Глава 1. Теоретические аспекты приобщения младших школьников к основам ЗОЖ в области физической культуры




Курсовая работа

По дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта»

 

Средства и методы развития физических качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Представлена для Исполнитель:

Студент 2 курса

Защиты_____________________ Дневного обучения

Щукин А.В.

 

Защищена___________________ Научный руководитель:

Доцент кафедры

физической культуры

С оценкой___________________ Кузьмина С.В.

 

 

Проверил____________________

 

 

Санкт – Петербург

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты приобщения младших школьников к основам ЗОЖ в области физической культуры 6

1.1. Понятия «здоровье», «ЗОЖ» 6

1.2. Анатомо-физиологические особенности младших школьников 8

1.3. Анализ программы по физической культуре младших школьников с точки зрения ЗОЖ 10

Глава 2. Методы и организация исследования 12

Глава 3. Методические особенности применения различных внеурочных форм работы по физической культуре по приобщению младших школьников к ЗОЖ 14

3.1. Понятие и характеристика внеурочных форм работы по физической культуре с целью приобщения младших школьников к ЗОЖ 14

3.1.1. Спортивные соревнования 15

3.1.2.. Походы 19

3.1.3. Спортивный праздник 20

Заключение 23

Список используемой литературы 24


Введение

Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность, разрушение привычных устоев жизни, нравственных и социальных ориентиров — все это привело к общему снижению уровня благосостояния и качества жизни большинства жителей нашей страны. Это проявилось в ухудшении состояния здоровья широких слоев населения, в том числе и детей.

Ухудшения здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. Другая причина – это внешняя среда, окружающая человека, оказывает существенное воздействие на его самочувствие и работоспособность. Поэтому отправной точкой работы по охране здоровья школьников должно служить создание оптимальных для работоспособности и здоровья учащихся условий окружающей и внутришкольной среды.

Проблему сохранения и укрепления здоровья решают многие социальные институты. Важную роль в этом процессе играет общеобразовательная школа. При этом сама организация процесса обучения в школе не всегда способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся (неудовлетворительное обустройство классов и других рабочих мест для учащихся, наполняемость классов, интенсификация обучения, компьютеризация, преобладание психических и статических нагрузок, недостаток двигательной активности). Необходимость сохранения и укрепления здоровья человека ставит перед школой в качестве приоритетной задачи сосредоточение усилий на процессе формирования здорового образа жизни. Однако эффективно осуществлять процесс формирования ЗОЖ в целостном педагогическом процессе невозможно из-за ряда неразрешенных противоречий, наличие которых затрудняет решение данной проблемы не только в рамках общеобразовательной школы, но и в обществе в целом.

Это проявляется в недостаточной пропаганде здорового образа жизни, отсутствии доступной материальной базы для занятий физкультурой и спортом, невысоким уровнем медицинского обслуживания, но, прежде всего, в засилье разнообразных обычаев, традиций, устоявшихся стереотипов поведения, негативно влияющих на здоровье человека.

Кроме того, формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения связано с физическим воспитанием и учебным предметом «физическая культура». Именно в физическом воспитании накоплен разнообразный положительной опыт в этой сфере. В то же время потенциал физического воспитания как фактора формирования ЗОЖ реализован и востребован в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы.

По мнению ряда ученых, успешное решение данной проблемы во многом обусловлено построением и содержанием учебно-воспитательного процесса в школе. Далеко не все выпускники общеобразовательной школы владеют необходимыми знаниями о сохранении и поддержании здоровья в полном объеме; у них зачастую не сформировано отношение к здоровью как к ценности, отсутствуют навыки ведения здорового образа жизни, одним словом - отсутствует культура здравосбережения.

Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы у учащихся по окончании общеобразовательной школы был сформирован высокий уровень мотивации к ведению здорового образа жизни, и чтобы они имели достаточно знаний к его воплощению [9, с. 26].

Все вышеизложенное обусловило выбор темы: «Внеурочные формы работы по физической культуре как средство приобщения младших школьников к основам здорового образа жизни».

Проблема: физическое развитие детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по физической культуре.

Объект: процесс приобщения младших школьников к основам ЗОЖ в области физической культуры.

Предмет: внеурочные формы работы по физической культуре как средство приобщения младших школьников к основам ЗОЖ.

Цель: выявить наиболее эффективные формы внеурочной деятельности как средства приобщения младших школьников к основам ЗОЖ.

Задачи:

1) раскрыть понятие «здоровье», «ЗОЖ»;

2) познакомиться с анатомо-физиологическими особенностями развития младших школьников;

3) изучить внеурочные формы по физической культуре по приобщению младших школьников к основам ЗОЖ;

Предполагается, что целенаправленное, систематическое применение различных внеурочных форм работы по физической культуре с учётом анатомо-физиологических особенностей младших школьников будет способствовать их приобщению к основам ЗОЖ.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты приобщения младших школьников к основам ЗОЖ в области физической культуры

 

 

1.1. Понятия «здоровье», «ЗОЖ».

Здоровье – одна из высших человеческих ценностей, источник счастья, радости, залог оптимальной реализации личности. Есть только один способ быть здоровым самому и обеспечить здоровье своему потомству – уметь сохранять и укреплять собственное здоровье [1, с.3].

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Признаками здоровья являются:

- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

- показатели роста и развития;

- функциональное состояние и резервные возможности организма;

- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Согласно заключению экспертов ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. По мнению академика Н.М. Амосова, «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем» [2, c.4].

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья [9, с.62].

Под образом жизни понимают сложившийся стереотип жизнедеятельности конкретного человека и отдельных групп населения, обусловленный социально-экономическими, природно-климатическими условиями и национальными устоями.

Определить понятие «здоровый образ жизни», как и понятие «здоровье» - очень сложная задача.

«Здоровый образ жизни» - осознанная человеком мотивация постоянно соблюдать гигиенические правила по укреплению индивидуального и общественного здоровья [12, с.19-20].

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. [9, с.31]

 

1.2. Анатомо-физиологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст охватывает детей с 6-7 до 11 лет (1-4 классы). Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах [4, с.187].

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако, функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500мл/мин у 7-летних детей до 4400мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем [7, с. 187].

Для младших школьников характерны:

- эндокринный сдвиг, следовательно, бурный рост тела;

- увеличение внутренних органов;

- постепенное окостенение позвоночника, грудной клетки;

- функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга;

- процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения – импульсивность.

С физиологической точки зрения младший школьный возраст – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

 

1.3. Анализ программы по физической культуре младших школьников с точки зрения ЗОЖ

Программа по физической культуре для 1-4 класса входит в раздел №1 «Комплексной программы физического воспитания». В.И. Лях, А.А. Зданевич.

Этот раздел состоит из четырёх взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию школьника. Для каждого раздела программ предусматривается решение оздоровительных, образовательных, воспитательных задач и использование соответствующих средств.

В первой части раскрывается организация, содержание и проведение уроков физической культуры.

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (1-4 классы) представлено нами в Главе 3.

Содержание программного материала урока состоит из двух частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно, необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе вне зависимости от того чем хотел бы заняться молодой человек в будущем. Базовый компонент, иначе называемый ядром, составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика [13, с. 55].

Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.

Из информации, представленной в Главе 3 видно, что разделу 1.1 «Понятия здоровье, ЗОЖ и здоровый школьник» в планировании специального времени не выделяется, а лишь указано «в процессе урока».

Данный раздел состоит из четырёх подразделов:

1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.

2. Приёмы закаливания.

3. Способы саморегуляции.

4. Способы самоконтроля.

Во второй части программы даётся характеристика физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного и продлённого дня. По программе каждая школа в соответствии с собственными условиями может разнообразить содержание, организацию и проведение, а также изменять и дополнять физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня.

К ним относятся гимнастика доучебных занятий (водная гимнастика), физкультминутки, физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, ежедневные занятия в группах продлённого дня.

Третья часть программы посвящена внеклассной работе. В ней раскрывается содержание внеклассных форм физического воспитания: в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки, а также факультативных и консультативных занятиях.

В четвёртую часть программы включено содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесячных дней здоровья и спорта, внутришкольных соревнований, туристических походов и слётов, физкультурных праздников.

Из выше сказанного можно сделать вывод что: содержанием программы предусматривается многообразие форм проведения занятий, которые возможно использовать с целью формирования у учащихся основ здорового образа жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: