Российское федеративное государство и его конституционные характеристики.




Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством. Таким образом, можно сказать, что государственное устройство - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией. Как и любая другая федерация, Россия является не союзом государств, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Федеративный договор - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня Федеративный договор в части, не противоречащей Конституции РФ, наряду с Конституцией РФ лежит в основе отношений России с республиками, подписавшими этот Договор. Думается, что такие договоры могут быть заключены Российской Федерацией со всеми ее субъектами, как подписавшими Федеративный договор, так и не подписавшими его. Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный федеральной Конституцией, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий, как Федерацией, так и ее субъектами. Договоры позволяют повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку. В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов - государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации, и национально-государственные образования - автономная область и автономные округа. Таким образом, в составе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования. Автономия в Российской Федерации - это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы. Автономия в Российской Федерации построена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные виды автономии - автономная область или автономный округ. С учетом изложенного можно сказать, что государственное устройство Российской Федерации - это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами. Государственное устройство Российской Федерации - один из важнейших институтов конституционного права Российской Федерации. Объединяемые им нормы регулируют широкий круг общественных отношений, возникающих в процессе создания и функционирования Российской Федерации и ее субъектов. Они не только регулируют различные стороны государственного устройства Российской Федерации, но и оказывают существенное влияние на содержание других конституционно-правовых институтов, поскольку именно государственным устройством Российской Федерации определяются в значительной мере порядок образования, система и компетенция государственных органов как самой Федерации, так и ее субъектов и т.д. Нормы института государственного устройства содержатся в гл. 3 Конституции РФ "Федеративное устройство", определяющей правовые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих субъектов, устанавливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию Российской Федерации. В России федерализм – это, прежде всего государственная организация национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса в Республике, для осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ Российской Федерации. Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков. Однако российский федерализм - не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной Республике, но и форма демократизации управления государством. Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитаризмом. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам - важная гарантия демократизма в управлении государством. В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются и гарантируются Конституцией РФ. Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов не могут противоречить Конституции РФ. Полномочия Российской Федерации, не отнесенные ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляются республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ. Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. К ним, согласно Конституции РФ (ст. 5), относятся: государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. 1. Государственная целостность Российской Федерации. Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации. Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не противоположно федерализму. Такой противоположностью является единое государство. Унитаризм и федерализм есть те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью. Если исчезнет унитарное начало, то федеративное государство подвергнется опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти. 2. Единство системы государственной власти. Единство системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Система органов государственной власти основана на принципе разделения властей не только по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали, т.е. разграничении предметов ведения и полномочий различных видов органов Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации. 4. Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации. Все народы в Российской Федерации пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других областях. Народы Российской Федерации пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. В настоящее время в Российской Федерации имеется: 21 республика, одна автономная область и 10 автономных округов. Все они являются формой объединения многих народов. Это означает, что десятки народов обрели в Российской Федерации свою государственность, а следовательно, реализовали на практике свое право на самоопределение. 5. Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие означает, что все субъекты Российской Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.

Российское государство можно понимать в 2 смыслах: 1) как определенное территориальное образование, в пределах которого осуществляется суверенная власть многонационального народа России; 2) как специальный аппарат государственной власти, который распространяет свое влияние на определенную государственными границами территорию.

Конституция РФ устанавливает основные характеристики российского государства:

1) РФ – демократическое государство; 2) РФ – правовое государство; 3) высшая ценность РФ – права и свободы человека и гражданина; 4) форма правления РФ – республика.

Демократическая природа РФ складывается из: 1) народовластия – как непосредственного, так и представительного; 2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ; 3) политического и идеологического многообразия.

Народовластие – осуществление власти народа посредством принятия решения непосредственно (на референдуме) либо путем избрания законодательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства. Территория всей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.

Федеративное устройство России строится на принципах территориальной целостности и единства российского государства.

Правовое государство – это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона.

Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не наоборот, т. е. РФ имеет социальный характер.

В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепляет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и выражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п.

Правовое государство предполагает наличие светского характера государства, т. е. в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принужден к принятию или отказу от религии, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.

Гарантированность прав и свобод личности в РФ обеспечивает реализацию принципов демократии в РФ, так как только государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.

Республиканская форма правления рФ означает, что: 1) во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ; 2) органы государственной власти являются в России выборными или назначаемыми, но не наследственными; 3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не может быть пожизненным. РФ – это смешанная республика, т. е. власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: