Глава II. Основные положения русской национальной школы, используемые в классе педагогической практики Томского музыкального колледжа им. Э.В. Денисова




Применение положений русской национальной школы

Пения в классе педагогической практики

Описание работы с ученицей в рамках пассивной практики

Педагогическая практика состояла из двух разделов.

I – пассивная практика, II – активная практика.

Уроки пассивной практики проходим в классе педагога Акимкиной Т.П. с ученицей I курса Волынкиной Екатериной. На уроках педагог обсуждала вокально-технические приемы, указывала пути исправления недостатков, указывались положительные стороны исполнения. Большое внимание уделялось развитию вокально-исполнительской стороне. Ученица находиться в стадии заключительной мутации, для которой характерны и имеют место незначительный сип голоса, быстрая усталость, голос красивый по тембру, легко идущий на верх. На уроках Татьяны Петровны началась работа над дыханием, звукообразованием и вокально-исполнительской стороной.

Основной метод её работы – концентрический. Велась работа над дыханием, звукообразованием по всем положениям русской национальной школы пения. Все приемы, используемые на уроках совместно обсуждались находились пути исправления недостатков звукообразования

Занятия со студенткой Волынкиной Екатериной (I Курса) началось со следующих распевок:

1)На слог «да-дэ-ди-до-ду» на одном звуке в восходящем полутоновом движении. Данная распевка развивает вокальное дыхание, освобождает челюсть и округляет звук.

2) Нисходящее поступенное движение в пределах чистой квинты на слог

«зи-я». Задача данной распевки приблизить звук и развить резонаторы.

 

И. Велинская. Вокализ №35.

Перед студенткой поставлена задача исполнения на легато, снимать с дыхания, интонационная точность. Студентка на замечания педагога реагировала осмысленно, работала с интересом.

П. Векерлен. «Менуэт Мартини».

Педагогом поставлена задача приблизить звук, работа над дикцией, звуковедением и эмоциональным исполнением произведения. Урок прошел на хорошей динамике. Студентка грамотно работала на протяжении всего урока.

Перед студенткой ставились задачи и указывались пути выполнения. Каждой из примеров, используемых на занятиях, обьяснялась, определялось правильное и не правильное исполнение. За основу брался концентрический метод М.И. Глинки, как основы русской вокальной школы.

 

Описание работы с ученицей в рамках активной практики

Активная практика.

Работа была проведена с ученицей Бурлей Алёной, 8кл, 15 лет. Алёна обладает приятным голосом, достаточным диапазоном для своего возраста. Существенные проблемы представляет мутационный период: быстрая утомляемость, сип голоса, имеют место дефекты. Работа с ученицей строилась по системе русской национальной школы. Проводилась работа над нижне-реберным диафрагмальным дыханием при этом учитывались возрастные особенности ученицы, большее внимание уделялось продолжительности выдоха, исключался перегруз. При работе над звуком обращалось внимание на прямое попадание в ноту, исключались подьезды, форсировка звука, уделялось внимание на легатное, мягкое звукоизвлечение. Проводилась работа над вокально-исполнительской стороной, большое внимание уделялось взаимосвязи слова и музыки, что является неотьемлемой частью русской национальной вокальной школы. Ученица имела дефекты звукообразования:

1) Зажим челюсти, причиной которого является неразвитое певческое дыхание.

2) Вялая подача звука, причиной которой также является отсутствие певческого дыхания.

Пути исправления.

В работе над распевками удалось добиться свободы челюсти и активной подачи звука.

В работе над «Вокализом» ученица освободила корпус, голос пощел яркий и приятный. Вокализ.

Польская народная песня «Висла» (обработка В. Иванкова.)

Работа над активизацией согласной и мягкой подачей звука, над грамотной фразировкой и динамическим разнообразием.

В результате занятия удалось добиться грамотной подачи звука.

Занятия проводились по традиционной форме урока, состоящего из распевки и работы над произведением.

1)На слог «да-дэ-ди-до-ду» на одном звуке в восходящем полутоновом движении. Данная распевка развивает вокальное дыхание, освобождает челюсть и округляет звук.

2) Нисходящее поступенное движение в пределах чистой квинты на слог

«зи-я». Задача данной распевки приблизить звук и развить резонаторы.

Итоги подводились на экзамене. Ученица в основном выполнила все требования, предъявляемые ей в процессе урока.

 

Заключение

 

Русская национальная школа пения складывалась как самобытное национальное явление, берущая своё начало от народной песни и церковной музыки. Пройдя становление от первых музыкальных спектаклей доклассического периода, дойдя до середины XIX века, времени, связанного с созданием русской музыкальной классики, национальной классической музыкальной школы, начало которой положил М.Глинка, она сложилась в целом и была продолжена и развита с приходом в музыку композиторов П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, М.Мусоргского. Эту школу отличают техническое совершенство наряду с художественно исполнительским мастерством.

Основные положения русской национальной школы пения:

1. Основа – кантиленная манера пения, идущая от певучести русского языка, и как одно из целей ее достижения – опёртое нижнерёберное-диафрагматическое дыхание.

2. Концентрический метод в постановке голоса, предполагающий развитие его от середины в сторону расширения вверх и вниз.

3. Округлое, ровное по всему диапазону звучание голоса.

4. Большое единство музыкального и драматического развития, большая связь слова и музыки, где основой является слово, гибкая фразировка.

5. Полное отрицание форсировки.

6. Прямое, без «подъездов» попадание в звук.

7. Владение приемами речитатива, приближающего правильно оформленный звук к интонации речи (что раздвигает рамки выразительных возможностей)

Меняется время, меняется музыкальный язык, происходит расширение рамок русской национальной школы пения. Но основные его положения, дающие русским певцам возможность справляться с произведениями любой трудности мировой вокальной классики, остаются, прославляя нашу отечественную школу, ставя ее в один ряд с лучшими вокальными школами мира.

 

 

 

Cписок литературы:

 

1. Багадуров Е. Очерки истории вокальной педагогики. М., Государственное издание, 1956

2. Нестеренко Е. Размышление о профессии. М., Искусство, 1985

3. Шаляпин Ф. Маска и душа. М., Книжная палата, 1990

4. Ярославцева Л. Опера. Певцы. Вокальные школы. М., «Золотое руно», 2004

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: