МПС
всесоюзный заочный техникум
Железнодорожного транспорта
Задания разработаны по программе,
утвержденной ГУУЗом МПС в 1983г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора техникума
по учебной работе
Е.Ф.Отвечалима
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА:
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Контрольные задания 1, 2, 3, 4, 5 с программой; краткими методическими указаниями для учащихся-заочников специальностей №1602 «Тепловозное хозяйство» «Электротяговое хозяйство железных дорог», №621 «Изотермический подвижной состав и холодильное хозяйство»
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Контрольные задания 1, 2, 3, 4 с программой и краткими методическими указаниями для учащихся-заочников специальности «Энергоснабжение и энергетическое хозяйство железнодорожного транспорта»
ВНИМАНИЮ УЧАЩИХСЯ
После изучение предмета и сдачи экзамена брошюру следует вернуть в заочное отделение или в УКП, к которому Вы прикреплены.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учащиеся специальностей «Тепловозное хозяйство», «Электротяговое хозяйство железных дорог» и «Изотерми-ческий подвижной состав и холодильное хозяйство» изучают предмет «Электротехника, и электрические измерения» и выполняют 5 контрольных работ.
Учащиеся специальности «Энергоснабжение и энергетическое хозяйство железнодорожного транспорта» изучают предмет «Электротехника» н выполняют 4 контрольные работы.
Программа предмета «Электротехника» предусматривает, изучение физических процессов, происходящих в цепях постоянного.и переменного тока, законов, которым подчинены эти процессы, и методов расчета электрических цепей.
В разделе, 6 «Электрические измерения» предусматривается изучение принципов работы, схем, конструкций, способов включения измерительных приборов и методики общих измерений электрических величин в электротехнических. устройствах железнодорожного транспорта.
При изучении программного материала следует руководствоваться решениями партии и правительства, по техническому совершенствованию производства, по дальнейшему развитию энергетики, электрификации железнодорожного транспорта и автоматизации производственных процессов. Следует также уделять внимание вопросам экономики, стандартизации, экологии, техники безопасности.
Для учащегося — заочника основным методом изучения предмета является самостоятельная работа с учебником. Учеба должна быть систематической и проводиться по индивидуальному плану, составленному самим заочником в. соответствии с учебным графиком.
Изучая каждый раздел программы, необходимо понять физическую сущность явлений, усвоить основные понятия об электрических величинах, а также закономерности, определяющие связь и зависимость между «ими, научиться производить расчеты.
Материал программы разделен на задания. После изучения материала каждого задания учащиеся выполняют домашнюю контрольную работу.
Задания на контрольные работы составлены в 50 вариантах. Вариант контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра учащегося.
Ниже приводится таблица вариантов. Она справедлива для всех контрольных работ.
№ варианта | Две послед-ние цифры шифра учащее-гося | Номер задач | № варианта | Две после-дние цифры шифра учаще-гося | Номер задач |
01 51 02 52 03 53 04 54 05 55 06 56 07 57 08 58 09 59 10 60 11 61 12 62 13 63 14 64 15 65 16 66 17 67 18 68 19 69 20 70 21 71 22 72 23 73 24 74 25 75 | 1, 7, 13, 19, 21, 30 3, 6, 14, 20, 22, 28 5, 8, 15, 16, 25, 29 2, 9, 11, 17, 24, 27 4, 10, 12, 18, 23, 26 2, 7, 14, 20, 22, 29 4, 6, 15, 16, 21, 28 1, 8, 11, 17, 24, 30 3, 9, 12, 18, 23, 27 1, 6, 11, 16, 25, 26 2, 7, 7, 11, 16, 22, 28 3, 8, 12, 16, 21, 27 4, 9, 12, 17, 23, 28 5, 10, 12, 17, 25, 30 3, 9, 15, 20, 21, 29 2, 8 15, 17, 22, 30 4, 10, 15, 19, 25, 27 1, 6, 13, 17, 23, 29 3, 7, 15, 16, 24, 28 5, 6, 14, 17, 21, 26 2, 8, 12, 18, 21, 27 1, 10, 14, 20, 23, 30 1, 7, 12, 17, 23, 29 2, 9, 13, 18, 22, 27 3, 9, 13, 17, 25, 28 | 26 76 27 77 28 78 29 79 30 80 31 81 32 82 33 83 34 84 35 85 36 86 37 87 38 88 39 89 40 90 41 91 42 92 43 93 44 94 45 95 46 96 47 97 48 98 49 99 50 00 | 4, 6, 14, 19, 22, 26 5, 6, 13, 18, 24, 29 1, 8, 14, 20, 25, 26 4, 7, 11, 17, 23, 28 1, 6, 12, 18, 25, 27 4, 9, 13, 19, 23, 26 2, 20, 15, 16, 22, 30 1, 8, 13, 18, 21, 29 2, 10, 14, 19, 24, 26 3, 10, 14, 18, 25, 29 4, 7, 15, 20, 24, 28 5, 7, 14, 19, 22, 29 1, 9, 15, 16, 21, 30 5, 7, 12, 18, 23, 27 3, 8, 13, 19, 21, 28 5, 9, 14, 20, 22, 26 3, 10, 11, 17, 24, 30 1, 9, 14, 19, 25, 28 2, 6, 15, 20, 23, 29 3, 6, 15, 19, 21, 26 4, 8, 11, 16, 23, 30 5, 9, 11, 16, 24, 27 5, 10, 13, 19, 23, 29 3, 7, 11, 20, 25, 30 2, 6, 13, 19, 22, 28 |
В данной брошюре к каждой контрольной работе даны методические указания с стримерами решения типовых задач.
Программой предмета предусмотрено выполнение лабораторных работ. Количество и содержание лабораторных работ утверждается предметной (цикловой) комиссией в пределах часов, предусмотренных учебным планом специальности. Лабораторные работы выполняются в сроки, предусмотренные учебным графиком.
Явка, учащихся на лабораторные занятия обязательна, в противном случае учащиеся выбывают из графика работы группы.
Выполнение лабораторных работ позволяет учащимся понять сущность рассматриваемых физических процессов, ознакомиться с электроизмерительными приборами,
Приобрести практические навыки в составлении электрических цепей, в измерении электрических параметров цепей в реальных условиях, в соблюдении правил техники безопасности.
При изучении предмета и выполнении лабораторных и контрольных работ следует пользоваться Международной системой единиц СИ — см. приложение.
По предмету «Электротехника и электрические измерения»проводится два экзамена: первый по заданиям 1, 2, 3; второй — по заданиям 4 и 5.
По предмету «Электротехника» проводятся также два экзамена: первый — по заданиям 1, 2, 3; второй —по заданию4.
К экзаменам допускаются учащиеся, получившие «зачет» по контрольным и лабораторным работам, входящим в соответствующие задания. На экзамен учащийся должен представить:
1) зачтенные контрольные работы с исправлениями и дополнениями согласно рецензии преподавателя;
2) отчеты о лабораторных работах, оформленные в соответствии с действующими требованиями и зачтенные преподавателем.
При подготовке к экзаменам учащимся рекомендуется ответить па вопросы для самопроверки и подготовки к экзаменам, приведенные в настоящей брошюре.
В результате изучения предмета учащиеся должны знать основную сущность физических процессов, происходящих в электрических и электромагнитных цепях, основные законы электротехники, получить навыки сборки простейших электрических цепей, уметь пользоваться электроизмерительными приборами, производить расчеты, решать электротехнические вопросы и задачи, необходимые для успешного изучения последующих специальных предметна и практической деятельности техника.
Общие указания к выполнению и оформлению домашних контрольных работ
1. К выполнению контрольной работы учащийся может приступить только после изучения теоретического материала.
2. Каждая контрольная работа должна быть, выполнена в срок, указанный в учебном графике.
3. Каждый учащийся должен выполнить контрольную работу по определенному варианту в соответствии со своим шифром.'
4. Зная содержание программы по данному, предмету и тематику контрольных работ, необходимо наметить план изучения теоретического материала с учетом параллельного выполнения контрольных работ, т. е. решения соответствующих задач.
5. Каждая, контрольная работа выполняется в отдельной ученической тетради в клетку, условия задач переписываются полностью. Формулы и расчеты пишутся чернилами, тщательно и аккуратно, без помарок.
С левой стороны каждого листа необходимо оставлять поля шириной не менее 3 см для замечаний рецензента. При оформлении контрольной работы учащийся не должен пользоваться красными чернилами или пастой, это затрудняет работу рецензента.
6. Прежде всего учащийся должен изучить условие задачи, уяснить, какие величины являются заданными и какие искомыми, сделать, краткую запись условия задачи.
7. Составить и вычертить электрическую схему, соответствующую условию задачи, и показать на ней заданные и искомые величины, а также их направления согласно ГОСТ 2721-68 Схемы, векторные диаграммы и графики должны выполняться карандашом с применением чертежных инструментов. При выполнении схем следует пользоваться условными графическими обозначениями, установленными ГОСТами.
8. Решения задачи необходимо сопровождать краткими и четкими пояснениями.
9. Вычисления следует производить необходимой точности. Считается нормальной та степень точности, которая достигается при пользовании счетной линейкой, длина которой 25 см.
10. Обозначения электрических величин в тексте, в формулах, на векторных диаграммах или графиках, а также на электрических схемах должны быть одинаковыми и соответствовать ГОСТу. Необходимо обратить внимание на правильную запись буквенных обозначений величин с индексами, например, , а не и т. д.
11. При решении задач следует пользоваться Международной системой единиц СИ. Буквенные Обозначения единиц измерения ставятся только, возле окончательного результата и в скобки не заключаются, например, 5А, 220 В; 600 Вт. В промежуточных расчетах единицы измерения величин указывать не следует.
В приложении приведены наименования и обозначения величин и единиц измерения в Международной системе единиц СИ.
12. При решении задач нередко приходится иметь дело с кратными или дольными единицами измерения. Например, R = 7,2МОм (мегаом); =500 кГц (килогерц); L = 25 мГ (миллигенри); С = 40 мкФ (микрофарад) и т. д. При расчетах.в формулы все величины должны быть подставлены в единицах, соответствующих Международной системе единиц СИ. Поэтому нужно знать, что наименование кратных и дольных единиц образуется путем прибавления соответствующих приставок наименованиям основных единиц измерения величин. В приложении приведены наименования этих приставок и их соотношение с основной единицей измерения.
13. Векторные диаграммы и графики должны быть построены в масштабе на миллиметровой бумаге или на бумаге в клешу и иметь размеры не менее 8x8 см. Принятые масштабы должны быть указаны.
14. В конце контрольной работы необходимо ставить подпись и дату ее выполнения.
15. В контрольной работе учащийся должен показать:
а) знание основного материала соответствующего раздела программы, а также ранее изученных дисциплин;
б) умение применять полученные знания для решения поставленных в контрольной работе вопросов и задач;
в) знание электротехнической терминологии и соответствующих ГОСТов;
г) грамотность, а также техническую культуру.
16. После получения контрольной работы с оценкой и замечаниями преподавателя учащемуся следует повторить недостаточно усвоенный материал и направить отмеченные ошибки. Все исправления следует выполнить не в тексте контрольной работы, ав конце тетради, указав номера задач. Незачтенная работа высылается на проверку с повторно выполненной работой.
Рекомендуемая литература
Основная