При освоении дисциплины «Биология поведения» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм приобретения новых знаний. В обязательном порядке должен быть обеспечен доступ студентов в Интернет для подготовки рефератов.
Во время проведения лекций образовательный процесс ориентирован, в основном, на теоретическую подготовку студентов и на приобретение навыков самостоятельной работы.
Первая, вводная лекция, призвана возбудить интерес к осваиваемой дисциплине. Помимо посещения лекций, предусматривается самостоятельная работа студентов с учебной литературой, необходим также доступ к Интернет-ресурсам.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов по курсу «Биология поведения» осуществляется:
1. При чтении основной и дополнительной учебной литературы.
2. При подготовке реферата.
Вопросы для самостоятельной работы
1. | Теории зоопсихологии. | |
1.1. | Креационные теории зоопсихологии. | 0.5 |
1.2. | Метафизические взгляды на зоопсихологию. | |
1.3. | Психологические теории в зоологии XVIII века. | |
1.4. | Зоопсихологическая теория эволюции Ж.Б.Ламарка. | |
1.5. | Теории зоопсихологического антропоморфизма. | 0.5 |
1.6. | Теории атомистической зоопсихологии. | 0.5 |
1.7. | Теория тропизмов Ж.Леба. | 0.5 |
1.8. | Рефлексологическая теория поведения И.П. Павлова. | 0.5 |
1.9. | Инструментальные условные рефлексы Б.Скиннера. | 0.5 |
1.10. | Бихевиоризм в зоопсихологии. | 0.5 |
1.11. | Объективная биопсихолргия В.Вагнера. | 0.5 |
1.12. | Инстинктивно-объектная гипотеза К.Лоренца и Н.Тинбергена. | |
2. | Проблемы современной теоретической зоопсихологии. | |
2.1. | Коммуникативные и социобиологические концепции. | |
2.2. | Сравнительный подход в этологии. | |
2.3. | Когнитивные этологические модели. | |
3. | Нейробиологические основы этологии. | |
3.1. | Клеточное строение нервной системы и методы ее исследования. Нейрон. | |
3.2. | Типы организации нервной системы. | |
3.3. | Диффузный тип нервной системы. Околоротовой и подошвенный ганглии. Органы чувств. Особенности поведения кишечнополостных. | |
3.4. | Разбросанно-узловой тип нервной системы. Его разновидности. | |
3.5. | Лестничная нервная система (ортогон). Органы чувств плоских и круглых червей. Особенности поведения плоских и круглых червей. Выработка условных рефлексов у плоских червей. | |
3.6. | Брюшная нервная цепочка. Органы чувств кольчатых червей (дождевой червяк) и членистоногих. Особенности поведения кольчатых червей. Строение «головного мозга» насекомых. Сложность поведения насекомых. Общественные насекомые и их поведение. Роль Ж.А.Фабра в изучении поведения насекомых. Забота о потомстве. «Язык» общественных насекомых. Способность к счету (опыты с муровьями и пчелами). | |
3.7. | Разбросанно-узловая нервная система моллюсков. Особенности нервной системы и поведения двустворчатых моллюсков. Роющий образ жизни и «потеря головы» – что из этого следует. Особенности нервной системы и поведения брюхоногих моллюсков. Органы чувств. Нервная система и органы чувств головоногих моллюсков. Территориальность в поведении осьминогов. Стайный образ жизни кальмаров. Выработка условных рефлексов. | |
3.8. | Трубчатый тип нервной системы. Происхождение хордовых организмов и их нервной системы. Взгляды Ж. Сент-Илера на эволюционную связь беспозвоночных и позвоночных организмов. Ж.Кювье о взглядах Ж. Сент-Илера. Современные представления на появление хордовых организмов. Эволюция нервной системы в ряду хордовых. Появление коры больших полушарий. Связь между сложностью нервной системы и сложностью поведения. Гнездовая деятельность птиц. Строительная деятельность млекопитающих. Групповое поведение у позвоночных. Приматы. Их своеобразие. Происхождение и эволюция человека. Биологические основы поведения человека. | |
ИТОГО |
Темы для рефератов:
1. Биологическое и социальное в поведении человека.
2. Интеллект антропоидов и человека. Их частичное сходство и различие.
3. Развитие психики в процессе антропогенеза.
4. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.
5. Типы организации нервной системы.
6. Происхождение нервной системы хордовых.
7. Генетические факторы контроля поведения.
8. Инстинкт и влияние индивидуального развития на поведение.
9. Гормональная регуляция поведения.
10. Гермафродитизм и поведение.
11. Экзогенные системы контроля поведения.
12. Влияние на поведение паразитизма, комменсализма и мутуализма.
13. Влияние стратегий добывания пищи на поведение.
14. Психологический и физиологический симбиоз.
15. Поиск, выбор и забота о половом партнёре.
16. Забота о потомстве в пренатальный период.
17. Забота о потомстве в постнатальный период.
18. Доминирование и иерархия.
19. Звуковые и вибрационные коммуникации.
20. Зрительные коммуникации.
21. Химические коммуникации.
22. Эволюция полового поведения (моногамия, полигамия).
23. Спонтанное и социальное обучение.
24. Абстрактное мышление у животных.
25. Обман, недоверие и попрошайничество у животных.
26. Асоциальное поведение у животных.
27. Агрессия и уничтожение особей своего вида. Каннибализм.
28. Игра и приобретение "запасного" опыта. Познавательное значение игры животных.
29. Биологическая ограниченность поведения животных.
Рекомендуемая литература по курсу
" Биология поведения "
Основная
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. Учебник. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2002. 383 с.
Праворотов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. Учебное пособие. - Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. 392 с.
Дополнительная
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.- М.: Изд-во МГУ, 1993. 308 с.
Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол. Гвардия, 1985. 191 с.
Вагнер В.А. Сравнительная психология / Под ред. Г.В.Калягиной.- М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998. 192 с.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. 208 с.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.
Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. - М.: Мир, 1981. 379 с.
Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. Учебное пособие по ВНД и зоопсихологии. М.: Аспект-Пресс, 2001. 320 с.
Корытин С.А. Повадки диких зверей.- М.: Агропромиздат, 1986. 319 с.