денежной массы.

Если же необходимо застраховаться от неожиданных изменений скорости обращения денег, то предпочтительным будет удержание ставки %, напрямую влияющего на инвестиционную активность.

 

14. Кейнсианская доктрина

йнсианская доктрина возникла после разрушительного мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг., который выявил нестабильность «автоматического саморегулирования» рыночной экономики, — возможность, которую пытались обосновать представители неоклассического направления экономической мысли.

Дж. М. Кейнс выдвинул теорию дефицитного финансирования. Во избежание экономических кризисов и обеспечения занятости он постулировал необходимость постоянного и широкого вмешательства государства в экономическую жизнь при помощи преимущественно финансовых инструментов регулирования — формирования дополнительного платежеспособного спроса

Денежно-кредитной политике отводилась второстепенная роль: она должна была обеспечить проведение политики «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок для расширения эффективного спроса — личного потребления и инвестиций. Кейнс выступал за дефицит государственного бюджета и расширение денежной эмиссии центральным банком. Таким образом, он предлагал подорвать стабильность покупательной силы денег.

С начала 1930-х гг. кейнсианская концепция дефицитного финансирования стала господствующим направлением в теории и практике государственного регулирования экономики стран Запада, особенно после Второй мировой войны. Однако крах Бреттон-Вудской валютной системы, структурные кризисы и стагфляция в середине 1970-х гг. потребовали отказаться от кейнсианской доктрины.

 

 

монетаризм М. Фридмена

 

Однако крах Бреттон-Вудской валютной системы, структурные кризисы и стагфляция в середине 1970-х гг. потребовали отказаться от кейнсианской доктрины.

 

С этого времени господствующим направлением экономической мысли в области регулирования рыночной экономики становится монетаристская концепция американского экономиста М. Фридмена.

Фридмен и последователи считают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственных связей, поэтому монетарные мероприятия центрального банка — наиболее эффективный инструмент экономического регулирования вообще и проведения антиинфляционной политики в частности. Монетаристы выступают за приоритет жесткой денежно-кредитной политики, не зависящей от состояния конъюнктуры. Такая политика направлена на ограничение инфляции. Главная функция монетарной политики — контроль за выпуском денег в обращение, который происходит в соответствии с определенным правилом, т.е. уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.

Серьезную опасность монетаристы видят в бесконтрольном манипулировании денежной массой. Они считают, что центральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы — не более 3 — 5% в год. По мнению М. Фридмена, ориентация не на кратковременные, а на долговременные тенденции. в динамике денежного обращения будет наилучшим образом содействовать поддержанию оптимальных темпов роста экономики.

 

В качестве основы кредитно-денежной политики монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение должно увеличиваться в соответствии с ростом реального чистого национального продукта в долгосрочном периоде.

Таким образом, центральным моментом регулирования экономики монетаристы считают управление предложением денег. При этом процентной ставке отводится вспомогательная роль, а основное внимание уделяется монетарному правилу.

 

16. Жесткая и гибкая денежно-кредитная политика

 

центральный банк с помощью находящихся в его распоряжении инструментов реализует определенные цели денежно-кредитной политики. Ее основные разновидности: поддержание на определенном уровне денежной массы — жесткая монетарная политика или ставки процента — гибкая монетарная политика. Жесткая политика предполагает поддержание денежной базы на некотором целевом уровне. Гибкая монетарная политика соответствует поддержанию определенной целевой ставки процента. На практике обычно реализуется некоторый промежуточный вариант.

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменений спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо предохранить экономику от неожиданных изменений скорости обращения денег, то предпочтение может быть отдано поддержанию процентной ставки.

Центральный банк не может одновременно фиксировать денежную базу и процентную ставку. Для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, и наоборот.

 

 

49. Механизм действия фискальной политики

Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части. Первая часть — это так называемая дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе его решений. Вторая часть — это политика так называемых встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике.

Дискреционная политика. Она является важным компонентом фискальной политики. Дискреционная политика включает следующие элементы:

  • государственную программу занятости;
  • различные социальные программы;
  • изменение налоговых ставок.

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизацией экономики. Осуществляется эта программа обычно за счет средств государства и местных органов власти. Правительство всегда должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы ее активно использовать в условиях спада экономики, когда люди теряют работу. Особенно важны эти программы для поддержания занятости среди молодежи, которая в данных условиях испытывает на себе первые удары. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер, поскольку они могут весьма оперативно разворачиваться и сворачиваться.

Весьма эффективны они потому, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.

Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т.д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения и обостряется нужда. Главный недостаток всех программ такого рода заключается в том, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме. Изменение налоговых ставок с этой точки зрения является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.

Политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Это еще один элемент фискальной политики. Под автоматическими, или встроенными, стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают (при прогрессивной ставке налогообложения и за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада сумма изъятия части доходов с помощью налогов уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Иными словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и наоборот, в период замедления экономического роста обеспечивает минимальную потерю покупательной способности. Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что, в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.

К встроенным стабилизаторам относятся и система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.п., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос

 

55.Модель маленькой страны

Стратегической целью стабилизационной политики государства в открытой экономике является обеспечение «двойного равновесия» - общего экономического равновесия на уровне полной занятости при запланированном (будем полагать нулевом) сальдо платежного баланса. Для теоретического анализа последствий применения инструментов стабилизационной политики в национальной экономике, вовлеченной в мировое хозяйство, нужно проследить за тем, как изменяются эндогенные параметры модели открытой экономики при изменении подконтрольных государству экзогенных параметров. Поскольку, как было установлено в разделе 11.3, с позиций «новых классиков» мероприятия стабилизационной политики в лучшем случае нейтральны, а в худшем вредны, так как перераспределяют факторы производства из более эффективного частного сектора в менее эффективный государственный, то теоретической основой анализа будет служить кейнсианская концепция.

Совокупный спрос. Страна осуществляет свободный товарообмен и перелив капиталов с остальным миром при заданных значениях PZ, yZ, iZ. С приходом на отечественный рынок благ заграницы в структуре совокупного спроса появляется четвертое слагаемое - реальный объем чистого экспорта товаров и услуг:

       

где Qex, Qim - количество соответственно экспортируемых и импортируемых благ.

Посредством сомножителя ePZ / P количество импортируемых благ переводится в эквивалентное количество отечественных: выраженная в отечественных деньгах ценность импорта делится на цену единицы отечественного блага. Выражение ePZ / P является обратной величиной показателя реальных условий обмена и называется реальным обменным курсом; обозначим его er.

Объемы экспорта и импорта благ зависят от величины реального обменного курса: рост er стимулирует экспорт и сдерживает импорт. Поскольку по мере роста реального национального дохода домашние



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: