В промышленно развитых странах




Государственное регулирование инновационного развития

Роль государства в системе инновационного развития заключается в оказании поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность. В частности, к функциям государства относятся:

1. Формирование государственной инновационной инфраструктуры, которое заключается в создании сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.

2. Организация мер по формированию рынка инноваций, что может заключаться как в организации выставок, бирж, ярмарок, размещении информации в государственных изданиях, так и в участии государства в качестве агента, например, при покупке и продаже лицензий.

3. Осуществление мониторинга и прогнозирования инновационных процессов в стране и за рубежом и широкое внедрение наиболее эффективных передовых технологий.

4. Осуществление государственной экспертизы инновационных проектов, для оценки их возможных эффектов в общеэкономическом масштабе.

5. Предоставление льгот по оплате государственных услуг инновационным организациям.

6. Предоставление инновационным организациям налоговых льгот.

7. Предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд.

8. Создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами.

9. Снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей.

10. Создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности.

11. Создание сети технополисов, технопарков и т.п.

12. Пропаганда инновационной деятельности и моральная поддержка инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий).

 

Государственная инновационная стратегия: типы

В условиях перехода к экономике знаний наличие и реализация инновационной стратегии - необходимое условие динамичного развития, как национальной экономики, так и отдельных хозяйствующих субъектов.

Главная функция инновационной стратегии заключается в определении основных долговременных направлений научных разработок, внедрении нововведений, обеспечении ресурсами для достижения поставленных целей. Государство гармонизирует интересы участников процесса, контролирует и регулирует инновационную деятельность.

На выбор стратегии влияют достигнутый уровень общественного развития, финансовые и материально-технические ресурсы государства. Отечественные ученые различают три типа инновационной стратегии: "переноса", "заимствования" и "наращивания".

Стратегия "переноса" состоит в том, что для освоения производства новой продукции за рубежом закупаются лицензии на новейшие высокоэффективные научные и производственно-технологические достижения. Это делается с целью экономии времени и средств для создания и развития собственного научно-производственного потенциала, который через определенный период времени сможет обеспечить весь инновационный цикл - от фундаментальных исследований и разработок до внедрения инноваций (стратегия Японии в послевоенные годы).

Стратегия "заимствования" заключается в использовании дешевой рабочей силы для освоения выпуска продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах. Этим обеспечивается стимулирование и развитие собственного производства и научно-технического потенциала (используется в Китае и в ряде стран Юго-Восточной Азии).

Стратегию "наращивания" предпочитают страны, где наряду с развитием собственного научно-технического потенциала используют достижения ученых и конструкторов других стран, в том числе для разработки новшеств и их внедрения в производство и в социальную сферу (США, Англия, Германия, Франция и др.).

Общим для названных видов стратегий является стимулирование инновационной деятельности с целью достижения прогресса в экономике и перехода к инновационному развитию. Государственная инновационная стратегия - это объединение усилий науки, производства и образования, создание благоприятных институциональных условий для новаторов и предпринимателей, чтобы обеспечить конкурентоспособность и переход страны в число лидеров.

Регулирование инновационной деятельности

в промышленно развитых странах

Существуют также и другие классификации (типы) государственных инновационных стратегий. По уровню и формам поддержки выделяют такие государственные стратегии, как активного вмешательства, децентрализованного регулирования и смешанные.

В настоящее время также можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран.

1) Предоставление налоговых льгот предприятиям, активно занимающимся инновационной деятельностью.

Виды налоговых льгот, которые применяются в мировой практике для стимуляции инновационных процессов:

- предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

- «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

- снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям и др.

2) Государственное стимулирование создания венчурных фирм и исследовательских центров.

Американский метод инноваций - это венчурное или рисковое предпринимательство. Инноваторам и инициаторами в этом виде предпринимательства чаще всего выступают талантливые инженеры, изобретатели, ученые. Они хотят разрабатывать свои идеи, кажущиеся им перспективными, но избежать ограничений, которые накладывает на них работа в лабораториях крупных фирм или корпораций, подчиненных в своей деятельности жестким программа и централизованным планам. В этом случае творческих потенциал ученых свободен от влияния управленческой бюрократии, а зн., может максимально проявиться и реализоваться.

Капитал, необходимый для финансирования исследований, предприниматели получают от крупных корпораций, частных фондов или государства на льготных условиях, позволяющих им свободно распоряжаться этими средствами для научных целей. Однако, капитал, занятый в рисковом бизнесе, невелик. Это связано не в последнюю очередь с рискованностью предприятия. Большой процент фирм, работающих в данной сфере, разоряется. Несмотря на это, рисковая форма организации поисковых разработок получила распространение и в ряде других стран.

В США государство стимулирует создание венчурных фирм и исследовательских центров. Так, в первые пять лет они полностью или частично могут финансироваться из федерального бюджета. Используется также практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

В США действует много инвестиционных фондов, которые своей целью ставят финансовую поддержку как мелких фирм-инноваторов, так и отдельных изобретателей-одиночек. Важную роль в инвестировании малых форм играет Национальный научный фонд США, который не только кредитует инновационные компании, но и занимается выдачей им грантов - безвозмездных целевых субсидий.

3а) Японская модель организации инновационного процесса в крупных фирмах основана на принципах тесной кооперации науки и производства. В Японии была разработана и отработана система организации поисковых работ и внедрения их результатов. Некоторые исследователи считают, что именно новые формы кооперации в исследовательском и внедренческом процессе позволили японцам занять лидирующее место в ряде отраслей (напр., в разработке электронно-вычислительной техники).

Государственная политика Японии направлена на превращения страны из импортера лицензий в экспортера. Государственные расходы на НИОКР в Японии достигают 3,5% ВВП и идут в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей.

3б) В европейских странах в качестве метода повышения эффективности инновационной деятельности используется международная межфирменная кооперация. Так, с начала 1980-х годов здесь постоянно появляются совместные международные проекты фирм на ключевых направлениях научно-технического прогресса. Целью создания подобных проектов, является распространение результатов исследований и «ноу-хау» между участниками проекта для дальнейшего самостоятельного производства.

Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана – «Кооперация между странами в области инноваций» - предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями – специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне.

Если за основу выделения моделей инновационного развития взять другой критерий, а именно механизм соединения научных открытий с технологией, технологии – с производством, производства – с обществом, то можно выделить шесть моделей[1].

Модель «инновационная среда», примером которой является Силиконовая долина в Калифорнии (США). Здесь представлены 4 обязательных элемента, необходимых для инновационного и технологического развития: наука, представленная крупными научно-исследовательскими и экспериментальными центрами; крупный частный капитал; современно оснащенные многопрофильные предприятия; высококвалифицированные инженеры и рабочие. Отличительной особенностью этой модели является концентрация всех факторов на небольшой по площади территории, а также высокой степенью децентрализации.

В основе функционирования второй модели лежит деятельность ТНК, обладающей необходимым капиталом, располагающей комплексом предприятий с современным уровнем производственных процессов, на которых работают квалифицированные специалисты, а также собственными научно-исследовательскими центрами, или финансирующей разработки в крупных университетских центрах. ТНК соединяет в себе все элементы «инновационной среды», заменяя при этом децентрализованность взаимосвязей диктатом своих интересов.

Третья модель базируется на государственном протекционизме. Правительство страны оказывает поддержку технологическим инновациям через национальные частные фирмы в условиях закрытого национального рынка для иностранных компаний. Этой модели следовали правительства Японии и Республики Корея, сначала поощряя национальные компании внутри страны, а затем, помогая им выходить со своей продукцией, произведенной с помощью новейших технологий, на мировой рынок.

Четвертая модель похожа на предыдущую, но с той разницей, что национальные экономические границы остаются открытыми, а государство поддерживает национальные компании в открытой международной конкурентной борьбе на мировом рынке.

Пятую модель можно определить как «военную», т.к. целью технологических инноваций является достижение военного превосходства. С одной стороны, эта модель является очень сильным стимулом для поддержания динамики государственного развития в технологической области. С другой стороны, все военные технологии являются секретными, что мешает им широко распространяться на все общество в целом, а кроме того, исключает их из процесса обмена информацией. В свою очередь, это приводит к тому, что засекреченная технология постепенно устаревает, а военная модель убивает сама себя. Военная модель была реализована в СССР, а ее элементы в США.

Шестая модель – это модель, которой следует Евросоюз. В ее основу положено сотрудничество между различными правительствами и частными компаниями различных стран. Можно сказать, что это модель инновационной среды, вынесенная за национальные рамки. Международная экспертная комиссия, принимая решение о финансировании, ориентируется не на национальные интересы, а на динамичное развитие всей системы европейской экономики.

Одним из способов технологического развития, проявляющимся в рамках основных моделей и не имеющим широкого самостоятельного практического применения, является «диффузия инноваций». Суть этого способа во внедрении уже имеющихся передовых технологий в промышленные и управленческие структуры. Данный способ имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам относятся быстрое внедрение и применение новых технологий, а к недостаткам – зависимость возможностей применения от существующей технологической базы конкретного предприятия и возможностей его адаптации к новым технологиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: