Определение и сущность федерализма




Федерация (от лат. foederatio - союз, объединение) - форма государственного устройства, в основе которой лежат следующие принципы:

- формирование государства как единого целого из территорий членов (субъектов) федерации (штатов, кантонов, земель, республик и т.п.);

- субъекты федерации наделяются возможностями внутренней самоорганизации, обладают ограниченными правами (порой исследователи именуют их “суверенными правами”), включая принятие собственной конституции;

- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается в принципе федеральной конституцией; более подробно - федеральными законами, а в ряде деталей - договорами федерации и субъектов или их органов власти, и т. д.

Таким образом, федерация - это соединение нескольких государственно-территориальных образований в интересах достижения ими общих целей при условии сохранения за каждым членом федерации определенной самостоятельности в рамках единого государства.

Родоначальником учения о федерации считается Иоханнес Альтузиус (1561-1638), разработавший “федеральную теорию народного суверенитета” на основе принципа союза, согласно которой федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размеру союзами - начиная с семьи вплоть до государства[1].

Впрочем, это не единственное видение федерации. Среди признаков федеративной формы государственного устройства другими авторами выделяются следующие:

- два уровня правления осуществляют свою власть в отношении одной и той же территории и одного и того же населения;

- каждый уровень имеет по крайней мере одну сферу, в которой он является автономным;

- имеются определенные гарантии автономности каждого уровня правления в своей собственной сфере[2].

“Федерализм” - понятие более широкое, чем “федерация”.

Федерализм - это принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.

Федерализм - это отражение характера связи между людьми, их стремления к единению, приобщенности к идеям единства мира, божественного договора и гражданского согласия[3]. Существует и другое определение: федерализм - это не совокупность норм, а процесс разрешения конфликтов[4]; в то же время федерализм не сравним с “пожарной командой”[5]; федерализм - это организационное сообщество, призванное удовлетворять потребности людей и интересы государственных институтов, территориально распространяющее политическую власть во имя свободы и одновременно концентрирующее ее от имени единого правительства[6].

Федерализм - это ”форма, которая позволяет в границах большого государственного образования сохранить исторически сложившееся многообразие традиций, обычаев, культуры различных групп и слоев народа и наций”[7]; одновременно с этим, федерализм - это не только средство решения национального вопроса, но и форма демократизации управления государством[8], так как “система частично совпадающих юрисдикций и дробления властных полномочий в гораздо большей степени отвечает введенному Максом Вебером критерию демократического управления, нежели нависающая над обществом система бюрократической администрации”[9].

Федерализм - “это средство обеспечения свободы”[10]. “Волеизъявление формирующих гражданскую нацию свободных индивидов, а не “торг” между федеральной властью и властью регионов - вот новое и подлинное понимание сути федерализма”[11].

Нынешнее федеративное устройство России было закреплено в Конституции 1993 г., однако его фактическое существование началось несколько ранее - в момент появления государства “Российская Федерация” (1990 - 91 гг.)[111]. До 1990 г. Россия под названием “РСФСР” была частью Союза ССР. Оба эти государства провозглашались федеративными, однако, федеративное устройство их, по сути, носило формальный характер (особенно в РСФСР), что было отмечено многими учеными как в России, так и за рубежом[112]. Если же взять еще более ранний, дореволюционный период, когда Россия была частью Российской Империи, то сомневаться в унитарном характере государства не приходится. Таким образом, образование Российской Федерации шло “сверху”.

Сторонники образования Российской Федерации “снизу” отрицают существование государства с названием “Российская Федерация” в период с 1990 г. по 1992 г. (год подписания Федеративного Договора) или по год подписания двустороннего договора с каждым конкретным субъектом федерации. Складывается следующая картина создания Российской Федерации.

1990 год. Принятие почти всеми автономными республиками в составе РСФСР деклараций о государственном суверенитете, провозгласивших: всю полноту государственной власти республик на их территории; договорный характер отношений с РФ; верховенство республиканского законодательства над общефедеральным и т.п. Принятие декларации означало преобразование автономного образования в республику - независимое и суверенное государство.

1992 год. Суверенные государства - республики подписывают Федеративный Договор, на основании которого входят в состав Российской Федерации, сохраняя, однако, за собой право самостоятельно решать вопрос о своем выходе из состава РФ (как заявил представитель одной из республик: “мы заключили.... договор, на каких условиях мы остаемся в составе Российской Федерации”[113]). Так же самостоятельно республики могут решать, какие предметы им передать в ведение Федерации, а какие оставить себе. Республики, не подписавшие Федеративный Договор, продолжают считать себя суверенными (Чечня, например); другие, как Татарстан, тем более считают себя суверенными, так как подписали с федеральным центром двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, на основании которых они “ассоциировались” с Российской Федерацией.

Очевидно, что подобное видение событий расходится с действительностью.

Во-первых, нет фактических данных о том, что в период с 1990 по 1992 годы государство “Российская Федерация” не существовало. А если и представить себе такую ситуацию, при которой Российская Федерация не существовала бы, то с кем тогда субъекты Федерации заключали “федеративный” договор и двусторонние договоры? Субъекты заключали Федеративный договор 1992 г. и двусторонние договоры не друг с другом, как бы они должны были это делать при образовании союза государств “снизу”, а с уже существующим федеральным центром, формально подчиняясь ему.

Во-вторых, в качестве аргумента в пользу полного государственного суверенитета субъектов РФ (в основном республик) выдвигается принятие ими деклараций о государственном суверенитете и внесение изменений, связанных с объявлением себя независимыми государствами, субъектами международного права, в собственные конституции. Данный вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в деле о проверке конституционности декларации о государственном суверенитете[114] и законов Республики Татарстан об изменении и дополнении Конституции Татарстана[115] и проведения референдума[116]. В ходе принятия решения по делу преимущество имела следующая позиция: ”Конституционный Суд с пониманием относится к стремлению многонационального народа Татарстана развивать государственность республики..., но не может оставить без внимания тот факт, что Декларация не упоминает о том, что республика состоит в Российской Федерации”[117]. В результате, были признаны неконституционными нормативные статьи Декларации (ст. 5 и 6), противоречащие ст. 81 Конституции РСФСР[118], ст. 4 Закона об изменении Конституции, противоречащая ст. 71 и 78 Конституции РСФСР, и постановление о проведении референдума, противоречащее ст. 70 Конституции РСФСР. Верховный Совет Татарстана превысил полномочия, вынеся 21 марта 1992 г. на референдум следующий вопрос: ”Согласны ли вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими государствами на основе равноправных договоров”. Причины признания актов неконституционными неоднократно упоминались автором: провозглашенный Декларацией принцип верховенства Конституции и законов Татарстана противоречит статусу республики в федеративном государстве; за формулировкой референдума кроется решение о государственной независимости; проведение подобных референдумов не предусмотрено законодательством Российской Федерации; на референдум не могут выноситься вопросы, не относящиеся к ведению республики; Татарстан не может присвоить себе право в одностороннем порядке вносить принципиальные изменения в свой статус; отношения Российской Федерации со своими субъектами строятся не на основе договора, а на конституционной основе, и т.п. Непонятно также, каким образом могут заключать договор на равных основаниях Федерация со своим субъектом. То есть, решением Конституционного Суда была подтверждена незаконность вышеупомянутых актов, а, значит, и их недействительность. Декларация о государственном суверенитете Татарстана и аналогичные декларации других республик не могли породить такого последствия, как выход республик из состава Федерации, так как они вообще не могли иметь никаких юридических последствий, ибо содержащиеся в них нормы неконституционны.

Таким образом, было подтверждено вхождение республик в состав Российской Федерации, и ни о каком образовании федерации “снизу” не может быть речи, так как почти все права, полученные субъектами сверх положенного им по Конституции РФ, были получены ими от центра, “сверху”. Неизбежно встает вопрос, - а зачем все это нужно субъектам Федерации? Зачем нагромождать замысловатые и юридически бессмысленные конструкции? Неужели только для подтверждения версии о возникновении Российской Федерации “снизу”, ее договорном характере? Представляется, что в субъектах РФ сильны заблуждения относительно преимуществ в статусе, которые якобы предоставляет им договорная федерация “снизу”. На самом деле, действительный статус конкретных субъектов федерации практически не связан со способом образования федерации; еще менее связан с ним порядок получения от центра привилегий, удовлетворяющих сиюминутные запросы субъектов Федерации.

Но даже не принимая во внимание способ образования федерации, было бы гораздо полезнее и удобнее подчеркивать именно позитивную роль федерализма как федерализма объединяющего. “Наряду с федерализмом, как объединительным орудием, выставляется иногда федерализм на почве различных партикуляристических стремлений, особенно национальных, как форма раздробления единого государства на самостоятельные и лишь договором соединенные части. Но такое понимание федерализма противоречит всей его исторической роли"[119].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: