Глава 3. Методические особенности применения различных внеурочных форм работы по физической культуре по приобщению младших школьников к ЗОЖ.




 

 

3.1. Понятие и характеристика внеурочных форм занятий по физической культуре с целью приобщения младших школьников к ЗОЖ.

В системе физического воспитания младших школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями: урочные и внеурочные.

В теории и методике физического воспитания к внеурочным формам занятий младших школьников относят:

1) спортивные секции по видам спорта;

2) секции общей физической подготовки;

3) секции ритмической и атлетической гимнастики;

4) школьные соревнования;

5) туристские походы и слеты;

6) праздники физической культуры;

7) дни здоровья [20, с.208].

Цель внеурочных форм занятий состоит в том, чтобы:

а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»;

б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;

в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых.

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом анатомо-физиологических особенностей младших школьников, пола и интересов детей. Далее мы рассмотрим подробнее методические особенности проведения таких внеурочных форм работы по приобщению младших школьников к ЗОЖ как: школьные соревнования, День здоровья и праздники физической культуры.

Далее мы подробнее рассмотрим методические особенности организации и проведения таких внеурочных форм работы по физической культуре по приобщению младших школьников к ЗОЖ как спортивные соревнования, походы и спортивные праздники.

3.1.1. Спортивные соревнования

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания [8, с.56].

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.

Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать школьников к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего, относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мальчиков и девочек (если последние в них участвуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.

Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях. В нем указывается:

1. Название соревнований.

2. Сроки.

3. Место проведения.

4. Задачи данного соревнования.

5. Программа и порядок проведения по дням.

6. Состав участников.

7. Система зачета (определения победителей).

8. Награждение.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками.

Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, школа назначает врача и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа учителей физической культуры одной или нескольких школ.

Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением [4, с. 3].

 

3.1.2. Походы

Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Общение детей с природой – это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Поход – это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход – это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации [5,с.214]. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых – учитель физкультуры, мед.работник, представители родительского комитета, классный руководитель.

Они совместно разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Классный руководитель (может совместно с учителем–предметником) определить, какие наблюдения можно провести с младшими школьниками.

Учитель физической культуры совместно с мед.работником обдумывают безопасность похода, организацию отдыха и питания.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей младшего школьного имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: сообщаю детям, куда они пойдут, с какой целью. Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей), а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника.

 

3.1.3. Спортивный праздник

Проведение любого спортивного мероприятия требует предварительной и тщательной подготовки. Подготовка к спортивному празднику начинается с постановки цели и задач. Надо определиться, какую цель мы преследуем и чего хотим добиться.

На предварительном этапе мы выбираем тему праздника, форму проведения, определяется время проведения.

Подготовка к празднику включает:

- написание сценария;

- определение системы подведения итогов праздника;

- определение структуры проведения праздника;

- определение членов жюри;

- назначение и подготовка помощников ведущего;

- подбор музыкального сопровождения;

- оформление зала;

- формирование команд;

- выдача домашнего задания для команд (придумать название и девиз команды);

- подбор спортивного инвентаря;

- выбор показательного выступления.

Структура спортивного праздника:

- открытие (парад участников) и представление команд;

- массовые состязания (эстафеты, конкурсы) и показательное выступление;

- подведение итогов, торжественное закрытие.

Спортивный праздник начинается с парада участников, представление команд, помощников и жюри.

В первой же части праздника участникам должна быть объяснена система подсчёта очков и выявления победителя, а также правила состязаний и каким способом будет штрафоваться команда за каждую ошибку. При объяснении каждого задания оговаривается, как определяется результат: по количеству прыжков или по времени выполнения.

Желательно подготовить стенд, где будут записываться все результаты.

В начале праздника команды показывают домашнее задание (название и девиз).

Основная часть праздника включает в себя чередование состязаний между командами. В середине праздника, например, показательное выступление учащейся 6б класса со скакалкой.

Эстафеты проводятся под музыкальное сопровождение, что способствует повышению эмоционального фона.

Для того, чтобы участники соревновались сознательно и активно, необходимо создать у них правильное представление о выполняемом задании. Все задания должны объясняться чётко и доступно, чтобы в сознании учащихся возникли нужные образы. Объяснение следует сочетать с показом задания.

Все эстафеты, конкурсы должны соответствовать возрасту и уровню физической подготовленности учащихся. Задания должны быть такой трудности, чтобы учащиеся, приложив достаточно усилий, могли преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Задания, при выполнении которых учащиеся не сталкиваются с преодолением трудностей, не прилагают усилия, не заинтересовывают детей, и не имеют педагогической ценности, т.к. не развивают волевые качества и способности учащихся.

У ведущего праздника есть помощники, которые помогают расставлять и убирать инвентарь, показывать задания и эстафеты, обеспечивают музыкальное сопровождение. Объясняя и показывая каждое задание, ведущий сразу оговаривает правила выполнения и указывает за какие нарушения, будет штрафоваться команда.

На празднике работает жюри, которое подводит итоги каждого задания, конкурса. На празднике важно своевременно оценивать выступления отдельных участников и команд. Подводить итоги необходимо и по ходу праздника и в конце. После каждой эстафеты, конкурса ведущий может сам подвести итог и оценить в целом выступление команд. Предоставлять слово жюри разумнее после 2-3 конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.

Подводя итоги праздника обязательно надо наградить все команды. Проигравшим надо вручить поощрительные грамотами, чтобы ребята не чувствовали себя ущемлёнными, и все ушли в приподнятом настроении. Награждение должно проходить торжественно и весело.

Во время проведения праздника ярко проявляются личности учащихся. Поэтому организатор должен следить за участниками и вовремя предотвращать недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечёткое соблюдение правил.

Главное надо помнить, если праздник пройдёт вяло без проявления эмоций, с большими организационными паузами, если мы не сумеем стимулировать активность ребят или ошибёмся в определении победителей, их невозможно будет организовать на следующий праздник или соревнование.

В работе по приобщению младших школьников к ЗОЖ педагог должен применять в системе различные внеурочные формы по физической культуре, соблюдая при этом выше представленные нами методические указания.

 


Заключение

В заключение хотелось бы вспомнить известную истину о том, что предупреждать всегда легче, чем исправить. В задачу школы и семьи входит обеспечение условий для дальнейшего полноценного здорового развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Ведь младший школьный возраст – период интенсивного накопления нового опыта, приобретения новой информации, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.

В работе мы убедились в необходимости приобщения детей младшего школьного возраста к здоровому образу жизни. И в рамках курсовой работы реализовали задачи:

 

1) раскрыли понятие «здоровье», «ЗОЖ». («Здоровье» – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов», «Здоровый образ жизни» - осознанная человеком мотивация постоянно соблюдать гигиенические правила по укреплению индивидуального и общественного здоровья);

2) познакомили с анатомо-физиологическими особенностями развития младших школьников;

3) изучили внеурочные формы по физической культуре по приобщению младших школьников к основам ЗОЖ;

 

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что нужно приобщать детей к ЗОЖ и физическо культуре, так как привычка к здоровому образу жизни закладывается именно в этом возрасте.

Список используемой литературы

1. Байер К. Здоровый образ жизни. – М.: Просвещение, 2010. – 368с.

2. Гигиена и экология человека / Под ред. Н.А. Матвеевой. - М.: Академия, 2005. – 243с.

3. Грач С.И. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию // Образование. - 2008. - № 5.- С.88-91.

4. Друзь В.А. Спортивная тренировка и соревнования. – СПб. - Питер, 2009. – 91с.

5. Железняк Ю.Д. Основы научно-методологической деятельности в физкультуре и спорте. - М.: Академия, 2010. - 272с.

6. Иванова О.В.Подарите детям праздник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 240с.

7. Колбанов, В.В. Валеология. Основные понятия, термины, определения. - СПб: Деан, 2009 - 229с.

8. Корнеева Л.Ф. // Физическая культура в школе. – 2011. - С. 20 - 24.

9. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2008. – 139с.

10. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания М.: Просвещение, 2008.

11. Маренкова Н.В. Золотая коллекция школьных праздников и внеклассных мероприятий для 1-11 классов - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 352 с.

12. Мир детства: Младший школьник – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1988. – 272с.

13. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков - М.: Дрофа, 2009. - 128 с.

14. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие. -М.: Академия, 2007. – 256с.

15. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. Заведений / под ред. С.А.Смирнова. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 512 с.

16. Педагогика физкультуры и спорта: уч. пос. для студ. высш. уч. завед. / под. ред. С.Д. Неверковича. - М.: Академия, 2010. - 336 с.

17. Погадаев Г. И., Палтиевич Р. Л., Щербаков В. Г. Физическая культура. Программы для образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М.: Изд. Дрофа, 2009. - 64 с.

18. Попов, С.В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников С.В. Попов. – СПб: СОЮЗ, 2010.с 4 – 256с.

19. Сулейманов Р. Р. Организация внеклассной работы в школьном клубе программистов, 2010. - 256 с.

20. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта – М.: Академия, 2011. 480с.

21. URL:https://med-books.info/valeologiya_739/istoriya-razvitiya-valeologii.html

22. URL:https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshih-shkolnikov

23. URL:https://www.dissercat.com/content/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshikh-shkolnikov-v-protsesse-fizicheskogo-vospitanij



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: