Образовательные технологии




При освоении дисциплины «Биология поведения» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм приобретения новых знаний. В обязательном порядке должен быть обеспечен доступ студентов в Интернет для подготовки рефератов.

Во время проведения лекций образовательный процесс ориентирован, в основном, на теоретическую подготовку студентов и на приобретение навыков самостоятельной работы.

Первая, вводная лекция, призвана возбудить интерес к осваиваемой дисциплине. Помимо посещения лекций, предусматривается самостоятельная работа студентов с учебной литературой, необходим также доступ к Интернет-ресурсам.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по курсу «Биология поведения» осуществляется:

1. При чтении основной и дополнительной учебной литературы.

2. При подготовке реферата.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Теории зоопсихологии.  
1.1. Креационные теории зоопсихологии. 0.5
1.2. Метафизические взгляды на зоопсихологию.  
1.3. Психологические теории в зоологии XVIII века.  
1.4. Зоопсихологическая теория эволюции Ж.Б.Ламарка.  
1.5. Теории зоопсихологического антропоморфизма. 0.5
1.6. Теории атомистической зоопсихологии. 0.5
1.7. Теория тропизмов Ж.Леба. 0.5
1.8. Рефлексологическая теория поведения И.П. Павлова. 0.5
1.9. Инструментальные условные рефлексы Б.Скиннера. 0.5
1.10. Бихевиоризм в зоопсихологии. 0.5
1.11. Объективная биопсихолргия В.Вагнера. 0.5
1.12. Инстинктивно-объектная гипотеза К.Лоренца и Н.Тинбергена.  
2. Проблемы современной теоретической зоопсихологии.  
2.1. Коммуникативные и социобиологические концепции.  
2.2. Сравнительный подход в этологии.  
2.3. Когнитивные этологические модели.  
3. Нейробиологические основы этологии.  
3.1. Клеточное строение нервной системы и методы ее исследования. Нейрон.  
3.2. Типы организации нервной системы.  
3.3. Диффузный тип нервной системы. Околоротовой и подошвенный ганглии. Органы чувств. Особенности поведения кишечнополостных.  
3.4. Разбросанно-узловой тип нервной системы. Его разновидности.  
3.5. Лестничная нервная система (ортогон). Органы чувств плоских и круглых червей. Особенности поведения плоских и круглых червей. Выработка условных рефлексов у плоских червей.  
3.6. Брюшная нервная цепочка. Органы чувств кольчатых червей (дождевой червяк) и членистоногих. Особенности поведения кольчатых червей. Строение «головного мозга» насекомых. Сложность поведения насекомых. Общественные насекомые и их поведение. Роль Ж.А.Фабра в изучении поведения насекомых. Забота о потомстве. «Язык» общественных насекомых. Способность к счету (опыты с муровьями и пчелами).  
3.7. Разбросанно-узловая нервная система моллюсков. Особенности нервной системы и поведения двустворчатых моллюсков. Роющий образ жизни и «потеря головы» – что из этого следует. Особенности нервной системы и поведения брюхоногих моллюсков. Органы чувств. Нервная система и органы чувств головоногих моллюсков. Территориальность в поведении осьминогов. Стайный образ жизни кальмаров. Выработка условных рефлексов.  
3.8. Трубчатый тип нервной системы. Происхождение хордовых организмов и их нервной системы. Взгляды Ж. Сент-Илера на эволюционную связь беспозвоночных и позвоночных организмов. Ж.Кювье о взглядах Ж. Сент-Илера. Современные представления на появление хордовых организмов. Эволюция нервной системы в ряду хордовых. Появление коры больших полушарий. Связь между сложностью нервной системы и сложностью поведения. Гнездовая деятельность птиц. Строительная деятельность млекопитающих. Групповое поведение у позвоночных. Приматы. Их своеобразие. Происхождение и эволюция человека. Биологические основы поведения человека.  
ИТОГО  

 

Темы для рефератов:

1. Биологическое и социальное в поведении человека.

2. Интеллект антропоидов и человека. Их частичное сходство и различие.

3. Развитие психики в процессе антропогенеза.

4. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.

5. Типы организации нервной системы.

6. Происхождение нервной системы хордовых.

7. Генетические факторы контроля поведения.

8. Инстинкт и влияние индивидуального развития на поведение.

9. Гормональная регуляция поведения.

10. Гермафродитизм и поведение.

11. Экзогенные системы контроля поведения.

12. Влияние на поведение паразитизма, комменсализма и мутуализма.

13. Влияние стратегий добывания пищи на поведение.

14. Психологический и физиологический симбиоз.

15. Поиск, выбор и забота о половом партнёре.

16. Забота о потомстве в пренатальный период.

17. Забота о потомстве в постнатальный период.

18. Доминирование и иерархия.

19. Звуковые и вибрационные коммуникации.

20. Зрительные коммуникации.

21. Химические коммуникации.

22. Эволюция полового поведения (моногамия, полигамия).

23. Спонтанное и социальное обучение.

24. Абстрактное мышление у животных.

25. Обман, недоверие и попрошайничество у животных.

26. Асоциальное поведение у животных.

27. Агрессия и уничтожение особей своего вида. Каннибализм.

28. Игра и приобретение "запасного" опыта. Познавательное значение игры животных.

29. Биологическая ограниченность поведения животных.

 

Рекомендуемая литература по курсу

" Биология поведения "

Основная

Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. Учебник. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2002. 383 с.

Праворотов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. Учебное пособие. - Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. 392 с.

Дополнительная

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.- М.: Изд-во МГУ, 1993. 308 с.

Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол. Гвардия, 1985. 191 с.

Вагнер В.А. Сравнительная психология / Под ред. Г.В.Калягиной.- М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998. 192 с.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. 208 с.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.

Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. - М.: Мир, 1981. 379 с.

Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. Учебное пособие по ВНД и зоопсихологии. М.: Аспект-Пресс, 2001. 320 с.

Корытин С.А. Повадки диких зверей.- М.: Агропромиздат, 1986. 319 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: