Начальная школа: работа с раскрасками и изготовление книги своими руками




(3 и 4 кл.)

С учащимися младших классов можно сделать книгу своими руками. Сначала учитель рассказывает детям о празднике – Дне православной книге. Объясняет, почему появился этот праздник, с каким историческим событием он связан. Нужно обратить особое внимание детей на отличия книги рукописной и книги печатной, рассказать о создании рукописных книг, о том, что все делалось вручную, об уникальности каждой из сохранившихся таких книг, о том, что рукописные книги были очень дорогими, и появление печатных книг сделало книги более доступными людям.

После этого предлагаем детям самим сделать рукописные книги, при этом выполнить самим все работы: придумать и записать текст, сделать иллюстрации, буквицы и орнамент.

Конечно, дети будут делать современную рукописную книгу. Но показать им, как украшались буквицы, какие использовались орнаменты, стоит. В частности, можно использовать презентации ко Дню православной книги, размещенные на странице методической поддержки интернет-портала Издательского совета РПЦ.

Если учащиеся будут делать книжку в классе, то весь процесс пройдет под руководством учителя. Если же дети будут делать часть работы дома, нужно заранее предупредить родителей, что делать работу за детей не следует.

Преподавательский опыт показывает, что некоторые родители готовы делать за детей практически всех возрастов домашние творческие или исследовательские задания. Причины разные. Кто-то таким образом «облегчает груз» домашних заданий, полагая, что ребенку «сделать бы основные уроки, а такое ещё рано, маленький ещё, потом научится». Кто-то – «работает на результат», т.е. хочет, чтобы выполненное домашнее задание было идеальным, настолько идеальным, что ребенок сам так не сможет. В обоих случаях родители не понимают цели работы (или учитель её нечетко формулирует). Ведь если работа сделана родителями, ученик не приобретает никаких новых навыков.

Если учитель в качестве задания на дом дает учащимся какую-то исследовательскую работу, его цель состоит в формировании определенных навыков. Это может быть умение выбирать из текстов сведения, которые относятся к теме, умение письменно пересказывать главное, переформулировать, проводить небольшой эксперимент, наблюдать и записывать результаты наблюдений и мн.др. Конечно, очень важно, чтобы ожидаемый результат и желаемые навыки соответствовали возрастным особенностям детей, были достижимы для учащихся этого возраста. Если это условие не выполняется, часть работы за учащихся фактически будет сделана родителями или самим же преподавателем, и работа тогда не имеет смысла: «результат» создан в значительной степени другими людьми, а у ребенка нужные умения и навыки не вырабатываются. Конечно, бывают задания, заранее рассчитанные на совместную работу взрослого и ребенка, но у них и цель несколько иная.

Если же мы хотим появления и развития новых навыков, новых умений у ребенка, творческого развития, то нам важно помнить об этой главной цели и на неё ориентировать и деятельность самих детей, и стремления родителей. Очень важно объяснить родителям, что никто не ждет от детей нереально идеального результата, никто не ждет неправдоподобных работ, которые дети ещё не могут сделать, и это всем очевидно. Дети должны получить новые знания, умения, навыки, новый опыт деятельности, стимул к дальнейшему творческому развитию, а не принести в школу книжку, сделанную за них взрослыми.

Если же книжки делаются в школе, на их изготовление понадобится несколько занятий.

Учащимся необходимо: придумать текст и потом его красиво переписать, сделать иллюстрации, оформить обложку, буквицы и орнамент, соединить страницы в книгу.

Чтобы работа принесла как можно больше положительных эмоций и меньше негатива, её следует заранее продумать так, чтобы было меньше шансов испортить почти готовую книжку.

Сначала определяем размер книжки. Вероятнее всего, это будет А5 (стандартный А4 (альбомный лист)), сложенный вдвое, или А6, т.е. альбомный лист, сложенный вдвое и ещё раз вдвое. Есть смысл сделать заготовку на нужное количество страниц, включая обложку, сложить, чтобы ребенок увидел, как это будет, и мог книжку планировать, но пока не соединять.

Дети заранее должны подумать, о чем будет книжка. На занятии они свой текст придумывают, записывают на отдельном листе (пока не в книге) и отдают учителю на проверку. После проверки и исправления недочетов текст может быть переписан в книжку. Вместе с учителем ребята сопоставляют объем получившихся текстов и объем будущей книжки, мысленно помещают текст в книжку, планируя место для буквиц, орнамента и иллюстраций.

Буквицы, орнамент, иллюстрации сначала выполняем на отдельных листах: тренируемся, пробуем, находим нужный размер. Такая работа может занять 2 отдельных занятия.

Особого внимания требует обложка. Её тоже нужно сначала потренироваться делать на листе такого же размера, какого будет сама книжка.

Когда черновики созданы, размеры рисунков, буквицы, орнаменты определены (вместе с учителем), можно начинать делать и саму книжку.

Можно сделать сначала обложку из сложенного вдвое листа и отложить её в сторону, пока не скрепляя с другими листами.

Учитывая возраст детей, мы понимаем, что они не смогут писать текст на просто белом листе. Следовательно, нужен либо трафарет со строчками, который будет подкладываться под страницу и будет виден сквозь бумагу, либо аккуратно наклеенные на странички тонкие разлинованные листы, либо какая-то разметка самих страниц будущей книги.

Торопить детей не стоит. Пусть на одном занятии они сделают обложку, на другом перепишут текст, на третьем сделают иллюстрации в книге, на четвертом – буквицы и орнаменты. Образцы буквиц можно посмотреть в раскрасках, в презентациях. Конечно, дети не обязаны следовать образцам, пусть проявят и свою фантазию. Стоит заранее продумать, что понадобится для написания текста, выполнения иллюстраций. Лучше, если это будут материалы, позволяющие исправить ошибки, помарки, неточности, если они появятся. Например, карандаши, а не фломастеры. Под рукой у учителя должны быть средства, позволяющие быстро прийти на помощь юным изготовителям книг и сделать ошибки, помарки, неточности менее заметными или вообще исправить их. Дети должны ощутить радость от своей работы, а не досаду из-за испорченной книжки.

На следующем занятии соединяет книжку с помощью иголки с ниткой – сшиваем. И оформляем в классе выставку рукописных книг, сделанных своими руками. После выставки учащиеся уносят свои работы домой.

В следующем году учащимся можно предложить сделать книгу своими руками с образцами буквиц. Следует ещё раз повторить, что такое буквицы, посмотреть вместе с детьми, как буквицы украшались, а потом предложить сделать маленькую книжечку с образцами буквиц. Формат – А5 или А6. Ученики на основе увиденных старинных образцов рисуют свои буквицы (несколько, по одной или по две на страничку) и раскрашивают их. Работа рассчитана примерно на 5 занятий: разговор о буквицах, совместный просмотр их в презентациях, в книгах, в печатных раскрасках, заготовка страничек для будущей книги, изображение буквиц на черновиках; оформление обложки книги; рисование буквиц в книжке; аккуратное раскрашивание их; соединение страниц в книжку и оформление выставки в классе ко Дню православной книги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: